Владимир Высоцкий и фантастика

                Владимир      Высоцкий      и     фантастика
    - Привет, хочу увидеть Москву, встретиться с тобой – Ника, как всегда, спешила и не очень-то беспокоилась о том,  удобно ли это подруге.
    - Приезжай -  Марина  обрадовалась, они вместе учились в институте,  одинаковые увлечения объединяли уже немолодых женщин. Лишние слова не нужны, связь крепкая, годами проверенная  умом, сердцем, жизненными уроками
    Через несколько  дней, встретив  Нику, Марина повезла её на такси к себе.
      - Ну, конечно, застряли в «пробке» - обе недовольны,  но другой дороги  - нет.
     - Люблю Москву, как провинциалка, - признается Ника, - стремлюсь в конце поездки поскорее вернуться  в свой дом. Наверное, от тоскливого взгляда
на длинный ряд неподвижных машин, их мысли обратились к прошлому:
    - На каждой улице из окон слышен был голос Высоцкого.
    - А, летом на юге в каждом городе на пляжах, во дворах  – магнитофонные
записи его выступлений на стадионах  и на домашних кухнях. Вся наша жизнь
глазами барда,- соглашается Ника,- он часть, кусок нашей жизни.
    На второй день подруги с утра поехали на метро в Царицино, богато
 восстановленный екатерининский  дворцовый комплекс.
    -Ну, вот, помнишь,  среди развалин усадьбы царицы Екатерины Второй
 весной гуляли, зимой на лыжах катались.
  - Даже представить не могли, какая красота  здесь может быть сотворена.
 Ника поражена,  таких сооружений, восстановленных  по современным
технологиям, она  еще не видела.
    - Зайдем на ярмарку меда, - Марина старается выполнить всю
программу экскурсий в этом районе. Выбор сортов меда со всей
страны, есть и любимый башкирский 
      - Помнишь парня, привозившего его из Уфы каждую осень, незабываемый
 вкус студенческого общежития!
     Вечером слушали спектакль, переписанный на диск  со старой,
заигранной пластинки «Алиса в стране чудес». Марина  бережно вынула
 из книжного шкафа любимую, то есть «зачитанную до дыр» двумя поколениями
её семьи издание сказки Л.Кэролла в переводе Б.Заходера, первое, 1974 года:
 - Читали, на цитаты разбирали, переиздания в 75,77,79  - книги раскупались мгновенно.
    Ника поинтересовалась в интернете историей записи на фирме грампластинок:
 - Когда  Высоцкий  начал писать стихи для проекта «Алиса»?-
 - Да ведь мы «Марш физиков» сначала узнали, пели на  смотрах песен, принимали
за студенческий фольклор.
 Марина читает стихи молодого поэта 1964 года, его пригласили в Дом культуры
физиков в знаменитом  центре в Дубне, где работал ускоритель, еще летом
предыдущего года. В интернете есть воспоминания  П.Вегина  о концертах,
которые устраивались в залах  научно – исследовательских институтов.
Высоцкого взяли участвовать в программе друзья, он будет  петь всегда
с удовольствием  для собравшейся там  молодежи и тех, кто любит
авторскую песню. Такая аудитория  поддержит   высоко оценит
 новую мелодию.

  -А Министерство культуры СССР выдало удостоверение «вокалист  -  солист
эстрады» только в 1978 году, на пятнадцать лет позже,  когда уже вся страна
 знала его творчество  наизусть, учили «на слух», передавали друг другу
 многочисленные записи – Ника  понимает, что историю не изменить
 прошедшим  временем в союз   писателей не принимают.
       Обе дамы читают по памяти, без шпаргалок:
                Пусть не поймаешь нейтрино за бороду
                И не посадишь в бутылку, -
                Было бы здорово, чтоб Понтекорво
                Взял его  крепче за шкирку!
                Нам тайны нераскрытые раскрыть пора,-
                Лежат без пользы тайны, как в копилке,
                Мы тайны эти с корнем вырвем у ядра,
                На волю пустим джинна из бутылки!
                Молодо – зелено! Древность – в историю
                Дряхлость в архивах пылится!
                Даешь эту общую, эту теорию,
                Элементарных частиц нам!
    - Видишь, не имея научных  знаний, поэт уловил дух поиска, -  Ника вспомнила,
как  студенты в Политехническом  музее слушали лекции мировых знаменитостей:
И.Е.Тамм, лауреат Нобелевской премии, предлагал свои  идеи структуры
микромира, нобелевский лауреат ПЛ.Капица приглашал молодёжь на семинары.
 Б.Понтекорво, знаменитый итальянский физик, переехал в Советский Союз в1950году,
работал на  ускорителе в Дубне, к нему тянулись умы, обаяние его личности
переносили  на науку, ожидали прорыв, который перевернул бы мир.
  - Да- да,  протянула  Марина, - заснеженная Москва казалась сонной, а научная
фантазия  будоражила умы. Ника поддержала строчкой стихов, засевших
в памяти с тех времен: «Что-то  физики в почете, что-то лирики в загоне».
 - Вот только эта теория до сих пор не создана, нет «царского пути», не готово
еще человеческое сознание для скачка в самые глубокие тайны Вселенной.
 - А мировая фантастика пробует прорыть первые подходы.
    В Интернете Марина нашла  ссылку, что Высоцкого к проекту «Алиса»
привлек декан актерского факультета  МХАТ, его педагог
Олег  Григорьевич Герасимов. Радиопьеса 1976 года и студия  «Мелодия» две
грампластинки свидетельствуют авторство: слова и мелодии песен В.Высоцкого.
 Два с половиной года совсем непросто шла работа. Сам  поэт исполнил «песню
антиподов»,  «песню орленка  Эда», которого ввел в дополнение к сценарию, и
«песню пирата – попугая». Конечно,  там, где звучали социальные темы – ему
не было равных, тексты узнавались  «на слух», никому другому не могли
 принадлежать. Да ведь в сказке еще глубинный философский смысл!
    Можно  предположить, что такой «трудоголик», работавший над своими
стихами  кропотливо, перебирая многие варианты, конечно, познакомился и
с другими переводами Льюиса Кэрролла на русский  язык. Атмосферу поиска
заполняли популярные книги, открытые лекции.

     Вспомним   прекрасные «детские» стихи  С.Я.Маршака:               
          «Папа Вильям, - сказал любопытный малыш –
           Голова твоя белого цвета.
           Между тем ты всегда вверх ногами стоишь,
           Как ты думаешь, правильно это?»
             - В ранней юности, - старец промолвил в ответ, -
               Я боялся раскинуть мозгами.
               Но узнав, что мозгов в голове моей нет,
               Преспокойно стою вверх ногами.
    Вот и Высоцкий, обращаясь к слушателям, сам замирает
перед бесконечным неизведанным: «Много неясного в
странной стране, можно запутаться и заблудиться. Даже
мурашки бегут по спине, если представить, что может
случиться» Такой земной, такой реалистический подход
к теме, разработанной Л.Кэроллом. Автор двадцатого века,
автор «Марша физиков» Высоцкий пишет о ВРЕМЕНИ
простыми образами, наделяя человеческими свойствами:
                Плохо за часами наблюдали
                Счастливые
                И нарочно  время замедляли
                Трусливые
               Торопили время, понукали
                Крикливые,
               Без причины время убивали
                Ленивые.
И колеса  времени
Стачивались в трении
(Все на свете портится от тренья),
И тогда обиделось время –
И застыли маятники   времени.

  Это не конец, Высоцкий опять оптимист, как
 в «Марше физиков», он обращается к молодому
поколению, для них его концерты и магнитофонные записи:
               Смажь колеса времени
               Не для первой премии –
               Ему  ведь очень больно от тренья!
               Обижать не следует время.
               Плохо и тоскливо жить без времени.
  - Да, мы  пытались проникнуть в смысл, понять прекрасных актеров,  звучавших
 с пластинки, их голоса тревожили души - добавила Марина, - а
 для наших подрастающих детей становились первой дорогой  в неизвестное,
 пытались разбудить их сердца и умы.

- Надо, все-таки для молодежи дать ссылки на интернет, чтобы нашли
современные исследования природы времени – сказала Ника, - институт
учрежден с 1984 года при Московском государственном университете,
а доступные популярные статьи написаны журналистами даже для  женских журналов.
 - Отношение Высоцкого к таким темам науки, далеким от разрешения
и в двадцать первом веке, поражает  его ответственностью перед  словом
- А Марина Влади играла два с половиной года Алису в радиоспектакле,
в Париже – Ника верила, что отношения этих двух звезд, их любовь
 окрасили теплотой, лирикой слова и мелодии Владимира
- Мы понимали, что такое пронзительное исполнение, выход
к философскому  смыслу родились оттого. что в собственной
жизни, им приходилось принимать трудные решения, бороться
за каждый прожитый день. Они были творцами своей судьбы.
- Так, так, с позиций механики, время = движению, а биолог скажет, что
время  - это жизнь - Ника перевела дыхание и призналась:
-Написала я фантастическую повесть, герои которой  свято верят, что
только жизнь порождает время, его излучают живые клетки, во Вселенной
нет времени без жизни.
- Выходит,  из глубин мирозданья приходит поэту голос -  донести
новую мысль об устройстве самого мира.
- Так и мы считаем неслучайным  событием  в творческой жизни
 обращение Владимира Высоцкого к” Маршу физиков»  и
«Алисе в стране чудес».  Подруги пришли к взаимному согласию,
слушали «старые песни» на новой аппаратуре, подаренной внуками,
техника меняется,  песни остаются.   
      


 


Рецензии
Я видела Высоцкого в "Гамлете", его талант, его сердце чувствуется в этом рассказе
Р.А.С. 19.05.2012

Людмила Добеле   19.05.2012 18:38     Заявить о нарушении