Не тот курс, капитан

 




 
Отдел кадров Мурманского Тралового флота. Через него проходят моряки всех специальностей, начиная с приёма на работу в плавсостав, а также в период отпусков, отгула выходных дней, нахождения в резерве и, разумеется, увольнения. Именно здесь я встретил Юрия Мокряка, своего однокашника. Вид его был подавлен.
- Представляешь, попал на БМРТ вторым помощником к неуправляемому капитану, совершенно не может держать себя в руках, разнуздан и груб, более того, в рейсе дело дошло до рукоприкладства. Однажды не выдержал и дал хорошей сдачи, в результате - безобразная сцена драки на мостике. Сейчас пытаюсь любым путём списаться с этого судна.

Сказанное Юрием меня крайне удивило. Я знал его по учёбе, как очень способного, волевого, аккуратного парня, весьма серьёзно относящегося к любому делу.
- Что за дикость, Юра, а как фамилия этого агрессора?
- Его зовут Семён Иванович Бревнов. ( фамилия, имя, отчество изменены ).
Пожелав Юрию удачи, я вернулся на борт своего судна, предстоял отход в северо- западную Атлантику.

Прошло более года. Во время очередной выгрузки у борта плавбазы, как обычно, получили почту. Просматривая центральные газеты, в "Комсомольской правде" обнаружил статью под броским названием: "Не тот курс, капитан". Речь шла о капитане ПРТ"Заполярный" Бревнове Семёне Ивановиче, нездоровой обстановке на судне, репрессивном методе отношения капитана с экипажем, его грубости, снижения качества продукции.

После подобного негатива в центральной прессе, следовали обычно оргвыводы. С приходом в порт капитан С.И. Бревнов был снят с "Заполярного" и переведён в ... Мурманский Обком Партии заведующим отделом рыбной промышленности.
Пути господа неисповедимы. После сдачи ПРТ "Ван-Дейк", я неожиданно был направлен на ПРТ "Заполярный". Его экипаж после ухода С.И.Бревнова почти полностью сменился, за исключением помполита А.В.Ярового.

На этом судне в должности старпома я проработал довольно длительное время и, пользуясь случаем, не могу не вспомнить с глубоким уважением и благодарностью опытных капитанов "Заполярного" : Глеба Павловича Осокина и Александра Алексеевича Белякова, с которыми неоднократно приходилось делить все трудности и сложности длительных рейсов, сохраняя при этом ровные, деловые и доверительные отношения.

Летом 1968 года в Атлантике возник пожар на нашем БМРТ "Маяковский". Судно полностью выгорело и затонуло, к счастью, обошлось без жертв. Начальник флота был снят и вернулся на капитанский мостик. Новым начальником Тралового флота неожиданно назначили С.И.Бревнова, о чём было сообщено всем судам в море.

Наш экипаж отнёсся к этому назначению с полным равнодушием, чего не скажешь о помполите Яровом. Этим сообщением он явно обрадован и взволнован, считая нового руководителя флота, после совместной работы на "Заполярном", как бы своим выдвиженцем.

В середине рейса С.И.Бревнов прислал в наш адрес радиограмму с указанием выслать все судовые журналы за определённый им период. Судовые журналы были собраны, упакованы и переданы лично мною капитану ПРТ "Глетчер", уходящему в порт. Через полтора месяца начальник флота присылает радиограмму с вторичным указанием проверить на борту теперь только одного судового журнала, сообщив его период и номер.

Я ещё внимательно просмотрел перечень всех заполненных судовых журналов, но такого не оказалось в наличии, о чём было сообщено С.И.Бревнову. С приходом в порт, после постановки к причалу впервые увидели нового начальника флота. К удивлению, он оказался очень небольшого роста. Некоторые комплексуют по этому поводу, подумалось, не в этом ли причина его раздражения и агрессии.

Торопливо поздоровавшись с капитаном А.А.Беляковым и, даже не поздравив традиционно экипаж с успешным окончанием длительного рейса, С.И. Бревнов уединился с помполитом в его каюте. Вскоре помполит появился у меня и попросил разрешения по просьбе начальника флота тщательно осмотреть мою каюту на предмет поиска всё того же судового журнала.

Вся каюта, включая душ и туалет, была тщательно осмотрена. Письменный стол сняли с основания, под которым обнаружили перевязанную пачку любовных писем моего предшественника, спрятанную от супруги и легкомысленно им забытую. Письма начальника не интересовали, журнал найден не был.

Через пару дней наш помполит был командирован начальником флота в Минрыбхоз. Вернувшись из командировки А.В.Яровой рассказал нам с капитаном всю эту историю с лихорадочным поиском судового журнала.

В новогоднюю ночь последнего рейса С.И.Бревнова на "Заполярном", поднявшись на мостик после застолья, Семёну Ивановичу показалось, что второй помощник находится слегка под градусом. В рулевой рубке завязалась драка, аналогичная той, о которой рассказывал мой однокашник Юрий Мокряк. Но в отличие от Юрия, второй штурман ПРТ"Заполярный" подробно описал эту безобразную сцену в судовом журнале.

На следующий день, поняв, что дело принимает серьёзный оборот явно не в его пользу, Бревнов долго уговаривает второго штурмана, а следовательно и всех остальных помощников заново переписать весь судовой журнал, что и было сделано. Обстановка на борту была явно нездоровой, но особенно капитан конфликтовал с старшим механиком, критиковавшим его по многим позициям на партийном и судовом собрании.

Критику будущий начальник флота воспринимал крайне болезненно и никогда не забывал тех от кого она исходила. В подтверждение этого, приступив к своим новым обязанностям Бревнов предложил старшему механику искать другую работу, т.е. подать на увольнение по собственному желанию. Механик категорически отказался, но несмотря на яростное сопротивление, был уволен, видимо, по сфабрикованной статье.

Возмущённый моряк стал писать во все инстанции и в одной из жалоб описал новогоднюю драку на мостике, упомянув о переписанном судовом журнале. На беду Бревнова, его старпом, у которого хранились судовые журналы, по прошествии значительного временного срока, совершенно не помнил куда делся переписанный судовой журнал и был ли он уничтожен.

Существовала опасность, что он находится на борту ПРТ"Заполярный", являясь подтверждением всех аргументов в жалобах стармеха. По этой причине начальником флота давались радиограммы в наш адрес, с приходом в порт перетряхнули всю мою каюту, после чего Бревнов, видимо, с облегчением убедился, что переписанный судовой журнал всё же уничтожен.

По месту нахождения жалоб в Минрыбхоз был откомандирован помполит Яровой А.В., который, естественно, не подтвердил ни одного из пунктов заявления потерпевшего и с чувством выполненного долга сейчас находился перед нами.
- А как быть с партийной совестью?, спросил капитан А.А.Беляков своего первого помощника. Ответа не последовало.


Рецензии
Очень легко.

Мифика Нова   28.02.2017 10:54     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.