Самоиспытание Мэтью Генри

САМОИСПЫТАНИЕ МЭТЬЮ ГЕНРИ

Burns J. The pulpit cyclop;dia: and Christian minister's companion; containing  skeletons and sketches of sermons. N.Y.,1851. P.420-424

«Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое, испытай меня и узнай помышления мои, и посмотри, нет ли беззаконного пути во мне, и направь меня на путь вечный».

Человеку стоит выбрать время, чтобы спросить себя, и, спросив, добросовестно ответить на шесть следующих вопросов.
Вопрос 1. Кто я?
Это необходимый вопрос, ибо в рукоположении я отрекся от себя и посвятил себя Богу, но есть ли воля Божия, чтобы Ему приносили слепое и хромое? Конечно, нет. Жертва должна быть исследована, прежде чем предложена, чтобы убедиться, соответствует ли она своему назначению. Недостаточно возвещать истину благодати, ибо сам Иуда был апостолом, надо жить ею. Нельзя быть хорошим служителем без этого. И поэтому, душа моя, давай спросим: кто я? И пусть этот вопрос будет строгим и серьезным, ибо ошибка здесь будет фатальной.
(1) Был ли я когда-либо внутренне убежден в потерянном состоянии, в котором я родился, будучи от природы чадом гнева, как и другие? Видел ли я когда-нибудь, что я валялся в своей крови, как несчастный брошенный подкидыш, беспомощный, потерянный и сокрушенный навеки без Христа?
(2) Смирялся ли я когда-либо глубоко пред Господом за первородный грех, в котором я родился, и бесчисленные фактические грехи в сердце и жизни, в которых я виновен?  Был ли грех горек для моей души, сокрушалось ли мое сердце о нем, печалился ли я о своей разрушенной природе, и ломал ли взгляд на истерзанного Спасителя мое сердце?
(3) Пришел ли я к Господу Иисусу Христу с истинной и живой верой, принял ли Его, чтобы Он был моим, и отрекся ли от себя ради Него? Принял ли я Христа на условиях Евангелия, чтобы Он был моим Царем, Который правит мною, и Спасителем, Который спасает меня? Отказался ли я от всех других и решил ли прилепиться к Господу Иисусу, чтобы Он был со мной? Драгоценен ли для меня Христос, дороже ли Он всех вещей мира? Могу ли я свободно расстаться со всем ради Христа, и потерять все, чтобы приобрести Христа?
(4) Разве я на самом деле ненавижу всякий грех в себе, а также в других? Сокрушаюсь ли я после него, испытываю ли искреннее желание стать более святым, используя для этого святые таинства, чтобы все более и более возрастать в святости? Люблю ли я таинства и святых людей потому, что они святые? Придаю ли я реальную ценность святости везде, где увижу ее? Нахожу ли я удовольствие в святом Слове Божием, и именно потому, что оно свято? Приводит ли меня святая Суббота в восторг, и именно потому, что она свята? Люблю ли я братьев потому, что они святы, и тем больше, чем более они святы? Уделяю ли я время, чтобы возрастать в святости в этом чуждом ей мире?
Вот весомые вопросы для моей души, в которой столько слабости и растления, и могу ли я как в присутствии Бога, Испытующего сердца, дать на них честный ответ? И если со мной есть знаки и символы истинной благодати, то я надеюсь, что мое сердце не обманет меня, если оно скажет, что у меня есть хотя бы некоторые искры от всего этого, хотя они и погружены в море растления. Но кто я, Господи, и что такое дом мой, что Ты так возвысил меня? Почему, если я так ничтожен, Ты сказал Своему рабу, сколько у него впереди? Что я за человек, Господи, Боже мой?
Вопрос 2.Что я сделал?
Это также необходимый вопрос, и исследовать его необходимо, чтобы понять, что было неправильно, и изменить это, и обратиться к Крови Христа, если я, возможно, таки не меняю старую вину на новый характер, особенно с таким характером, как мой. Аарон и его сыновья должны были предложить жертву за грех, прежде чем они были освящены (Лев.8.34). Ибо тот, кто приближается к Богу с виной нераскаянного греха, страшно рискует, и чем ближе он к Нему, тем больше рискует.
И потому, душа моя, что я сделал? Ты не можешь не ответить: я согрешил, и извратил то, что правильно, и нет прибыли от меня. И, серьезно поразмыслив, я не могу не заметить,
(1) Что много драгоценного времени я трачу бездарно на глупость и тщеславие, и на вещи, которые не приносят пользы. Время - это драгоценный талант, который мой Господин доверил мне, и как часто я зарываю его в землю, и сколько раз не пускаю в дело? Сколько драгоценных возможностей, предоставленных временем, я потерял и не улучшил по своей собственной неосторожности! Я наслаждался золотым временем благодати, но оно уходило, и я лишь немного использовал его;  Суббота, проповеди, таинства приходили и уходили, и оставляли меня таким же, каким нашли, и я не приносил должного плода. Сколько раз я оставлял втуне данные мне Богом средства, был жесток и холоден под смягчающим даром Его установлений, нерадивым и небрежным, думая о заботах моей души и вечности? 
(2) Сколько раз я ломал заветы с Богом, мои обязательства, обещания и решения к новому и лучшему послушанию, принимал решения против греха и все-таки впадал в него снова, много раз возвращался ко глупости, менял Бога на мир и после этого снова давал обещания Богу! Как часто я, принимая таинства, вновь возвращался к прежнему тщеславию, глупости, чувственности, пустоте, гордости и другим мирским страстям, забывая вскоре данные Богу обеты!
(3)  Сколь бесполезным я был в своих беседах с другими; как мало принес им лучшего, сколько причинил себе худшего; как мало я сделал на том месте, куда Бог поставил меня, как мало был обеспокоен за души других людей и как мало полезен им. Сколько напрасного и темного было в моих словах, сколько потоков глупости, которых не могла остановить никакая серьезность; как редко мои слова были изящными, и как часто гнилыми и не приправленными солью!
(4) Как забывчив я был по отношению к Богу и Его слову, и к себе самому и своему долгу, и к великим обязательствам своей души ради громадной вечности, как если бы у меня не было Бога, чтобы служить Ему, и души, чтобы ее спасать!
Я мог бы упомянуть множество гадостей, в которых я виновен в сердце и жизни, и которые известны Богу, знающему мое сердце, и все же, в конце концов – кто может понять до конца свои ошибки? Очисти меня, Боже, от моих тайных грехов, помилуй меня по великой милости Своей и по множеству щедрот Твоих очисти и изгладь все грехи мои ради Господа праведности моей.
Вопрос 3.Какими принципами я руководствуюсь в своем деле?
Это также важнейший запрос при каждом деле, в особенности на таком великом повороте жизни, как этот.
(1) Я надеюсь, что я могу сказать, что у меня есть вера, и меня беспокоит, так ли это, ибо все, что не по вере, грех. Хорошо для любого человека, если он будет вполне уверен в своей совести. Но:
/1/ Я полностью убежден, что Иисус Христос как Царь Своей Церкви Сам назначил и установил дело служения, сохраняя его преемство до конца времен для назидания Церкви, и обещал пребыть с ней до конца мира, так что служение есть не человеческое изобретение, а Божие установление.
/2/ Я полностью убежден, что ни один человек не должен становиться  на дело служения без четкого призыва от Бога к нему. Не то чтобы нас ожидали такие великие призвания, как у апостолов, но если у нас есть обычные призвания служителей, которые как таковые наделены от Христа властью, то мы должны испытать способности тех, кто предлагает себя к служению. И если есть нужда освятить и отделить их для этого дела, торжественным образом, через возложение рук с постом и молитвой, то возложение рук священства будет обычным способом их постановления, наиболее приемлемым по Писанию.
/3/ Я благодарю Бога, что я вполне доволен ясностью моего призыва е Его делу, хотя я не могу не сознавать свою великую слабость и недостаточность для таких вещей, и все же я считаю, что если Богу было угодно дать мне способности к тому, и слава Ему за это, Он видит эту работу, и хотя я не имею никакого права на Его дары, они предназначены именно для нее. Я считаю, что у меня есть сильные наклонности к служению, по крайней мере с тех пор, как я узнал, что это такое, и в особенности я прошу Бога, что если у меня есть такое побуждение, то да будут рядом служители и другие люди, способные, умелые и верные, пригодные судить о том, что может утвердить мои цели.
Все в последнее время идет к тому, чтобы выяснить мое призвание, и серьезное приглашение, которое я получил в последнее время, указало мне на определенный труд в определенном месте и дало большую помощь в том, чтобы прояснить мое призвание к делу в целом.
(2) Я надеюсь, что я могу сказать, что я действую исходя из принципа истинного рвения к славе Божией, и самая великая вещь, которую я делаю, ибо должен – делать все, чтобы слава Божия сияла через меня, Царство Христа продвигалось, сила Божия и Слово жизни распространялись и совершалось все, чем прославляется Бог. Желание моей души – чтобы жил ли я, жил для Господа, умирал ли, для Господа умирал, и живя и умирая, всегда оставался Господним.
(3) Я надеюсь, что я могу сказать, что я поступаю из принципа настоящей любви к драгоценным душам, на благо которых я с радостью потрачу все, что могу, ибо это будет не зря. Мне кажется, я мог бы любить драгоценные души людские достаточно, что я буду рад быть инструментом убеждения неверующих, обращения необращенных и взращивания святых в святости и утешении. Я надеюсь, что я знаю ценность душ настолько, чтобы думать, что есть большее счастье в том, чтобы обратить хотя бы одну душу к Господу Иисусу Христу, чем чтобы получить для себя горы золота и серебра.
Вопрос 4. С какой целью я стремлюсь к столь великому делу? 
Все согласны, что цель указывает на характер действия и, следовательно, имеет большое значение, чтобы поставить ее правильно, в противном случае наш глаз дурен. Дурная цель может сделать неприемлемыми лучшие дела, совершаемые нами. Что же является целью для меня, когда я стремлюсь к этому большому повороту в моей жизни? Приложу же здесь мерило совести, и пусть Взыскующий сердца даст мне лучше понять самого себя.
(1) Я думаю, что я могу с уверенностью сказать, что я не берусь за служение в качестве средства к существованию или чтобы обогащаться из жадности к презренному металлу. Нет, я надеюсь, что оно не направлено ни на что, кроме душ, и если я получу их, хотя бы я потерял ради них все мирские удобства, я должен буду убедиться, что заключил хорошую сделку.
(2) Я думаю, что я могу сказать с такой же уверенностью, что моя цель не составить себе имя среди людей, чтобы в мире говорили, что такой-то что-то сделал. Нет, это дурное дело; но если у меня будет доброе имя пред Богом, то думаю, что это будет для меня чем-то важным, хотя бы люди поносили меня и попирали мое имя как грязь на улицах. Я предпочту доброе слово моего Господина хорошему слову своих друзей и коллег.
(3) Я могу обратиться к Богу без партийных намерений или желания создать раскол; мое сердце восстает против самой мысли об этом. Я ненавижу разделяющие принципы и практику, я за мир и исцеление, и если бы моя кровь была достаточным бальзамом, я бы с удовольствием расстался с последней каплей ее, чтобы залить кровоточащие раны различий между теми, кто суть истинные христиане. Мир – столь драгоценный камень, что я отдам за него все, кроме правды. Те, кто горячо и горько спорят из-за мелочей и ревностны в поддержании разделений, обладают духом, которого я не понимаю. Да не вступит моя душа в их тайну.
Мои цели поэтому следуют моим принципам, и я смиренно обращаюсь к Богу о целостности моего сердца в них.
(1) Чтобы я придерживался славы Божией как моей высшей и конечной цели, и если я каким-то образом могу быть инструментом для содействия ему, то пусть это будет моей главной целью и желанием. Я не мыслю проповедовать сам, но должен как верный друг Жениха проповедовать Христа Иисуса, Господа моего, как знаменосец перед десятью тысячами. И если я могу принести людям лучшее познание любви и чести Христа, то у меня есть то, чего я хочу.
(2) Чтобы для славы Божией я искренне стремился ко благу для драгоценных душ. Бог прославляется, когда души получают пользу, и я с радостью играл бы важную роль в этом благословенном труде. Я не был бы бесплодным деревом в винограднике, уродующим землю, но с Божией помощью сделал бы нечто хорошее в мире, и я не знаю большего блага, на которое я мог бы быть способным, чем делать добро душам. Я желаю быть инструментом в руках Божиих, чтобы размягчать ожесточенные сердца, животворить сердца мертвые, смирять сердца гордые, утешать сердца печальные, и если я могу участвовать в этом деле, мне есть что делать. Если Бог отказывает мне в этом и я страдаю от того, что тружусь напрасно, хотя должен бы обретать сотни людей в год от своего труда, то это постоянное горе  и беда для моей души, и если я не получу души, все остальное принесет мне очень мало удовлетворения. Хотя даже в этом случае было бы некоторым утешением, что награда зависит не от успеха, а от верности. Но я всерьез исповедую то, что если бы я мог предвидеть, что мое служение будет совершенно бесполезно и что я буду плохим инструментом для душ, хотя иным способом я мог бы сделать больше, то я скорее стал бы просить хлеба от двери к двери, чем взял на себя эту великую работу.
Вопрос 5. Чего я хочу?
Желаю ли я познать Бога всякой благодати? Я знаю, куда мне идти за этим. Я тем не менее обеспокоен тем, чтобы узнать,  что для меня необходимо. Поэтому я прошу Бога о следующем.
(1) Чтобы Он исправлял, утверждал и поставлял мое сердце в посвящении делу служения. Мое плотское сердце иногда готово сказать, что мне лучше взять себе другой образ жизни, который был бы менее утомителен и опасен, более приятен и приносил бы доход, и дьявол присоединяется к этим опасениям и ставит передо мной прибыли, которые я, возможно, мог бы иметь иным путем, и неприятности и упреки, которые я получу таким образом. Теперь, Боже, я прошу Тебя удерживать искусителя и удовлетворить меня в моем выборе, и утвердить меня соответствующими соображениями, с которыми я мог бы ответить на такие вещи, и также дай мне ввиду вечности сознательно посвятить себя работе Господней, держи ее в моей мысли, воображении и сердце, и поставь мой путь на нее.
(2) Чтобы Он особым образом освятил меня, наполняя мое сердце таким испытанным на опыте чувством всепревосходства Христа и утешением Святого Духа, чтобы я мог вспомнить его прекрасные признаки, и чтобы, пока я жив, Он являл мне Свои знаки и оставлял их в душе, чтобы они делали очевидным, что в ней пребывает Бог в Своей истине, что дало бы мне дивный залог успеха моего служения, который владел бы мной с самого его начала.
(3) Чтобы Он помазал и устроил меня на то великое дело, к которому Он зовет меня. Когда Саул был помазан на царство, Бог дал ему иное сердце, пригодное для царствования. Я был бы рад другому сердцу, пригодному для дела служения и наполненному его дарами и милостями.
/1/ Это дары служения: каждый добрый дар нисходит свыше и, следовательно, я взираю ввысь на дары познания тайн религии, чтобы я мог объяснить ее истины и применить их к себе и другим, и говорить Слово с дерзновением. Я также нуждаюсь в осторожности и осмотрительности в деле и порядке моего служения.
/2/ Это дары благодати. Вера, любовь к Богу и душам, ревность о славе Божией и благе душ, терпение и умение страдать и ждать, внутреннее чувство веса того, о чем я говорю. О двух милостях я особо прошу Бога:
//1// Об искренности. Мне кажется, что я действительно могу быть таков, чтобы внутренние впечатления производили внешнее выражение всего моего служения, чтобы мой глаз был тверд, а сердце прямо, и его цели неизменны, чтобы я не бросал ни взгляда на то, что того не заслуживает.
//2// О смирении. Я прошу Бога сокрыть гордость от меня и одеть меня смирением, чтобы я мог видеть, что у меня нет ничего, кроме моих грехов, но за то, что я получил, я никогда по возможности не хвалил бы ни себя, ни людей, но воздавал всю хвалу Богу, чтобы никакая гордость и превозношение не появлялись во мне.
(4) Чтобы Бог открыл двери Своих возможностей для меня, и сделал мой путь ясным передо мной, чтобы призыв к моему делу был ясен и удовлетворен, и чтобы Бог благословил его и добился успеха в моих начинаниях на благо душ.
Вопрос 6. Каковы мои цели и решения на будущее? 
Это также необходимый вопрос, когда я приступаю к новому и столь почетному занятию. Что мне делать, чтобы я поступал достойно звания, в которое я призван?
(1) Я ставлю цель и решаю по благодати Божией, что я не буду более участвовать в делах тьмы, но не только мой долг как христианина, но и мое занятие как служителя будет состоять в том, чтобы обличать их. Гордость, страсть, мирское, разврат, тщеславие – вот вещи, которых люди Божии должны бежать (1 Тим.6.11). Что мне делать с идолами? Что мне делать с грехом? По милости Божией он не должен овладеть мною. Характер служителя обостряет каждый грех, и поэтому да благоговеет душа моя и да бежит греха!
(2) Я ставлю цель и решаю, что по милости Божией я буду изобиловать более чем когда-либо евангельским послушанием во всех поступках, буду стремиться быть более скромным, серьезным, наблюдательным и самоотверженным, и жить более над миром и над тем, что от него, буду молиться и читать Писания более тщательно, и не лениться в этом деле, но, пламенея духом, служить Господу, изобиловать добрым разумом, бережно использовать свои способности и возможности, стараясь, насколько могу, во всем украсить учение о Боге и Спасителе моем. 
(3) В частности, я принимаю решение силой, Духом и благодатью Иисуса Христа, моего Господа, рассмотреть и выполнять обеты своего рукоположения; держаться образца здравого учения, которое я услышал и получил с верою и любовью во Христе Иисусе, и никогда не упускать любую истину, чего бы это ни стоило мне, как владеющему Писанием в качестве единственного правила веры и практики.
Решаю также, что я полностью откажусь от опоры на свои дела и буду использовать все свои таланты в служении Богу и душам со всей серьезностью и прилежанием; что я буду не только проповедовать, но всеми силами защищать истину Божию от всех противников, и сделаю все возможное, чтобы убедить их или заставить замолчать.
Если я буду стремиться обеспечить не только истину, но мир и единство в Церкви Божией, то я буду терпеливо и с благодарностью принимать увещевания моих братьев и рассматривать их с уважением, как прекрасный елей, который не повредит мою голову.   
Если Бог даст мне когда-нибудь назвать мой приход домом, я буду делать все, чтобы содержать этот дом в идеальном порядке, имея сердце горе и не сомневаясь, что Бог придет в этот дом, сделав его Вефилем, и где у меня шатер, там будет и Божий алтарь, и решение Иисуса Навина будет моим: что бы ни делали другие, я и дом мой будем служить Господу.
Если Бог призовет меня делать все для Его стада, я решаю по благодати Его, со всем возможным усердием положить себя за духовное благо тех, над кем Он поставил меня , и что я потщусь быть примером для паствы, открывая ей путь на небеса, а также улучшать свой интерес и все возможности работать во славу Бога и на благо душ, и к созиданию мистического тела Христа.
Каково бы ни было противостояние, с которым я встречусь в моей работе, по милости Божией я не буду страшиться его, ни пугаться ветров и облаков при посеве и жатве, но в силе Бога моего продолжать трудиться в разгаре разочарования, и если Он призовет меня к страданиям, чего я ожидаю и на что рассчитываю, я, по милости Божией, буду страдать бодро и смело ради истины и пути Христа, выбрав, как Моисей, скорее страдать с народом Божьим, чем наслаждаться радостями греха, которые скоропреходящи, и буду почитать не только венец Христа, но и поношение Христово, как большее богатство, чем сокровища Египта, с надеждой на воздаяние..
Вот суть того, что я обещаю в силе Духа в благодати Христовой и, клянусь всеми силами своими, я буду исполнять это, помня о Твоем праведном суде, и да будет Господь всегда в помышлениях моего сердца и проложит мой путь к Себе.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии