Государственная граница Riigipiir - 5

                Морские беженцы
Последняя волна побегов перед закрытием границы

После окончания войны бегство с прибрежных сёл продолжилось. И советские погранвойска в Эсонии были ещё в зачаточном состоянии. К примеру: возле Хииумаа на островке Каеватси жил мужчина по имени Александр Паат, кто ранее служил в немецкой армии, за что ему грозила сейчас тюрьма. Так у него и появился план сбежать в Швецию на лодке. (что интересно, фамилия Паат переводится с эстонского как Лодка.  прим.переводчика).  В то время это ещё было возможно, потому как у пограничников прожектора уже стояли по побережью,но они были ещё не такими бдительными,как в последующие года. Летом 1945 года уплыл Паат вместе с сотоварищем к острову Готланд. Случай меняет к интересному то, что своим домашним они сказали, что скоро вернутся назад за семьями.
В ноябре 1945 года, тёмной ночью, Паат неожиданно появился на пороге дома. Через несколько недель он был готов под носом советских пограничников через пролив Соела уйти снова на Готланд. Учитывая прошлый опыт в его лодке уже были десять человек: его и его соотоварища Йоханнеса Коппеля семьи и Рудольф Паас.
 Второй поход, по причине густого тумана, выдался намного сложнее. Также они боялись, что их выдаст шум чужого лодочного мотора. Несколько раз они заглушали мотор и с тревогой стояли и прислушивались в тишине.А в то время один мужчина, живший на островке, и который знал о планах побега,захотел доложить об этом куда надо. Но другие жители островка помогли беглецам, закрыв мужчину в подвале на замок. Позже,когда того выпустили, он всё равно доложил пограничникам о случившемся. И с того времени советские пограничники уделяли особое внимание побережью и осторвкам близь Хииумаа.
"Пешеходов домой" было ещё много. По данным историка Яака Пихлау, в августе 1946 года на берег Улгасе, недалеко от Каллавере, приходил Херберт Лильеберг, который жил недалеко от Хельсинки. Он забрал с собой свою невесту Алису Кикайоон и увёз в Финландию.
Через Финский залив пытались бежать также на лыжах. 24 марта 1945 года, вечером, предпринял попытку побега из Пирита "финский парень" Хеино Микивер (1924 года рождения). Он ушел на лыжах, но потом продолжил свой поход пешком по льду и 26 марта вечером таки добрался до небольшого островка перед Хельсинки. И там он попросил приют в штабе береговой батареи Суомелинна, но где его арестовали и через три с половиной недели выдали обратно в СССР. Особым трибуналом ему дали десять лет тюрьмы.
Следующей весной из Мууга, на финских санках по льду, сделал попытку побега через залив Якоб Пыллу (1923 года рождения) и офицер, служивший в немецком полицейском батальоне Арнольд Салусте ( 1905 года рождения), но мужчин поймали 7-го марта в 24-х километрах от финского берега. С технической стороны у беглецов всё удалось,поскольку они уже выбрались с пограничной территории СССР, но в связи с политической обстановкой того времени, для свободы этого было не достаточно.

С 1946-47 годов бегство через море изменилось в очень тяжёлую сторону,особенно после того, как КГБ начало массивную вербовку прибрежных рыбаков и создания пунктов пересечения границы под особым контролем для поимки в ловушку желающих сбежать. Таким вот образом и поймали, к примеру, Хеино Микивера  и были убиты в перестрелке, ставшие на отдых на берегу, несколько "лесных братьев" из Южной Эстонии из отряда Мааметса-Педоски.

                Захват кораблей во имя свободы
Безнадёжное неповиновение Валерия Саблина: " Не критизируй но действуй!"

Одни из легендарных историй побегов это захваты кораблей, которые спецслужбы особо расследовали.  В отличие от "обычных людей" для моряков действовал строгий порядок и контроль. Спецслужбы старались всяки попытки побега предотвратить уже заранее.
Говоря о случаях, когда эстонцы захватывали корабли, надо признать, что развал в Советском Союзе принёс с собой  неподчинение  даже на кораблях военно-морского флота. И даже в глубокое брежневское время в западную прессу проникали сведения о попытке побега на военных кораблях в свободный мир.
 Следует напомнить, что в 1975 году, через день после годовщины Октябрьской революции, 8 ноября, местом неповиновения стал противолодочный корабль "Сторожевой", где по приказанию заместителя командира Валерия Шубинамкапитан корабля был закрыт на нижней палубе. Экипажу же показали фильм Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потёмкин", в котором говорилось о восстании команды корабля против царского режима.
После окончания фильма Валерий саблин произнёс перед экипажем зажигательную речь о необходимости новой революции. Он предложил с Рижского рейда, где стоял корабль, пойти в Ленинград и рядом с легендарный крейсером "Авророй" выдвинуть свои требования и разьяснения через радио и телевидение, которые будут под лозунгом "Пролетарии всех стран, извините!" Неожиданно для самого Саблина его поддержал весь экипаж. При известии о восстании лидер СССР Леонид Брежнев отдал о бомбардировки и потоплении взбунтовабшегося корабля. Корабль получил попадание с самолётов,поднявшихся в воздух с базы Тукумс и тогда экипаж повернулся против саблина. Саблина расстреляли в июле 1976 года. А сам случай был занесён в государственные секреты.
Разведка западных стран долгое время верила другой версии, по которой Саблин хотел с кораблём бежать в Швецию,а не устраивать телепредставления в Ленинграде, чтобы привлечь внимание мира к репрессиям в Советском Союзе. Действительность этой версии закрепил командор-капитан США Грегори Д. Янг, который написал исследовательскую работу по этому случаю в Морской академии. Выяснилось, что один член экипажа выпрыгнул за борт после начала восстания и запирания командования кораблём в каютах - после этого корабль вышел из порта.Два часа потребовалось ему,чтобы добраться до берега и для доклада о случившемуся в штаб-квартиру в Риге.Также одному из офицеров корабля удалось осбободится и послать сигнал тревоги в радиоэфир. После чего и были отправлены боббардировщики для потопления корабля. Корабль капитулировал всего в 48-и километрах от острова Готланд. Факты, указанные Янгом,основываются на данных шведской радиоразведки, которой удалось расшифровать радиопереговоры между "Сторожевым" и советским военно-морским штабом. А ведь шведы долго держали это в секрете, что имеют переговоры "Сторожевого". Они не хотели, чтобы кто нибудь понял их возможности дешифрирования.
 Возможно, что правда где то посередине, поскольку данные из разных источников такие разные.Скорее всего у Саблина и был сначала план прибытия в Ленинград, чтобы поднять народные массы на восстание. "Сторожевой" мог бы стать "Авророй" номер два, но под большим сомнением,что народ бы пошел за ним. Позже у саблина сработал инстинкт самосохранения и , скорее всего, в попытке сохранить жизни всех восставших, он решил попросить политического убежища в Швеции.
 В письме,отправленном сыну перед расстрелом, Саблин писал:"никогда не будь среди тех,кто только критизируют и не действуют. Потому что они лицемеры."

                Эдуард Соорск: искусный захват "Мересильма"
                Две ошеломляющие новости подряд
Из эстонцев, захвативших корабли во имя свободы, самым известным  был Эдуард Соорск. В 2006 году вышли его "Воспоминания", где описаны захват рыбаловного траулера и уход в Швецию. В предисловии к книге написано, что 1 сентября 1948 года, в 10.00 утра,в управление КГБ на улице Пагари пришло сообщение от чекистов Эстонского морского отделения.Из порта Министерства рыбной промышленности в Клайпеде,команда траулера МРТ 161 "Мересильм", вышедшая на лов рыбы, "предала родину и сбежала в Швецию". это была вторая ошеломляющая новость, потому что в 1947 году из того же порта Клайпеда ушел в Швецию другой траулер “Meretuul” под командой капитана Энно Лаессона.
Из книги узнаём, что Эдуард Соорск, кто взял на себя смелость на поступок, родился в 1910 году на Сааремаа. весь 1930 год он служил водолазом на миноносце "Леннук". Позже работал водолазом в обществе спасения на водах и перед самой советской оккупацией заведующим пункта скупки и засолки рыбы на Сааремаа. В 1941 году он был мобилизован в Красную Армию и направлен в Свердловскую область. В 1942 году его зачислили в Эстонский Стрелковый Корпус.
После битвы под Великими Луками, где эстонцы массово переходили на сторону немцевм отправили Соорска,вместе с другими политически неблагонадёжными людьми назад, в запасной полк, в Камышлов. В 1943 году его демобелизовали, основанием стало постановление совета народных комиссаров о "Помощи сельскому хозяйству и перерабатывающей промышленности". Далее Соорск занимался тем, что поставлял продукты на стол Эстонским красным руководителям.
Соорск продолжил заниматься сельским хозяйством и после захвата Эстонии Красной Армией. Учавствовал в помощи сельскому хозяйству от местных органов ЭССР в Харьюмаа. В 1945 году его снова призвали в армию, где он служил снова в Эстонском Стрелковом Корпусе.После окончания военной службы его направили работать на рыболовецкую базу капитаном рыболовного траулера.
Через две недели после побега "Меретууля" НКВД забрало у большинства эстонцев морские разрешения и выслало мужчин обратно в Эстонию. Был арестован капитан одного траулера Тимер, кто стрелял по чайкам из немецкого 9мм пистолета. Скорее всего на корабле был шпион,который и доложил в НКВД о стрельбе по чайкам, поскольку Тиммер смог проспать одну ночь на берегу после возвращения и наутро его арестовали. За этот пустой инцидент ему дали 15 лет принудительных работ.
Поскольку экипаж "Меретууля" успел раньше Соорска, можно предположить, наколько было усилено наблюдение за экипажами и власти теперь тщательнее взмешивали, кому давать разрешения на выход в море.Заранее зная, что к нему на траулер придут с проверкой, Соорск мучительно думал,как предстать перед НКВД лояльным, чтобы они разрешили ему выходить в море.
Где беда больше, там и помощь ближе. Соорск увидел на столе номер газеты "Правда", который вышел в октябре 1947 года к октябрьским праздникам.С внутренними мыслями взглянул на большой портрет Сталина в газете. Другая сторона была украшена членами политбюро во главе с Берией. С мыслью, что и "старый чёрт с голодухи и муху сожрёт" (старая эстонская пословица. переводчик), вырезал Соорск быстро портрет Сталина и политбюро из газеты и приклеил их на стену каюты над столом с морскими картами.
С обыском долго ждать не пришлось.  Предупреждая возможный второй побег, подьехала к трапу машина с пятью НКВД-шниками. Их начальник сразу спросил: оружие на корабле есть? Получив ответ, что скорее всего нет - а дело было с бывшим немецким военным кораблём, у которого никогда в трюмах не делали обыск,рванулся офицер в каюту и замер перед портретом Сталина. Потом перевёл взгляд на лежащие на столе океанические и метеорологические книги, вытряхнул все полки, и не нашел ничего,кроме белья и морских карт. Вышел обратно на палубу и дружно ушли, оставив всех в покое.
                Восстановленные документы Соорска
Вместе с Соорском бежал моряк "Мересильма" Август Коппель, кто,как только узнал о случившемся на корабле,сразу стал на сторону Соорска, и Эдгар Паппель. У последнего были отобраны все рарешения на выход в море.Потому Паппель был на корабле "зайцем".Трое суток он прятался в ящике для цепей. Остальные члены команады, русские, были просто заперты по каютам.
Соорск пишет в своих мемуарах, что в полночь они вышли на фарватер. "На линии фарватера я видел около двух десятков кораблей,все курсом на юг,в сторону Дании. Они шли из портов Финляндии, России и Северной Швеции. Поскольку в их числе могло быть много русских кораблей, надо было быть особо осторожным. Хотя плыли в темноте, без бортовых оней, нельзя было приблежаться к другим кораблям, чтобы нас не заметили."
Когда корабль бросил якорь возле Швеции,сошли трое смелых на берег и пошли в ближайшую деревню за помощью.Полиция общалась с ними очень хорошо,и на вопрос, что делать с русскими на корабле,только воскликнул: "Ah,r;ssa!" Русские члены команды оставатся в Швеции не захотели и уплыли на корабле обратно домой. Соорск встретился в Швеции со своей женой и детьми и его семья в 1954 году переехала в Канаду.
Почему Соорск из Швеции уехал в Канаду,  об этом он тоже пишет  в мемуарах. Он видел вокруг себя повсюду советских агентов и не мог жить спокойно. Историк Тиит Ноорметс сомневается,что Соорск назвал только одно имя,Эрик Суурвяли, который скорее всего и был агентом и был выслан из Швециив 1949 году.
Кто желает,может ознакомиться с историей побега Соорска "Воспоминание" более подробно. А сейчас подойдём к аспекту о отношениях эстонских беженцев и шведских властей. Шведская разведка, скорее всего в сотрудничестве с Британской разведкой, начали использовать документы беженцев из Эстонии для засылки своих агентов. Известно, что в 1948 году в Эстонию был заслан ахпион Харри Вимм, который использовал документы капитана Соорска. Возможно ещё и поэтому Соорску помогли стать на ноги в Швеции. Но Соорск стал бояться мести советов и потому уехал в Канаду.

В 1948 году небезизвестный Аркадий Волдин заслал в Эстонию первых агентов, подготовленных в Швеции,среди них был и Вимм. Но советская контрразведка арестовала их всех уже в конце года. Под прикрытием пойманных агентов начала советская контрразведка радиоигру со Швецией, с желанием заставить поверить шведскую разведку выдуманным данным о подпольной организации "Комитет Освобождения Эстонии". Харри Вимм попробывал потом переиграть советскую контрразведку но был пойман и расстрелян.
                После падения железного занавеса

Кажется, у Соорска получилось прижиться на западе. Он не ставил перед собой задачи выйти в лидеры, он жил жизьню простого рабочего. В Швеции его постигло разочарование, частично из за того,что он боялся советских шпионов. Для этих страхов вполне могла быть причина.
Вероятно Соорск боялся мести со стороны советов за то,что он захватил траулер. Дополнительно сыграли роль два случая,которые он пережил на заводе автопокрышек в Норркопинги: в первый раз взорвались две покрышки, во второй раз он получил очень сильный удар по колену железным крюком,для него оба случая были несчастными. Фабричный врач вместо помощи просто наорал на него. И в 1954 году Соорск с семьёй уехал в Канаду, где работал столяром. В 1974 году он вышел на пенсию.
Железный занавес для него точно упал - правильнее, он был настолько сильным мужчиной, что обрушил этот занавес для себя сам-, но для всей Эстонии обрушить занавес он, к сожалению, не смог. лембит Соорск покинул наш мир в 1986 году, в своей третьей родине - Канаде.

                Взорвавшееся недовольство,которое долго копилось
После "Меретууля" и "Мересильма" нашел место и третий случай удачного угона корабля. Правда, уже в конце Советской эпохи, в году 1986-м. также, как и в других случаях бегств из Советского Союза, в качестве катализатора выступило глубокое отвращение к советской власти.Пронокший на корабль рыбохраны Лембит Жилински (1943 года рождения),вспоминал осенью 2009 года, что жизнь в Эстонии в те года была как ночь,где он чувствовла себя человеком второго сорта, поскольку говорившим на эстонском языке каждый день указывали своё место. Или какаято продавщица заявляла,что говорить надо по русски,или зажимали ветерана Освободительной войны, чем и напоминали ему о своей значимости. Многие смогли найти своё место и советской жизни и смириться с действительностью, но Жилински не смог. Даже не смотря на то, что он был на хорошей должности с хорошей зарплатой.

Задним числом сейчас Лембит даже не может вспомнить, когда точно началась у него ненависть к советскому режиму. Скорее всего уже в молодом возрасте,когда у него появился интерес к истории и он уже чувствовал несоответствие так называемой официальной истории и действительности, в которыю  пытался вникнуть.

Ещё мальчиком,в 7-м классе, стало его интересовать и море. В 1962 году Лембит закончил Техническую школу номер 1 ( так называемую рыболовную). В соответствии со своим морским образованием он отслужил четыре года и 16 дней на военно-морской базе в Балтийске - на десантном катере. За неполиткорректные вопросы на политзанятиях он был дважды допрошен в органах госбезопасности. К примеру: Лембит интересовался историей, как же всё таки Эстония вступила в Советский Союз. Органы КГБ советовали ему прочитать в соответствующих книгах. Но Жилински возражал, что таких книг нет, где это написано и говорил, как народ встречал Красную Армию, это запомнилось: женщины плакали и многие мужчины убегали и прятались в лесах. Но на прочтении Жилинскому советских моралей те разговоры так и остановились.

После службы в ВМФ Жилински устроился работать в рыболовецкий колхоз на Кихну "Советский партизан". Он работал сначала помощником, а потом и капитаном рыболовецкого траулера. В 1970 году он перешел работать в Эстонское Морское Параходство и посетил по работе несколько заграничных портов. Но неожиданно, четыре года спустя, он остался без выездной визы с официальной формулировкой " за налаживание неразрешенных связей в одном из портов Норвегии".
Сам Жилински говорил, что он просто хотел поговорить с одним из иностранцев, попрактиковать свой английской язык. Запас морского английского у него был хороший, но вот простой разговорный язык - это совсем другое. Хотя он потом и говорил начальству, что при чём английский язык - русский язык язык будущего. Но на всякий случай командой сверху повернули всю жизнь за этот разговор. Если бы ему не запретили выезды за границу, скорее всего и не было бы этого, оставившего в истории свой важный след, угона корабля.
С 1979 года Жилински работал в Таллине таксистом. Он чувствовал, что несмотря на тогдашние хорошие материальные условия, кислороду для дыхания оставалось всё меньше и меньше. Он скучал по морю, которого его лишили насильственно. Жилински вспоминает один инцидент в поезде, где он ехал с парой знакомых и, как иногда делают мужчины, вместе сидели и выпивали водки.разговор перешел на политику и один компаньон, судувой механик из русских, сообщил, что он ссал на могилы эстонских солдат. После этого Жилински ударил его кулаком. история закончилась тем, что на станции Нымме их выта;ххили из вагона и отправили в вытрезвитель. И конечно, позже, Жилинского допросили в КГБ. Его обвиняли в высказывании, что " мой отец убил под Нарвой таких сто тысяч". Но и тогда он спасся, поскольку следователь понял его, что в гневе можно ещё и не такое сказать. И КГБ-шник предупредил:" Иди, работай дальше. Но знай, что мы знаем всё,что ты делаешь, потому что наши глаза повсюду".

Жилински не хотел быть под всевидящим оком,потому и ушел работать таксистом. И тогда у него стал созревать план побега. Но для этого ему надо было попасть назад на корабль. Это было сделать очень трудно, поскольку он должен был заполнять соответствующие анкеты.А разрешение на выход в море ему всё равно, на основании тех анкет, никто бы не дал. В то время он был с очень сомнительным характером для властей, кто только углублял подозрения, поскольку не держал язык за зубами.

                "Дырка" в железном занавесе
Возможность снова пойти в море появилась у Жилинского в начале 1985 года, когда он получил место в на корабле рыбохраны "Сааре". Это была одна "дырка",которую Жилинскому повезло найти: там не требовали заполнения анкет. Заграничные порты "Сааре" не посещал, хотя и курсировал в середине Балтийского моря, в международных торговых водах, что было совсем недалеко от Готланда.
Сначала капитан корабля спросил у него, удивляясь, почему таксист с месячным доходом в 300-400 рублей хочет работать на корабле с втрое меньшим окладом (135 рублей). Жилински,однако, обьяснил, что работа таксиста очень нервная. Жилински даже раз стал жертвой нападения, из за чего провёл несколько недель в больнице. Также он пережил одну тяжёлую аварию, в которой погиб один человек. Но виновным остался другой водитель. Капитан поверил Жилинскому и взял его на работу.

Заданием экипажа был контроль за исполнением Правил рыбного лова как в территориальных водах СССР, так и в балтийском море, в так называемой хозяйственной зоне. Также было разрешено проверять находящиеся там иностранные суда. В экипаж входили капитан Эрих Кирр, штурманом же был Лембит Жилински, рыболовным инспектором был Хенн Кяспер, механиками Валентин Линк и Аллан Лукк и матрос Рейн Якобсон. Испектор рыбохраны Кяспер был из них самым значимым: член КПСС и снабжённый различными разрешениями от госбезопасности и пограничников. Сам корабль был маленьким, 25 метров в слину, медленный мотор и среднее техническое оснащение. Радиостанция нормально не работала а навигационная система,которая определяла точно нахождение корабля, отсутствовала совсем.

В середине марта 1986 года решил Жилински бежать. Корабль находился в то время в четырёхдневном походе с контролем в центральной части Балтийского моря. 11 марта вышли из порта Веере из Сааремаа, следующих два дня провели в рыболовном районе. До 13 марта рыбинспектор успел проверить несколько десятков рыболовецких судов. "Сааре" остался на ночь в море. В прошлую ночь Жилинскому приснился сон, чрто если он сейчас сразу не сбежит, то это больше не получится. Позже выяснилось, что подсосхание послало ему правильный сигнал. Если бы он вернулся на материк, то рго бы там ждало заполнение анкет, которые до сих пор экипаж "Сааре" абсолютно не интересовали, но которые всё равно нужны были в будущем.
Вечером экипаж проводил время в салоне корабля. Играли в карты. Полвторого ночью все закончили и пошли спать. Жилински вушел из своей каюты, чтобы привести свой план в жизнь и был укушен корабельной собакой. всегда добродушное животное схватило его зубами за ногу, как будто для того, чтобы остановить.
 Когда собака успокоилась, Жилински закрыл все каюты с внешней стороны. На капитанскую каюту накинул ещё и навесной замок. Находившегося у мотороа механика Линка он, под угрозой газового пистолета,заставил идти в душ, где связал механика и оставил его там в полной темноте. После этого он дал полный ход кораблю в сторону Готланда. И хотя у Жилинского был большой опыт в вождении корабля, он пару раз выпускал ис каюты механика,чтобы тот помогал подкачать топливо, отрегулировать температуру охладителя и добавить масла в вспомогательный мотор.

Рано утром, в 6.30 по местному времени, приткнулся "Сааре" своим бортом к набережной порта. Жилински закрепил корабельные тросы и с двумя чемоданами ступил на землю. Только позже заметил,что собака успела основательно погрызть один из чемоданов.
 Ключи от кают он отдал запертому в туалете механику. Выбравшийся из каюты рыбинспектор Кяспер сразу всял командование кораблём в свои руки. Шведским властям он запретил подняться на борт, и потребовал встречи с представителем Советского посольства в Стокгольме. Но оттуда никто не приехал. В то время проходили похороны убитого премьер-министра Швеции Олофа Пальме и ни у кого не было времени. С Кяспером разговаривал работающий в посольстве офицер КГБ Тойво Войт ( 1951 года рождения). В тот же самый день разрешили кораблю, под руководством Кяспера, отправиться в сторону дома.

                Символический судебный процесс

По правде сказать, его прибытие в порт Слите ни у кого не вызвал внимания.На экране радаров ,плывуххий в шведских водах "Сааре", был маленькой чёрной точкой. Таких рыболовных кораблей там плавает очень много. Жилински направился тогда прямо к капитану порта. Через полчаса туда прибыли полиция и офицер береговой охраны, кто сказал на понятно эстонском языке "Здравствуй, земляк!"
В полицейском отделении предложили Жилинскому кофе и булочки. Впервые он почувствовал, что он на свободе. Восемь месяцев его держали в столице Готланда Висби, потом разрешили уехать и искать себе работу и место жительства. В то же время дома КГБ завёл дело и начал расследование бегства. Хоть Жилински и утешал себя мыслью,что поскольку он силой захватил корабль, то и его извенения никому дома не нужны.
 В КГБ создали для расследования дела целую следовательскую группу,куда входили Хейно Круусма, Андрей Пяясуке, Виктор Ильяшевич и Ааре Круусер. У капитана Кирра забрали на год штурманский диплом и разжаловали в матросы второго класса. Начальника местной управления по Рыбохраны (Востбалтрыбвод) Антса Лаанесаара, уволили, также потерял своё место его начальник в Москве.Сааремааский начальник рыбохраны получил строгий выговор. Для поиска и возвращения назад беженца Советская родина не стала тратить свои силы и ценные ресурсы.

В КГБ заинтересовались блокнотом Жилинского, найденным у него дома при обыска,где записанное мнение особо выделили в расследовании. И это звучало так: "Из всех диктатур самая вредная для человека коммунистическая диктатура".
Поскольку Швеция не хотела ссорится с Советским Союзом,хотя и советский режим в то время уже стал ослабевать,шведы отдали Жилинского ,символически, под суд. В шведских законах не нашли подходящего параграфа о угоне корабля. Но обвинили его в незаконном лишении свободы членов экипаж, владением оружием и насильственным удержанием корабля. газовый пистолет он нелегально купил у другого моряка.На это Жилински ответил корреспонденту газеты "Экспрессен", что лучше сидеть в тюрьме в Швеции,чем жить свободным в Советском Союзе.
Решение суда было символическое: три месяца лишения свободы с двухлетним испытательнум сроком. Так что освобили его прямо в зале суда. Жилинскому помогал советами и поддержкой руководитель союза "Помощь осуждённым борцам за свободу" Антс Киппар. Он обнадёживал Жилинского тем, что если дело примет плохой оборот, то сразу есть возможность найти самолёт и улететь в какую нибудь другую страну.
 Со стороню шведских эстонцев Жилински получил помощь в поиске работы и вскоре уже работал на море на шведском торговом корабле. Если был заход в какой либо порт социалисточеской страны, то его не пускали из соображений осторожности. Но и в последующие годы Жилински не чувствовал никакого нтереса к себе со стороны Советского Союза.

Эстонию посетил Жилински в 1991 году, когда корабль зашел в порт Миидуранна (Виимси). Встреча с родиной для моряка была очень неприятной.На корабле нашли контрабандное пиво и Жилински хотел раздать его  любезным русским таможенникам. Они попросили ещё по четыре банки или несколько бутылок водки, обещая иначе большие неприятности. К счастью никакого серьёзного инцидента не получилось,но Эстонское посольство получило от Жилинского жалобу, которую послали дальше, чтобы разрешить спор между Эстонией и таможенниками.
Жилински также вспоминает, что примерно через год после его бегства,недалеко от острова Готланд совершил посадку в прибрежных водах сельскохозяйственный самолёт АН,который в народе называют "кукурузник", у кого топливо закончилось чуть раньше, чем он успел дотянуть до земли.Русский пилот, прилетевший из Латвии, доплыл до берега и попросил политического убежища. В латвии тогда для этих самолётов раздача топлива была под специальным надзором.Давали ровно столько,чтобы за границу не смог улететь, не добрался ни до одной западной страны. Но пилот откуда то смог достать топлива. Позже пилот уехал на постоянное место жительства в Австралию.

После падения железного занавеса

В 2001 году Жилински вернулся обратно в Эстонию и в 2009 году ушел на пенсию. Его рукопожатие было железное - чувствовалось, что имеешь дело с настоящим моряком - и взгляд острый. Сейчас занимает пост в Кайтселите (военизированная гражданская структура на случай войны). Одно его напрягает, что иногда он чувствует себя в Эстонии неудобно,так что хочется по новой сбежать в Швецию. В основном вроде всё хорошо и всё имеется, но в моральном и человеческом климате ,кажется, тут не всё в порядке.

           Спрыгивание с советских кораблей
Тем не менее, угоны и захваты кораблей были еденичными случаями. Вот обычными были так называемые спрыгивания. В советское время в иностранных портахсовершили побеги более двадцати эстонцев, кто кто работал в некотороых советских структурах. Как известно, первая  из эстонцев, в советское время , была 19-и летняя буфетчица-уборщица Дайси Умнова, которая 7-го февраля 1948 года  сбежала с советского торгового корабля "Аурелия" в порту Карлсшамни в Южной Швеции.

За день до этого она посетила город вместе с политруком корабля Александром Мышниковым и даже смогда познакомится в парой, эмигрировавших ранее, эстонцев. Её кузен ранее рассказывал ей о двух эстонцах-моряках, кто сбежали со своих кораблей. О ком был точно разговор, позже так и не выяснилось.  По-видимому провела она вечер в довольно интересных беседах. На этой встрече,с эстонцами из местной диаспоры, и принялось решение, почему Умнова решила сбежать. Ночью она задержалась на земле и села на набережной в подьехавшую машину местных эстонцев, которая и увезла девушку из порта.

После обнаружения побега капитан корабля позвонил в полицию и Совесткое посольство. Из посольства приехал для расследования , сам родом из Эстонии, чекист Эрнст Симсон. Сама же Умнова попросила политического убежища, которое ей и предоставили. Позже она вышла замуж за местного эстонца. На родине Рижским судом морского параходства, поскольку порт приписки "Аурелии" была Лиепая, ей заочно был вынесен приговор 25+5 лет. Политрука корабля Александра Мышникова обвинили в легкомысленности ,фривольности и несоответствии. Поскольку по каннонам того времени всё это можно было прировнять к измене родине, то его сослали в тюремный лагерь. Правда, он отделался достаточно легко - всего тремя годами.

                Виктор Яааниметс и ботинок Хрущёва
Из эстонских моряков, сбежавших на запад, самую большую известность приобрёл Виктор Яааниметс.В 1960-м году,выбранный президентом Джон Кеннеди, во время свой предвыборной компании выступил со следующим заявлением: " Я посетил Эстонию в 1939 году, лично знаю преданность эстонского народа свободе. В наше время это показал всему миру Виктор Яааниметс, позже сбежавший с корабля Хрущёва молодой этонский моряк,кого заставляли работать на Россию. Пускай всё это будет надеждой того, что когда нибудь эстонский народ сможет жить в свободном государстве."  Благодаря одному из зарубежных эстонцев, это заявление было распространено телеграммой 28 октября 1960 года,и сподвигло на создание комитета по поддержке. Комитет носил имя: American Estonians for Kennedy and Johnson ( поддержка американскими эстонцами Кеннеди и Джонсона).

Знаменитый зарубежный эстонец, деятель культуры, Хеллар Грабби, вспоминал, что формально никакой организации не было. Просто договорились, чьи имена использовать для представления. В их число не вошли государственные чиновники, которым по закому было запрещено учавствовать в избирательной компании. Всё делопроизводство и руководство комитетом взял на себя телекоммуникационный инжинер Хелмо Рааг. Телеграмма, пришедшая из изберательного штаба Кеннеди, была опубликована в единственной эстоноязычной газете в США "Свободное эстонское слово" вместе с призывом отдать свои голоса только за Кеннеди.
Для того, чтобы показать свой менталитет и получить на выборах больше голосов, из штаба президента и вышло это заявление. И это получилось лучше, чем ожидали. В общем то надо учитывать, что зарубежные эстонцы поддерживали и поддерживают больше республиканцев. Так за противника Кеннеди, Ричарда Никсона, голсовали 75-80 %, а за Кеннеди голосовали 20-25 % зарубежных эстонцев. Грабби замечает, что ни раньше ни потом ни один из кандидатов в президенты от демократических партий, не получали такой большой процент голосов от зарубежных эстонцев.
Побег Виктора Яааниметса (1931-1987) с корабля произошел в символическое время. В октябре 1960 года Нью-Йорк посетил руководитель СССР Никита Хрущёв, чтобы принять участие в заседании ООН. В Нью-Йорк Хрущёв прибыл на рейсовом корабле "Балтика", который во время заседания оставался в ожидании в порту. И 10 октября  в Эстонском Доме все были поражены, когда раздался телефонный звонок от моряка, который  на эстонско-английско-русском языке сообщил, что он эстонец и сбежал с корабля самого Хрущёва. Он посещал с другими членами экипажа торговые центры и незаметно от всех улизнул.
 Естественно Яааниметс сразу попал на первые полосы газет в США и других западных государств. Эстонская газета "Свободное эстонское слово" писала, что своим прыжком с корабля Яааниметс  аннулировал всё то враньё,которое говорил с трибуны ООН  Хрущёв. По правде, понимая причину поступка Яааниметса, надо вспомнить, почему Хрущёв снял свой ботинок и начал стучать им по трибуне ООН. Так повлияло на него заявление, сделанное представителем Филлипин в ответ на декларацию СССР, представленную в ООН о необходимости дать независимость всем колонизированным народам и странам. Сумулонг заметил, что предаставленная декларация СССР должна охватывать и те народы Восточной Европы, у кого забраны гражданские и политическое права. После этого Хрущёв и снял ботинок, наградив при этом Сумулонга званиями "прихвостнем империализма и лизателем пяток".
Своим побегом Яааниметс стал, да ещё и советский обувной инцидент помог, такой важной фигурой, что его возили по городам США как живой экспонат и представителя угнетённого народа из советов. "Хрущёва ненавистен там, откуда я пришел", цитировала его слова газета "Таймс". "Мы все находимся под его железным кулаком. Нет там никакой свободы. Мы являемся его рабами. Он второй Гитлер". Яааниметс уверен в том, что половина из экипажа "Балтики" также бы сбежали с ним, если бы им предоставилась возможность.
В 1961 фоду было создано музыкальное произведение о Яааниметсе, которое представляло антикоммунистическую песню. В спокойном стиле блюза пелось заявление Яааниматра Хрущёву, в котором обьяснялось, что значит для него слово "мир" (peace)во время жизни в СССР.  Буква Р (persecution) значило преследование, Е (evil)  зло, А (atheism) богоотступничество и С (conflict) конфликт. В конце песни  настоятельно призывали господина Хрущёва подумать о слове "мир" в его действительном значении.
Пассажир "Балтики" Хрущёв попробывал немного сгладить инцидент, заявив в прессу, что еслы бы Яааниметс ему сказал, что хочет уйти, он мог бы ему дать с собой немного денег, пока тот найдёт себе работу. В то же время "Таймс" писала, что после побега Яааниметса к кораблю приставили вооружённую охрану и аннулировали все разрешения на берег. Хрущёв и его делегация,однако,отправились домой на самолёте. "Балтика" пошла в сторону дома, увозя в своих трюмах после посещения "вырождающегося запада", для Хрущёва, три автомобиля: Кадиллак, Олдсмобиль и Комет. К этому ещё была масса конденционеров,телевизоров и других ченных вещей.
 
Историк Яак Пихлау собрал данные, что Виктор Яааниметс работал в США по своей специальности. Он жил недалеко от Нью-Йорка, на Лонг-Айленде, где и умер в одиночестве в 1987 году.

         Эпидемия побегов с советских кораблей

Во время существования Советского государства побеги моряков всегда серьёзной, смелее сказать - проблемой,сравнимой с эпидемией. И это не смотря на то, что тех, кто ходил в дальние походы, проверяли особо тщательно, выли специальные паспорта моряков а в иностранных портах на берег отпускали только особо проверенных и вызывающих доверие товарищей. В иностранных портах были постоянные , круглосуточные дежурства у кораблеьных трапов и по правому борту судна. На берег выпускали состоящие из трёх-, реже пяти- человек группы, в которых один из группы обязательно был агент КГБ или ихнее доверенное лицо.
Для того, чтобы вообще попасть в "загранку", необходимо было получить рекомендацию двух членов партии и после чего следовала проверка в КГБ, где в числе вопросов был и вопрос о наличии родственников за границей. И в то же время пытались укомплектовать экипаж минимум наполовину русскими. Чем ближе был к развалу СССР тем меньше моряков-эстонцев получали разрешение на "загранку".
Находящиеся под контролем партии газеты могли писать про Запад различные статьи. Ихние статьи простому смертному было ну никак не проверить. Одними из немногих, у кого  отсутствовали "шторы" на глазах, и были моряки дальнего плавания. Им нельзя было наврать про ту действительность, потому что они могли всё это проверить и увидеть своими глазами. Поэтому и на особом контроле была пропагандистская работа среди моряков. Голос компартии Эстонии,газета "Голос народа" писала в июле 1984 года: " Информационное заграждение на так называемом, другом берегу, очень большое:существует к увеличению тенденции в сфере влияния радиоголосов и телевидения зарубежных стран.В зарубежных портах предлагаются все самые различные книги и журналы,и в последнее время также и видеокассеты, пропагандирующие  буржуазную жизнь и насилие."
В каждом порту находились пропагандистские центры, где рапространяли книги Солженицына и Буковского. В магазинах было много "уценённого" американского товара, каким хотели завлечь советского моряка. Почему?  "Говорится, что если человек привыкает изо дня в день жевать американскую жевательную резинку, а из его духа только джинсы, виски и кока-кола, а из американских журналов он "пожирает" истории о богатой жизни в парадизе,потом он оставляет свои национальные традиции, музыку и народную гордость, в результате он не вмешивается ни в какую политику  для него,по его мнению, всё понятно."
Ещё писали, что несомнено, большинство моряков воспитаны в классовом духе коммунистов с горящей душой. Но не все были такими верными. В одно из портов Канады не вернулся с берега моряк Михаил М. Сначал он писал домой очень положительные письма, позже письма выглядели, как крики о помощи: Хозяин нас ненавидит, едим,что сможем найти, спом в подвале, почти всё, что мы зарабатываем, уходит на оплату этого подвала. Два раза меня уже избивали. Я с тоской смотрю на приходящие в порт Советские корабли. Нет мне прощения.....  "Голос народа" ( по эстонски: Рахва Хяяль) добавляет со своей стороны мораль: "Да, таким нет прощения. Все такие случаи горячо обсуждаются всем экипажем и этому даётся принципиальная оценка".

Как бороться с попытками побегов?  "Рахва Хяяль"дала ответ на этот значимый вопрос: надо "увеличивать эффективность" и "больше интенсивности в воспитании". Это должно происходить, к примеру, через чтение необходимых брошюр.

                Простые истории моряков

Эстонцев - моряков,сбешавших с кораблей, за всё советское время было как минимум двадцать. В основном всё это происходило без больших приключений.
Если привести, к примеру, типичный случай, то 22 мая 1956 года, сбежал в порту Южной Норвеги, в Кристиансанди,четвёртый механик корабля "Яренск", Хейно Халлинг. Он пропал во время покупок в местном торговом центре. Норвегия предоставила моряку политическое убежище. На родине же его заочно приговорили к сроку 10+3 года.
25 июна 1958 года сбежал с плавучей базы "Украина", член экипажа Эрих Клауп, недалеко от острова Шетланд и попросил у английских властей политического убежища. Клауп использовал момент, когда весь экипаж был в кинозале и внимание дежурных было притуплено. С запозданием за ним вышел один мурманский траулер. С траулера даже сошли на берег, но беглеца уже было не поймать. верховный суд заочно приговорил Клаупа к сроку заключения 25+5 лет.
27 августа 1963 года остался в порту Линн, в Англии,матрос с парахода "Хаапсалу"константин Силков ( 1942 года рождения). Он был родом с Беларусии, Могилёвская область и закончил Пярнусскую мореходку. Силков женился на англичанке и его расследование в связи с побегом было закрыто в 1981 году.
12 октября 1963 года попросил в Канаде политического убежища матрос плавучей базы "Йоханнес Варес"  Херман Йыги. Он находился в больнице Галифакса с заболеванием. Позже Херман женился на канадской эстонке и переехал жить в Торонто. Его дело КГБ закрыло только спустя несколько десятилетий - в 1987 году.
 Всё это истории обычных людей, в жизни который получение убежища было самым переломным событием. Хоть и КГБ удалось внедрить в зарубежные общины (под прикрытием этих историй) своих агентов, были большинство беженцев честными людьми, кто надеялся найти спасение на Западе от советского бремени. Первая трещина в отношениях пробежала в первой половине 1980 года, когда молодые люди, бежавшие в Швецию из Эстонии, свернули на криминальную дорожку и ограбили в Финляндии ювелирный магазин.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ......


Рецензии