Кавказский заповедник рядом - 3
И каков учет животных сейчас? Стал учет теперь ежегодным. Все начинается с учёта высокогорных животных, западно-кавказского тура и серны. С них учет начинается, а продолжается с июля по август учет горного зубра, и, конечно, завершаются эти работы учетом красавца этих мест кавказского благородного оленя, время для этого отводится с конца сентября до начала октября. Совсем такой маленький промежуток, но очень важный. Что же можно узнать обо всех этих животных? Во-первых, их общее количество, и это самый важный показатель благополучного состояния в природе, во-вторых, смотрят как эти животные резвы и подвижны, а если это так, то значит они здоровы. Теперь не мение важная оценка производится по наличию молодняка, есть продолжение рода, есть жизнь этих мест, есть их красота, есть особая гордость за то, что все цело и живо.
А зубры вообще? Конечно, сейчас можно говорить только о современном горном зубре Северо-Западного Кавказа, но это, не тот зубр, какой здесь был много веков в этих местах. Восстановление зубра планировалось еще в тридцатые годы. Тогда в заповедник из Аскании-Нова завезли пятерых зубробизонов, которых скрещивали с чистокровными самцами зубров, приобретённых в различных зоопарках мира, в частности Польши и Германии. Эта племенная работа по вытеснению крови бизона протекала успешно, и уже к началу 60-х годов в процессе размножения, смены поколений и целенаправленного поглотительного скрещивания примесь бизона удалось снизить до нескольких процентов. Результатом колоссальных усилий и материальных затрат стало создание в верховьях рек Белой и Малой Лабы репродуктивно независимой популяции горных зубров.
С 1960 года горным зубрам предоставлена полная свобода, и вплоть до наших дней они освоили 140 тысяч гектаров лесных угодий в Кавказском заповеднике и за его пределами. И к 1987 году популяция достигла 1370 голов.
А затем для нового аборигена снова наступили сложные времена. СССР исчез с географической карты мира, а «новым русским» было, что называется, не до зубров. В итоге количество зубров за 19 лет снизилась более чем в десять раз – до 135 голов.
И дело не в том, что мясо зубра представляет какую-то особую ценность. Это скорее шикарный охотничий трофей. Зубры вымирали в сложное время и без «помощи» человека. Так, после двух особенно суровых зим в середине 90-х находили на отдельных стоянках по 80 замерзших зубров. Так что, видимо, без человека этому гиганту не выжить.
Численность популяции зубров в начале 2000-х годов стабилизировалась на уровне около 150 особей, а затем начала расти. В заповеднике наладили охрану, устроили места для подкормки. И результат не заставил себя ждать.
Сейчас называют цифру даже в 500 зубров. В настоящее время зубры Кавказского заповедника – единственная популяция на Кавказе, способная к саморегуляции и саморазвитию в условиях воздействия факторов не только естественной природы, но, как выяснилось, мощного внешнего воздействия от жизни человека. Численность зубров в течение последних лет увеличивается.
Повторим названия животных как молитву за их сохранность - зубробизон, благородный олень, бурый медведь, западно-кавказский тур, серна, рысь, косуля и кабан.
Ушла в прошлое царская Россия, а вместе с ней канула в лету и великолепная царская охота. Но земли, где проходила великокняжеская охота, остались, не исчезли, и у этих земель и людей, которые здесь жили, есть своя история, иногда благополучная, а иногда трагическая, и она неотъемлемая часть нашей общей истории об этих местах.
Свидетельство о публикации №212051501899