Реймс. В поисках шампанского
Дорога проходила через французский регион Шампань – Арденны, и мы не могли не заехать в его цитадель, старинный город Реймс. Хотелось посмотреть, прежде всего, Реймский Собор Нотр - Дам, очень похожий на Собор Парижской Богоматери, но, где, в отличие от последнего, короновались все французские короли. Наслышаны мы были и о целой улице винных погребков, выдолбленных в известняковой стене, где продают шампанское. И о триумфальной арке, называемой Марсовыми воротами, - остатках былой роскоши римской империи.
Поборовшись немного с навигатором, который считал, что, лучше знает, как проехать к центру Реймса, чем эти выскочки - местные указатели, выехали на соседнюю с Собором улицу, вечером практически пустынную, и свободно припарковались. Обойдя Собор с южной стороны, вышли на площадь перед главным фасадом и застыли.
Закат в старом городе сделал розовыми и дома из желтовато-серого песчаника, и башни Собора с его “галереей королей” на втором ярусе, статуями Святых, и самыми, наверное, необычными кабано- и носорого - горгульями... Медленно поднимая голову, мы видели, как Собор постепенно терял свою тяжесть, устремляясь стрельчатыми арками к небу.
Тысячи высеченных из камня рельефов практически целиком покрывали главный фасад собора. Присев на низкий парапет ограды, долго разглядывали мы и их, и статую Богоматери в Центральном портале, и статуи Святых, и сцены Страшного суда в боковых порталах, и даже попытались издалека найти улыбающегося ангела из “Благовещения”.
Из путеводителя: Реймский собор (Notre-Dame de Reims), где короновались французские короли и в который победно внесла свое знамя Жанна д'Арк, был построен в XIII в., то есть позже Собора Парижской Богоматери, и явился вершиной французской зрелой готики и, значит, всей французской готической архитектуры. Как и в парижском соборе Нотр-Дам, главный фасад — в три яруса, с ажурной розой посередине и двумя мощными башнями.
В апсиде собора находится скульптура атланта с искаженным в отвратительной гримасе лицом. Предание утверждает, что именно эта безобразная физиономия вдохновила Виктора Гюго на создание образа Квазимодо, звонаря собора Парижской Богоматери.
Вот те раз! А чего же это мы еще не далее, как утром, в Париже, отстояв порядочно в очередях, благоговели от красот Парижского Нотр – Дама? И, глядя на колокольню Собора, живо рисовали картины страданий несчастного горбуна в точном соответствии с мизансценами последнего акта одноимённого мюзикла? И если б не пробки эти парижские, то возможно вполне, что и застали бы мы ещё Собор открытым. Да и увидели бы своими глазами и Квазимодо этого, и витражи цветные Марка Шагала (поработал он здесь в 70-годах прошлого века на восстановлении святыни, пострадавшей во вторую мировую), и даже! рукопись пергаментную - славянское Реймское евангелие, на котором присягали французские короли во время коронации. «Таинственной восточной рукописью» называли в 16-ом веке граждане Реймса этот документ, ведь первая его часть была написана кириллицей и содержит чтения праздничных Евангелий по обряду православной церкви, а вторая же ее часть, наоборот, была написана хорватской глаголицей, и служила для совершения католического богослужения на славянском языке. Отчего именно славянская святыня была выбрана в качестве главного атрибута присяг французских королей, и как попала она в Собор, об этом все найденные нами источники умалчивают.
Поскольку одна из нас была за рулем, а до места ночевки еще надо было ехать порядка 100 километров, решили в погребки шампанские не заезжать. И правильно сделали, как оказалось. Все равно они уже были закрыты. Свято чтят представители лучших домов шампанских вин, таких как Рommеry, Mоet & Chandоn, Pоl Rоger, традиции. Ведь малейшие отклонения от розы ветров, или строго определенного количества оставляемых кистей на виноградной лозе, или даже от времени отхода ко сну, могут повлиять на качество их любимого детища – великолепного шампанского.
Стараясь не тревожить спящий город, бесшумно двигаясь по пустынным, освещенным закатным солнцем улицам, с сожалением покинули мы это прекрасное место. И ещё долго ехали на восток, не уставая любоваться пейзажами Шампани. Вдали виднелись Реймские горы, покрытые виноградниками, вдоль пустынной дороги тянулись симпатичные деревушки и фермы. А потом, поздно вечером, мы въехали в крошечный бельгийский городок Буйон.
Свидетельство о публикации №212051401601