Извечный Милый Друг
Однако после ознакомления с историей того времени, с жизнью самого Мопассана, я поняла, что Жорж Дюруа вполне вписывается и даже соответствует широкой панораме социально - политической жизни Франции времён Третьей Республики. Ленивый бедный молодой человек всего лишь решил покорить Париж – вполне традиционная для Французской реалистической литературы тема. Но если подумать, то кто из героев «Милого друга» не стремился что-либо покорить и завое-вать? Ничего плохого в таком желании, конечно, нет, но какими способами их стремились осуществить? Форестье стал уважаемым и успешным за счет жены Мадлены; она же – за счет не только обаяния и ума, но хитрости, связей и своего богатого попечителя. Что уже говорить и о господине Вальтере и министре иностранных дел – они заработали миллионы на тайной скупке облигаций. После таких наблюдений можно сделать вывод, ограничившись знаменитой фразой доктора Хауса, уже ставшей афоризмом – «Все врут». Вот только Дюруа не имел ничего, потому прибегал к самым разнообразным и подлым хитростям, которым названием в основном были «женщины», хотя и в качестве оправдания звучит это как-то не убедительно.
Но не будем забывать, что и сам Мопассан был не просто писателем, но одно время чиновником и хроникёром (в газете «Голуа»), как, кстати, и его герой Жорж Дюруа. То есть выливая сатиру на подобные явления того времени, писатель не просто предполагал, но знал наверняка на что именно обрушивает свою критику. Произведение предстает перед нами в виде монографии парижской прессы по мере того, как сам Мопассан переносит туда свой личный опыт работы хроникёром – уж он-то знал светскую жизнь изнутри.
На фоне колониальной политики, Мопассан показывает тесную связь между капитализмом, прессой и политикой, но и не забывает про влияние женщин на все эти процессы, хоть они и были официально удалены от политики со времен Кодекса Наполеона. Пусть они и остаются в тени, но это не мешает им советовать и даже руководить. В некоторой степени они выступают катализаторами или кукловодами мужских душ, порывов, действий, а, следовательно, и политики и общественных явлений.
В этом романе обыгрываются извечные темы: власть, деньги, любовь. И мы лишь сами можем сделать вывод – что продается, что покупается, и чего это нам может стоить.
В «Милом Друге» Мопассан стремится к реализму. Иногда он предстает перед нами безоценочным, иногда - субъективным. Писатель пытается отразить чистые факты и поступки взамен психологического исследования, поскольку психология должна быть скрыта в книге так же, как она спрятана в реальности за настоящими поступками.
Действия Дюруа сложно назвать поступками с большой буквы, скорее различного рода махинациями, однако он отражал эпоху, в которой жил. Жорж выступил неким зеркалом, в которое общество смотрелось и сначала восхищалось успешными и остроумными самими собой, а потом, дойдя до сути, всплескивало руками и негодовало, но ничего не могло поделать – ибо что поделаешь с собственной сутью?
До самой последней строчки все свои надежды я возлагала на Клотильду де Марель – женщину, страстно любившую Дюруа, но осознающую его истинную сущность. Я ждала, что она встанет и выстрелит в обольстительного подлеца, тем самым провозгласит приговор всему лицемерному обществу. Но этого не произошло. Мопассан учтиво оставил нам возможность самим придумать свой финал, несмотря на прозрачный намек, что извечный для всех «Милый друг» всегда добьется своего.
«Мы всегда изображаем самих себя, кучку небольших фактов, которые и составляют общий смысл произведения», - говорил сам Мопассан.
Уж не является ли и это прозрачным намеком, сохраняющим шанс придумать свой собственный для нас самих же финал? Оставляя читателя в раздумьях над собой и смыслом жизни, засим откланиваюсь….
Свидетельство о публикации №212051401399