Точка невозврата

Не так давно прочитала в одной книжке: «Из двух зол она выбирала оба!»
Вот про меня сказали, ей-богу про меня! А началось все с того, что моя давняя приятельница Елена попросила «поговорить» с ее дочерью. И, якобы, дочь ее согласна на это.  Я уже многократно объясняла, что не работаю таким образом. По чьей-то просьбе. Ибо смысла не вижу. Человек должен сам захотеть « поговорить». Приятельница же стенала, заламывала руки, падала ниц. И я сдалась. Черт с ними, с моими правилами и принципами! Если этой измученной женщине станет хоть чуть легче от моего согласия, я согласна! Пусть приходит эта  дочь, «согласная со мной поговорить».

Я честно сказала приятельнице, что делаю это только из сочувствия к ней, что совершенно точно ничем не смогу помочь ее дочери. И будет  больше пользы, если мы поговорим не о жизни дочери, а о жизни ее, Елены. Приятельница оплатила мои услуги и убежала, просветлев лицом и вздохнув с облегчением. Все мы рассчитываем на чудо…

Дочь моей знакомой  являлась наркоманкой со стажем. Вместе с сожителем она отбыла срок за сбыт наркотиков, вернулась домой к маме и начала жизнь « с чистого листа», т.е. вернулись к прежней жизни.
 Парочка имеет несовершеннолетнюю дочь, которую растит бабушка. Ну и, разумеется, вернулись  ребятки в родное гнездо.  К ним постоянно приходили подобные им личности, они курили травку, сидя в подъезде на ступеньках. Соседи ругались, находя в подъезде использованные шприцы и упаковки от таблеток. Предыстория понятна всем? Вот так я выбрала сразу два зла: пошла против принятых мною же правил и ввязалась в то, где однозначно не могла ничем помочь. А знакомая моя рассчитывала на то, что случится вдруг чудо и ее дочь очнется от сна под кайфом и вернется к нормальной жизни после беседы со мной… И никакая стандартная оплата моих услуг не могла  компенсировать мне даже сотой доли потраченной энергии . Ну да что говорить? Все уже свершилось.

Таких клиентов у меня никогда не было!  Я совершенно не представляла, как и о чем мы будем разговаривать. Да и жизнь меня редко сводила с подобными людьми- не моя епархия.
 Высокая, очень худая особь непонятно какого пола с испитым лицом смотрела на меня через затемненные очки. Весь вид ее говорил о том, что ей, в отличие от меня, все в жизни было понятно.
- О чем Вы хотели со мной поговорить?- традиционно начала я.
- Это… короче… хочу начать новую жизнь!- усмехнулась клиентка.
- И что же Вам мешает это сделать?
- Не могу я, силы воли не хватает…
- А Вы пробовали лечиться?
- Два раза… Да вы не бойтесь, я сейчас в завязке, меня не кумарит.

Повисла маленькая пауза, пока я мысленно перевела услышанную фразу.
- Но Ваша мама говорит, что вы с мужем употребляете…
- Да не… Это Колька, а я-то почти нет… Так, чуть-чуть…
Опять пауза. Я чертыхалась про себя, ибо не могла найти никакой зацепки, чтобы начать  диалог.
- Света, сколько лет Вашей дочери?
-Аленке-то? Десять вроде… Или нет, двенадцать.. Какой сейчас год? А она в 2002 родилась. Это сколько получается? А чего это Вы спросили?
- Это я просто так, - поняв, что и здесь я ничего не поймаю.- Расскажите, пожалуйста, как Вы начали употреблять наркотики?

- Ну как-как! Да как все! Раз дали покурить, потом колеса глотала, потом колоться начала.. А! Еще кокс нюхала… Ну, кокаин.
- А зачем Вы это делали? Вы не знали, что очень быстро наступает привыкание?
- Конечно, не знала! Откуда?! Ну вы ж помните, какая жизнь была? Ни работы, ни денег! Все разворовали! От такой жизни все и началось! Обидно же, кому-то все, а кому-то жопа! Чем я хуже? Я тоже хотела ездить по Канарам, носить крутые  шмотки и бухло дорогое глушить! Че оставалось-то? Только забыться под кайфом от этой скотской жизни!

- А вы где-то учились?
- А как же! Поступила в педагогический! Со второго курса ушла: корячиться пять лет, чтобы три рубля получать с сопливыми спиногрызами?! Нашли дурочку!
- И чем Вы дальше занимались?
- Да дурь продавали. Вот это был заработок! Тут и Канары, и все-все-все!
-И?
- Че- и?! Ну похватали нас менты, на зоне  пришлось париться. Теперь вот вышли, надо новую жизнь начинать… А как- не знаю! Никто ж помочь не хочет? На работу не берут..
- Даже дворником не берут?
- Я че- последняя какая-нить что ли?! Говно за всеми убирать?! Кто-то в теплых офисах сидит и бешеные бабки получает, а я на морозе лопатой да метлой махать буду! Щас!

От Светиной мамы я знала, что уже более полугода Света и ее сожитель живут за счет этой самой мамы. Пока парочка была в заключении, приятельнице вполне хватало ее не очень большой зарплаты на себя и внучку. Теперь же денег не хватало катастрофически. Света стала таскать у мамы из кошелька и у дочки из портфеля. Начала продавать вещи. Вначале пропала панель со стены, потом Аленкин компьютер. Совсем недавно приятельница обнаружила, что нет ее старенькой шубы и новой куртки…

- Света, но вы же понимаете, что не имея образования и опыта работы, но имея определенную биографию, Вам сложно рассчитывать на теплое местечко в офисе. Возможно, имеет смысл начать с дворников? У Вас дочь растет,- еще раз напомнила я.
- Ленку  бабка содержит, - отмахнулась Света.- Сказала же, в дворники не пойду! Даже не предлагайте!
- Скажите, как Вы считаете, что бы такое могло произойти, чтобы Вы начали совсем другую жизнь? Чтобы Вас к этому побудило?

Света долго молчала, пытаясь осмыслить вопрос. Мне казалось, что я просто слышу, как тяжело ворочаются остатки мозгов под жиденькими волосенками.
- Мне помощь нужна!- наконец изрекла она.- Всем насрать на нас, никто не поможет! Вот дали бы работу хорошую! От мамки съехать надо, чего мы им с девкой мешать будем. Значит, квартира нам нужна. Лучше бы двухкомнатная сразу, чтобы не тесниться. И еще! Пусть всю наркоту изымут! Ее ведь на каждом углу можно купить! Я вот в завязке, а мне предлагают! Я ведь могу и не выдержать, чего меня дразнить-то? И лечиться мне надо. У меня ж и печень, и почки, все совсем больное! Зубы надо вот вставить, - Света показала редкие остатки зубов и принялась перечислять свои проблемы дальше.

Моя бабушка в таких случаях говорила: « Погодь, давай пореже! А то я за тобой стонать не успеваю!» Вот и я не успевала стонать за Светиными жалобами. Я была пришиблена к креслу уровнем претензий к жизни, к государству, к близким. Даже президент был упомянут в контексте того, чтобы был издан закон: завязавшим наркоманам везде у нас дорога!

- Поймите, я согласна лечиться! Я хочу другую жизнь, - била себя в грудь Света.
-Света, - наконец-то вышла я из ступора,- мне представляется, что Вы неверно формулируете ситуацию.
- Че?- сбилась Света.
- Вопрос стоит не о том, что Вы согласны или не согласны. Вопрос стоит о Ваших намерениях.
- Че?- повторила Света.
- Вы своим « согласна» как бы говорите: сделайте так, чтобы мне было легко и хорошо, я согласна!
- Ну правильно, я согласна, - Света смотрела на меня в полном непонимании.
- С чем Вы согласны?
- Ну …это, лечиться.

- Вы не соглашаться должны, ибо Вам никто ничего не предлагает. Вы должны бежать, ломая ноги,  к специалистам, падать на колени и умолять о помощи, Вы должны…
- Еще чего - умолять! Буду я унижаться перед каждым!- Света гневно тряхнула головой.- Они обязаны меня лечить!
- Кто Вас обязан лечить? Они к Вам домой должны прийти?
-Да что вы знаете про это лечение! Вас бы туда! Это же настоящий концлагерь.
- А как надо лечить Вас? На что Вы согласны?
- Ну можно же как-то по-другому, помягче… Мне и так всю печень лекарствами посадили!- обидчиво выкрикнула Света.

- Вы считаете, что Ваша печень посажена именно лекарствами, а не чем-то другим?- я понимала всю тщетность попыток хоть за что-то зацепиться. Мы разговаривали на разных языках. Света знала только один способ существования. Это когда ей все должны. Это когда ей хорошо и весело. И когда нет никаких обязательств ни перед кем. Даже перед собой. Достучаться было невозможно. Что я и предполагала изначально.

Я понимала  всю бесполезность нашего общения для Светы. Видела разрушительность этого общения для себя. Ибо наш диалог был не нужен ни мне, ни Свете. Я позволила себя втянуть в авантюру, я не смогла вовремя сказать « нет» и теперь расплачивалась за это огромным оттоком энергии. И уходила эта энергия впустую, в  бездонную черную дыру. Я понимала, что « мечу бисер», что буду восстанавливаться несколько дней. Надо было ставить точку. Я сказала какие-то дежурные фразы и объявила, что общение окончено. Света растянула губы в улыбке:
- Ну что я говорила?! Никому мы не нужны. Никто не хочет нам помочь. И Вы не хотите.
- А я должна это делать?
- Конечно!- убежденно воскликнула Света.- Люди обязаны помогать друг другу!
- Так может быть, поможете своей немолодой маме растить Вашу дочь?!
- Я не могу! Мне самой помощь нужна!- как-то совсем по-детски испугалась Света.


…Приятельница сидела напротив меня полностью раздавленная. Конечно, она питала иллюзию, что все как-то может повернуться чудесным образом, что дочь «осознает». Чуда не случилось. Последняя надежда рухнула.
-Что же мне теперь делать?- растерянно спрашивала она. Спрашивала даже не меня, а кого-то неведомого.- Как мне жить?
- Лена, - мягко начала я,- собственно, мы должны вернуться с тобой в исходную точку нашего первого разговора. Ты помнишь, что я говорила тебе прошлый раз?
- Нет… не помню…Да и какая разница?!
- Есть разница. – продолжала я терпеливо.- Я тебе тогда говорила, что мы с тобой должны говорить не о твоей дочери, а о тебе. Мы ничего не можем сделать с твоей дочерью против ее воли. Мы можем насильно отправить ее в какой-нибудь центр, где ее привяжут к кровати и ежедневно будут бить палками. Какой она вернется, никто не знает. Зависимость от наркотика  у нее очень высока. Я могу ошибаться, ибо я не специалист-нарколог, но скорей всего, « точка невозврата» пройдена…У Светы полное подчинение зависимости.  И сейчас ты должна подумать о себе…

- Я не могу думать о себе… Мой ребенок гибнет…
- Да, гибнет. Но это ее жизнь. Не нужно подчинять свою жизнь ее жизни. У тебя есть СВОЯ жизнь, своя судьба, своя уникальность. Есть, в конце концов, еще Аленка, для которой в данный момент ты являешься единственной опорой в жизни. И твоя задача, не положить свою жизнь под ноги Светы, а как можно дольше оставаться в здравом уме и физическом здоровье. Именно об этом ты сейчас должна думать. И не только думать, но и совершать определенные действия, чтобы разорвать связь с дочерью, отделиться от нее. Обрубить все концы, за которые она тебя может дергать.
- Как такое возможно?! И возможно ли? Я не смогу этого сделать никогда!

- Ты сделала все, что могла. Дальше- черная дыра. Тупик. И ты стоишь сейчас перед выбором: либо умереть вместе с  дочерью, либо жить дальше. С новым опытом, пусть горьким, но опытом. На новой ступеньке духовного роста.
- Но если я их брошу, они, скорей всего, умрут.
- Да, умрут. Они взрослые люди и они сделали свой выбор. Ты не обязана принимать ИХ выбор, ты можешь сделать свой. У них своя жизнь, у тебя- своя…
- Ты можешь мне не верить, но я люблю Светку… Вот такую опустившуюся и непутевую, но люблю.

- Я знаю, что любишь. Если бы не любила, ты бы так не терзалась. Но любить, не означает принести свою жизнь в жертву. Этой жертвы никто от нас никогда не требует. В каждом из нас есть Божественное начало. Ты сделала все, чтобы спасти дочь. Теперь ты стоишь у черты, где нужно определиться, что и как ты будешь делать дальше. Ибо у каждого из нас есть эта самая точка невозврата, после которой  наша воля перестает работать. Ты у черты. Думай и решай. И не забывай, что есть еще один человек, для которого твое решение будет судьбоносным…

- Что же мне делать?- в который раз всхлипнула приятельница.
- Продавай квартиру, оставь Свете какое-нибудь жилье и уезжай с Аленкой. Уезжай в другой город, обрубай все концы, начинай новую жизнь. Только так ты сможешь сохранить себя и внучку. Я не вижу другого выхода. К сожалению. Ты прошла все стадии: ты гневалась, ты боролась, осталось принять. Принять то, что ты изменить не можешь.

… Спустя несколько недель я от наших общих знакомых узнала, что Лена продала квартиру, купила Свете комнату в коммуналке и уехала вместе с Аленкой. Уехала, никому  не оставив координат…


Рецензии
Надо запомнить, понравилось: « Погодь, давай пореже! А то я за тобой стонать не успеваю!»

Вот и в моей семье сейчас тёмная дыра, и не потому,что не желаем жить иначе - не пускают...И не убежишь...

Веруня   24.05.2012 15:46     Заявить о нарушении
Верунь, так у тебя ж совсем другая ситуация. Ее надо пережить. Принять и пережить. Для чего-то это нужно пройти...
Очень сопереживаю.

Галина Радциг   25.05.2012 21:50   Заявить о нарушении
Спасибо, Галочка, спасибо за сопереживание!

Веруня   26.05.2012 15:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.