Вязаная красота

-Куда меня сносит? Ну, вы же меня знаете, начну про одно, а перескакиваю на другое. Да, о красоте. Нужно было сделать так, чтобы вы  у меня непременно были красивыми. Я перешивала свои платья, подкрашивала старые туфельки ацетоновой краской и вязала. Перевязывала всё, что можно, превращая старые свитера в кофточки, шапочки, шарфики и гольфики. Таких странных и весёлых  вещей не было ни у кого. Папа делал вам огромные и прекрасные дворцы для кукол. Из чего? Из чертёжных досок, из чего ещё архитектор времён перестройки может делать кукольные  домики. Сначала он был двухэтажный, но вам было мало. Вам хотелось, чтобы у каждой куклы было по мужу и по несколько детей. Жилплощадь куклам увеличили, вот бы с людьми так!
А в школе постепенно стало заметно, как отличаются дети по материальному достатку. Кто из родителей уже вписался в новую систему, а кто нет.
-И что, вы не смогли пристроиться?
-Как бы вам объяснить. Сломать душу не так- то просто. В 80-е мы слушали и пели «Новый поворот» и «Звезда по имени Солнце», а тут надо добыть денег на существование, любым путём. Убрать из души доверие, порядочность и, если честно, засунуть свою гордость куда подальше. Лично я, чуть с ума не сошла. На работу уже не берут, сокращение. А кто я теперь? Только мама? Возраст 33, вес 46, а как же образование, мечты, цели? Нашла работу на дому. Вышивала гладью и бисером платья для женщин, которые уже начали ездить в другие, никогда не виденные мною, страны. Зато на сладкое и кукол вам хватало.
Но когда кто-то первый из учителей заявил на уроке,  - «Буду я тут перед вами распинаться за эти копейки», вот это и стало началом конца нашего замечательного среднего образования. Параллельно, конечно, и распадались проектные институты, армия, заводы, но школы мне жальче всего. Все бросились менять профессии и забывать прошлое. То одну встретишь, торгующую бюстгальтерами на рынке, то сама поедешь куда-нибудь продать сшитые платья. По нашему закрытому городу толпами бегали женщины с высшим образованием и страхом в глазах. Главным органом человека стал желудок, им и думали. Нет, я не сгущаю краски, пытаюсь объяснить вам настроение. Не надо? Про вас? Хорошо, ну говорила же лучше не вспоминать.
Однажды опять произошло чудо. Смутные времена богаты чудесами. Приходят к нам домой три женщины. Получается, как начало сказки. Нет, самые обычные, несчастные, растерянные и плачут,  - Придумай хоть что-нибудь, детей кормить нечем! Не вру ни одного слова. Именно так в моей памяти и осталось. Причём тут вы? Так всё потом изменилось. Ваша мама решила, что она сможет стать бизнес-леди. Опять вам смешно. А я придумала, сама себя не поняла. Радостно кричала, что формы  –  это пережиток прошлого, а тут решила, что мы будем шить новые школьные формы, красивые, модные и недорогие. Нашли школу, которая согласилась. Выдали мне аванс, даже кабинет. Набрала человек двадцать желающих и голодных. Я, как руководитель нового типа, раздала всем этот аванс. Половина с этими деньгами тут же и сбежала. Ладно, это ещё полбеды. Государство резвилось вовсю. Первый «чёрный вторник»  ударил по морде, а вот второй, 94-го, уже под  дых. Опять грубо? Когда ты должен людям деньги, а отдавать приходиться уже в два раза меньше, смотря при этом им в глаза, сильно тяжело. Вроде не виноват, а виноват. Вы где были? По очереди то со мной, то с папой. Да, я же тебе садик нашла особенный. Монте сори – новый тип воспитания детей. Своих способов придумать не смогли, решили взять американский. Да, да, мультики свои тоже уже почти не снимали, «Сейлор Мун» какой-то начинался. Борьба с неизвестными врагами, без всяких результатов. Хвалили тебя, ничего не скажу. Но ты убегала и приходила ко мне, садик-то при школе был. Так и сидела рядом, как привязанная.
Спать я перестала. Сломалась. В ванной не могла лежать. Всё мне казалось, что сейчас потолок и стены сожмутся и раздавят меня.
Бог помог, даже не сомневаюсь. Молитву послал, прямо так в голове и появилась. А ведь я тогда ни одной книги религиозной не прочитала, только вам детскую библию.
Иду как-то с работы часов в 11 ночи, темно уже было, а вы встречаете меня с папой и собакой, увидела и подумала,
«Пропади весь этот бизнес пропадом. Не хочу быть начальницей, хочу детей перед сном целовать, утром обнимать, обед готовить». Короче, столбовая дворянка из меня не получилась.
 И ведь что до сих пор меня смущает. Ненавидим мы олигархов, Россию они разворовали, а сами. Чуть только кто поудачнее устраивался, хоть махонькую власть начинал ощущать, так и начинал находить все способы извлекать из этого выгоду. На моё предложение шить самым бедным бесплатно, директриса и завучи заявили, что это  мы их должны бесплатно одевать. Маленькое государство школа, а и там законы выживания. Наш семейный друг не платит папе месяцами, а сам приходит в гости и улыбается. Он- то уже две квартиры в счёт оплаты работы получил, но никому об этом не сказал. Так что если бы только олигархи нас обманули, всё бы хоть понятно было, мы же друг друга обманывали. Уехать? Некуда было, вся родня здесь. А тех, кто уехал, я понимаю. Они не за деньгами поехали, они побежали искать  своё потерянное  человеческое достоинство.


Рецензии
Как правильно... обман и сейчас на каждом шагу - не знаешь кому верить, а тогда все обострилось. У моей мамы таким образом много предателей друзей вокруг оказалось.

А куклы мои тоже богаче и счастливее были!

Спасибо, Антонина! Прямо словно мемуары читаю!

С теплом от души и уважением,

Добра, счастья и вдохновения,

Ренсинк Татьяна   21.10.2014 08:50     Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.