Владимир Высоцкий и фантастика
- Привет, хочу увидеть Москву, встретиться с тобой – Ника, как всегда, спешила и не очень-то беспокоилась о том, удобно ли это подруге.
- Приезжай - Марина обрадовалась, они вместе учились в институте, одинаковые увлечения объединяли уже немолодых женщин. Лишние слова не нужны, связь крепкая, годами проверенная умом, сердцем, жизненными уроками
Через несколько дней, встретив Нику, Марина повезла её на такси к себе.
- Ну, конечно, застряли в «пробке» - обе недовольны, но другой дороги - нет.
- Люблю Москву, как провинциалка, - признается Ника, - стремлюсь в конце поездки поскорее вернуться в свой дом. Наверное, от тоскливого взгляда
на длинный ряд неподвижных машин, их мысли обратились к прошлому:
- На каждой улице из окон слышен был голос Высоцкого.
- А, летом на юге в каждом городе на пляжах, во дворах – магнитофонные
записи его выступлений на стадионах и на домашних кухнях. Вся наша жизнь
глазами барда,- соглашается Ника,- он часть, кусок нашей жизни.
На второй день подруги с утра поехали на метро в Царицино, богато
восстановленный екатерининский дворцовый комплекс.
-Ну, вот, помнишь, среди развалин усадьбы царицы Екатерины Второй
весной гуляли, зимой на лыжах катались.
- Даже представить не могли, какая красота здесь может быть сотворена.
Ника поражена, таких сооружений, восстановленных по современным
технологиям, она еще не видела.
- Зайдем на ярмарку меда, - Марина старается выполнить всю
программу экскурсий в этом районе. Выбор сортов меда со всей
страны, есть и любимый башкирский
- Помнишь парня, привозившего его из Уфы каждую осень, незабываемый
вкус студенческого общежития!
Вечером слушали спектакль, переписанный на диск со старой,
заигранной пластинки «Алиса в стране чудес». Марина бережно вынула
из книжного шкафа любимую, то есть «зачитанную до дыр» двумя поколениями
её семьи издание сказки Л.Кэролла в переводе Б.Заходера, первое, 1974 года:
- Читали, на цитаты разбирали, переиздания в 75,77,79 - книги раскупались мгновенно.
Ника поинтересовалась в интернете историей записи на фирме грампластинок:
- Когда Высоцкий начал писать стихи для проекта «Алиса»?-
- Да ведь мы «Марш физиков» сначала узнали, пели на смотрах песен, принимали
за студенческий фольклор.
Марина читает стихи молодого поэта 1964 года, его пригласили в Дом культуры
физиков в знаменитом центре в Дубне, где работал ускоритель, еще летом
предыдущего года. В интернете есть воспоминания П.Вегина о концертах,
которые устраивались в залах научно – исследовательских институтов.
Высоцкого взяли участвовать в программе друзья, он будет петь всегда
с удовольствием для собравшейся там молодежи и тех, кто любит
авторскую песню. Такая аудитория поддержит высоко оценит
новую мелодию.
-А Министерство культуры СССР выдало удостоверение «вокалист - солист
эстрады» только в 1978 году, на пятнадцать лет позже, когда уже вся страна
знала его творчество наизусть, учили «на слух», передавали друг другу
многочисленные записи – Ника понимает, что историю не изменить
прошедшим временем в союз писателей не принимают.
Обе дамы читают по памяти, без шпаргалок:
Пусть не поймаешь нейтрино за бороду
И не посадишь в бутылку, -
Было бы здорово, чтоб Понтекорво
Взял его крепче за шкирку!
Нам тайны нераскрытые раскрыть пора,-
Лежат без пользы тайны, как в копилке,
Мы тайны эти с корнем вырвем у ядра,
На волю пустим джинна из бутылки!
Молодо – зелено! Древность – в историю
Дряхлость в архивах пылится!
Даешь эту общую, эту теорию,
Элементарных частиц нам!
- Видишь, не имея научных знаний, поэт уловил дух поиска, - Ника вспомнила,
как студенты в Политехническом музее слушали лекции мировых знаменитостей:
И.Е.Тамм, лауреат Нобелевской премии, предлагал свои идеи структуры
микромира, нобелевский лауреат ПЛ.Капица приглашал молодёжь на семинары.
Б.Понтекорво, знаменитый итальянский физик, переехал в Советский Союз в1950году,
работал на ускорителе в Дубне, к нему тянулись умы, обаяние его личности
переносили на науку, ожидали прорыв, который перевернул бы мир.
- Да- да, протянула Марина, - заснеженная Москва казалась сонной, а научная
фантазия будоражила умы. Ника поддержала строчкой стихов, засевших
в памяти с тех времен: «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне».
- Вот только эта теория до сих пор не создана, нет «царского пути», не готово
еще человеческое сознание для скачка в самые глубокие тайны Вселенной.
- А мировая фантастика пробует прорыть первые подходы.
В Интернете Марина нашла ссылку, что Высоцкого к проекту «Алиса»
привлек декан актерского факультета МХАТ, его педагог
Олег Григорьевич Герасимов. Радиопьеса 1976 года и студия «Мелодия» две
грампластинки свидетельствуют авторство: слова и мелодии песен В.Высоцкого.
Два с половиной года совсем непросто шла работа. Сам поэт исполнил «песню
антиподов», «песню орленка Эда», которого ввел в дополнение к сценарию, и
«песню пирата – попугая». Конечно, там, где звучали социальные темы – ему
не было равных, тексты узнавались «на слух», никому другому не могли
принадлежать. Да ведь в сказке еще глубинный философский смысл!
Можно предположить, что такой «трудоголик», работавший над своими
стихами кропотливо, перебирая многие варианты, конечно, познакомился и
с другими переводами Льюиса Кэрролла на русский язык. Атмосферу поиска
заполняли популярные книги, открытые лекции.
Вспомним прекрасные «детские» стихи С.Я.Маршака:
«Папа Вильям, - сказал любопытный малыш –
Голова твоя белого цвета.
Между тем ты всегда вверх ногами стоишь,
Как ты думаешь, правильно это?»
- В ранней юности, - старец промолвил в ответ, -
Я боялся раскинуть мозгами.
Но узнав, что мозгов в голове моей нет,
Преспокойно стою вверх ногами.
Вот и Высоцкий, обращаясь к слушателям, сам замирает
перед бесконечным неизведанным: «Много неясного в
странной стране, можно запутаться и заблудиться. Даже
мурашки бегут по спине, если представить, что может
случиться» Такой земной, такой реалистический подход
к теме, разработанной Л.Кэроллом. Автор двадцатого века,
автор «Марша физиков» Высоцкий пишет о ВРЕМЕНИ
простыми образами, наделяя человеческими свойствами:
Плохо за часами наблюдали
Счастливые
И нарочно время замедляли
Трусливые
Торопили время, понукали
Крикливые,
Без причины время убивали
Ленивые.
И колеса времени
Стачивались в трении
(Все на свете портится от тренья),
И тогда обиделось время –
И застыли маятники времени.
Это не конец, Высоцкий опять оптимист, как
в «Марше физиков», он обращается к молодому
поколению, для них его концерты и магнитофонные записи:
Смажь колеса времени
Не для первой премии –
Ему ведь очень больно от тренья!
Обижать не следует время.
Плохо и тоскливо жить без времени.
- Да, мы пытались проникнуть в смысл, понять прекрасных актеров, звучавших
с пластинки, их голоса тревожили души - добавила Марина, - а
для наших подрастающих детей становились первой дорогой в неизвестное,
пытались разбудить их сердца и умы.
- Надо, все-таки для молодежи дать ссылки на интернет, чтобы нашли
современные исследования природы времени – сказала Ника, - институт
учрежден с 1984 года при Московском государственном университете,
а доступные популярные статьи написаны журналистами даже для женских журналов.
- Отношение Высоцкого к таким темам науки, далеким от разрешения
и в двадцать первом веке, поражает его ответственностью перед словом
- А Марина Влади играла два с половиной года Алису в радиоспектакле,
в Париже – Ника верила, что отношения этих двух звезд, их любовь
окрасили теплотой, лирикой слова и мелодии Владимира
- Мы понимали, что такое пронзительное исполнение, выход
к философскому смыслу родились оттого. что в собственной
жизни, им приходилось принимать трудные решения, бороться
за каждый прожитый день. Они были творцами своей судьбы.
- Так, так, с позиций механики, время = движению, а биолог скажет, что
время - это жизнь - Ника перевела дыхание и призналась:
-Написала я фантастическую повесть, герои которой свято верят, что
только жизнь порождает время, его излучают живые клетки, во Вселенной
нет времени без жизни.
- Выходит, из глубин мирозданья приходит поэту голос - донести
новую мысль об устройстве самого мира.
- Так и мы считаем неслучайным событием в творческой жизни
обращение Владимира Высоцкого к” Маршу физиков» и
«Алисе в стране чудес». Подруги пришли к взаимному согласию,
слушали «старые песни» на новой аппаратуре, подаренной внуками,
техника меняется, песни остаются.
Свидетельство о публикации №212051401620
Р.А.С. 19.05.2012
Людмила Добеле 19.05.2012 18:38 Заявить о нарушении