Трио Мечетиной

 В программе фестиваля "Алябьевская музыкальная осень" выступают и прославленные мэтры классического музыкального искусства Виктор Третьяков, Юрий Башмет, и молодые музыканты новой волны, которым по силам сохранить и поднять авторитет русского исполнительства. На предпоследнем концерте фестиваля перед тюменскими слушателями выступило Фортепианное трио в составе Екатерины Мечетиной (фортепиано),  Сергея Антонова (виолончель) и Никиты Борисоглебского (скрипка). Все трое - молоды, все трое талантливы, и их таланты получили подтверждение  в многочисленных победах на конкурсах, и приглашениями  на ведущие сцены мира.
Привожу "объективку" на наших гостей: пианистка Екатерина Мечетина родилась в семье музыкантов, училась в ЦМШ. Закончила Московскую консерваторию  и аспирантуру там же у Сергея  Доренского. Она сегодня является одной из самых талантливых и ярких молодых пианисток мирового уровня. Екатерина выступает с лучшими оркестрами России и Европы. Ей посчастливилось работать с великими современными музыкантами. Родион Щедрин, впервые услышав Екатерину, доверил ей мировую премьеру своего Шестого фортепианного концерта.
В 10 лет Екатерина Мечетина стала обладательницей Гран-при на конкурсе «Премия Моцарта» в Вероне. В 16 лет она стала лауреатом Международного конкурса пианистов им. Бузони в Больцано. Затем последовали другие победы: в Эпинале (II премия, 1999), им. Виотти в Верчелли (II премия, 2002), в Пинероло (I премия, 2003), в Цинциннати на Всемирном конкурсе пианистов (I премия и Золотая медаль, 2004).В пианистической карьере Екатерины Мечетиной огромную роль сыграли три выдающихся музыканта: скрипач и дирижер Владимир Спиваков, который постоянно приглашает ее в свои концерты (в разное время она выступала с «Виртуозами Москвы», национальным филармоническипм оркестром России, российским национальным оркестром, когда им руководил В. Спиваков), виолончелист и дирижер Мстислав Ростропович и композитор Родион Щедрин. Его новые сочинения Екатерина представляла в Москве и Астердаме. «Благодаря этим встречам — говорит пианистка, — я стала совершенно по-другому относиться к профессии, а каждый такой концер для меня — событие, запоминающееся на всю жизнь».

Обладатель Первой премии и Золотой медали по специальности «виолончель» XIII Международного конкурса  имени Петра Ильича Чайковского  Сергей Антонов —
один из самых молодых победителей этого престижного музыкального состязания.
С.Антонов получил музыкальное образование в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории (класс М.Ю.Журавлёвой) и Московской консерватории, обучение в аспирантуре которой он завершает в классе профессора Н.Н.Шаховской.
Сергей Антонов — лауреат целого ряда международных конкурсов: Международного конкурса в Софии (Гран-при, Болгария, 1995), конкурса им. Доцауэра (II премия, Германия, 1998), Шведского конкурса камерной музыки (I премия, Катринегольм, 2003), Международного конкурса им. Поппера в Будапеште (II премия, Венгрия, 2004), Международного конкурса камерной музыки в Нью-Йорке (I премия, США, 2007).
Виолончелист принимал участие в мастер-классах Даниила Шафрана и Мстислава Ростороповича, участвовал в международных фестивалях М.Ростороповича. Музыкант являлся стипендиатом Фонда М.Ростороповича и обладателем именной стипендии им. Н.Я.Мясковского.
Сергей Антонов выступает с российскими и европейскими симфоническими оркестрами, дает концерты в США, Европе, странах Азии, активно гастролирует по городам России.
Музыкант выпустил компакт-диск с записями виолончельных сонат Рахманинова и Мясковского (с Павлом Райкерусом, фортепиано) на лейбле «Новая Классика».
В июне 2007 года Сергей Антонов заключил эксклюзивный контракт с Московской филармонией, которая является представителем артиста на территории России.

Никита Борисоглебский родился в 1985 года в городе Волгодонске Ростовской области в семье ученых — химиков. В пять лет он начал обучаться игре на фортепиано, а в шесть лет по рекомендации педагогов перешел на скрипку. В десять лет Никита впервые выступил с симфоническим оркестром Ростовской филармонии, а на следующий год с тем же коллективом исполнил концерт Ф.Мендельсона.
В это же время Никита принял участие в различных юношеских конкурсах, победы в которых принесли ему не только успех и признание, но и возможность посещать мастер–классы у прославленных мастеров и профессоров Московской консерватории. В 1999 он стал лауреатом конкурса «Юношеские ассамблеи искусств» (Москва), после чего известная виолончелистка Наталья Гутман пригласила Никиту принять участие в фестивале О.Кагана в Кройте (Германия). А после победы на Первом московском конкурсе «Новые имена» он стал стипендиатом одноименной благотворительной программы.
В 1999 г. скрипач экстерном оканчивает Ростовское училище искусств и в следующем году в возрасте 15 лет поступает в Московскую консерваторию в класс профессора Э.Д.Грача. За годы учебы Никита победил в международных конкурсах им. А.И.Ямпольского (2000) и в Клостер-Шёнтале (2003, Германия). С 2002 по 2005 совершенствовался на международных мастер-курсах Keshet Eilon в Израиле. Уже на I курсе Н.Борисоглебский стал солистом камерного оркестра «Московия» и выступал в концертах Московской филармонии. На III курсе, уже в качестве солиста Московской филармонии, Никита начал свою сольную карьеру, гастролируя в России, странах Европы, Азии и СНГ. За два сезона (2003-2005) молодой музыкант выступил со многими известными коллективами: ГАСО России, АСО МГАФ, РГСО кинематографии, симфоническими оркестрами Санкт-Перебурга, Петрозаводска, Краснодара, Ростова, Украины, Хайфы (Израиль), а также с рядом российских и зарубежных камерных оркестров, в т.ч. с «родной» «Московией». Успехи молодого артиста отмечены различными международными и российскими наградами и стипендиями: фонда исполнительского искусства фирмы «Ямаха», фонда «Русское исполнительское искусство», стипендии Правительства России и Ученого Совета Московской консерватории и др.
В октябре 2004 г. московская «Независимая газета» назвала Никиту «народным любимцем» в числе пяти популярных молодых артистов театра, музыки и балета. После исполнения им в декабре 2005 г. в Киевской филармонии скрипичного концерта Я.Сибелиуса, музыкальный критик газеты «Коммерсант Украины» отметил, что концерт, отмечающий своё столетие, «заслужил солиста такого уровня». Из камерных выступлений следует отметить цикл концертов в Ростове-на-Дону, в котором им были исполнены 6 сонат И.С.Баха для скрипки и клавира.
Никита Борисоглебский — постоянный участник музыкального фестиваля «Молодежные академии России», проходящего под патронажем художественного руководителя Московской филармонии, композитора А.В.Чайковского. С 2005 года Н.Борисоглебский учится в аспирантуре при Московской консерватории, одновременно также является ассистентом в классе профессора Э.Д.Грача. Никита обладатель второй премии в 13-м конкурсе имени Чайковского.
Как видите каждый музыкант представленного здесь ансамбля заслуживает сольного концерта и не только в программе фестиваля, но и в рамках филармонического сезона.  Что представили молодые знаменитости тюменцам? Произведения для трио Антония Аренского, Сергея Рахманинова и трио Петра Ильича Чайковского "Памяти великого артиста". Последнее считается одним из гениальнейших сочинений в мире для подобного состава, и вспоминается в нем основатель московской консерватории Николай Рубинштейн, умерший в возрасте 46 лет. Его смерть настолько потрясла Петра Ильича, что он на некоторое время прекратил сочинять музыку. Возвращением к композиторскому труду и стало это трио. Чайковский не ставил перед собой задачу представить современникам музыкальный портрет Рубинштейна, она пытался передать свои чувства, свои эмоции, которые возникали у него при вспоминании о Рубинштейне. Этот опус - первый у композитора, написанный для трио рояль-скрипка-виолончель. До того подобный состав исполнителей казался Чайковскому скучным и маловыразительным, и вот, как бы ставя перед собой задачу преодоления Чайковский пишет трио, а по сути, симфонию для трех инструментов. Леонид Гаккель так пишет об этом сочинении Петра Ильича:
 Почему я безмерно люблю его Трио? Попробую объяснить. Первая часть – Pezzo elegiaco, лирическая пьеса в ля миноре. Главная тема напоминает колыбельную. Причем необыкновенно глубок объем звучания в этой теме, которую сначала ведет виолончель, затем скрипка и только после них – фортепиано. Всю глубину, всю ширь русской печали передает колебание минора и мажора – эта интонация русского Востока. Русская степь, русская тоска в этой теме! Затем дыхание становится еще шире. И начинается побочная тема в ми мажоре. Вот он, очаг смысла в первой части Трио! И замечательный эпизод allegro giusto. Целиком у фортепиано проходит эта тема. Какой-то ясный, теплый свет стоит здесь. И когда фортепиано играет этот торжественный хорал, я слышу здесь русскую молитву. Притом молитва эта – именно из уст Чайковского. Это совсем не музыка “Могучей кучки”. Тут нет никаких традиционных для нас понятий о народе, о множественном сознании. Музыка идет из одной, единственной и одинокой души. И после громадного подъема перед началом репризы и в самой коде, когда музыка светлеет и светлеет, поднимается ввысь (так поднимать ввысь звучание струнных инструментов может только Чайковский), – после этого снова погребальные аккорды фортепиано. Толстовское столкновение человеческих состояний.
Вторая часть – тема с вариациями. Она, как мне кажется, несмотря на преобладание светлых звучаний, пронизана какими-то предчувствиями. Вы ощущаете состояние тревоги даже в этих светлых звучаниях. Светлых из светлых.
Тема и одиннадцать вариаций. В вариациях – необыкновенное разнообразие. Тут и вариации на игрушечный лад (скажем, пятая вариация – жанровая, немножко механистичная). Тут и вальс – самая крупная вариация в цикле. Таков масштаб Чайковского, его дыхание и дыхание Москвы 80-х годов.
Затем – фуга, где Чайковский показывает необыкновенное мастерство письма, широкий звуковой диапазон. Колокольная вариация – девятая, и финальная – двенадцатая, которая превращается в финал всего цикла. Мне кажется, в мажорном звучании этого финала есть что-то жестокое, какое-то механическое веселье. Все-таки предчувствие не покидает нас. И вот момент появления у фортепиано главной минорной темы первой части. Здесь у слушателей всегда одно и то же ощущение, по крайней мере у меня: свершилось! Разрешилась загадка человеческой жизни! Колокольное звучание – как символ, как разъяснение.
И последние такты, погребальные. Играет виолончель. Виолончель, которая всегда удерживает время, удерживает звучание. Но здесь она не в силах ничего удержать.
Скорбь, страх, изживание скорби и наконец – освобождение человеческой души..."
Зал внимательно внимавший перечисленным нюансам опуса стоя аплодировал исполнителям, но традиционного "биса" не было. - "Почему не было бисов? - спросил я у Екатерины. "что то играть после такого сочинения, после реквиема, сложно, нет, невозможно" "Зачем же вы взяли его в программу?"  -"Это Чайковский, это одно из лучших произведений для нашего состава, оно есть в нашем репертуаре, и его надо играть. Его к сожалению играют не так часто, как оно того заслуживает".  "Вы играете и соло, и с оркестрами, а трио у вас состав постоянный?"
"Да, мы вместе учились, вместе начинали играть, и этот состав трио для меня основной"
"В интернете про вас пишут, что вы самая красивая пианистка мира.."  "Ой, ли (лукаво улыбаясь) почему мира, может Европы?… ну пусть самая красивая пианистка России"


Рецензии