Якуш

Сын деда Михалки – мой прадед Якуш (Желамский Яков Михайлович) с женой Желамской Феклой (Ефросиньей) Петровной произвели на свет шестерых детей:
мою бабушку Ксенью – мать моего отца,
Устинью (Устиху – на деревенский манер),
Ивана,
Агриппину (Рипу),
Дарью (Дарку),
Прасковью (Проску). 

У них было еще 4 сына, которые умерли в раннем возрасте, т.к. у Феклы был отрицательный резус-фактор.  Якуш и Фекла жили на Ласино, затем в Засеках, и похоронены в Сельцах, прямо под часовней, на Якименковых могилках.  У моей двоюродной тети Лиды (Лидия Ивановна Желамская) есть фотография деда Якова и бабы Феклы.  Потом добавлю к этому посту.

Молва гласит, что Яков Михайлович  был членом сената от Псковской (Витебской) губернии.  Без комментариев.

Жили они сначала напротив Романишны – дома, где теперь отставной мент живет – Егорёнок на местном наречии, т.е. Егорович – Николай Георгиевич – без поллитры не догадаешься. 

Далее.  В 30-м году Яков с женой и Ксенья и с зятем Семёном – моим дедом, поехали в Сибирь (под Омск) за лучшей жизнью, и перед этим продали свой дом, который сразу увезли покупатели. В Сибири пробыли всего несколько месяцев, меньше года. Ксенья там родила ребенка, который вскоре умер, но другие дети – Василий (мой отец), Нина, Катя там были и выжили.

Вернулись на Ласино, снова купили дом и поставили на старом месте.

Версия возвращения такая – мужики уже пахали землю, а когда боронили, то каждая борона  «притягивала кучу гадов» – змей, которых там было ужасно много. И бабы сказали: «Жить тут невозможно - возвращаемся».

Потом уже я выяснил, что часть наших мужиков, все-таки, осталась в Сибири, и там до сих пор живут и развиваются наши родственники – потомки тех первых переселенцев.  Живут  сейчас под Омском Желамские, в частности,  в деревне с названием Чернецовка – искаженное Чернецово, которые переселенцы привезли туда из наших мест.  Несколько сибирских родственников есть у меня «в друзьях в контакте». Позже эту линию надо будет развить, и пригласить их всех на историческую родину, на Псковщину. 

Далее,  при образовании колхозов Яков перенес новый дом на существующее место, т.к. «там земля лучше». Затем Яков переехал в Засеки, и вскоре умер в 32-м году. Таким образом – существующий сейчас на Ласино дом, в котором до сих пор живет мой двоюродный брат, построен – куплен еще при Якове Михайловиче, и при его активном участии. Брат говорит, это дом построен в 38-м году, но, похоже, что раньше – до 32-го.

Другой дом, построенный Яковом для себя в Засеках, перевезли в Ласино в финскую войну. Сейчас это «Боцманов» дом. В этом доме после смерти Якова остался жить его сын Иван Яковлевич с женой Ефросиньей, которая умерла в 38-м году, а в 39-м весной Иван Яковлевич женился вновь на Вере Нестеровне, которая и продала этот дом Дмитрию Филипповичу Желамскому - «Боцману» в 74-75 гг. Моя двоюродная тетушка Дина Ивановна – дочь Ивана Яковлевича жила с мачехой в этом доме до своих 20-ти лет, а теперь благополучно здравствует в Лешнях.

Вот что известно про прадеда Якова Михайловича. Тоже не очень много. Бог даст, буду развивать…


Рецензии