21 вечеринки

21 вечеринки

Альбина Мартьянова


*

KOLO-SVATOVSKO BOSANSKO KOLO-DVOROVI-TOLISA 29.12.2008

http://www.youtube.com/watch?v=HiuU-sSbSIU&feature=related

*

Sateliti - Svadbeno kolo

http://www.youtube.com/watch?v=U5L7GREQNQ8&feature=related

*

http://www.youtube.com/watch?v=A3l_wZRu7lc&feature=related

Когда мы с Томашем развелись, я где-то прочитала статью о том, как тяжело становится жить детям в разрушенных семьях – ведь старые знакомства достаются чаще всего отцу, и дети теряют свои общественные отношения, становясь одинокими.
Мои дети никогда не станут такими несчастными – решила я, и стала приглашать гостей к себе на вечеринки. Я любила танцевать, хорошо готовила и была хорошая хозяйка дома для гостей. Приглашала я, как правило, вначале своих коллег по работе – тоже программистов, умненьких, добрых и славных молодых людей и женщин. Как правило, более молодых, нежели была я сама.
Мои девочки любили эти вечеринки, выходили из своих комнатушек и наблюдали, что мы делаем. А мы болтали, угощались, танцевали, привлекая и моих дочурок.
Позднее такие вечеринки я стала устраивать и для одноклассников моей старшей дочери Габриэллы, и они относились ко мне с большим уважением и благодарностью – не много родителей станет так трудиться, тратиться и заниматься уборкой, мытьём посуды для таких чуть ли не еженедельных компаний! О шуме и гаме так и вообще не говоря – а ведь ещё надо было как-то не испортить отношений с соседями!
Всё это происходило довольно удачно, и я способна была всю ночь стоять и мыть посуду, радуясь тому, что мои гости хорошо себя чувствуют у меня дома. Конечно, это было уже опять слишком «филантропично», но что поделаешь – такая у моих дочек была мама.

Итак, с этими детьми я скоро вообще перешла на «ты» - в Венгрии это лестно, так как молодёжь этим самым как бы принимает тебя в их молодёжную компанию – то есть, ты тоже молодая.

Параллельно с этими вечеринками я начала ходить на аэробику и народные танцы. Аэробику нам преподавали две невероятно талантливые женщины – одна из них была некогда чемпионкой мира по фехтованию – звали её Лидия, фамилию, к сожалению, не помню,  а вторая – Жужа -  создала нам такую обалденно красивую хореографию часового аэробного упражнения, что я и по сей день ахаю, вспоминая  о ней. Я очень долго занималась этим упражнением и дома, часа по два в день, развивая и пополняя его другими упражнениями – и почему я только не пошла тренером по аэробике?
Да сегодняшняя аэробика стала смехотворной и пустой, её и не сравнить с теми творческими занятиями, которыми нас одарили эти две прекрасные преподавательницы в первой половине 80-х годов.
На работу я тогда ходила в Буду, недалеко от широкой лестницы, ведущей через Рыбацкий бастион в Будайскую крепость, куда мы частенько и заглядывали в обеденный перерыв. Это великолепнейшее по красоте место! А наша умственная работа программистов только облегчалась такими прогулками, освежавшими работу нашего мозга. Моего, по крайней мере. Кроме этого, я обычно шла на работу в обход, специально прогуливаясь перед ней в горку и с горки, наслаждаясь при этом работой мускулатуры моих ног и свежестью воздуха этой холмистой местности. После такой прогулки работать было очень приятно и легко, по пути я встречала молоденьких девочек – гимназисток, шедших  в гимназию, находившуюся на две улицы выше нашей «Школьной улицы», где располагался исследовательский институт вычислительной тезники СКИ. Эти девочки было одного возраста с моей старшей дочерью, и я восхищалась их естественной красотой и свежестью, хорошим настроением и очаровательными характерами – я радовалась тому, каких прелестных детей мы выращиваем. Да, материнство для меня долго было главным делом моей жизни.

Приблизительно в то же время одна моя приятельница из этого института уговорила меня пойти с ней вечером в молодёжный парк на вечер греческого народного танца. Эти вечера, так называемые «танцхазы», действовали в Венгрии уже немало лет, но пойти туда у меня как-то не было достаточного стимула, но вот теперь, находясь совсем недалеко от этого парка, тёплым летним вечером мы с Мартой всё-таки туда сходили...
и я осталась там на всю жизнь! Марта ещё долго повторяла, как она гордится своим достижением – отведя меня в греческий танцхаз, она сделала меня глубоко счастливой!
Да, эта греческая музыка!..
Впервые я услышала её в Москве, купивши пластинку Микиса Теодоракиса - я просто ошалела от первых же её звуков! И это моё состояние не проходит до сих пор. Какая это возвышенная музыка, сколько в ней торжественности и достоинства, и немало трагичности.
Ведь мы помним, какой режим «чёрных полковников» существовал там в 50-е и 60-е годы, Микиса Теодоракиса преследовали вместе с Марией Фарандури, его певицей с таким голосом, какого я не слышала больше никогда – он и сейчас стоит у меня в ушах, хотя пластинки те слушать я уже давно не могу – произрыватель испортился.

В конце 40-х годов прошлого столетия Венгрия приняла большое количество беженцев из Греции, детей коммунистов – среди тех коммунистов были и греческие дворяне, кстати. Дети приехали сначала, а потом сюда перебрались и их родители, ВНР выделила им жилища в Будапеште и других городах, дала им работу, и кстати, даже построила одну деревушку с именем Белояннис, которая существует и сейчас. Иногда я езжу туда на греческие праздники, а вот в то время – я ходила на все греческие танцхазы, но не только греческие!

Эта страна настолько уважает и обожает народное искусство, что кроме своего собственного, очень сильно поддерживает, а ранее так тем более поддерживала – народное искусство других народностей, сербов и болгар, румын и швабов и т.д. Окунувшись с головой в это счастье, я не выхожу из него никогда.
Кстати, позже я пошла учиться на курсы преподавателя венгерских народных танцев, не закончив их, правда, пройдя только один год обучения их двух.
Не это было главным, а сами танцы. Но учить этнографию было очень интересно – я многое узнала о венгерских обычаях, менталитете, а также имела возможность наблюдать вергерский национализм, который в те времена не выглядел ни в коем случае опасным или вредным качеством. Что плохого в том, что кто-то гордится своей принадлежностью к своей национальности?
И кстати, те люди, что танцевали венгерские народные танцы, также увлекались и балканскими, но вот те, что возмущались – таких было мало, но были! – тем, зачем государство тратится на народное искусство нацменьшинств – своими танцами и искусством тоже не занимались и в них не разбирались.

Я же просто млела – и от невероятной красоты балканской музыки с её необычными ритмами, с её невероятно, до боли  прекрасными  гармониями, и с прекрасными людьми, с которыми я тут познакомилась. Уже в первый же вечер меня спросили, как меня зовут, я ответила – и получила в ответ: «Какое у тебя красивое имя!» - имелось в виду вместе с фамилией! Я не брала фамилии мужа, оставаясь Альбиной Мартьяновой, и такой комплимент был для меня неожиданностью - это в Венгрии-то! Да уже одна необычная длина моего имени и фамилии для языка, где обычное имя-фамилия вместе имеет 4-5 слогов – раз они кому-то настолько понравились – это было ощущение какой-то исключительности общества, к которому мне посчастливилось подключиться.
Так оно, конечно, и было и осталось.

Сюда ходят люди всех возрастов, всех профессий, объединяет их одно – великая любовь к этому искусству и великолепная открытость душ.

Кажется, об этом я уже писала, но что делать – в моей жизни в этой стране это искусство, эти люди, эта музыка, эти характеры, этот подход к жизни - были и остаются определяющими, и я очень и очень желаю русским, чтобы они импортировали для себя этот вот обычай.
С удовольствием стану помогать.

Итак, у меня появилось множество новых знакомых, и я стала устраивать вечеринки и для них. Моих дочек я привлекла к этим танцам тоже, настолько, что и старшая танцевала в группе одно время, а младшая танцует и до сих пор – но в группе венгерского танца, плюс играет на скрипке, именно что народную музыку – а это ведь совершенно другой стиль игры!

Мои гости – и я до сих пор поражаюсь, как в этой квартире могло поместиться человек сорок, танцуя весь вечер и после полуночи, потом же распевая песни, оставаясь спать на ковровом полу моей комнаты, укрываясь моими пледами и пальто, и только где-то после пяти утра начиная расходиться по домам.
Столько прекрасных друзей сильно украсило нашу с дочками жизнь, и они уже совсем не могли бы пожаловаться на то, что у них нет общества, нет компании, ибо их мама создала это для них, причём немалым трудом. Усталость здесь не считалась, да я легко  от неё избавлялась, имея хорошее настроение и удовлетворённость тем, как хорошо мы живём.
О, сколько бокалов и чашек мне приходилось покупать снова и снова, сколько винных пятен на ковровом полу так и не удалось от него отчистить, сколько раз пришлось утихомиривать соседей, которым не всегда нравилось, что их соседи веселятся! Но таких было мало – наоборот, мои старые соседи помнят и поминают добром эти наши вечеринки.

Потом старшая дочка переехала жить к своему другу, и вечеринки прекратились – в то время я уже жила с Аттилой, который кстати, очень хорошо играл на гитаре и пел, так что мне было жаль ещё сильнее, что не стало вечеринок. С Аттилой мы познакомились тоже в танцхазе. Сначала ему понравилась Габика, по возрасту он был приблизительно посередине между нами. Другу Габики было почти столько же лет, потом они поженились, и Шандор стал папой моих двоих внучат. Мне как-то везло на музыкантов, так как Шандор после экономического университета закончил Государственную консерваторию – тут консерваториями называют среднюю музыкальную школу – но он закончил высшую – и стал достаточно известным хормейстером. Габриэлла много пела в его хоре, а внучка Ноэми прекрасно научилась играть на скрипке. Воистину музыкальная семья!

*

Tursko kolo - Sabor na Jarutu


*

Uzicko Kolo

http://www.youtube.com/watch?v=ktDf7hZpJ_4&feature=related

*

Чачак коло

http://www.youtube.com/watch?v=eisq2319P7U&feature=related


Cacak - kolo

http://www.youtube.com/watch?v=G1uxO_xpdPg&feature=related

*

© Copyright: Альбина Мартьянова, 2009
Свидетельство о публикации №2902020644


Рецензии