Т. Гумбатова. А. Мишон въ Баку

А.Мишон въ Баку 
 В начале восьмидесятых годов Х1Х века Баку стал нефтяной столицей Российской  Империи.  Слава о его богатствах  неслась по всему свету.  Со всех концов в этот знойный  и пыльный город хлынул пришлый народ- сбор племен и народов. Среди этого потока людей  в  1884 году  появился  и Александр Михайлович  Мишон. Фамилия “Мишон” явно не распространеная и, по общему мнению, имеет французское происхождение. Необычная фамилия пришлого человека тогда не вызывала ни у кого никакого интереса. Город был полон иностранцев. Появился даже анекдот. Один  говорит другому: “Нынче много чужих людей в город понаехало. Да  - отвечает другой- Я на днях в будуаре своей жены  нашел  одного чужого!”
    Говорят: “Рождение человека, это подарок Бога; а то, что он оставляет после своей смерти - это подарок Богу”. Попытаемся рассказать о том, что Александр Михайлович оставил в качестве подарка  не только Богу, но и людям. 
  Жизнь семьи Мишон, по мнению харьковского коллекционера и исследователя дореволюционной фотографии Аркадия Е. Хильковского, окутана многими тайнами и легендами. Александр родился в 1858 году в селе Высшей Крапивны Подольской губернии, Гайсинского уезда. Его отцом был  Игнатий Иванович   Березовский,  а   матерью- Вера Ивановна, ур.Томашек, по всей вероятности, словачка. В 1868 году семья проживала в местечке Петропавловск, Павлоградского уезда, Екатеринославской губернии, а глава семьи профессионально занимался фотографированием. Он жил  то в слободке Алексеевской, Харьковской губернии, то в г. Изюме, где снимал фотографические портреты.
   Что-то изменилось в жизненной ситуации, так как вдруг Игнатий Березовский обращается через МВД к Его Величеству Императору Александру 11 “со Всеподданейшим прошением вернуть ему настоящее его имя - Михаил Мишон”.
   В прошении он объяснил,  что  в возрасте 9 лет оказался на территории России и долгие годы жил и работал в имении какого-то помещика. Исходя из исторических событий того времени, можно было предположить, что это случилось в результате войны с Наполеоном 1. Известно, что после завершения войны Венский конгресс европейских государств в 1814-1815 годах заключил территориальный договор между державами-победителями. Шло интенсивное перемещение  людей, среди которых были “служившие во французских войсках, дезертиры, беженцы и пр.” Прокатившая волна польских восстаний добавила людей, невольно оказавшихся  на территории Российской  Империи. Среди них, возможно, была и семья Михаила  Мишона.  “ В 1854 году он бежал от своего помещика, приобрел документы дворянина И. Березовского и под этим именем проживал в Херсонской и Таврической губерниях, состоя на службе в должности фельдшера. Потом в 1857 году женился и прижил троих детей, пользующихся также дворянским званием.” Это свидетельствует о том, что  Михаилу удалось получить не только общее образование, но и специальное медицинское образование.
   В прошении  он  раскаивался в своем поступке  но,  считая, что кроме присвоения чужого имени и звания, не совершил другого преступления, просил   разрешить  ему приписаться  к Харьковскому мещанскому  обществу под прежней своей фамилией. Министр внутренних дел признал нужным произвести следствие к обнаружению действительного  происхождения М. Мишона и сообщил об этом Березовскому в Изюм.
   Тяжесть проживания под чужим именем была настолько велика, что Мишон неоднократно повторял свои прошения. Это раздражало чиновников. Так, прокурор Изюмского Окружного суда Харьковской губернии в августе 1869 года попросил “объявить ему с подпискою, что прошение о присвоении ему фамилии Мишон, замененной им самовольно на фамилию Березовский,  и о помиловании - оставлено без последствий. Ему надлежит ожидать окончания о сем следствия, не утруждая Государя Императора преждевременными домогательствами».Исходя из последующих событий, прошение было удовлетворено. Михаилу была возвращена фамилия Мишон и звание государственного крестьянина.
   В 1870 году в г. Славянске, Изюмского уезда,  Харьковской губернии, что неподалеку от Святогорского Успенского монастыря, на Соборной площади в здании местной гостиницы начало работать заведение под названием “Фотография господина Мишона”. Это имя было не только на вывеске. Журналист и путешественник Василий Иванович Немирович-Данченко посетил в конце 1870-х годов этот монастырь. В своей книге очерков и размышлений “Святые Горы”, изданной в 1880 году, он замечает с иронией, что “на  стене подземного хода, пронизывающего меловую Святую Гору до самой вершины, богомольцы обожгли меловой потолок свечами и черные кресты понаделали, точно на белой ризе. Сбоку надпись копотью: “Богу – раб, царю – коллежский асессор Иван Трофимов. Какой-то француз Мишон здесь же увековечил себя. И я – Шимановская, вписалась рядом”. Можно предположить, что это постарались сделать дети Мишона. Один из первых биографов Хильковский так и назвал свой  очерк : “Мишон здесь же увековечил себя”.
   В 1875 году фотография М. Мишона еще существовала, но 16 июня 1878 года было получено ”разрешение  на  открытие в этом же городе фотографического заведения жены государственного крестьянина Подольской губернии, Гайсинского уезда, села Низшей Крапивны “Веры Ивановны Мишон”. Возможно потому, что в период 1875-1877 года сам  Михаил  Мишон умер.
   Его старший восемнадцатилетний  сын Александр начал свои заработки. Он стал посылать в “Харьковские губернские ведомости” информацию, фото и статьи, которые  публиковались там  вплоть до 1884 года.
   24 июля 1879 года в этой же газете были  опубликованы cписки призывников Изюмского уезда, в который заносились молодые люди, достигшие  на  1 октября  двадцати одного года. Там значился “Мишон, он же Томашек Александр Михайлович”, который “не причислен ни к какому званию и имеет право на льготу по семейному положению”. Достоверность информации “призывных списков” определялась Уставом о воинской повинности. Этот учетный документ велся на основе строгих “Правил”, согласно которым в третьей графе указывалось полностью прозвание, фамилия, имя и отчество по метрике. Метрическим данным придавали преимущественное значение по сравнению с другими документами. Так,  имя записывалось только по метрике, а “если  по- домашнему  или уличному зовут иначе”, то Правила  предписывали “ обозначать  это в скобках, а в протоколе объяснять, что это одно и тоже лицо”. Из этого можно сделать вывод, что по метрике, выданной священнослужителем, Александр был на фамилии матери и на момент призыва не имел никакого звания: ни крестьянина, подобно отцу, ни мещанина, ни, тем более, дворянина. Право на льготу по семейному положению давала 48-я статья Устава, состоящая из  13  пунктов. В данной ситуации, на наш взгляд, был применен 3-й пункт, гласивший: “1 разряд, как единственно способный к труду сын при матери-вдове и не имеющий брата, достигшего 16 лет”. Таким образом, двое братьев были младше Александра  не менее, чем на семь лет- восемь лет.
   Освободившись от службы в армии, Александр продолжил фотографическое дело отца. В 1880 году в Харькове выходит “Сборник сведений и объявлений Славянских минеральных вод в городе Славянске”, составителем которого был А.В.Мандрикин и А.М.Мишон. Там же печаталось объявление: “На Базарной площади в доме И.И.Куликова расположилась ФОТОГРАФИЯ МИШОНЪ - съемка визитныхъ карточекъ,  кабинетныхъ  портретовъ, группъ, медалiоновъ, видовъ во всякую погоду отъ 10 утра до 6 часовъ вечера. Работа выполняется аккуратно, изящно и за умеренные цены. Для съемки детскихъ портретов приобретенъ  скороработающий аппаратъ. Лучшее время для съемки  детей от 11 ч. до 2 ч. Дюжина визитных карточек стоит 5 рублей, полдюжины - 3 рубля. Продажа видов Святых Гор, Славянских Минеральных вод, завода Юза и других”.
  В этом же  году  Александр Михайлович обращается к харьковскому губернатору с просьбой об открытии типографии в г. Славянске, но  получает отказ. В 1882 году  ходатайствует о разрешении ему издавать в Славянске еженедельную газету под названием “Листок Славянских Минеральных Вод”. Несмотря на то, что “Мишон ни в чем предосудительном замечен не был”, согласия г. Министра внутренних дел не последовало.
  13 октября 1883 года обыватель Подольской губернии А.М.Мишон  открыл в Харькове на углу Московской ул. и Слесарного переулка заведение под названием   “Фотограф Мишонъ”. Но в 1884 году вместе женой Аделаидой Васильевной он переезжает в Баку.
  Александр Михайлович, в ожидании разрешения на открытие своего фотографического дела,  поначалу приискал себе работу в реальном училище. Благодаря Мишону,  в Баку впервые  начали проводить лекции и чтения с помощью “волшебного фонаря” - прародителя кинематографа. Фонарь имел вид ящика, внутри которого прокручивались бумажные ленты с длинными пейзажами или разнообразными фигурами. Это позволяло зрителям видеть сменяющие друг друга пейзажи и  разнообразные  фигуры людей и животных.
    Производя в этом же училище опыты по фотографии, Мишон случайно зарегистрировал фотопленкой какие-то излучения, обладающие фотохимическими свойствами. Директор Бакинского реального училища с 1880 года Е. С. Каменский провел исследования этих лучей,  описал свойства  и определил их  как катодные икс-лучи. Но только через одиннадцать лет,  после сообщения немецким физиком  В.К.Рентгеном в 1895 году, А. Мишон в  1896 году  опубликовал в  журнале “Природа и люди” сообщение о своих находках.  Стало ясно, что они значительно раньше  сделали открытие,  но тогда не поняли  этого…
   20 апреля 1885 года у харьковского мещанина А. М. Мишона и его жены Аделаиды Васильевны, оба - православные, родилась дочь Юлия. Крестили девочку в Николаевском соборе священнослужители Георгий Благовестников и о. Бедзинь  Гарабаев. Восприемниками был житель г. Шуши И. А. Сурабов и дочь умершего чиновника Порфирия Кадурова - девица Ольга. Но семейная радость через два с половиной  месяца была омрачена  смертью  девочки.
  Не все гладко складывалось и с работой. Х1Х век ознаменовался бурным развитием фотографии. Количество людей, увлекающихся этим процессом, с каждым годом увеличивалось. Не удивительно, что и в Баку уже работало много фотографов - Левитас, Филиппович, Мамиконов и др. В январе 1883 года  разрешение  на работу получил выходец из персидских армян Г. С. Шамхаров. Его фото “Жорж” разместилось на Полицейской улице, в доме Тумаева.  В 1887 году открыл свое фото  нухинский  армянин В.Д.Ростомян.
  Наконец-то  28 июня 1887 года  Мишон получил у Бакинского губернатора Гюбшь фон Гроссталя разрешение на открытие фотозаведения  и  к  концу года  разместил  свое дело “А.Мишонъ”  на Торговой  улице  4 , в доме Варзегулова. 15 марта 1888 года фотомастерская  Мишона перешла в гостиницу “Империал” на  Торговой улице 12.
     С декабря 1887 года он открывает »Ландшафтную фотографию», где   принимает заказы на снимки заводов, промыслов, архитектурных зданий и т.п. по самым недорогим деньгам.
    В Петербурге 20 декабря 1887 года открылась выставка предметов освещения  нефтяного производства, где были  представлены фотографии  видов города, снятые Мишоном: Набережная, Великокняжеский проезд, Думская площадь, Цициановский памятник и др. Их демонстрировали при керосиновом освещении. Рядом расположился первый план Черного города(1874 года), составленный   землемером Бубновым. В то время это был пустырь с двумя-тремя заводами. Посетители смотрели и удивлялись!
  А.М.Мишон стремился сделать фотографию- искусством  и  отличался от других практикующих фотографов тем, что занимался усовершенствованием фотографической техники. Он  устроил особый  павильон, предназначенный для съемки фотографий по вечерам при помощи электрического освещения  и богатый выбор декораций. Предлагалась съемка визитных карточек, кабинетных портретов, групп и медальонов. Продавались различные виды Кавказа, Закавказья и Баку. Увеличение числа сотрудников  позволило  исполнять заказы “скоро и изящно”. Приехавшие в  июле  этого года  китайские туристы закупили большое количество  понравившихся им работ.   
   1 августа 1888 года в театре Тагиева Мишон с благотворительной целью прочитал   бакинской   публике несколько лекций о фото и познакомил их при помощи “ волшебного фонаря”  с  видами  Закавказского края и  других местностей.
   7 ноября проходило торжество освящения отремонтированного здания, в котором  расположилось ремесленное Императора Александра II училище. Некоторые моменты были удачно сняты Мишоном.
   Что-то не ладилось в семье. Аделаида Васильевна в 1888 году покинула город  и  24 марта 1889 г. “жена харьковского мещанина” получила разрешение на открытие фотографического заведения в г. Изюме. Постигали его и другие неприятности. Так, в сентябре 1888 года, какой-то якобы дворянин, не имевший ни документов, ни квартиры и преследуя цель быть арестованным, выбрал витрину заведения Мишона и разбил ее.
   15 сентября 1889 года, благодаря горячему содействию
 Президента Общества сельского хозяйства Главноначальствующего на Кавказе А.М.Дондукова- Корсакова, открылась восьмая выставка предметов сельского хозяйства и промышленности,  в которой приняли участие около 2000 человек. Бакинский голова С.И.Деспот-Зенович заранее довел до сведения всех нефтепромышленников о необходимости их участия. Казначеем этой выставки был Л.М. де-Бур, но внезапная смерть этого добрейшего человека 11 августа изменила многие планы.
   На выставке был построен промышленный  павильон. Он имел вид буровой вышки, при этом средний балкон был отдан фотографам Баку. А.М. Мишон  был  удостоен “Личной благодарности Великого Князя Михаила Николаевича”, который вместе со своим сыном Князем Сергеем Михайловичем посетили выставку  в качестве  почетных гостей.
   В 1890 году Мишон был принят членом–фотографом в Парижскую Национальную Академию. Получил он и “Личную благодарность Его Высочества принца Неаполитанского”, что было отмечено в его паспарту.   18 марта 1891 года  в Санкт-Петербурге  открылась фото- выставка, в которой приняли участие высокопоставленные лица и представители ученого, химического и фотографического мира, в том числе и проф. Д.И.Менделеев. Александр Михайлович  представил в секцию светописи (так переводиться с латинского  слово  фотография ) “громадные снимки восточных городов”. 2 мая  экспертная комиссия по присуждению наград посчитала, что  “для провинции работы очень хороши” и  присудила Мишону бронзовую медаль за “Увеличение снимков”.
   Но Александру Михайловичу, как человеку творческому, этого мало. Страсть к просветительству не оставляет его. Он включается в процесс устройства фотографической школы в России и становится инициатором создания Бакинского кружка любителей фотографии. Целью кружка было “изучение фотоискусства и приложение его к иллюстрированию нашего богатого естественного, научного, археологического и этнографического материала”. Кружок должен был “сблизить  интересующихся  этим  лиц  и  облегчить им изучение фотографии, как науки и искусства”.
   Александр Михайлович разрабатывает Устав, согласно которому кружок состоит из действительных членов(с членским взносом 10 руб. в год), членов-соревнователей (5 руб.) и членов. Членами кружка могли быть лица обоего пола, кроме: учащихся средних и низших учебных заведений, несовершеннолетних юнкеров, лиц, состоящих на действительной службе или подвергшихся ограничению прав по суду. Члены кружка избирались закрытой баллотировкой по рекомендации одного из действительных членов. Члены-соревнователи не имели решающего голоса на собраниях и не могли пользоваться лабораторией и библиотекой.  В уставе был параграф, гласивший: “Каждый член, вступающий в кружок, представляет свой бюстовый портрет для альбома кружка, который не возвращается обратно”. На то время в кружке  всего было 16 членов, из них - пять соревнователей. Устав  был послан в Петербург для  утверждения и получения  разрешения для работы кружка в Баку.
   На это ушли годы. Времени в ожидании он  не  терял  и   начал  активно работать в кружке. Были приобретены два фотоаппарата. Большая камера размером 30 ; 40 стоимостью в 45 руб. из-за неимения к ней штатива и объектива оказалась  к работе негодной и поэтому все работы членов кружка проводились до 1896 года  меньшей камерой(13;18 за 52 руб.). Члены кружка принимали активное участие в устройстве публичных лекций в бакинской Мариинской гимназии и изготовили  для них диапозитивы. Каменский прочитал реферат о цветной печати, за что кружок получил 17 руб. 50 коп.
   Мишон и его бакинский кружок становится известным настолько, что ежемесячный  журнал “Фотограф-любитель”, который издавался с 1889 года в Санкт-Петербурге отставным капитаном  первого ранга А.М.Лавровым (псевдоним А. Михайловский),  в 1892 году ошибочно сообщил, что Устав  кружка уже утвержден.
  Количество профессиональных фотографов в Баку
увеличивалось. В 1892 году разрешение на открытие своего дела получил дворянин, уволенный в запас классный военный фотограф Кавказского военно-типографского отдела Ю. С.  Зелинский,  а в  конце  1893 года  из Нухи  к брату приехал  Д.Д. Ростомян. А это все вело к жесткой конкуренции.
  В 1892-93 годах фотография Мишона  располагается на Торговой улице в доме Адамова. Она имеет три комнаты и галерею. В мастерской работает 2-3 человека. Годовой доход составляет от 1000 до 4000 рублей, что все-таки меньше 5000 В. Ростомяна. Но для  Александра Михайловича деньги – не главное в жизни. Видя вокруг беспросветную мглу, он продолжает верить и  настойчиво бороться за  лучшие идеалы. Александр Михайлович весь в поисках и намерениях. Он задумал издавать “Ежегодник Баку” и подал прошение на получение  Всемилостивого разрешения.
  Официального ответа по поводу утверждения Устава кружка все нет. Многие члены  уже  потеряли  всякую надежду. Мишон с грустью сообщает, что  “одно проектируемое общество заглохло вследствие длительного неутверждения” и надеется, что вскоре дождется разрешения “на новый  печатный орган”. И действительно,  в 1893 году вышел  первый  выпуск “Ежегодника города  Баку на 1893 год”, в котором Александр Михайлович являлся автором, фотографом, редактором и издателем. К сожалению, нам не удалось ознакомиться с его содержанием.
   К концу года А.Мишон получил разрешение открыть при издательстве “Ежегодника”, которое расположилось там же на Торговой улице, рядом с производителем асфальта И.А.Шмыговым, читальню.  25 декабря 1893 года было получено уведомление о том, что Устав фото-кружка находится в очереди к докладу  и  к  утверждению в МВД.
  12 марта 1894 года состоялись тожественные проводы на отдых Городского головы С.И. Деспот-Зеновича. В качестве подарка ему вручили прекрасный фотоальбом с фото и видами Баку, исполненный А. Мишоном.
   Александр Михайлович продолжает активно работать над изданием” Ежегодника города Баку на 1894 год”, о выходе которого 25 апреля сообщила газета “Каспий”.   Кроме материалов справочного характера, книга содержала  массу увлекательной информации. Называя  Баку - царицей Каспия,  Мишон  пишет очень интересную статью об истории города, дает обозрение  событиям  ушедшего 1893 года  и информацию о народном образовании и о театре. Представляет отдельно главу “Для туристов”, где живо описывает достопримечательности края. В приложении представляет портреты и биографические сведения о  Городском голове Станиславе
Ивановиче Деспот-Зеновиче, б. вице-губернаторе и цензоре местной печати И.А.Бениславском, новом вице- губернаторе П. А. Лилееве    и   др.
Наконец-то 24 августа 1894 года МВД утвердило устав“Бакинского фотографического кружка”. 8 октября 1894 года он был опубликован в “Бакинских губернских ведомостях” и издан отдельной брошюрой, которую можно было  купить за 10 копеек. В том,  что кружок  все-
таки  организовался, заслуга только А.М. Мишона.
   В конце октября местные газеты публиковали объявления о  приеме членов кружка.  Желающие могли записаться у учредителей: фотографа А.М. Мишона, в аптекарском магазине Кавказского  общества  у Я. Ф. Вышинского, в бакинской женской гимназии у Э.Е. Стася или в реальном училище у В.М.Успенского, С.А. Киншина и А.Н. Шрамбина. Всех заранее предупреждали  о  полном исключении в кружке игральных  карт для  развлечений и замене их более “разумным и облагораживающим временем препровождения”: беседами, чтением журналов, играми в шахматы и бильярд. Заманчивым было проведение литературных и диапозитивных вечеров, на которых “волшебным фонарем” будут проектироваться на экран разные фотоснимки членов кружка и членов других фотообществ, присылаемых для ознакомления публики  “с интересными уголками нашей обширной Родины”. Один раз в неделю планировались беседы по отраслям фотоискусства и занятия в фотолаборатории.
    Газеты приветствовали эти начинания и желали “симпатичному кружку” преуспевания на бакинской почве и привлечения в кружок   как можно больше людей.  26 октября 1894 г. в квартире Мишона состоялось первое общее  собрание, на котором председателем был избран директор реального училища Каменский Е.С., кандидатом к нему (заместителем) Харичков К.В.
   Застенчивый и скромный Александр Михайлович согласился только на должность секретаря. Кандидатом к нему и библиотекарем стал член редакции “Бакинских губернских ведомостей” С.  А. Цирюльников. В состав распорядительного комитета вошли Мишон, Я.Ф.Вышинский и Шамхаров, кандидатами- Н.С. и А.Н. Лавровы. Всего зарегистрировалось  58 членов  и   4 члена-соревнователя.
    5 ноября 1894 года в театре-цирке Васильева-Вятского в 8 вечера состоялось собрание  членов  кружка под председательством Е.С.Каменского. Мишон сообщил, что предполагаемый доход кружка в 1895 году составит 500, а расход- 621 руб. Дефицит в 125 руб. он предложил покрыть путем устройства вечеров образовательного характера. Александр Михайлович любезно предложил членам кружка пользоваться библиотекой редакции “Ежегодника Баку”. Этот пример вызвал сочувствие и у других членов и, по предложению Я.Ф.Вышинского, многие из присутствующих тут же пожертвовали книги в библиотеку общества. Было решено приискать помещение и  до  2 декабря  срочно собрать взносы. 
    Помещение нашли в доме С.И. Багирова у Багировского сквера, где расположились Бакинское отделение Императорского Русского Технического Общества (БОИРТО) и Общество охотников. Кружок имел одну комнату с передней, где была устроена лаборатория. Кроме того, пользовались два раза в неделю залой. Аренда составила 250 руб. в год. 24 ноября во вновь нанятом помещении собралось 40 человек(из них 10 гостей), которым  была предложена  лекция Мишона  по истории фотографии. Вход для гостя – 50 коп., для учащихся - 20.
   Постепенно кружок обзавелся мебелью. Организовали лабораторию и  провели водопровод. Для укрепления материального положения 28 декабря 1894 года устроили  семейный вечер с допущением за известную плату и посторонних. В разнообразную программу вечера вошли музыка, литературные чтения, туманные и живые картинки, рассказы, танцы и даже фокусы. Чистый сбор составил 51 руб.
4 января 1895 года  состоялся детский вечер, который
прошел очень оживленно. Собралось значительное количество посторонних посетителей, но в материальном отношении вечер принес мало выгоды, т.к. полковая музыка, фокусник и приспособления к картинкам  поглотили большую часть дохода. Чистый сбор с детского  вечера - 18 руб. Но после этого  в кружок вступило еще 25 человек. Публичные лекции по истории фотографии принял  на себя Мишон  и  прочитал 3 лекции, но, несмотря на живое и интересное изложение самого предмета, посторонних слушателей не оказалось. Были только немногие члены кружка. Несмотря на добросовестность труда лектора, дело оказалось неблагодарным и безрезультатным,  т.к. дало в кассу всего 3 руб. 70 коп.
   Уже тогда было отмечено  равнодушие к делу кружка большинства членов. Дело в том, что в его Совете Мишон был единственным  профессиональным фотографом. Трое имели фотоаппараты и работали самостоятельно. Из 70 членов  10  были  только  знакомы с фото. Для остальных - это был просто клуб и место, где можно провести вечер без карт, поболтать, повеселиться и “побаловаться” фото. Из 25 новых членов  взносы внесли только 9 человек.
   Имя “Мишон” было уже  на  слуху  и  придавало кружку известность. Редакция журнала “Фотограф-любитель” предложила Бакинскому кружку стать его органом. В начале  1895 года, на шестом году издания, журнал начал выпускаться от имени Одесского фотографического общества и Бакинского фотокружка.  Через пару месяцев к ним присоединилось Русское фотографическое общество в Москве. А в конце 1896 года журнал стал органом Русского фотографического общества в Москве, Бакинского фотографического кружка, Тифлисского общества фотографов-любителей, Одесского, Казанского и Крымского фотографических обществ. В сношения с бакинцами вошли Тифлисский, Ярославский и Казанский кружки  и предложили обмен работами и мнениями. Заинтересовался Владикавказский кружок и просил прислать им устав. Фабрики и склады фотоматериалов стали предлагать фотоаппараты и реагенты с уступкой против обычных цен и даже в  рассрочку, а магазин Краузе выслал 4 объектива  стоимостью  в несколько сот рублей.
  Казалось, что фотокружок находится  в блестящем положении и может процветать. Но этого не случилось. В феврале 1895 года выбыли  из кружка Вышинский, Шамхаров и двое Лавровых. 24 марта 1895 года  в члены распорядительного комитета были избраны Романов, Мишон и Тропани. Ревизионную комиссию с октября 1894 по июль 1895 год возглавил С. Цирюльников. После неожиданной смерти 3 апреля 1895 года Е.С.Каменского председателем был избран В.И.Романов. Секретарем оставался Мишон.
  Новый распорядительный комитет, озаботившись изысканием  средств  для работы, решил дать несколько диапозитивных вечеров и открыть курс теоретической и практической фотографии для членов кружка и посторонних. Темой первого диафильма были “Последние дни жизни незабвенного Государя Императора  Александра III ” и картины перенесения его останков из Ливадии в Петровский собор. Тогда  все, что касалось смерти монарха, захватывало душу. В марте 1895 года спешно начались работы по изготовлению диапозитивов. Вечер предполагали дать в цирке или театре Тагиева. Но цирк был занят, а Тагиев запросил 25 рублей за освещение вечера. Для кружка это были невыполнимые условия и,  потеряв интерес,  они оставили эту затею.
  17 мая 1895 года  в воскресенье в одном из Верийских садов, члены Тифлисского общества фотографов – любителей устроили маевку, в программу которого входило испытание недавно полученного аппарата новейшей конструкции. После съемки некоторых видов и групп последовал обед. Вечером в помещении общества заслушали доклад секретаря Бакинского фотографического общества А. М. Мишона  об историческом ходе развития общества. Тогда же было послано прошение Главноначальствующему на Кавказе: “Тифлисское общество фотографов –любителей имеет честь и находит уместным доложить Вашему Сиятельству, что за последнее время фотодело в России  и на Кавказе  гигантскими шагами движется вперед. Тифлисское общество фотографов-любителей изучения Кавказского края  предполагает устроить первую Кавказскую выставку с целью ознакомления местных фотографов с лучшими силами России и дать толчок местным деятелям проявить свои знания и опыт в фотоделе   для пользы края”.
   “Бакинские объявления”19 июня 1895 года  сообщали о выпуске А.Мишоном   “Ежегодника  г. Баку” на 1895 год  с рисунками. В нем были отражены календарные, астрономические и метеорологические сведения и адрес-календарь города. Печатался бакинский очерк А.Неволина “Фатьма”, материалы к этнографии Закавказья:- адербейджанские татары, обзор С.Цирюльникова “ Общества и “общества”, а также различные объявления. Фото   цинкографические рисунки продавались в конторе  издателя Мишона, в типографии “Арор” и у всех бакинских книгопродавцов.
   К, сожалению,  в библиотеках Баку, Москвы и Киева обнаружить Ежегодник не удалось. Судя по всему, А Мишон увлекся новыми идеями, так как уже в 1896 году подготовкой “Бакинского справочного календаря” на 1897 год уже занимался  другой издатель.
  Чтение  лекций по фотографии,  запланированных на апрель и май,  Мишон смог начать только с 15 июня. В течение 12 дней он прочитал шесть лекций с практическими занятиями. Этих знаний было достаточно, чтобы начать самостоятельную работу. Но интерес  был  невелик, а доход кружка составил 28 рублей. Попытка  заполучить взносы за второе полугодие не удалась - уплатили только 7 человек, а остальные не обнаружили никаких признаков жизни. В связи с уменьшением членов кружка, от  квартиры в доме Багирова необходимо было отказаться. Распорядительный комитет был в растерянности, так как не мог уплатить за аренду и не мог уйти до окончания срока договора. Тогда  Мишон  отдал  свои  83 рубля   и  предложил  одну комнату в своей собственной лаборатории. Вместе с отоплением, электричеством  и прислугой  это  стоило  фото кружку 10 рублей в месяц. Но и этих денег практически не было, так как  к  началу 1896 года в кружке осталось всего 15 человек.
   К четвертому  году своего существования  фотокружок  практически умирал. Мишон один нес всю тяжесть его существования, совмещая в себе секретаря кружка, заведующего лабораторией, лаборанта и ответственного за внешние сношения. В ноябре 1896 года фотокружок взял в наем помещение на Каменистой улице. Не щадя ни трудов, ни времени своего, Александр Михайлович  проводил целые часы в помещении кружка, устраивал лабораторию и напрасно ожидал членов, обещавших прийти работать, но позабывших об этом. Он один, с присущим ему умением, организовывал публичные лекции и курсы.
    Обширная лаборатория  была  открыта с 10 утра до 10 вечера и в ней, одновременно,  могли  работать четыре  человека. К началу 1897 года в кружке насчитывалось  24 человека. В месяц его в среднем посещало 11 человек, отсюда и незначительное число производимых работ. Большая часть членов кружка  печатали фото по своим домам или иногда поручали это сторожу, который стал достаточно “опытным учеником”. Расходы на содержание
помещения и сторожа составляли 27 руб. в месяц.
  23 мая 1897 года  Тифлисское общество фотографов–любителей организовало Первую Кавказскую фото-графическую выставку. Бакинский кружок фигурировал в лице трех своих членов, из которых только один получил похвальный отзыв за работы по шелку. Ходили нерадостные слухи, что к 1 августу прекратится наем помещения, все “имущество кружка запакуется в мешки, и будет храниться до ясных дней”.
   “Бакинские губернские ведомости” писали по этому поводу: “История показала, что в Бакинском обществе нет интереса к делу, которое не дает непосредственной выгоды или удовольствия. На швырковую стрельбу публика ломилась, даже дамы не жалели ни денег, ни туалетов”.
    И только Мишон, всегда исполненный надежды на лучшее будущее, никогда не терял веры  и  не отказывал в своей помощи никому, кто хотел учиться. Кроме него, никто не принес столько пользы и материальных  жертв  для этого! Горячо преданный своему делу, истинный поборник просвещения, он настойчиво исполнял свое предназначение на этой земле.
   Средства “на жизнь”  Мишон  добывал как  профессиональный фотограф. Но все было  не так просто. 10 ноября 1897 года  он вместе с фотографами Зелинским, Шамхаровым и братьями Ростомян обратились к бакинскому губернатору В.Рогге. В прошении  они просили запретить лицам, не имеющим разрешения на право содержания фотографий, брать фотозаказы,  так как “они работают без налогов, не имеют установленных законом книг для записи производимых работ, обирают доверчивую публику и дискредитируют фотографов”. Через месяц  бакинский полицмейстер сообщил им, что из-за  неуплаты  пошлины в 80 копеек  рассмотрение прошения приостановлено.    
  15 ноября 1897 года состоялось собрание, на котором присутствовали 12 из 17 членов. Возлагая много надежд на оживление работы кружка, избрали новую администрацию, где товарищем Председателя стал Мишон.  14 декабря кружок переехал в новое помещение, которое находилось на трэке Общества велосипедистов.
  21 декабря 1897 года состоялось очередное собрание. С целью увеличения привлекательности кружка, кто-то предложил установить именные жетоны: серебряный- для ношения в виде брелка (как знак принадлежности к фотокружку ) и золотой(как знак преуспевания в фотоискусстве) и  награждать ими того или иного члена после оценки их работ. При отсутствии средств к существованию, это выглядело просто  наивно. По этой же причине был снят вопрос об организации павильона для фотовыставки. Осталась надежда на открытие платных  курсов по обучению практической фотографии.
  15 июня 1898 года  председатель распорядительного комитета А.И.Беграмов напечатал объявления об открытии начальных курсов практической фотографии  для желающих обоего пола. Курсы состояли из 15 лекций. Занятия должны были проходить два-три раза в неделю. Оплата 10 руб., для учащихся- 5. Занятия могли начаться при условии поступления не менее 10 письменных заявлений. Но этого не случилось, и выстраданное детище Александра Михайловича продолжало тихо умирать.
   А.М.Мишон был человеком трудолюбивым, талантливым и разносторонне одаренным. Не удивительно,  что  у  него  появилось  новое увлечение. В эти годы в Париже  братья Огюст и Луи Люмьер (фотографы, хорошо разбирающиеся в технике) изобрели компактный аппарат. С его помощью можно было  на экране представить любое событие или сцену из жизни с движением участвующих в ней фигур и предметов. 25 декабря 1895 года в Париже на бульваре Капуцинов начались регулярные сеансы кино, получившие название “синематограф”.
    И уже летом 1896 года в Баку в летнем помещении Общественного собрания демонстрировалось это “чудо Х1Х столетия”. Надо сказать, что из-за несовершенства аппарата особого впечатления на зрителей оно не произвело. Тем не менее, в августе 1896 года на общем собрании Мишон предложил в сентябре месяце устроить трехнедельную фотографическую выставку, где по вечерам публично демонстрировать  фото-кинематограф  бр. Люмьер. С этого времени фотографы-операторы уже начали систематически снимать сюжеты на разные темы и сцены из жизни.               
   С 18 июля  1897 года ежедневно по вечерам в каменной ротонде Михайловского сада начали представлять синематограф. Особое впечатление оставалось от  изображения на экране  сцен из жизни людей или  природы, например, бури на море. Но настоящий синематограф Люмьера был представлен в первый раз только 9 августа 1897 года. Было показано “Торжество Святого Коронования и Франко-Русские торжества”. Гасан-бек Меликов (Зардаби) писал по этому поводу: "Теперь мы имеем в наших руках замечательную игрушку под названием “кинематограф”. Эта волшебная машина, созданная совсем недавно, производит удивительное впечатление".
   В воскресенье, 2 августа 1898  года в театре- цирке В.И. Васильева -Вятского в 9 вечера фотограф Мишон, снимающий коллекцию оживленных фотографий Средней Азии и Кавказа, демонстрировал на усовершенствованном кинематографе бр.Люмьер, построенном инженером I.Carpentier, свои фильмы.
    Были показаны: 1.”Пожар нефтяного  фонтана на Биби –Эйбате”- 35 сек. Этот пожар случился в ночь с 26 на  27 июня 1898 года  на Биби-Эйбатских  промыслах купца Я.В.Вишау, где сгорело 16 нефтяных вышек и 2 млн. пуда мазута. Пострадало 13 человек, из них 7 умерло; 2. “Проводы Его Высочества Эмира Бухарского на пароходе “Вел. Кн. Алексей”. Его Высочество Эмир Бухарский Мир Сеид Абдул Ахад-хан  27  июня в 4 часа  отбывал на пароходе общества “Кавказ и Меркурий”  в Красноводск  и далее, в Бухару; 3.”Кавказская пляска”; 4. “Попался”(юмористический случай в Михайловском  городском саду). Эти фильмы  были  специально подготовлены  для Всемирной выставки в Париже, поэтому в Баку было решено показать их только один раз.
    Тем не менее, 6 августа 1898 года в Балаханах, в клубе Бенкендорфа в 8 часов вечера  Александр Михайлович  демонстрировал  “Пожар фонтана на Биби –Эйбате”, “Нефтяной фонтан в Балаханах” (который был снят 4 августа 1898 года)  и “Джигитовка конных городовых Балахано-Сабунчинского полицейского управления”. Во вторник 13 октября 1898 года в театре цирке Васильева-Вятского демонстрировалась сенсационная новость –“Контролер спальных вагонов”,после чего фотограф Мишон опять представил свои работы на кинематографе бр. Люмьер.               
   Через сто лет, в 1998 году по инициативе некоторых представителей кинематографии, 2 августа стали  отмечать как День азербайджанского кино. Но справедливости ради надо отметить, что эта дата несколько некорректна. Правильнее было бы считать дату выхода  первого в истории Азербайджана фильма по одноименному роману азербайджанского писателя Ибрагима Мусабекова "В царстве нефти и миллионов" - 14 мая 1916 год. Фильм был снят, основанным в 1915 году братьями Пироне акционерным обществом “Фильма”. Режиссера И.Ф.Светлова специально пригласили из Петербурга в Баку, где проходили основные съемки фильма. В главной роли снялся  талантливый  азербайджанский актер Г. Араблинский.
    Александр Михайлович  продолжал читать лекции в фотокружке, но весь был  охвачен новыми идеями и проектами.  6 октября 1898 года  ему было выдано свидетельство на право открытия в Баку, при содержимом им фототипном заведении, типографии.
   Он также  получил разрешение на  издание ежемесячного литературно-этнографического иллюстрированного журнала “Кавказ и Средняя Азия” в фотографиях и описаниях. Мишон писал по этому поводу: ”Приступая к своему издательству, мы старались озаботиться привлечением тех сил, для которых работа научная и литературная не была  профессиональной, а была бы их любимым делом, их духовной пищей. В этом мы видели верный залог успеха  в исполнении нашей программы и возможность существования журнала при наших ограниченных материальных средствах. И не
ошиблись. К нам примкнули сотрудники, обещавшие не покидать издательство. Для нашего иллюстративного отделения мы избрали фотографию и учредили фототипию для размножения ее рисунков”. Теперь   А.Мишону для получения фотографий необходимо  было  постоянно  путешествовать.
   Первый номер “ежемесячного, иллюстрированного фототипиями  журнала” был разрешен цензурой 30 ноября 1899 года. Он был отпечатан в типографии Губернского правления. На обложке журнала было фото ханского судилища. В углу справа- человек с аппаратом .Возможно, на этом фото  запечатлен сам Мишон. 
    Вниманию читателей  был  предложен рассказ Н.Капли “По нефтяному царству” с описанием поездки по дороге Баку-Сабунчи и истории нефтепромышленности Баку; очерк “Зита” Д. Ведребисели, статьи д-ра Ч.Р. Мостовича: “Грузия в начале нынешнего столетия” и “Пещерный город Уплис-Циха»,  “Языческая  религия Грузии” профессора А. Хаханова, рассказ К.Бегичева о Тифлисе, о памятниках М.С.Воронцову и А.И. Берже, о Сионском соборе, где хранился крест Св. Нины из виноградной лозы, обвитый ее собственными волосами, о новом, недавно построенном на Гунибской площади, около дворца, самой большой церкви- Военном соборе  и пр.
    Мишон (за подписью А.М.)  дал  статью об  убийстве  в 1895 году в Баку Семена Дмитриевича, сына б. бакинского губернатора Д. Старосельского. Он описал местность Дарачичаг. Фототипии были также изготовлены им  и демонстрировали вид бакинских нефтяных промыслов, нефтяной промысел “Бенкендорф и К.”, кочегарки на нефтяных промыслах, осадку труб в буровую скважину, Мцхет- древняя столица Грузиi, виды Тифлиса (двести лет
тому назад и современного),   древнюю церковь    Св. Григория в Дарачичаге и пещерный город   Уплис-Цихе.
   Совершенно неожиданные обстоятельства, “возможные только в провинции”,  не позволили Мишону своевременно  выпустить номера журнала.  Второй номер за декабрь 1899 года  вышел со значительным опозданием. На первой странице Мишон с грустью писал о трудностях: “Среди подписчиков и публики распространились слухи, на толках тех “доброжелателей”, которым чужое дело всегда кажется легким и простым, а свое -тяжким и серьезным”. На обложке журнала- фото “Гробница Тамерлана в Самарканде”. И опять на фоне   гробницы запечатлен некий фотограф.
   В номере было опубликовано продолжение увлекательного рассказа Н.Капли “По нефтяному царству”, статьи Е.Богрова- “Магометанские святыни и архитектурные  памятники ислама”,“Путевые  заметки по Сыр-Дарье” И.Гаера,  Темир Хан-Шура  А.Афанасьева,”К вопросу о вымирании киргизского народа” Н.Борисовича, очерк из киргизской жизни В.Оссовского-“Тайжана”, Энзели -тегеранская шоссейная дорога - I.Земба  и пр.
   На фототипиях Мишона были представлены: тартанье нефти из скважин, нефтяной фонтан, пожар нефтяного фонтана, пожар на нефтяных промыслах, Тин-Баксы к очерку ”Тайжана”, город Темир Хан –Шура, дагестанцы на сторожевом посту,  Энзели -персидский  порт на Каспийском море. 
   Журнал  был отпечатан в типографии А.Г.Юзбашева. Тогда же стало ясно, что местные типографии не могут справиться с аккуратным выпуском журнала. Мишон был вынужден при своем фототипном заведении открыть типографию. “Нас никогда не посещала мысль оставить дело на полпути, лишь только потому, что оно не обещало в близком будущем особых выгод. Добавим, что если выгоды и никогда и не будет то, отдавшись делу издания исключительно по призванию и располагая собственной фотографией, фототипией и типографией,  мы будем вести его пока хватит сил для борьбы с равнодушием публики, с “радушными доброжелателями” и с тысячами  других терний,  встречающихся на пути издательства в провинции. Мы верим в силу труда, настойчивость, энергию и в эту небольшую группу интеллигентных людей, которая всегда сочувственно относилась к симпатичным начинаниям. Мы продолжаем  верить, и уверены, что наши надежды не  несбыточны”. Так писал Александр Михайлович,   и  в этом он весь…
   Январский номер №3 за 1900 год был издан в своей типографии, которая представляла собой крохотную фото-цинкографическую мастерскую с одним рабочим. Открывался он статьей Ч. Мостовича “Спорная грань ХХ века”, где излагались рассуждения  по поводу того, какой год , 1900-й или 1901-й,  считать началом нового ХХ века. В. Оссовский продолжил  очерк “Тайджана-око”. Мишон печатал свои заметки:  “Три дня в Самарканде”  и
” Традиции у древностей Самарканда”.   В журнале были представлены материалы Ф.Репенштейна о Китае и его оборонительных средствах, об аульных киргизских школах в Тургайской области, о музее на Кавказе, о замке злых духов в Имеретии -  Н.Т-ской;  Дарваз - Н.  Ховена; Ахалцызский серебряк- Б.Л. и пр. В отделе были представлены фото: общий вид  туземного Самарканда;
мавзолей на могиле Тамерлана в Самарканде; медресе Улуг-Бека в Самарканде; площадь Регистана с молящимися в Самарканде; грузинская арба; киргизская аульная школа  и др., изготовленные Мишоном.
   Там же была его реклама: “Фототипия и фотография А.М.Мишона исполняет всякого рода заказы, относящие к репродукционному делу и печатает картины, планы, географические карты, иллюстрации в журналы, портреты, почтовую бумагу с рисунками фабрик, заводов, магазинов, счета с видами, адресные карточки с видами, иллюстрированные прейскуранты, рекламные вывески, почтовые открытки и письма, визитные карточки с портретами, аттестаты, программы зрелищные. Цены умеренные, исполнение скорое. В продаже огромный выбор видов Кавказа и Средней Азии. Фотографии и фототипии  имеют каталог, высылаемый за четыре 7- копеечные марки”.  Примером такой продукции служит бланк мельницы Скобелева, где в правом нижнем углу на белом поле имеется собственноручная подпись черными чернилами А. Мишона. 
    Февральский номер 4 журнала за 1900 год был посвящен памяти Ч. Р. Мостовича, неожиданно скончавшегося в первых числах августа 1900 года в г. Гори. Александр Михайлович писал:” Он врачевал человечество, не потому что был доктором. Он вносил мир, не потому что был мировым судьей. Он полюбил Кавказ, на который его забросила судьба прямо со студенческой скамьи,  и делал всегда и все в пользу окружающего его населения и той страны, которая приютила его”. Мостович был один из  немногочисленного  легиона  интеллигентной братии,  кому была не безразлична судьба журнала. За неделю до смерти он писал Мишону: “Как бы мне хотелось верить в тот труд, на который вы уповаете. Правда, полезный труд - большая сила, но не в наше время, время поклонения золотому тельцу”. Это утверждение актуально  и в наше время…
      Редактор-издатель Мишон печатает статью “Историческое прошлое  г. Баку и Прикаспийского края. Под псевдонимом NEMO он публикует  очерк  “В нефтяном водовороте», где рассказывает о жизни бакинских нефтепромышленников и трагедии И. К. Рыльского, ставшего жертвой армянского оговора; “От Кутаиси до Мамисона” -.И. Земба.; “О кумысе и пользовании им”  В.Оссовского  и др.  В этот раз ему помогает средний его брат- присяжный поверенный Петр Михайлович Мишон. В своей статье: “Характерные черты семейного строя по мусульманскому праву”, он  напоминает слова  Магомеда:  “и изучайте наследное право, в этом заключается половина знания всего права”.
   На фотографиях журнала были представлены виды Баку (гавань, набережная, мусульманская часть города, православный собор); летнее кочевье киргизов в Тургайской области; туркмен из Красноводского уезда; киргиз из Тургайской области и шемахинская армянка. Желая сохранить за собой право на издание журнала, при значительном недостатке средств, Мишон печатает в своей типографии  только 1-2 выпуска в год. Подписная цена -12  руб.в год  , полгода- 7, месяц 1.20.
 18 мая 1900 года прошла закладка Городского дома. На этом торжестве присутствовали вице-губернатор П.А.Лилеев,  Городской голова К.А. Ирецкий,  главы представительств магометан и других религиозных обществ.  Масса  народа  стояла  вокруг насыпи. Виды со  всего торжества  снимал  Мишон, фотография которого была   расположена недалеко,  на Михайловской улице 3, в доме Тагиева.
   1 апреля  1900 года в Париже открылась Всемирная  выставка, названная международным праздником труда, прогресса и цивилизации. Впервые 35 государств, в том числе и Российская Империя, устроили свои национальные павильоны. Особое место занимал павильон иллюзий, где демонстрировались электричество, кинематограф и автомобили. Имелась выставка "свободных" искусств: фотографии, типографии, музыки, сценического искусства. Специально для этой выставки  Мишон снял коллекцию оживленных фотографий Средней Азии и Кавказа.
   23 августа 1900 года в театре Тагиева - сеанс синематографа бр.Люмьен, где демонстрировались фильмы Мишона  и  других авторов:  “Уличные парикмахеры в Тифлисе”,  “Англо-трансваальская война”, “Процесс капитана Дрейфуса “ и пр.
   В 1901 году  удалось выпустить два журнала. В мартовском пятом номере на обложке - фото крепостной стены и герб Баку. А.Мишон продолжает публиковать историю Баку и свой рассказ “В нефтяном водовороте”. Его брат, под псевдонимом П.Михайлович, знакомит читателей с обрядом оплакивания у мусульман; Д.М. рассказывает о духоборах; Н.Х. знакомит читателей с  историей торговых сношений России с Персией.
   На фото представлены: персидская мечеть в г. Реште, бывший храм огнепоклонников близ г. Баку, татарские селения в Бакинской губернии, мусульмане-шииты после обряда оплакивания Имама Гусейна, город Кутаис, вершины Кавказского хребта, откуда река Терек берет начало, грузины, Терек в Дарьяльском ущелье  Военно-Грузинской дороги  и др..
   В журнале  №6 печатались продолжения некоторых статей. Среди новых были: статья А.Касаткина ”Юбилей Ферганы”; о практическом путеводителе по Кавказскому Краю  Г.Москвича; о проекте памятника Н.В.Гоголю в Москве  и др. Были представлены и фото:осетины на гулянье, татарская арба, г. Казбег с Военно-Грузинской дороги, пожар нефтяных амбаров близ Баку, татарская школа, развалины первого христианского храма на Кавказе.
  Там же последовало разъяснение, что причиной  несвоевременного выхода в свет номеров журнала является  медленность  печати фототипий на ручном станке. Вскоре издательство  предполагало приобрести скоропечатную машину,  и с 1902 года журнал будет печатать фотографии и давать обстоятельные объяснения к ним. Что же касается литературных материалов, то предполагалось издавать их еженедельно отдельным приложением, о чем было  возбуждено прошение перед Главным управлением по делам печати.
  А.Мишон, желая сохранить за собой право на издание, выпускал 1- 2 журнала в год. Издавался ли  Мишон  в последующие 1902-1904 годы, нам неизвестно. Существуют сведения  о том, что в 1905 и 1906 годах  Мишон выпустил по одному, апрельскому,  журналу. В 1906 году он опять обращался с каким-то прошением к Бакинскому губернатору по поводу своего детища.  В  1907 году  в типографии Шрейбера (на Меркурьевской улице, в доме Усейнова)  под редакцией А. Мишона вышли по понедельникам три издания, при этом   2   и  9  апреля  они имели формат газеты “Кавказ и Средняя Азия”. Нам удалось познакомиться с ними в Российской Национальной библиотеке в Москве.
   В номере от 2 апреля шло политическое обсуждение разгона Государственной Думы. Сообщалось об убийстве армянином Мартыном Мирзоянцем наборщика типографии, социал-демократа  Адольфа  (Георгия Завлановича) Слуцкого. Была представлена театральная  реклама оперы “Жидовка” с  участием итальянского тенора Винченцо Коппоне.  Перечислялись фильмы, которые демонстрировались в городе  на электробиографе: “Два добрых сердца”, “Виды купального сезона”, “Желаю купить сторожевую собаку” и др.
   Газета от 9 апреля 1907 года открывалась статьей :” С Тагиевым или против Тагиева?”. Дело в том, что в Госдуму от беспартийного Мусульманского благотворительного общества был избран Исмаил Тагиев, сын Г.З.А. Тагиева от первого брака, который заявил, что  поедет в Петербург только в том случае, если отец даст ему 40 тысяч годовых. Это оживленно обсуждалось в печати.
   13 апреля 1907 года инспектор по делам печати в Баку Е.А.Богословский сообщил А.Мишону: “В  выпущенных вами материалах помещены характеры, телеграммы и другая информация, что не соответствует вашей программе. Отсутствуют там и обязательные для издания фото. Вы  переменили типографию, передали кому-то права издателя, так как номера вы подписали  только как редактор. Все это сделано самовольно. Но, “исходя из умеренности образа мыслей и полной благонадежности художественно-литературной работы, а также не усматривая злой воли в допущенных Вами нарушениях закона о печати”, чиновник признал возможным сделать ему предупреждение, что  в случае  повторения  его привлекут к судебной ответственности.
   23 апреля 1907  года вышел последний номер  журнала “Кавказ и Средняя Азия”. Там печатали мнение М.Горького о религиозном вопросе и об идее Бога. А.Мишон написал статью о Ширваншахе. Были представлены несколько фото: рабочие на фоне бакинской бухты; ханское судилище в Баку и  “кавказские типы”.  Все это производило грустное впечатление.
    В 1908 году Мишон выпустил литературно-художественный альманах  с  необычным  названием “Белесувар” с семью рисунками. Пакет и рисунки принадлежали издателю Мишону. Он был отпечатан в типографии Штейнера и стоил 10 коп. Но обнаружить его не удалось. Его фото располагалось на Телефонной улице 12. Там он бесплатно давал уроки практической фотографии.
В “Ежегодник  Баку на 1908 год”  были занесены сведения об А.М.и П.М.Мишоне. Но  во второй половине 1908 года Александр Михайлович оставил Баку. Это было время разбоев, похищений, убийств и политических раздоров. Причину своего отъезда Мишон лично объяснил цензору Богословскому как “следствие каких-то вымогательств партийного характера”. Позже, в 1911 году цензор  писал: Мишон был хорошим профессиональным фотографом и занятие фотографией давалo ему возможность содержать большую семью. Литературные предприятия “по недостатку  средств, сотрудников и из-за неопределенности сроков выпуска, успеха в публике не имели”. Зато, с каким интересом все это читается в наше время!
   Как мы уже писали, Александр Михайлович  расстался  с женой Аделаидой Васильевной еще в 1889 году. Причиной могла быть фанатичная увлеченность Мишоном своими идеями и делами.  После смерти  Юленьки,  детей  больше не было. Не было, по-видимому, и взаимопонимания. Как показывают дальнейшие события, не было и официального развода.
   Совершенно естественно, что в жизни Александра Михайловича появляется любимая женщина. Это была Вера Михайловна Бабич, дочь отставного унтер-офицера 84 пехотного Ширванского полка, кавалера орденов, жительница урочища Кусары, Кубинского уезда, Бакинской  губернии. Она  была моложе Александра Михайловича на 23 года. 21 апреля 1897 года у них родилась дочь Елена, которая 21 октября 1897 года в Александро-Невском соборе была крещена, как незаконнорожденная. Восприемниками были: потомственный дворянин Ковельской губернии В. У. Чарницкий, римско-католического вероисповедания,  и родная сестра Веры, девица Варвара М. Бабич, православная.
   1 июня 1899 года девица Вера родила дочь Валентину. 19 февраля 1900 года ее крестили в Александро-Невском соборе как незаконнорожденную. Восприемниками  опять были В.У.Чарницкий  и дочь унтер-офицера девица Варвара М. Бабич. Крещение проводил священник Бедзинъ Габараев.
   2 февраля 1902 года у дочери кандидата, девицы Веры Михайловны, православного вероисповедания, родился незаконнорожденный сын. При крещении 13 февраля 1902 года он получил имя Евгений. Восприемниками была дочь кандидата Варвара М. Бабич и  священник бакинского Александра-Невского собора В. П. Богоявленский, который и провел  крещение.
  19 декабря 1904 года Вера Михайловна родила вне брака еще одну дочь, которая при крещении 17 сентября 1905 была наречена Лидией. Восприемниками были  инженер-техник Г. А. Хачатуров, армяно-григорианского исповедания и девица София Михайловна  Бабич. Именно об этой большой семье и говорил цензор. Узаконивание брака и детей, по-видимому, произошло уже на Украине, после развода или  смерти первой жены.
   Архивные поиски показали, что в Баку проживали два брата Александра Михайловича. Средний Петр Михайлович Мишон  имел юридическое образование и работал помощником присяжного поверенного. Он  активно помогал Александру в издании журнала и писал статьи. В 1900 году у  П.М. Мишона и его законной жены Ольги Аристарховны в октябре родилась дочь Лидия. Крещение проводил настоятель Николаевского  Собора, протоиерей А. Юницкий. В 1906 году он был Председателем Правления общества"Взаимопомощи" , в 1907 году Петр Мишон состоял в числе учредителей Украинского об-ва “Просвiта”,а в 1908- присяжный поверенный окружного суда. Его жена была профессиональной актрисой и не удивительно, что  в 1907-1909 годах он был членом Кружка любителей драматического искусства при Бакинском общественном собрании, где с успехом  исполнял роль Расплюева в спектакле “Свадьба Кречинского”. В 1921 году О.А. Мишон работала в театре  Владикавказа, где  общалась с М.Булгаковым и его сестрой Ниной.
   В Баку проживал и младший брат Леонид Михайлович -штурман дальнего плавания.  11 августа  1899 года у него и его законной жены  Екатерины Иоанновны, родилась дочь, которую, по видимому в честь матери, назвали Верой. Восприемниками был штабс-капитан Астраханской конвойной команды П. И.  Юзбашев и жена крестьянина Могилевской губернии П. Г.Воронина, все православные. Священник Василий Танашевич.  Свидетельство о рождении было выдано 22 ноября 1903 года. К сожалению, других сведений не было обнаружено.
  После возвращения Александра Михайловича в 1908 году, семья поселилась в провинциальном  зеленом городке с названием Изюм.  Мишон снял второй этаж  в двухэтажном доходном доме. Несмотря на то, что Вера Михайловна образования не имела и не работала,  в доме служили няня, повариха и горничная. Жизнь понемногу налаживалась. Девочки учились в гимназии, сын Евгений – в Изюмском реальном училище. Александр Михайлович работал рядом, в г. Славянске, Изюмского уезда Харьковской губернии. Там осталось фотозаведение, которое ранее принадлежало его матери. По сведениям А.Хильковского, Мишон издал там серию почтовых открыток с изображением г. Изюма и его окрестностей.
В 1911 году “мещ. Мишон Александр Михайлович» ходатайствует о разрешении издавать в г.Славянске газету “Северо-Донецкий край”. Разрешение было получено. 19 октября 1911 года он обратился с прошением о разрешении перевезти из Баку его типографию. После полной проверки его политической благонадежности, нравственных качеств и поведения, 2 ноября 1911 года бакинский градоначальник подписал это разрешение. Но издание продержалось  недолго,  и  5 июля 1912 года  выпуск газеты прекратился. В 1913 году Мишон открыл фотографию и цинкографию в Харькове на Екатеринославской ул. в доме 34.
   Информации о 1914-1918 годах немного. Семья переехала в Воронеж.  Шла гражданская война и в этот период начали действовать ревтрибуналы, которым вменялось в обязанность осуществлять правосудие "в рамках революционного правосознания". Некоторые считают, что это была короткая эпоха отечественной юстиции, когда официально суд  начал осуществляться "не по закону, а по совести". Если это так, то не удивительно, что именно А.М.Мишону, не имеющему юридического образования, доверили в это трудное время судить по- совести. Его назначили председателем Воронежского  губернского ревтрибунала. Время было трудное и непонятное. У Мишона в августе 1919 года возник конфликт с М.Г.Рошалем (см. М.Г. Рошаль, «Записки из прошлого»  М., 1969), в результате которого Рошаля  заменили Кагановичем из Н.Новгорода.
   В 1921 году начался голод, который и привел к бунту Антонова (Антоновщина) и его подавлению. Мишон пытался смягчить участь приговоренных к расстрелу крестьян  и, не сумев вызвать Кагановича в Воронеж, выехал к нему в Москву. Под Мичуринском на поезд напали бандиты. Александра Михайловича избили. С большими трудностями он добрался домой и его зять, муж дочери Валентины, отвез его в г. Бузулук Оренбургской области, где было сытнее и безопаснее.
   6 июля 1921 года газета “Воронежская коммуна” поместила заметку:”Смерть т.Мишон”.  Губком Р.К.П. извещает товарищей и сослуживцев о смерти бывшего председателя Губревтрибунала, члена Р.К.П. Александра Михайловича Мишон, последовавшей 5 июля 1921 г. в селе Кинзельке, Вознесенской волости, Бузулукского уезда".
  После смерти мужа Вера Михайловна пожизненно получала персональную пенсию союзного значения, что по тем временам было большой редкостью. Она панически боялась болезней, но прожила до 80 лет и умерла в 1960 году.  Старшая дочь Елена училась в Изюмской гимназии, которую закончила с серебряной медалью. В 1919 году она училась на педагогическом факультете Воронежского Госуниверситета. Во время гражданской войны Елена работала в детских домах Поволжья, затем - в г. Полтаве. На совещаниях учителей с ней рядом садился человек в круглых очках, кожаной куртке и с маузером в деревянной кобуре. Это был  Макаренко, правда, тогда еще не очень знаменитый. Здесь она вышла замуж, но сохранила свою фамилию. Там же 14 марта 1928 года у нее родился сын Виталий. Елена Александровна  Мишон  умерла в 1986  году. В настоящее время Виталий Михайлович Мишон известный ученый-гидролог, профессор, доктор географических  наук Воронежского Госуниверситета. Там же работает его дочь, внучка А. М.Мишона, Елена Витальевна Мишон, профессор, доктор экономических наук.
   В воспоминаниях детей Александр Михайлович остался суровым и мрачным человеком. Больше всех он любил Валентину- хохотушку и двоечницу, полную противоположность старшей сестре Елене. Она окончила только гимназию, где ее научили домоводству. Вышла замуж за Благовещенского, родила пятеро детей, четверо из которых в разное время умерли. Муж после войны ушел к молодой жене. Она ослепла и работала в Обществе слепых. Всю жизнь с удовольствием готовила вкусные обеды, пекла разные пирожки, иногда со смешными названиями, например, “утопленники” (тесто предварительно погружали в воду под пресс). Была дипломатична, коммуникабельна, обожала шумные компании, застолье и веселье.  В ее доме всегда были гости единственного сына Владислава Благовещенского. Во все времена наряжала праздничную елку, отмечала Пасху  и  Рождество. Валентина Александровна умерла в 1977 году,  ее сын - в 1999 году.
    Евгений окончил реальное училище, в учебе успехов особых не было. В 14 лет его арестовали за какую-то революционную деятельность. Работал начальником пожарной охраны НКВД. В 1924 году  был освобожден от должности зав. детским домом им. Некрасова по болезни. Это был полный и добродушный человек. Он умер в 1960 году. В настоящее время живы его дети - Лидия и  Александр Мишон.
  Младшая дочь А.М.Мишона  Лидия прекрасно играла на пианино, но увлеклась революционными играми. После очередного участия в каких-то шествиях, она  заболела воспалением легких  и  в  1918 году умерла.
  Сведения о судьбе семьи А.М.Мишона после отъезда из Баку, его фото и разрешение на его публикацию предоставила нам его внучка Елена Витальевна  Мишон, за что мы очень ей благодарны.  Cамое странное, что никто из потомков Александра Михайловича до последнего времени не знал о том, кем же был их предок , и  что же оставил он после себя людям и Богу. 
    Из множества фотографий  А.М Мишона  мне очень понравился  групповой портрет,сделанный в Баку. К  сожалению, неизвестно,  когда  было сделано это фото,  кто его герои и их судьбы, но, на мой взгляд, Мастер Мишон  сумел передать характеры этих людей.
  Книга: Тамара Гумбатова,Привет из Баку, 2010 г.,Баку, 211 стр.,
     источники литературы - 116 названий.
               


Рецензии