Рождение внебрачного сына
Р о ж д е н и е в н е б р а ч н о г о с ы н а
(Р а с с к а з в д и а л о г а х №1)
Пояснение
Мне не известно ни одного драматического произведения, в котором рассматривались бы взаимоотношения Екатерины Второй со своим внебрачным сыном Алексеем Бобринским. А, между тем, эти взаимоотношения интересны как с точки зрения того, что они дают возможность взглянуть на образ нашей императрицы с новой стороны, так и с точки зрения нужности этой темы для современного поколения. Ибо нет ничего более возвышенного и бескорыстного, чем отношения матери со своими детьми.
11 мая 2012 года
Олег Самсонов
1762 год.
Зимний дворец. В полумраке зала В а с и л и й Ш к у р и н* смотрит на дверь спальни императрицы. Г р и г о р и й О р л о в** из нее выходит и осторожно затворяет за собой дверь.
О р л о в. Уснула матушка… А у тебя как? Не заметил ли кто с младенцем тебя, когда спускался?
Ш к у р и н. До кареты дошел, ни единой души не встретил.
О р л о в. Четверо нас, которые в курсе. Мы с матушкой, ты, Григорьич, и служанка, какая приняла роды. А больше никто об этом не должен знать. Ни-ни!
Ш к у р и н. Понимаю… Кормилица матушка наша когда поднимется?
О р л о в. Пролежит несколько дней с перевязанной ногой. А там и встанет. Раньше никак нельзя. (Зевает и быстро креститься.) Спать охота. Почитай, целую ночь на ногах… Запомни: все об этом деле думать должны так, что у матушки перелом али вывих какой случился. Понял? Так всем и говори!
Ш к у р и н. Само собой.
О р л о в (зевая). Холодный апрель нынче. Младенца не застудишь в дороге?
Ш к у р и н. Шубой бобриковой обмотал. Тёпленько ему, под шубой-то… Наследника как назвали, Григорий Григорьевич?
О р л о в. Алексеем.
Ш к у р и н. Стало быть, Алексей Григорьевич…
О р л о в. Бобринский! Матушка, сделавшись во дворце хозяйкой, пожалует ему земли в Тульской губернии, в коих село Бобрики лежит. По названию этого села фамилию и определили. Хотя поначалу другую думали… Опять же, шуба бобриковая... Видно, так Богу было угодно. (Крестится.)
Ш к у р и н. Ясное дело.
О р л о в. Головой за него отвечаешь! О том, что мать его – императрица ни одна живая душа не должна знать! Ни одна! Слышишь?! Строжайше запрещено!
Ш к у р и н. Обижаете, Григорий Григорьевич. Какие ни есть тайны, они у меня все за семи замками. Тут. (Показывает на голову.) Считай, с десяток лет ее величество мне доверяют, и пока что не подводил.
О р л о в (не слушает слугу). Подумать только: при удачном стечении обстоятельств императором может стать!.. Отправляйся не мешкая. Чего еще ждать? Дорога не длинная, вечером на месте будете. Дом твой новый далеко от Гатчины будет?
Ш к у р и н. Версты три. Не боле.
О р л о в. Императрица проснется, доложу, что всё устроилось, как мы с ней и задумали. Тебя не забудем. Дом, что тебе пожалован, – это тебе вроде аванса за твои теперешние хлопоты. Если выйдет по-моему, и я здесь, в Зимнем дворце, укреплюсь, я тебя не домом, я тебя целой волостью одарю… Береги наследника. Как за родными детьми смотри. А может, и того боле. Как за будущим императором!.. А сейчас с Богом! Нам с матушкой, когда встанет, еще надо решить, что с ее мужем делать. Не долго ей терпеть от него осталось!.. Как думаешь, когда он сюда явится?
Ш к у р и н. Дом мой прежний вёрст десять отсюда. Пожар устроил я знатный. На тушение сутки уйдет. Не меньше. Думаю, до вечера им никак не управиться… Любит тушить пожары-то император наш Петр III. Как узнал, что мой дом горит, сам воспылал, как дитя малое, не хуже того пожара. Засуетился! забегал! – и в карету. Только его и видели… Это вы хорошо придумали, Григорий Григорьевич, чтобы мне дом свой поджечь. Для отвлечения его внимания. А теперь, Бог даст, он ничего и не узнает о появившемся на свет младенце. (Крестится.)
О р л о в. Ну, хватит! Ступай! С Богом!
(П р о д о л ж е н и е с л е д у е т)
*Василий Григорьевич Шкурин,гардеробмейстер Екатерины Второй, у которого до 12 лет воспитывался ее внебрачный сын.
**Фаворит Екатерины Второй. В 1772 году получил отставку.
Свидетельство о публикации №212051501407