Место ссылки - Джамбул
И что вы думаете? Отсканировала три-четыре десятка старых черно-белых фоток и успокоилась.
Кое-что из этих фоток, переведенных в цифровой формат, поместила в Фотках на Яндексе.
Вот одна из них - 1956 год, на фотке шестой «а» из школы имени Октябрьской революции, что расположена на улице Ленина в городе Джамбул (теперь Тараз).
На обратной стороне старой фотографии с заломанными уголками - ведь ей уже больше полувека - фамилии одноклассников. Я задумалась. Вспомнила, что давным-давно хотела написать о своих одноклассниках, о том, как сложились их судьбы. Если бы можно было проследить их дальнейшие пути-дороги... И это не праздное любопытство. Дело в том, что все мы, вернее наши родители, оказались в этом далеком городе на юге Казахстана не по своей воле. Родители большинства из моих одноклассников были сосланы сюда из центральных районов России, в основном из Москвы и Ленинграда. Правда, в семьях от нас, детей, эту правду скрывали. Мы ни о чем не догадывались, детство шло своим чередом, счастливое безоблачное. Однажды только солнечный весенний день потемнел и стало страшно - УМЕР СТАЛИН! Мы надели черные траурные повязки и не стесняясь плакали.. Как же теперь БЕЗ НЕГО?!
Иногда неясно возникали призраки-вопросы, но они тут же исчезали , так и оставаясь не сформулированными.
Уже много позже я спрашивала себя, откуда в нашем казахском городе так много неказахских фамилий - Степановы, Калугины, Юреневы, Лещенко, Щукины, Иткинды, Инжеватовы, Федины и даже Молотовы?
Откуда в домике из саманного кирпича, куда забегала к однокласснице, подшивки журнала «Нива» и «Современник», выходившие в свет еще в XIX веке?
Только со временем кое-что начало проясняться.
А пока - что из себя представлял в то время мой город?
К его описанию подошли бы строки Пушкина: «Какая смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний!» Небольшой город с ярко выраженным восточным колоритом , с Мучным и Зеленым базарами, где далеко разносится аромат готовящегося шашлыка и жарящихся в огромных котлах с раскаленным хлопковым маслом пирожков, город, в котором жили на одной улице и учились в одной школе казахи, русские, евреи, греки, корейцы, чеченцы и ингуши, узбеки, немцы, турки и украинцы… После университета я начала работать в средней школе, тогда мне стала известна такая статистика – в моей школе учились дети 28 национальностей!
Особенно много в Джамбуле было родственников осужденных на длительные сроки ленинградцев. Город, носящий имя Джамбула, народного поэта-гуманиста, был в те годы превращен в город бесправия, насилия и произвола. Вот и вспомнишь знаменитые строки казахского акына: «Ленинградцы, дети мои».
... Как коротка человеческая жизнь - каких-нибудь 70-80 лет!Многие ученые пытались открыть тайну продления жизни. Говорят, один учёный - женщина! - продвинулся в этом направлении намного дальше других. Звали её Лина Соломоновна Штерн - первая женщина-академик Академии наук СССР.
Лина Соломоновна Штерн родилась в 1878 году.
1903 году она с блеском окончила Женевский университет, затем защитила диссертацию и ее оставили на кафедре физиологии человека
В 1917 году Лина Соломоновна получила звание профессора и стала первой женщиной-профессором Женевского университета и одной из немногих женщин-профессоров в Европе. Лина Штерн выдвигает принципиально новую концепцию понимания таких фундаментальных биологических процессов, как долголетие и сон.
Ее работы были хорошо известны в Москве, где в то время создавались исследовательские институты, целью которых было победить старость, а в дальнейшем, может быть, и смерть. Сталин верил, что "нет таких крепостей, которые не взяли бы большевики" и требовал "оседлать природу".
Лине Штерн предложили переехать в СССР и возглавить кафедру физиологии во 2-м Медицинском институте, а в перспективе - институт физиологии.
Ее арестовали в 1949, и до июля 1952 академик АН СССР профессор Л.С.Штерн находилась в тюрьме без суда и следствия.
Об открытиях профессора Штерн ходили разные слухи. Говорили, что она получила препарат, тормозящий процессы старения. И Сталин, страшившийся немощи и смерти, собственноручно вычеркнул ее фамилию из расстрельного списка.
74-летнюю женщину-академика, профессора, лауреата Сталинской премии выслали в Джамбул.
Cломленная, полуслепая, она возвратилась в Москву в 1953 году, но нашла в себе силы вернуться к работе и продолжить прерванные исследования.
Скончалась Лина Соломоновна 7 марта 1968 года в возрасте 90 лет. Похоронили её на Новодевичьем кладбище.
В Джамбуле отбывали ссылку писатели Галина Серебрякова, Андрей Алдан-Семенов, Александр Солженицын, жена и дочь Нестора Махно .
В жарком городе всегда были очереди за газировкой. Помните эти прилавки с прозрачными стеклянными колбами, наполненными сиропом ярко-вишневого цвета? А как вкусно шипела подаваемая из крана холодная вода! За одним из прилавков стояла женщина, которую знакомые звали бабой Фаей. Потом ее найдут зверски убитой в своей собственном доме. Пойманный убийца и вор скажет на суде: «Отомстил за Ленина!». Эта женщина была родной сестрой Фанни Каплан, совершившей в 1918 году на заводе Михельсона покушение на жизнь Ленина. Но об этом в другой раз...
Свидетельство о публикации №212051500458