Ричард Бакстер. Руководство ненавидеть грех

РУКОВОДСТВО НЕНАВИДЕТЬ ГРЕХ
Ричард Бакстер
The Practical Works of Richard Baxter. L.,1838. V.1. P.89-91
http://www.reformedsermonarchives.com/bax4.html
 
Руководство 1. Трудитесь для Бога, и имейте в виду все Его атрибуты, и всегда живите так, как в Его глазах. Никто не может знать свои грехи идеально, ибо никто не может познать Бога совершенно. Вы можете знать свой грех не больше, чем знаете Бога, против Которого вы согрешаете; ваше познание злостности греха соотносительно вашему познанию воли и атрибутов Бога. Благочестивые имеют некоторое познание злостности греха, ибо они имеют некоторое знание Бога и Его правды. Нечестивые не имеют познания греха, ибо у них нет знания Бога. Тот, кто боится Бога, будет бояться греха; тот, кто в своем сердце непочтителен с Богом, будет в сердце и в жизни дерзок в грехе; безбожник, думающий, что Бога нет, считает, что нет и греха. Ничто в мире не покажет вам так ясно и мощно зло греха, как знание о величии, мудрости, благости, святости, власти, справедливости и истине Бога. Ощущение Его присутствия поэтому возродит и ваше ощущение злостности греха.
Руководство 2. Подумайте хорошенько о деле, святой жизни и пролитой Крови Христа. Его делом было искупить грех и уничтожить его. Его Кровь была пролита за наш грех; Его жизнь осудила его. Любите Христа, и вы возненавидите то, что стало причиной Его смерти. Любя Его, вы любите то, что Он любит, и ненавидите то, что противоречит Христу. Его великий свет покажет вам всю злостность тьмы.
Руководство 3. Подумайте о святой работе и водительстве Святого Духа, и о том, как велика Его милость к нам. Должен ли был Сам Бог, Небесный Свет, прийти в греховное сердце, чтобы освятить и очистить его? И как я могу сохранять свою тьму и скверну против такой удивительной милости? Грех против Святого Духа – это не обязательно непростительное богохульство, он может совершаться с нами сейчас.
Руководство 4. Познайте и рассмотрите дивную любовь и милость Бога, и подумайте о том, что Он сделал для вас, и вы будете ненавидеть грех и стыдиться его. Более всего обостряет грех, даже в глазах естественного разума и его способностей, то, что мы оскорбляем Бога бесконечно благого, Который заполняет всю нашу жизнь милостью. Вы будете горевать, если обидите лучшего друга; его доброта и любовь, войдя в ваши мысли, заставят вас разозлиться на собственную черствость. Посмотрите же на список Божьих милостей к вам, к вашему телу и душе. Заметьте, что сатана, скрывая любовь Бога от вас, искушает вас под предлогом смирения отрицать Его величайшую, особую милость, стремится разрушить ваше покаяние и уничижение и скрыть то, что более всего обостряет ваш грех.
Руководство 5. Подумайте о том, что человек создан и должен применить себя для того, чтобы в любви повиноваться своему Творцу и прославлять его, и тогда вы видите, что такое грех, который разрушает и извращает это предназначение. К сколь великому, высокому и святому делу мы призваны и созданы для него! И после этого мы оскверняем храм Божий и служим дьяволу в грязи и глупости, когда мы должны служить нашему Творцу и возвеличивать Его?
Руководство 6. Хорошо подумайте о том, какими чистыми и сладкими лакомствами может святая душа наслаждаться от Бога, и тогда вы увидите, что такое грех, лишающий вас этих радостей и предпочитающим им плотские похоти. О, как счастливо мы могли бы исполнять все наши обязанности, и насколько плодотворно служить Господу нашему, и какое наслаждение находить в Его любви и принятии, и в предвкушении вечного блаженства, если бы не было греха, который отталкивает душу от дверей неба, чтобы она валялась со свиньями в любимой навозной куче!
Руководство 7. Вспомните, что вам предстоит жить вечно, ибо уже сейчас святые вечно живут на небесах, и подумайте, не подлость ли и гадость пред этим грех. Либо вы будете жить вечно в раю, либо нет. Если нет, то вы не то, за что себя выдаете. Если бы вы познали это, то вы не знали бы ни мирского ума, ни гордости, ни страстей, ни плотских вожделений и удовольствий. Если бы вы могли видеть и слышать хотя бы миг, как пребывают блаженные духи в возрастающей любви к чистоте и святости Бога, и как далеки они от греха, то это заставило бы вас возненавидеть грех навсегда, особенно посмотрев после этого на грешников, валяющихся как безумные в Бедламе в своих нечистотах. В особенности, если вы надеетесь жить вечно, как те святые духи, грех не может не стать отвратителен для вас.
Руководство 8. Посмотрите на состояние и мучения проклятых, и хорошо подумайте о разнице между ангелами и бесами, и вы, возможно, узнаете, что такое грех. Ангелы чисты, бесы грязны; так противоположны святость и грех. Грех живет в аду, святость – в небе. Помните, что каждое искушение от дьявола таково же, как и он сам; каждое святое движение от Христа уподобляет вас Ему. Помните, что когда вы грешите, вы следуете дьяволу и подражаете ему (Иоан.8.44). И концом этого будет то, что вы почувствуете боль. Если адский огонь отвратителен, то и грех отвратителен.
Руководство 9.  Смотрите всегда на грех как на то, что ведет к смерти, и к осуждению на последнем Суде. Что думают о нем люди на небесах, и что думают о нем в аду? Что означает он для людей по смерти? Если ваша душа обращена, говорит ли вам о грехе пробужденная совесть? Можете ли вы испытывать при этом бесстрашие и дерзость? Кто из людей по смерти сказал о грехе хорошо? Нет, все они видят зло греха, как видели его отчасти и здесь, когда совершали его. Будете ли вы грешить, умирая?   
Руководство 10. Всегда смотрите на грех и наказание вместе. Помните, что вы должны будете отвечать за грех перед Богом, ангелами и всем миром, и вы будете лучше знать его.
Руководство 11. Посмотрите на болезни, бедность, стыд, отчаяние, смерть и разложение в могиле, и это может немного помочь вам узнать, что такое грех. Эти вещи очевидны для вашего зрения и других чувств; вам не нужно веры, чтобы рассказать о них. И они позволят вам несколько понять все остальное.
Руководство 12. Посмотрите на некоторых святых людей на земле, и на безумную рознь и зло мира сего, и эта разница отчасти покажет вам, что такое грех. Разве не блажен святой, непорочный человек, который живет в любви к Богу и ближнему, и в радостной надежде на жизнь вечную? И разве мерзкий пьяница и блудник, и лжесвидетель, и злобный гонитель не гнусны? Разве безумное, невежественное, безбожное состояние мира – это не жалкое зрелище? Тогда что такое грех, из которого все это состоит?
Хотя главное в нашем лечении – это обращение к ненависти ко греху и открытие всей его злобы, я должен добавить еще несколько практических наставлений, полагая, что то, что я сказал, уже оказало свое влияние.   
Руководство 1. Если вы видите ваше гибельное состояние, отдайте себя Христу как Спасителю и Исцелителю души, и Святому Духу как вашему Очистителю, помня, что Бог полновластен и готов сделать дело, за которое взялся. Не вы освящаете и спасаете себя, трудясь для Христа, но Тот, Кто совершил Свое дело, принимает вас ради Своей славы, чтобы она была полной.
Руководство 2. Вы должны быть послушны и готовы к использованию средств благодати, предписанных вам Христом, и должны также наблюдать за Его указаниями по вашему лечению. Вы должны быть мягки и смиренны, не заявляя, что что-то слишком горько или едко для вас, но доверять Его любви, мастерству и уходу, и исполнять то, что Он предписывает и дает вам, без отговорок. Не говорите: это слишком тяжело, и я не могу принять этого, ибо Он не повелевает вам ничего, кроме того, что безопасно, полезно и необходимо, и если вы не можете принять этого, то попробуйте понести ваши болезни, смерть и огонь ада! Разве смирение, исповедь и святые обязанности сделают вашу жизнь хуже чем в аду?
Руководство 3. Не принимайте компромиссов с грехом, не спорьте с вашим Врачом и не прекословьте Ему, иначе ничто не пойдет вам на пользу. Прощение греха ничего не даст, если не трудиться совестью, не направлять и не утончать ее, если спорить со служителями и благочестивыми друзьями и ненавидеть обличение, ибо это лишает средств излечиться и освятиться.   
Руководство 4. Посмотрите за злостность ваших конкретных грехов, а не греха в общем. Будет грубым самообманом, если вы будете говорить о большом зле греха и не видеть этого зла в ваших страстях, в вашей гордости, злобе и неукротимости, в вашей лжи, злословии и клевете, и в грехах против совести из-за мирских благ и безопасности. Для человека в молитве будет противоречием усугублять грех таким образом, чтобы, упрекая его в целом, оправдывать или извинять в нем самого себя! Это все равно что выступать против измены и врагов короля и при этом защищать и прятать своих родственников и друзей, совершивших предательство.
Руководство 5. Держитесь как можно дальше от тех соблазнов, что питают и укрепляют грехи, которые вы хотели бы преодолеть. Осаждайте ваши грехи, морите их голодом, держите подальше продовольствие и топливо, которые обеспечивают их жизнь и благоденствие.
Руководство 6. Живите в осуществлении благодати и ваших обязанностей, которые противостоят грехам, ставящим вас под угрозу. Они убьют грех и исцелят вас от него, как огонь спасает от холода и болезни.
Руководство 7. Не слушайте нашептываний неверия и не отвергайте утешение Божие, в котором ваша сладость и сила. Уныние и отчаяние лишают сильнейшего стимула противостоять греху, но надежда, любовь к Богу и благодарное чувство благодати с должным страхом придают силу.
Руководство 8. Относитесь всегда с подозрением к плотской любви к себе и смотрите на это именно так, потому что это убежище и крепость греха, и покровитель его, готовый привлечь вас ко греху или его оправдать. Мы очень склонны отчасти искать своего, как в случае Иуды с Тамар, и с Давидом, когда Натан упрекнул его в притче, ибо наши собственные страсти, наша гордость и злословие, наше осуждение других и пренебрежение своим долгом  кажутся нам слишком малыми, простительными, едва ли не оправданными для нас вещами, рядом с тем, что мы легко видим все эти недостатки в других, особенно во врагах, когда мы должны сперва познакомиться с ними в себе, ибо мы больше всего любим самих себя и потому ненавидим не свои грехи, а чужие.
Руководство 9.  Сделайте своей первой и главной заботой убить грех в корне, чтобы очистить сердце, которое есть его источник, ибо из сердца исходят злые помыслы. Узнайте их корни и подрубайте их с максимальной тщательностью и усердием, ибо они есть всегда, а особенно это невежество, неверие, лень, эгоизм и гордость, плотолюбие, чревоугодие, похоти и фантазии, гнев и уныние в грехе.
Руководство 10. Цените мир и все его удовольствия, богатства и почести не больше, чем они действительно того заслуживают, и тогда сатана не найдет приманку, чтобы поймать вас. Вмените все это вместе с Павлом в навоз (Фил.3.8), и вы не продадите свою душу за то, что для вас будет не что иное, как навоз.
Руководство 11. Взирайте горе на небеса, и ваши души будут всегда в свете, и созерцание Бога заменит вам те наслаждения и удовольствия, которые имеют в себе наживку греха.
Руководство 12. Пусть каждый христианин будет бдителен к своему делу и лелеет свое спасение, не отвлекаясь и не страшась.
Руководство 13. Смотрите на подступы ко греху и на его начало. О, какое великое дело потушить небольшой огонь! И если вы упадете, вставайте и кайтесь, чего бы вам это ни стоило.
Руководство 14. Сделайте Слово Божие своим единственным правилом и предметом усердия, чтобы понять это.
Руководство 15. В сомнительных случаях не отходите легко от общего согласия мудрых и благочестивых людей всех веков.
Руководство 16. В этих же случаях не действуйте по страсти, но сознательно, и докажите, что вы правы, прежде чем в чем-то укрепиться.
Руководство 17. Ознакомьтесь со своим темпераментом и с тем, что более всего склоняет вас ко греху, и следуйте вашему призванию в тех вещах и ситуациях, где нужно быть более всего настороже.
Руководство 18. Имейте в своей жизни святой порядок, к которому Бог предназначил вас, чтобы ходить в нем. Нет спасения для солдата, соблюдающего не то, что ему повелевается. И этот порядок заключается прежде всего в следующем: 1. Держитесь единства со вселенской Церковью. Не отделяйтесь от Тела Христова под любым предлогом, какой вам угоден. В Церкви держитесь духовного общения, взращивайте веру, любовь и святость среди своего собрания, в исповедании, общении и поклонении. 2. Если вы не учители, живите под руководством своих верных пастырей как послушные ученики Христа. 3. Пусть круг ваших знакомств состоит по возможности из набожных людей. 4. Будьте тщательны, держась своего призвания.
Руководство 19. Воспринимайте все Божие провидение, будь то благополучие или несчастье, как то, что направлено против ваших грехов. Если оно дает вам здоровье и богатство, помните, что оно тем самым обязывает вас к повиновению и требует от вас особого служения. Если оно коснется вас, помните, что оно гневается на грех и ищет вас, и потому принимайте его как лекарство, и не мешайте, но помогайте ему в его работе по очищению ваших грехов.
Руководство 20. Терпеливо ожидайте Христа, пока он не окончит ваше лечение, когда ваша земная жизнь будет закончена. Настойчиво ждите посещения Его Духа, ибо Он придет в срок и не умедлит. «Пойдем же дальше, чтобы узнать Господа, Он идет вперед, как заря, и Он придет к нам как дождь, как поздний и ранний дождь на землю» (Ос.6.3). Хотя бы вы часто говорили: «нет никакого исцеления» (Иер.14.19), Он исцелит вашу непокорность, ибо свободно возлюбил вас (Ос.14.4). «Для вас, боящихся имени Его, взойдет Солнце правды, и исцеление на крыльях его» (Мал.4.2). «Блаженны все, уповающие на Него» (Ис.30.18).
Таким образом, я дал вам указания, которые могут помочь смириться, возненавидеть грех и освободиться от него.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии