Размышления о сознании и мышлении

Сознание людей занято эмоциями и чувствами, размышлениями над поиском путей для удовлетворения своих желаний, теоретическим мышлением и творчеством. У разных людей  эти свойства сознания развиты в различной степени. А у некоторых людей, которых называют «гениями», сознание способно творчески мыслить и восхищаться прекрасным, оно ставит перед собой вопросы и находит на них ответы, оно творит шедевры искусства.
А что есть сознание?
Под сознанием понимают ощущение собственного “Я”: “Я мыслю, я чувствую”. При самоанализе можно заметить, что “Я” –имеет врождённые характеристики, которые не изменяются в течение всей жизни, и не зависят ни от обучения, ни от приобретенного опыта, ни от возраста. Эти характеристики невозможно определить словами, их можно заметить только при инстинктивном знакомстве с другой личностью, когда люди видят душу друг друга (обычно, не осознавая этого). При этом возникает непроизвольное сравнение с собственным “Я” и ощущение “нравится - не нравится”. Например: “Этот человек – такой, как я”, хотя, при обычном общении видно, что по всем остальным параметрам он - другой, или: “Он – очень похож на меня,” или: “Он– совсем не такой, как я, другой, но он мне очень нравится”.
Сознание само по себе ничего не делает, не ощущает, не чувствует и не мыслит. Оно только руководит. Логично предположить, что сознание – это определённая структура мозга, связанная со множеством других его отделов.  Например. Сознание воспринимает окружающий мир. Это связь “Я”  с анализаторами от пяти органов чувств. Оно ощущает потребности, испытывает влечения, чувства и эмоции. Это  связь “Я” с  центрами гипоталамуса, миндалин и другими структурами лимбической системы. Оно РАСПОРЯЖАЕТСЯ ДВИЖЕНИЯМИ. Это связь “Я” с двигательной корой. Оно ОБУЧАЕТСЯ и ПОМНИТ, - это связь “Я” с гиппокампом (кратковременная память), с кладовыми долговременной памяти и со многими другими структурами  мозга. Оно МЫСЛИТ, - благодаря связи “Я” с вычислительным центром – корой головного мозга.
После операций по разделению мозга стало известно, что у человека - два сознания, правое и левое. И каждое сознание воспринимает мир по-разному. Однако,  у людей даже с разделённым мозгом нет ощущения раздвоения личности. Надо думать, все впечатления поступают в отдельную структуру мозга, которую мы ощущаем, как своё “Я”. У правшей ведущим сознанием является левое, речевое, посредством которого человек осознаёт себя. Правое, немое, - подчинённое.  Вероятно, оба сознания предназначены для взаимодействия с окружающим миром и приспособления к нему.
Доминирующее сознание общается с использованием речи, осознанной мимики и жестов. Внимательно наблюдая за людьми, можно заметить, что немое сознание общается на немом инстинктивном языке тонкой мимики и взглядов. И то, и другое общение происходит произвольно и попеременно. Но речевое сознание ничего не знает о действиях немого (на  уровне интуиции знает только его результат). Это — неосознанное  общение. Логично предположить, что речевое сознание во время общения немого сознания ОТКЛЮЧЕНО.
Таким же образом - посредством инстинктивного языка немого общения - люди общаются с животными, и хорошо понимают друг друга. Поэтому, условно у людей можно выделить ещё ЖИВОТНЫЙ УРОВЕНЬ сознания.
Путём самоанализа легко заметить, что существует осознанное мышление, которым руководит доминирующее речевое сознание, и неосознаваемая работа мозга, результат которой доминирующее сознание получает  в виде «интуитивного» знания или чувства.
Каждый вид мышления анализирует самостоятельно, постоянно обмениваясь полученными выводами. Осознанное мышление  использует информацию от пяти органов чувств, личный опыт и знания, полученные во время обучения. Неосознанный расчёт мозга, судя по его результатам, использует всю доступную мозгу информацию, включая готовые выводы осознанного логического мышления. На уровне мышления без участия сознания решаются очень многие повседневные вопросы. Можно сказать, все, которые не требуют осознанного мышления, ибо решать всё на уровне осознанного  мышления сложно, долго и нерационально. Доминирующее сознание получает готовую оценку или «интуитивную» рекомендацию к действию.
Неосознанный расчёт мозга человека, вероятно, подобен тому, которое есть у животных с развитым мозгом, но, естественно, на более высоком уровне. Роль доминирующего сознания заключается только в ощущении  ЖЕЛАНИЯ достичь цели. Всё, что нужно, просчитывается мозгом по желанию этого сознания, но без его участия. Мозг сообщает ему своё заключение в виде "интуитивного" совета (без логического объяснения), ощущения, или эмоции.
Пример расчёта мозга без участия сознания.
Приведу случай, когда я автоматически, без участия сознания, спускалась со скалы. Сначала у меня работало осознанное восприятие и мышление. Осознанно я увидела мелкие уступы, а опыт показал, что они слишком малы, и мои ноги не могут на них удержаться. И осознанное мышление оценило мелкие уступы, как непригодные для спуска. Вывод: спуск для жизни не опасен,  но спуститься я не смогу. И я решила возвращаться. Но я очень устала, у меня не было сил возвращаться назад по крутому подъёму. Я сильно огорчилась, на глазах появились слёзы. Через минуту слёзы исчезли, и я около пяти минут БЕЗ МЫСЛЕЙ смотрела на скалу, не видя на ней  ничего нового. После чего у меня появилось  ЧУВСТВО УВЕРЕННОСТИ в том, что я могу спуститься. Я легко и без напряжения спустилась, ощущая, что моими движениями управляет нечто помимо моей воли, но как бы с моего согласия.
Надо думать, при повторном созерцании скалы у меня было неосознанное восприятие, во время которого мой мозг изучил мелкие уступы, соразмеряя их с моей стопой,  нашёл среди них подходящие для спуска, - не покатые, чуть более крупные, чем остальные (10-15см),  - и создал для меня программу автоматических действий.
Неосознанное восприятие и мышление у меня включились после осознанного, В ОТВЕТ НА ЧУВСТВА усталости и сильного огорчения, граничащего с отчаянием, чтобы найти для меня выход более приемлемый, чем тот, который нашло осознанное мышление (возвращение назад).  И свой вывод мозг сообщил мне, моему доминирующему сознанию,  ТОЖЕ В ВИДЕ ЧУВСТВА уверенности, что я могу спуститься.
Непосредственно анализировать процесс мышления с участием сознания (как и работу мозга по управлению организмом), сознание не может, в эти отделы мозга ему доступа нет. Но то, что происходит в нём самом, в том числе и во время мышления, сознание анализировать может. Моему сознанию процесс осознанного мышления представляется следующим образом.
Доминирующее речевое сознание задаёт себе (своему мозгу) вопрос и ждёт, человек думает. Что в это время происходит, - человек не знает. Через некоторое время в его сознании появляется ответ в виде мысли (если результат работы мозга не доходит до осознания, то нет и мысли). 
Сознание этот ответ оценивает, если ответ его не устраивает, оно задаёт следующий вопрос и т.д. Или приходит ответ, что для решения задачи данных недостаточно, и человек вдруг понимает, "осознаёт", что для ответа на этот вопрос знаний (или возможностей) у него недостаточно. И решение  задачи откладывается на неопределённый промежуток времени.
Когда человек не занят мыслительной работой, а чем-либо другим или отдыхает, мысли в его сознании появляются и тут же исчезают, “мелькают”. Сознание их так же быстро оценивает. Иногда, сознание оценило мысль, как интересную, стоящую внимания, но она уже улетела, исчезла, на её место пришли другие мысли. Чтобы вернуть именно эту мысль, сознание посылает запрос на соответствующую тему в “счётный отдел”, и через несколько секунд приходит ответ. Но чтобы вернуть определённую мысль, вспомнить её, требуется усилие, при этом ощущается явное напряжение.
В мышлении могут участвовать все клетки коры головного мозга и другие его структуры, различным образом связываясь между собой. Единый центр, который  направляет эту деятельность, – сознание. Клетки сознания, участвующие в мышлении, являясь частью общего компьютера, работают иначе, чем клетки, которые выполняют всю «черновую» работу в мышлении. Они работают по иному принципу и имеют иной обмен веществ (так как быстро устают и нуждаются в отдыхе и сне). Сознание даёт задание, “рабочий компьютер ” (назовём его ориентировочно так) вычисляет ответ.
Таким образом, роль сознания в мыслительном процессе руководящая и оценивающая, экспертная. Можно сказать, что доминирующее речевое сознание - это оператор «вычислительного центра» -  коры головного мозга.
Если сознание  эксперт - значит, оно анализирует, но иначе, чем тот участок мозга, работу которого оно оценивает, по ИНОМУ ПРИНЦИПУ, поскольку одну и ту же работу проделывать дважды бессмысленно.  При самоанализе можно сделать вывод, что сознание оценивает БЕЗ РАСЧЁТА. Человек понимает в полученном мысленном ответе только одно: то, что требовалось, или не то. Это – нравится или не нравится.
Решение этой задачи демонстрирует мышление с участием сознания.
Я (моё речевое сознание) задала себе (своему мозгу) вопрос: «Как именно происходит в сознании оценка полученного от коры ответа?».  Ответ короткий: «По типу «нравится - не нравится». Но я нахожу этот ответ не достаточно точным и задаю своему мозгу следующий вопрос: «Что значит «нравится»? Ответ:  «Это когда приятно». Следующий вопрос: «Что значит «приятно»?  Ответ: «Это значит «подходит»». «Что значит «подходит»? «Это либо сравнение с готовым образцом путём наложения на него, «примерки», либо сравнение путём совмещения (например, выступы должны соответствовать по форме углублениям). И если соответствуют, ответ нравится».
Процесс решения  мозгом поставленной сознанием задачи может занимать разное количество времени.  Но готовые мысли, приходящие в сознание, КАКОЙ  БЫ ОБЪЁМ ИНФОРМАЦИИ ОНИ НИ ЗАКЛЮЧАЛИ, настолько быстро возникают, что создаётся ощущение мгновенности. Движение ионов и медиаторов - относительно медленное, сомнительно, чтобы оно вызывало  ощущение мгновенности при сколь угодно большом объёме информации. Мгновенным может быть только возникновение разности потенциалов на мембранах нейронов, и электромагнитная волна, сопутствующая этому процессу. Но если бы готовые мысли приходили к сознанию путём электромагнитного излучения, то при разделённых полушариях одна половина мозга знала бы, о чём думает вторая. А этого - нет.
Условно схематично процесс вычисления во время осознанного мышления можно представить следующим образом. Когда сознание задаёт себе вопрос, на мембранах его нейронов возникает разность потенциалов, особый узор из ионов, в котором закодировано задание сознания. И вычисляющие нейроны коры головного мозга получают импульс, заставляющий их работать. А когда задание выполнено, в сознание приходит ответный импульс, и разность потенциалов исчезает. Сознание ощущает это как мгновенный приход мысли. И если разность потенциалов исчезает полностью, ощущает  облегчение и радость.
Если ответ неправильный, разность потенциалов не исчезает. Или если ответ логически верный, но в целом - нет, человек  чувствует, что что-то в этом ответе не так, он не знает, что именно, но ответ ему - НЕ НРАВИТСЯ.  Видимо, в каком-то месте мозга разность потенциалов осталась. Возможно, разность потенциалов исчезает только в сознании одного из полушарий, левом, последовательно логически мыслящем. Именно в том, которому сознание задало свой вопрос. Что же заставляет человека, его доминирующее сознание, чувствовать, что «что-то не так»? В решение задач принимает участие весь мозг, оба его полушария. Результат работы правого полушария (правого сознания) доминирующее речевое сознание получает в виде чувства или интуитивного знания. В данном случае — в виде чувства «не нравится».  Видимо, правому сознанию не нравится ответ, которое левое сознание расценивает, как  логически верный. Что заставляет человека искать ошибку в своих рассуждениях. Доминирующее речевое сознание уточняет задание, ионы на его мембранах перестраиваются по иному, и вновь идёт импульс к вычисляющим клеткам, заставляя их искать правильный ответ. Весь этот процесс требует много энергии, сознание чувствует усталость, решение задачи откладывается, задание мозгу отменяется, разность потенциалов исчезает. Или, при сильном желании решить задачу, ощущении неудовлетворённости и даже страдания, энергия этих эмоций на "подсознательном" уровне заставляет клетки коры продолжать искать ответ и тогда, когда осознание отдыхает (спит). А утром (или ночью, если вопрос крайне важен) выдаёт ему ответ.
Идея возврата возбуждения к месту «первичной проекции» (у меня – в сознание) была подтверждена многочисленными исследованиями нейрофизиологов: “круг ощущений” А.М. Иваницкого, “чувственная петля (sentient loop)” Н. Хамфри и «повторный вход (re-entering)» Дж. Эдельмана.  Но в каждом частном случае это были разные области коры головного мозга. Надо думать, вопрос сознания оформлялся, как задание, в той области мозга, которой он касался. Если это были слова и цифры, то в речевой зоне коры, если образы, то в зрительной.
Например, человек решает арифметическую задачу. В  речевой зоне коры его головного мозга появляется возбуждение. Эта зона мозга задаёт задание соответствующим отделам всего мозга, а затем проверяет ответ («повторный вход») и сообщает его сознанию. Но что-то в этом как будто верном ответе сознанию не нравится, «не подходит». Человек находит дополнительную информацию, и задаёт мозгу новое задание, с учётом новых данных. И так – до тех пор, пока ответ не будет найден. 
Если задача трудная, и быстро её решить невозможно, сознание отключается от структуры мозга, которой оно дало это задание, и занимается другими делами. А отдел мозга, получивший задание сознания, продолжает её решать, посылая импульсы в другие отделы, проверяет ответ во время «повторного входа», находит его верным или неверным, или недостаточно точным, и посылает новые импульсы в другие отделы мозга. И наконец выдаёт сознанию готовый ответ. Чаще - утром, после ночного сна, во время которого сознание отдыхало, а мозг продолжал решать поставленную им задачу. Обычно, решение, полученное таким образом, выражено коротко и предельно точно, оно простое и ясное, оно - красивое. Человек ощущает радость и гордость собой.
Оценка путём наложения на готовый образец («эталон»), который когда-то был определён путём проб и ошибок, - это работа инстинктов, где также используется принцип "нравится - не нравится" (например, поиск пищи). Вероятно, проверка сознанием готовой мысли так же происходит по этому принципу. Возможно, это и есть инстинкт.
Ещё древние мудрецы  заметили у людей стремление к познанию и назвали его в числе основных страстей, владеющих человечеством. Стремление к познанию обусловливает тягу к исследованию, и, как и всякое другое влечение, стимулируется эмоциями. Чем сильнее выражено влечение к познанию, тем ярче выражены эмоции при его удовлетворении или неудовлетворении. Например, Архимед настолько сильно обрадовался своему открытию, что, забыв одеться, обнажённый выбежал на улицу с криком «Нашёл!».
Особенно сильно влечение к познанию выражено в детском возрасте, когда мозг интенсивно обучается. Обычный человек в раннем детстве (приблизительно около 3 - 5 лет) проявляется как учёный и творец. И мальчики, и девочки задают вопросы от простых до очень сложных, ответы на которые искали гении всех времён, например: «Кто снёс самое первое яйцо?» - они мыслят, но сами пока на возникшие вопросы ответить не могут, а учатся у взрослых. Кроме того, все дети с увлечением рисуют, лепят, строят, получая от этого удовольствие,  как настоящие творцы. По мере взросления степень выраженности инстинктивного влечения к познанию и интерес к творческой деятельности у большинства людей ослабевает. И лишь у немногих людей в этот период влечение к познанию усиливается и становится страстью.
Что же оценивает степень удовлетворения влечения к познанию и награждает или наказывает сознание соответствующей эмоцией?
Многочисленными исследованиями физиологов обнаружено, что в гипоталамусе содержатся некоторые влечения (например, половое влечение и агрессивность), а в миндалинах - социальный инстинкт. В этих же структурах обнаружены центры положительных и отрицательных эмоций (центры эмоций обнаружены и в некоторых других структурах лимбической системы).
Можно предположить, что дублирование центров эмоций обусловлено тем, что каждая из структур, содержащих влечение,  имеет свой собственный аппарат поощрения и наказания.  Следовательно, именно в этих структурах происходит оценка степени удовлетворения влечений, «наказание» сознания отрицательными эмоциями при неудовлетворении влечения, и «награждение» положительными эмоциями  - при его удовлетворении.
Структуры, заведующие влечениями, содержат инстинктивные программы поведения для реализации этих влечений (например, миндалины). Программы поведения в свою очередь содержат множество безусловных рефлексов в ответ на разнообразные сигналы.
Логично предположить, что структуры мозга, в которых содержится инстинктивное влечение к ПОЗНАНИЮ, работают аналогично. И содержат аппарат, способный реализовать это влечение (исполнительную программу мышления), оценить степень его удовлетворения, и наградить сознание удовольствием или наказать неудовольствием за правильное или неправильное решение задачи.
Влечение к познанию – это особое влечение. Программа для его реализации не только управляет поведением, направленным на исследование незнакомого предмета или явления, но и запускает МЕХАНИЗМ МЫШЛЕНИЯ для анализа полученных данных. Результат мышления оценивается по типу «нравится - не нравится». Затем в сознании возникает чувство удовлетворения или неудовлетворения от проделанной работы. Следом подключаются эмоции, как и при других влечениях, и сознание награждается удовольствием или наказывается неудовольствием за правильное или неправильное решение задачи. Но откуда? Из центров удовольствия (неудовольствия), которые находятся в той же структуре, где расположено инстинктивное влечение к познанию (как это происходит с другими влечениями), или центры поощрения и наказания находятся в других структурах? Без опубликования и признания своих идей – радости нет. А при осознании того, что об открытии никто никогда не узнает, человек (его сознание) ощущает страдание. В этом случае,  эмоции, сопровождающие мышление, исходят из миндалин (в которых расположены программы социального инстинкта).


Рецензии