Гронинген. В поисках здравого смысла

Итак, прохладным солнечным днем четвертых суток нашего путешествия, с трудом стряхнув с себя бременские чары, мы двигались по безупречному немецкому  автобану в сторону старинного нидерландского городка Гронинген. Примерно через 120 км пути буднично пересекли то, что осталось от границы сопредельных государств, едва успев увидеть (но не сфотографировать) прощальную табличку с пожеланием “Счастливого пути” на любимом с детства  немецком языке. Единственное, что изменилось после смены стран, - это надписи на указателях, обозначающих съезд с дороги: с резкого немецкого окрика Ausfahrt (“Выезд”) на лаконичный протяжный голландский предлог Uit (“С”). Поля, коровы, ветряные установки, качество дорог и запахи, проникающие в салон автомобиля с полей, остались практически теми же, что и в Германии.
Даже многословные путеводители соглашаются с тем, что в истории Гронингена  заслуживает упоминание только один факт – открытие старейшего университета страны в 1614 году. Адская смесь: студенческий городок и “самый велосипедный” город в мире – заставляла сжиматься сердце автотуриста от нехороших предчувствий, и с тревогой мы готовились к худшему.
Поскольку планировка Гронингена обычна для голландских городов - исторический центр, окружённый каналами, и во все стороны дальше расходятся новые районы, то мы, сделав всего-то пару лишних кругов под руководством нашего занудливого навигатора, бодро въехали в центр и обнаружили наличие огромной пешеходной зоны и отсутствие близлежащих к ней парковок в принципе. Зато разгул демократии, как и ожидалось,  был в наличии. По широким велодорогам, оснащенным велосипедными указателями и светофорами, игнорируя пешеходов и презирая автомобили, в основном быстро и очень быстро двигалось местное население всех возрастов и рас. Преобладала молодежь и мамы или (чаще) папы с детьми. Дети спокойно сидели в своих велосипедных креслах, расположенных на всех более–менее подходящих для этого частях велосипеда – по 2-3 ребенка на одно велосредство передвижения. Иногда это было что-то вроде запечатанной со всех сторон люльки для мотоцикла, пристегнутой сзади, как прицеп. Боюсь даже представить, какого возраста от роду дети там перевозились. Единичные автомобили, стараясь держаться как можно более незаметно и уступая дорогу велосипедистам, пешеходам и друг другу, ползли по узкой автодорожке. Был час пик, когда в этой стране заканчивается работа и учеба, и открываются вечерние и ночные заведения, ну, то есть часа 4 дня. Поэтому поток велосипедистов увеличивался, а автомобильный – редел. Содрогнувшись, мы решительно занялись вопросом безопасности, то есть поиском парковки. Ну, естественно, - платной. Заложив еще несколько кругов и заодно быстро сфотографировав попавшиеся достопримечательности (например, Университетский медицинский центр – симпатичный стиль зданий и площадь перед Центром), и бесконечные велостоянки, нашли таковую всего-то в 15 минутах ходьбы от центральной площади с собором Св. Мартина – пределом наших вожделений в этом городе.

Из путеводителя: В центре города, на плошади Гротемаркт, полностью восстановленной после войны, возвышается башня Мартини, высотой 96 метров, постройки середины XV века. Башня относится к церкви Святого Мартина, который жил во Франции, в Туре, в IV веке, но потом был объявлен покровителем утрехтского епископства. В церкви есть орган и карильон. Непосредственно за башней расположен маленький скверик Принсенхоф — это территория бывшего монастыря и резиденции штатгальтера, а сейчас местного телевидения.

Вспоминая  ту прогулку по центру Гронингена, благодарю нашу путеводную звезду, которая, приведя нас к окружному каналу, где мы наткнулись на известный образец уличной голландской архитектуры – человека на четвереньках, не повела дальше, за канал, в северную университетскую часть города. Вот где бы мы хлебнули сполна их велодемократии. Спасибо, звезда, что не потащала нас и на юг города, к вокзалу и главному музею Гронингена. Потому что, увидев массивное, выполненное в стиле неоренессанс, здание вокзала, со стоящей перед ним белой скульптурой «Лошадь дяди Лукса», любимым местным персонажем - жокеем, родившимся в таверне и сочинившим песню, посвященную любимой безвременно ушедшей лошади, - думаю, мы бы еще устояли. Но взглянув на Главный музей Гронингена, расположенный напротив вокзала, зависли бы мы на этом месте на неопределенное время и пали бы жертвой “маст си”, сильно выбившись из временного графика маршрута.

Из путеводителя: …строили его три человека: Алессандро Мендини, построивший желтую прямоугольную коробку, Филип Старк, выразившийся в круглом павильоне, и Коп Химмелблау, соорудивший нечто крайне авангардное, — такое впечатление, что здание вот-вот рухнет от катастрофических диспропорций и почти что отрывающихся составных частей. И все это стоит еще и посреди канала. Внутри самое главное — живопись, в виде Рубенсовских «Волхвов», картин гаагской школы, местных экспрессионистов и даже Ильи Репина.

Какое счастье, вырвавшись из гостеприимных объятий очередного городка, знать, что осталось в нем еще много вещей, непознанных вами. И, планируя очередную поездку, включать их в маршрут, как осознанную необходимость (безусловно, соблюдая технику безопасности и руководствуясь здравым смыслом и собственным опытом).

А пока, забрав нашу машину с парковки и преодолев последнюю преграду в этом замечательном городе – велодорожку, пересекающую выезд на трассу, прорваться через  которую удалось только с риском для жизни, - мы рысью направились к месту нашей очередной ночевки – городу гораздо меньшему по численности, чем 200-тысячный Гронинген, но не менее замечательному – Леувардену.


Рецензии