О Барабинске набрасываю роман

                О Барабинске
                (набрасываю роман)

                Вот вы смеетесь: «Роман? О Барабинске?»
                А вдруг больше никто не напишет?
               
                Я вернулся в мой город, знакомый до слез…
                О.Э. Мандельштам

1
О русском обычно пишут «раскинулся». Город N раскинулся среди лесов, полей и рек.
Мой городок Барабинск раскинулся посреди камышей и болот.
Барабинск вырос, как пушинка на камыше.
Барабинск.
Обычные города и веси имеют географическое положение. И Барабинск, на первый взгляд, расположен между Омском и Новосибирском. Но, если присмотреться, причувствоваться, причаститься к духу Западной Сибири, то становится понятно, что Барабинск – это где-то между камышом и тополиным пухом.
Как и любой другой город, Барабинск – это живое существо.
Его руки пахнут копченой рыбой.
Его ноги пропитаны запахом шпал.
Дым из сорока  кочегарок – его волосы.
Вокзал можно было бы сравнить с сердцем. Но по традиции его пристройки называют «кишкой». Так что вокзал – это система пищеварения.
Сердце города, как известно, храм. Купола Барабинской церкви напоминают:
- маленьким детям – игрушки на елке или шоколадные конфеты в золотистой фольге;
- подросткам – огоньки свечей и зажигалок;
- взрослым – золотые зубы;
- старикам – снова елочные игрушки и конфеты…
Душой города можно назвать городской парк, в котором все движется, гуляет, пьет, рисует на стенах и творит жизнь вокруг старого, как пень, Дома культуры.
Секрет Барабинского пространства сокрыт в исторических названиях магазинов.
Издревле, в эпоху СССР на одной улице соседствовали космический магазин «Орбита», устремленный во Вселенную, и инфернальный винно-водочный магазин «погребок», иллюстрирующий порочный путь в низ. С раннего утра никто не занимал очередь в «Орбиту», никто не смотрел с надеждой на ее большие витрины с радиотехникой, электрогитарами и синтезаторами. Плохо одетые и небритые люди вожделенно наблюдали за решетчатыми окнами «погребка», таящего в себе радость похмелья.
Не Нью-Йорк и Стамбул, а типовой советский Барабинск был «городом контрастов». Между небом и землей, между Орбитой и погребком, между тополиным пухом и камышом.
Я полюбил его. Сегодня мне важны куст рябины над крышей, два дерева на улице, березка под окном, которая растет вместе с моей семьей. Когда-то папа открыл мне, что лучшим доказательством существования Бога является вездесущая лесная клубника, «ягода», как у нас ее называют… Мы живем неправильно, а эти «элементы пейзажа» - очень правильные вещи, константы бытия.
Сегодня глумление возведено в культ. Древние, напротив, посвящали трактаты искусству любви. Как-то летом, выйдя из прохладного деревянного подъезда своего дома, я увидел отца, сидящего на скамеечке, и спросил:
- Пап, а почему ты не построил коммунизм, чтобы все люди были братьями?
Искренность и исчерпывающая содержательность его ответа поражает меня до сих пор:
- Потому что трудно быть братом, трудно быть отцом…
Трудно любить.
Лев Николаевич, такой семейный и Толстой, говаривал: «Семья – это труд». Татьяна Никитична, просто Толстая, ехидно, но проницательно отметила: «Русский не любит ближнего своего».  Вот вам еще два объяснения, два ответа на вечный русский вопрос «Мисюсь, где ты?».
Летом 2010 года видел всю русскую сторону от Сибири до Краснодарского края. Где ты, Родина? Ничего русского нет. Ни пришло оно как-то на место советского. Татарское сменяется армянским, башкирское - адыгейским  и т.д.
Барабинск – русский город. Традиционный коктейль из разных национальностей и культур, но ничего ничем не сменяется. Наши болота превращают многонациональных гадких утят в белых лебедей с одной общей сибирской судьбой. Осенью – копать картошку и праздновать урожай. Зимой – бороться с холодом и отмечать Новый год. Весной – пить березовый сок и снимать с себя клещей. Летом – вздыхать «Когда же лето? Когда же лето…». И некогда вспомнить в этой общей судьбе, что Раниль – это татарин, Самвел – армянин, а Николай – русский.
Однажды, возвращаясь с учебы, услышал интересный вопрос:
- Парэнь, ты русский?
Поправив рукой длинный горбатый нос, отвечаю:
- Русский?
- А ты случайно нэ знаэшь, гдэ тут нэрусские тусуются?
Пришлось ответить, что на базаре. Где же еще…
Национальный вопрос в Барабинске – это вопрос обычаев и привычек. Любой местный охотник или рыбак  - сибиряк по непреложной истине. С первым замесом браги и выгоном самогона пуэрториканец превращается в коренного жителя Зюзи или Старого Карапуза. И, конечно, все дети, гоняющие по барабинским степям бабочек, - настоящие крестьянские, русские дети.


                Будет и на нашей улице праздник.

2
В СССР на каждой улице был праздник.
Улицы и переулки Барабинска по советской традиции названы праздничными именами: Юбилейная, 8 Марта, Первомайская, Коммунистическая.
Тематику массового празднества продолжают образы вождей и литераторов, которые пророчествовали о торжестве справедливости. Список классиков праздника возглавляют Владимир Ильич Ленин и Александр Сергеевич Пушкин.
 Улица Ленина немного завидует улице Карла Маркса. У последней есть имя и фамилия. Вероятно, постеснялись оставить просто Маркса.  Приправили еврейское Маркс немецким Карл.
Среди уличной братии много писателей, поэтов и драматургов: Ломоносов, Пушкин, Островский, Толстой, Чехов. Легендарные личности представлены улицами Ермака, Степана Разина, Фрунзе, Чапаева.
Барабинская байка. Как-то раз молодой человек сказал в шутку своей девушке, прогуливаясь по улице Ермака, что Ермак – это первый барабинский градоначальник. Юная красавица не заподозрила подвоха и в школе поразила историка:
- Кто такой Ермак?
- Первый мэр города Барабинска.
История расставила все по своим местам, оценив заслуги местоположением и особенностями улиц-людей, улиц-понятий.
У черта на куличках улица имени холмогорского мужика Ломоносова.
Бесконечно далеки друг от друга улицы Ленина и Карла Маркса. Разделенные железной дорогой, вокзалом, мостами и переездами, наглядно они демонстрируют разницу между марксизмом и ленинизмом.
Чистая и красивая улица Кирова, напортив, идет бок о бок со старенькой и разбитой Коммунистической. Сравнивая петроградского умницу, настоящего рабочего интеллигента Сергея Кирова с нашими кондовыми «строителями коммунизма» невольно понимаешь, почему попытки горноаульского Сталина, хуторянского Хрущева и колхозного Брежнева не увенчались победой коммунизма. Социализм они построили, ибо таковым было Светлое Совхозное Советское Село Работяг. Но коммунизм-то предполагался как Город Солнца, Цивилизация. Зато пожили при социализме.
Логика улиц поучительна. Коммунистическая начинается со стадиона, а заканчивается водочным магазином.  Улица Мира поворачивает на кладбище. Прямо в погост упирается улица Гагарина. Предприятие с красноречивым названием Марс соседствует с могилками. Сквозь тернии к кладбищенским звездам и деревянным крестам.
Если Вам скажут, что давно нет такой страны – Советский Союз, - знайте, что это неправда. 
СССР покоится с миром на старом барабинском кладбище, вместе с нашими дедушками и бабушками. Звезды цветут над их могилами, как пятиконечные тюльпаны.
Моя бабушка тоже настояла на звезде. Потомок дворянского рода, крещеная, наверняка убедившаяся в существовании Бога (пережила войну, работала инженером на железной дороге, одна воспитывала и учила трех сыновей), она верила в свою звезду.
Говорят, европейцы любят гулять по кладбищам, приходят туда с детьми. По древнему русскому обычаю, места захоронения образовали населенный пункт, оставаясь центром деревни, города. Так на могильных курганах выросла Москва – «большая деревня», как называли мы ее в детстве…
Скорбь и надежда объединяют людей, учат их радоваться и горевать не поодиночке, а вместе. Все дороги ведут в места общего сбора…
Окраины Барабинска сохранили свои прелестные деревенские названия. Берег озера Новочерновское носит старинное название Пестеревка.  Западная околица уже более 300 лет именуется Покровкой.
Итак, Барабинск – это где-то между Пестеревкой и Покровкой, между бесом и ангелом.
               
                Как первая любовь…
3
Чему учит первая любовь?
Что чувствуешь, когда поймал свою первую рыбку?
Что понимаешь, когда малое дитя, видя, что ты расстроен, похлопывает тебя по плечу и говорит: «Ничего, ничего, папочка…»?
Как переживаешь момент расставания, когда старая мать кивает тебе издалека на прощанье, мол, ничего, ничего, сынок, выше голову, не такое приходилось пережить?
Как передать запах первого выстрела на открытии охоты?
Почему не объяснить, зачем ты заступился за младшего брата, единственный раз в жизни, против здоровенного пацана?
В чем сила редкого всплеска воли, сказавшего тебе: «Ничего, ничего…», когда ты стоял один, измученный, больной, на сцене, а все возмущались по поводу твоего сценария для празднования юбилея любимого вуза?
Что заставило тещеньку сначала проехать мимо родственников (мы уже посадили картошку, а они только приехали, злые, уставшие, обреченные), а потом все-таки вернуться, вернуть всех наглых нас и помочь ближнему, родному, отказывающемуся от этой нужной помощи, возразив ему «Ничего, ничего… Нам не трудно»?
Как в нашей не богатой на щедрость и доброту, не большой для обыкновенных людей стране ассистент преподавателя с зарплатой, в два раза большей, чем стипендия, и в пять раз меньшей, чем название его должности, может в разгар кризиса создать семью, завести детей, надеяться с ними на будущее?
В чем смысл радости ребенка, нашедшего старую соску, которую прятали от него в течение двух лет, выслушав не перестающий 48-и часовой детский вой?
Почему девочка, которую ударил мальчик в детском саду, на следующий день с искренней и неподдельной любовью смотрит на своего обидчика?
Почему папа неожиданно дал три рубля (а потом – еще три рубля!) на черную, как сапожный крем, «Пепси-колу» новосибирского производства, из настоящего сахара?
Почему утром просыпаешься, нежно обнимая ту самую женщину, которая ненавидит тебя за то, что ты ей «испортил всю жизнь»?
Как снова услышать смех бабушки, дедушки, папы?
В чем целебный секрет Пушкина, когда читаешь его стихи – и на душе «грустно и легко», и «печаль светла», и слезы льются над вымыслом?
Почему «Вечера на хуторе близ Диканьки» успокаивают зубную боль?
Почему говорят «деньги не пахнут», а отцовская зарплата всегда пахла книжным магазином, бисквитными тортами с розочками и грибами, болгарскими сигаретами и клюквой в шоколаде?
Почему самые светлые воспоминания – это темный барабинский переулок «Трудовой», освещенный привокзальными фонарями, по которому папа, мама, я и брат возвращались из отпуска домой?
Потому что Барабинск – это домой.
Потому что Россия – это домой.
Потому что Родина – это домой.
Выходит, главный вопрос не почему? или как? Главный вопрос – это куда? или, точнее, где?
Там, где хорошо. Где Пушкин, дедушка, папа, мама, «Пепси-кола», торт с желтыми грибочками, сигареты «Стюардесса», зеленоватый медный колокольчик с красной ленточкой на столе у папы-директора - для первых и последних звонков.
Там, где дом. Где ты сделал первый шаг, где начали ходить твои дети, которым ты кричал «Ничего, ничего! Не бойся!»

                Будьте как дети
                (Мф. 18.2-6)
4
В полуденной дреме волосатого поэта Максимилиана Волошина «Париж расцветает, как серая роза».
Барабинск расцветает весной до самого неба. Сначала черемухами, потом, после заморозков, ранетками и, наконец, сиренями. И в городе появляются главные жители – дети, цветы жизни.
Если и накажет россиян Господь, то только за наплевательское отношение к детскому вопросу. Однажды зимой, я, простой преподаватель старого славянского и современного русского языков, решил подработать Дедом Морозом. Вместе со Снегурочкой мы ездили на старенькой «Оде», по кличке «Ежик», и поздравляли всех желающих за несколько новогодних сотен рублей.
Представьте себе ребенка, лучше всего маленькую девочку в канун Нового года. В старом, захудалом бараке она встречает чудо с такой искренней надеждой на будущее, на счастье, на маму и папу! Вся история страны читается на ее серьезном, удивленном лице. Что бы ни подарил в эту минуту новогодний волшебник, это ни на каплю не оправдает, не искупит, не исполнит детской мечты.
Признаться, взрослые больше радуются Деду Морозу, чем дети.
А летом Барабинск, как и сама жизнь, живет детьми, устремляется с ними прямо на траву, на липкую тополиную шелуху! Бегом к колонкам с холодной водой! Наперегонки с дворовыми собаками и кошками!
Взрослому кажется, что ночью темно, как у афроамериканца в заднем проходе. Ребенку представляется, что с наступлением темноты мир оказывается внутри большой шоколадной конфеты. Золотистая звездная обертка покрывает сладкую Вселенную.
Большие люди, сетуя на судьбу, кричат, ищут и находят, страдают, а потом молчат, молчат, молчат… Дети, наоборот, всегда говорят, с первых месяцев, – глазами, ручонками, фигушками, плачем. Гулят, свирелят и, возмущаясь несправедливостью взрослых, тянут руки к небу и призывают на помощь своих маленьких богов.
Барабинск – родина удивительных детских слов, список которых пополняется с каждой весной. Эти настоящие слова давно забытого языка наполнены такой верой в людей, такой материнской заботой. Вот и моя дочурка тянется ко всем, предлагая: «Давай с тобой мамоча!». Что такое мамоча?  Поцелуй, мамочка, любовь? Или все сразу? Что-то очень нужное, настоящее, правильное.
Когда-то я, разбаловавшись стихами, написал:
Ты, очевидно, тайна… Я, очевидно, нет.
Вот на деревьях тает глаз твоих ярких цвет.
Яблони перескажут твой аромат волос.
Ты, словно лето…  Да же? Лето?! Да не вопрос!
Тогда я думал, что пишу о девушке. Но сейчас, в мае, среди яблоневого цвета, я совершенно отчетливо вижу, слышу и чувствую, что это о тебе, Барабинск.
 
                Это только начало лета,
                Это только начало лета,
                Это только начало лета
                И нашей любви!
5
Все девушки Барабинска ждут - не дождутся лета.
Все бабушки Барабинска недовольны погодой. Дождь и холодно – лета не будет. Солнечно и жара – когда же будет дождь. И в обоих случаях – ой, на огороде ничего не растёт, ничего не растёт.
Все дедушки Барабинска радуются своей мудрости и рассказывают анекдот про то, что в Сибири лето – это «зелёная зима». Но, если солнечно и жара,  дедушки превращаются в бабушек.
Все девочки Барабинска задают вопрос: «Папа, а когда лето?». В переводе с детского языка это означает: «Папа, когда ты пойдёшь в отпуск и, вместо того, чтобы каждый день ездить на работу, заберёшь меня из садика, и мы будем с тобой ходить в парк, кататься на подпрыгивающих самолётиках, прыгать на надувном батуте, лазать по лабиринту с шариками и гамаком, пить кока-колу в красном стаканчике, есть мороженое «Забава», покупать сладкий попкорн,  а потом ещё поедем долго и далеко на Алтай, в Сочи, в деревню к бабушке, купаться». Вот для кого лето – это маленькая жизнь.
Все женщины Барабинска в очереди за разливным пивом мечтают о настоящей любви. Тёмное бархатное – это загорелый красавец… Вот он, рядом с дельфинарием, в Адлере… Светлое золотистое – это весёлый молодой парень… Он плавает в прохладном бассейне под открытым небом Белокурихи и улыбается… А потом вдруг появляется пузатое «Жигулёвское» - это муж.
Все мальчики, пацаны и юноши Барабинска живут на улице, ходят домой только ночевать. Спят в обнимку со своими велосипедами, мокиками и тюнингованными автомобилями с говорящими надписями «Кипиш», «Мама, не горюй» и «Джедай».
А девушки так и ждут–не дождутся лета.

                В начале жизни школу помню я...
6
Школа - в начале и в конце, как алфавит. Альфа и Омега.
Где-то в школе ходит живой и здоровый папа-учитель, папа-директор. Памятник себе воздвиг нерукотворный. Алексей Алексеевич Галай. Светлое имя в истории села Зюзя. Теперь он, бородатый, язвительный, щурится на фотографии в углу моего кабинета.
Я пришёл в школу после 16 лет мечтаний в университете. Мечтал вместе со студентами, ждал, надеялся и ...оторвался от ветки, гонимый жизнью дальше.
Вернее, ближе - в сторону дома, Барабинска.
Барабинские десятиклассники не хотят жить дома.
Худенький М. с первой парты живёт в планшете, скромно улыбаясь и прячась в этой улыбке от холодных и гордых одноклассниц.
Его худенькая соседка по парте обитает в своих мыслях, перепутанных с мечтами и домашними заданиями.Прочно, как у Джоконды, закрыты они от посторонних глаз улыбкой.
Бойкий А., похожий на Багратиона,стремительно летит в будущее, как на коньках. Его открытая улыбка радуется солнцу, холодным одноклассницам и фамилии Седымова.
Высокий, как журавль, Д. пребывает в юношеской радости силе, здоровью и копчёной рыбе.
Белокурый А. стремится к лучшему. Вот это жизнь!
Серьёзный И. живёт и улыбается чему-то своему, сокровенному и, наверное, правильному.
Упрямая Ю. борется за жизнь, требует оценки, любит правду и одновременно боится её...
Восточно-сказочная Д.улыбается про себя, созерцает мир с некоей высоты, как Жар-Птица.
Дружелюбная Е. учит по утрам Тютчева, смотрит в окно и мечтает. Улыбка срывается с её уст и летит далеко-далеко...
Струящаяся Д.понимает жизнь, читает её, как книгу, улыбается глазами, оглядывая учеников и учителя, как детей, забытых в раздевалке.
Убоявшийся бездны премудрости К., думает: "как бы чего не вышло!" и не догадывается, что "вышло" - это глагол.
Мечтательный, как Пьер Безухов, П. удивляется миру, литературе и холодным одноклассницам.Б-р-р-р. Холодно!
Обладатель самой роскошной улыбки живёт и улыбается так, что забываешь его имя. "Нет бубенчиков, Денис Алексеевич!". Бондарчук забыл про бубенчики, снимая "Войну и мир". Князь Андрей едет к дубу без бубенчиков. Улыбка во весь блестящий рот!
Рассудительный Р., поклонник Н.А. Некрасова, разбирается в жизни,верит в разумное, доброе, вечное. И в сердечное спасибо. И в русский народ.
Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт добротная А.- архитектор своей судьбы.
Тёмная, чёрная,как А.А. Ахматова,Р.говорит суровым взглядом: "Сами вы...". Когда она улыбается, уж и не знаешь, хорошо это или плохо.
Богатую и неповторимую личность некоторых десятиклассниц скрывает телефон. Он живёт и учится на уроке вместо них. Пальчик тревожит его, мешает сосредоточиться на проблемах "Войны и мира". Телефон внимательно слушает, мечтает о подвигах и славе, плачет после гибели Пети Ростова. А пальчик не улыбается и не плачет.
Улыбка С. строго симметрична бровям, волосам и глазам. "Всё в ней гармония, всё диво, всё выше мира и страстей...". Слово "выше" при взгляде на её миниатюрность вызывает улыбку.
Пушкинская М. сочетает в себе черты всех героинь поэта. Как гений чистой красоты, мысли и мечты.
Своенравная К. теплит свою жизнь, свою мечту, свою улыбку.
Обессмерченная на настенном фото-полотне А. ещё много-много лет будет улыбаться школьникам, бегущим вверх по лестнице, этой своей хитрой улыбкой "Уж я-то знаю...".
Весельчачка У. разгоняется в своих эмоциях, улыбках и мечтах так, что батюшка, о.Дмитрий жалеет её будущего мужа.
Добрая О.вся поёт. И борется с атеизмом.
Учусь у них. Все они стесняются тебя, Барабинск, говорят, что уедут, забудут, бросят. "Что тут делать?".
Жить.
Улыбаться.
Учиться.
Любить.
Делать тут!



                Ни один охотник богато не  жил.
                Народная мудрость

7
Богатство на охоте другое.
Оценив затраты на долгожданный выезд, здравомыслящий человек вздохнёт: «Проще целого барана купить». Но для настоящего охотника такие рассуждения – кощунство. Помню главный аргумент своего тестя, отпросившего меня у жены первый раз на охоту: «И у свиньи один раз в году праздник».
Охота – это праздник.
Открываешь, наконец, дверь, на которой висит дочкин плакатик «С Новым годом!». А за порогом – сентябрь.  На тебе -  ружьё, сумка, пакет с продуктами, болотные сапоги и собака, которую не берут. Под громкий лай спускаешься по лестнице, останавливаешься, ждёшь, когда жена закроет дверь. Тихонько поднимаешься и забираешь припрятанных под пиво сушёных карасей и походное ведро с посудой, которое строго-настрого запретили брать. Мол, в прошлый раз один стакан, преобразованный в половник, трагически сгорел над кипящей ухой.
Внутри всё дрожит. Старшие волнуются, садятся в «Ниву». Младшие уже на поле рядом с болотцами. Ставят сети, разбивают палатку, прячут пятилитровую бутыль коньяка со сладким названием «Амаретто». А мы в это время заезжаем на рынок. «Карачинская» есть, но хочется холодную. Жар, который пылает в груди перед открытием, утолить практически нельзя.
Первая неделя сентября. Позднее открытие, но всё равно – жара. Утки, категорически обнаглев, ходят по дороге и улыбаются. Вообще всё пронизано улыбкой – разбитый асфальт, зелёный-презелёный лес, высокая трава, бугристая пашня, камышистый берег. Сквозь всю это барабинскую природу светит солнце и греет душу и тело. Тело млеет в предчувствии первой рюмки, первого карася и первой утки. Ибо на охоте всё возвращается в стадию первозданности. Восьмидесятилетние старики восхищённо глядят на паутину, увешанную капельками росы, и радуются, как дети…
…И вот он – охотничий стан. Вот раскладной столик. Появляются беляши, походные рюмки из кожаных чехольчиков. Откупоривается «Журавлик» с тонким горлышком. Первый тост: «За пёрья!». И начинается охота!
А до начала субботы и охоты ещё полтора дня. Место занято по-молодецки – в четверг. Всё, ребята! Место занято! Ура! На берегу у камыша перевёрнуты лодки. Разбита палатка.  Вокруг грубого мужицкого скарба бегает весёлый толстый спаниель. Прицеп частично расчехлён. Из-под тента выглядывает вся старая тёплая одежда для спанья и – о роскошь! – полосатый матрас. Подушки забыли!
Старшие, не рискнувшие ночевать, наконец, уезжают. Из самого сердца камышей извлекается початый «Амаретто». Пир на весь мир! Проезжающие мимо охотники завидуют, останавливаются, знакомятся и едут дальше. Пока охотиться нельзя, можно сплавать – проверить сети.
Лодка скользит по озерку с простым названием «Камышино». Так можно назвать любой водоём в Барабинском районе. Поблёскивают на солнце приспособленные под поплавки полторашки. Пузатые глистоватые караси и ротаны изобилуют в китайских сетях. Ротан – настоящее исчадие ада, зубастый демон.
По заветинкам покачиваются главные заёмщики места перед наступающей субботой – чучела'. Каких только нет! Раскрашенные шилохвости, чирки, крикаши и лысухи всех мастей. Странно видеть искусственных предвестников утреннего развлечения – недвижных и немых, принимающих первый выстрел непроспавшегося охотника…
Темнеет. Гребём к берегу. Начинаем варить уху. Дымок от котелка смешивается с туманом. Сыро, но организм уже навеселе! В небе теплятся звёзды. Завтра пятница – день перед охотой. В палатке прохладно, но просторно. Как в детстве, зарываешься во все одеяла и одёжки, которые нашёл. И спишь…
Но в первую ночь не спится. Ушастый спаниель не хочет быть живой грелкой, вырывается из объятий и бежит спать в машину к хозяину. Утки крякают в камышах. Тоже, наверно, готовятся… Столько звёзд, столько звуков! Пара минут – и палатку разрывает дружный храп.
Рано утром прибывает главный недруг охотника – похмелье! Боже мой, как плохо! Зачем я сюда приехал! Нутро тошнит, но мысли наводят порядок в больной голове. Значит, пора пить чай!
Кто помоложе, лечится пивком, шутками и сигаретами. Лучшее средство – заваренный чай со сгущёнкой. Бодун постепенно отступает. Вспоминается случай, когда ночью вместо чая заварили банку дождевых червей. Жиденько, наверно, получилось?
Так как к обеду подтянутся взрослые, волей-неволей берущие на себя функции контролёров, молодёжь оттягивается по полной. Пивком шлифуется «Амаретто». А не проверить ли сети?
Охота превращается в рыбалку. Карасей много. Начинаем их пластать и солить. Ротаны собрались в один большой мешок. Праздничный обед для домашней птицы! А для охотников снова дымится котелок с картошкой, морковкой и тушёнкой. По прихоти поддатого кулинара добавляется карасиная икра. Шурпа свинино-говяжья с икрой. А вот и старые приехали…
Некоторое время отцы и дети выясняют, кто трезвый-пьяный. Опыт оттесняет молодость в палатки – досыпать.
Тесть не доволен снаружи, но по-детски счастлив внутри. Приезжает вся многочисленная охотничья родня. Пшикает пивко. Свистит насос, накачивая новенькую надувную лодку. Осматриваются все яркие магазинные чучела. Мужчины разных возрастов, оказавшиеся в заветную пятницу на предохотничьем берегу превращаются в дружную семью, которая радуется, закусывает и, конечно, шутит. Брызнул дождик-шалун. Лишний повод собраться в палатке, чтобы разбавить напитки охотничьей байкой…
Байка происходит на следующий день. Тесть, покачавшись на утренней зорьке на лодке, погружается вместе с ней, ружьём, патронами и ключами от машины в тёплые воды спрятавшегося в озере лета. Ругань переплетается с хохотом, продолжают греметь выстрелы. Пахнет порохом, травой и счастьем. Подранки прячутся в траве. Промах сопровождается знаменитым оправданием:
- Худая!
Мокрый тесть, отбуксированный на берег, рассеянно молчит, глядя на таких же мокрых, как он уток. Охотник встал на место жертвы. В стане суета: нашлись сухие тёплые треники, спасены патроны, пострадал только автобрелок. Обсохнув, незадачливый стрелок произносит:
- Ребята, вы сейчас точно смеяться будете!
И достаёт из кармана живого ротанчика.
Смех освещает весь берег вместе с солнцем, прогоняющим всех нас домой. В гараже, над разложенными на рогоже утками всё произошедшее превращается в историю. Сварганенный дома шулюм кажется настоящим богатством. Только не чистый звон и грубый шелест его стоит в ушах, а свежий запах и сладковатый привкус на губах и языке.
Ни один охотник богато не жил, зато он жил по-настоящему.
                Так, дети! Собираемся! Все едем на дачу!
8
Маркиз де Сад и писатель Захер-Мазох оценили бы по достоинству то изысканное самоистязание, которые барабинцы, как и все другие россияне, называют коротким словом "дача".
После работы, из последних сил летят дачники к самому дорогому на планете Земля участку земли, чтобы полоть, поливать, пасынковать, протяпывать, подсыпать, прибирать... Бесчисленное количество трудоёмких действий именуется отдыхом, сопровождается самой блаженной в мире улыбкой и награждается удовольствием, сравнимым разве что с посещением фиесты на Ибице.
Дача - территория магии и прикладного земледельческого суеверия, которому позавидовали бы индейцы майя.Так как всё на священных сотках зависит от погоды, дачники знают 33 способа вызвать дождь. Раскроем часть этих секретов.
Раздавить лягушку.
Помыть машину.
Отдать старый долг.
Сломать грудную косточку приготовленной курицы и загадать желание.
Постирать вещь, которую долго не стирали.
Вывесить всё бельё на балкон.
Надеть белые босоножки на прогулку.
Отметить выходные на календаре пометой "Поездка на озеро".
Обильно полить все грядки.
Поставить статус в социальных сетях "У нас жара!".
Начать ремонт крыши.
Наконец, самое верное средство - отправить детей в близлежащий летний лагерь. Через день, на внедорожнике, по непролазной грязи вам придётся забирать своих чад из этого царства дождя и сырости.
Самое интересное: после долгожданного ливня начинаются стоны по поводу того, что всё сгниёт, вырастут сорняки, пройдёт град и продырявит насквозь помидоры, огурцы и - не дай бог! - сортовые жёлтые цветочки с непонятным названием, украденные на соседней даче.
Конечно, после рабского труда на даче просыпается дух бесовства.
Можно подсыпать соседу в бак с водой усилитель роста. Чтобы не расслаблялся.
Сфотографироваться в дачном мини-бассейне, сделанном из колеса, и выставить фотку с комментарием "Наш ответ Турции!" или "Добро пожаловать в Пицунду!"
Устроить засаду на диких уток, потому что у них всегда над дачей перелёт.
Сжечь старый диван в бочке.
Выдать детям цветные мелки и запустить их в дачный домик.
Поставить в летней баньке муляж камеры наблюдения. Особенно радуются гости: начинают позировать с тазами и вениками.
На ночь творения (с 6 на 7 июля)опрыскать соседу картошку средством от колорадских жуков. Он придёт их утром собирать, а колорады вдоль ботвы мёртвые с косами стоят. Поверьте, такой удивлённой физиономии вы не видели никогда.
Но самое креативное чудачество - во время суматошного сбора на пикник поменять кастрюлю с шашлыком на кастрюлю с вчерашним супом. Представьте себе: разожгли мангал, достали шампуры,открыли крышку, а там:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
А ещё дача - это земля обетованная, где вместе с пионами и розами, расцветает любимая женщина. Переодевшись в мужскую футболку и переобувшись в калоши, она превращается в богиню цветущего царства растений Флору.
Губы её алы, как томаты.
Глаза её сочны, как смородина.
Руки её гибки, как яблони.
Ноги её легки, как стебли лука порея.
Волосы её как вьющийся хмель.
И всюду - она. Подвязанные помидоры. Прополотая морковь. Политые грядки. Земля благодарна женщине за заботу. Дети вокруг неё едят малину. Муж таскает щебень, борется с лернейской гидрой из шлангов, мастерит из старого штакетника новый забор. И все вместе мечтают о том, что здесь будет город-сад...
В детстве все играли в "домик" -  строили шалаши, таскали на улицу одеяла и подушки, чтобы безраздельно царствовать в своём убогом убежище. Повзрослев, вместо этого "домика" те же, в сущности, дети создают себе укромный уголок, чтобы отгородиться от огромного мира, в котором правит Судьба.
9
                О Тебе

                Я был только тем, чего
                ты касалась ладонью…
                Иосиф Бродский

Ты не в начале и не в конце. Где-то везде, но там, где Ты – середина, сущность, соль.
Милая моя,
Солнышко степное…
Разноцветная, как Бараба, Ты проникаешь в меня всеми цветами радуги и просто цветами.
Красный.
Ты была в короткой красной юбке, когда мы познакомились. Цветы твоих губ и щёк, когда ты счастлива. Цвет счастья.
Оранжевый.
Цвет палатки, которую ты купила на все мои отпускные. А ещё такого цвета были костюм и большая сумка моей мамы. Полная сумка апельсинов. Цвет отпуска.
Жёлтый.
Смешной цвет твоего спортивного костюма, в котором ты – грустная, уставшая, в чёрных очках – едешь в купе на последние деньги к нашей первой дочери.
Зелёный.
Цвет твоей дачи, огородика-садика, без которого нет тебе счастья и покоя. Цвет самого мудрого в нашей жизни - надежды.  Что мудрее надежды?
Голубой.
Цвет розы, которую ты хотела вырастить. Купила голубую, а выросло чёрт знает что. Порой и наша жизнь кажется такой же подменой.
Синий.
Цвет Чёрного моря, на которое ты хочешь уехать. Наверное, без мамы, детей и меня.
Фиолетовый.
Неповторимым фиолетом звучишь ты сквозь темноту. Я закрываю глаза, и вижу это фиолетовое излучение, проникающее в мои сны. Ты фиалка? Сапфир? Фиолетовый луч?
Твоя жизнь полна парадоксов.
Ты убеждена, что одной и той же хозяйственной губкой можно вымыть посуду и собачью миску.
Мокрое полотенце, по твоей безупречной логике, летом высохнет  даже на холодной батарее.
Грязная жирная столовая тряпица, загорающая на раковине, возродится из слизи и сырости после твоего деловитого замечания: «Её нужно стирать на горячей стирке!». «А-а, а-а, а-а-а…», -  поёт Белоснежка. Сбегаются мыши и олени, слетаются голуби и нетопыри. Тряпочка покрывается бубльгумами мыльных пузырей и сверкает чистотой.
Сначала: «Не клади в шашлык много лука». Потом: «Не выбрасывай лук из шашлыка. Его можно потушить!».
«Дорогая, я иду рвать траву в этом углу!». – «А-а-а! Ты его вырвал! Мой… дубок! Я его специально там посадила, чтобы ему было не жарко!». Жалко, конечно, но, представляете себе, это повод для развода. Помню самый первый повод. Оставила дому коробку конфет: «Не трогайте без меня!». По наивности съел одну. Ушла домой к маме. «Ты меня не слушаешь! Ты меня не любишь!». Ест и пьёт из моей посуды всегда. Запретный плод работает только в одном направлении. Прямо сексизм какой-то! 
Многое в тебе от фантастической уверенности в себе. Включаешь фумигатор без пластины, который всю ночь отгоняет комаров только зловещей красной лампочкой.
Даришь мне подушку, чтобы забрать у меня старую и спать на двух.
«Не выключай телевизор: я сплю». Реально просыпается, если выключаю.
«Может быть, не поедешь на свою охоту? Это так дорого! Твои утки везде продаются!». Каждый день ездишь на дачу: бензин, инвентарь, перегной, семена, инсектициды -  время и деньги. Твои огурцы тоже везде продаются.
«Будь у меня хотя бы 50 тысяч, поехала бы в Кучугуры! Да нет… Не поехала бы…».
«Отстань… Ты колешься!». – «Зачем ты побрился!». Кстати, за косметическими изменениями в её ногтях и волосах нужно следить ежесекундно. «А когда ты побрился?». Вчера, дорогая.
«Спрячьте еду! Я опять нажрусь!».
Сообщает мне ночью на ушко (это прозвучало гениальнее всего, что я знаю по психологии семейной жизни!): «Ну, зачем ты такой умный? Ты что – дурак?».
А ещё мне иногда кажется, что ты считаешь правильным то, что сопровождается острыми ощущениями: страхом, гневом, отчаянием, ревностью. Возможно, поэтому ты любишь рискованные поездки на море и по грязи. Несколько раз меняла работу. Любишь ремонт. Мечтаешь выбросить всё из дома, включая домашних животных, и проснуться в новой жизни.
В один разлучный отъезд с тобой я видел сон.
Не могу тебя найти. Всё обошёл. Искал целый день. Утром – на работе. Вечером – на дискотеке. Почему-то на родных сельских танцульках в клубе. Нигде нет. Наконец, прихожу к каким-то твоим родственникам или знакомым. Они открывают дверь, проводят меня в комнату, где ты уже лежишь на кровати. Приподнимаешься в одной ночнушке. Я вижу твоё измученное и напуганное лицо, в котором читается уже не тоска, а отвращение: «Опять он!». В одну секунду, понимаю, как ты права, и просыпаюсь мокрый от слёз. Последний раз плакал десять лет назад, после смерти отца.
Засыпаю, и снова сон. Опять ты. Счастливая и весёлая, потому что совершенно не знаешь меня. Я тебе не знаком. Всё свежо и ново в отношениях. И ты реализуешь свой любимый план: «Мечты, цветущие надеждами!».
Я не знаю, какой из этих снов про любовь. Господа, это страшное чувство:
Так, бросаем то в жар,
то в холод, то в свет, то в темень,
в мирозданьи потерян,
кружится шар.
И вместе со мною и Барабинском он кружится вокруг Тебя.
 10
                Семь пятниц на неделе
Если Сибирь - это разноцветный календарь из коротких зелёных и длинных снежных дней, то Барабинск - это...
Понедельник? Слишком болезненно и трудно: нужно работать, а Барабинск - это родина горьковского Сатина, который будет корпеть только, если труд приносит ему удовольствие.
Вторник? Ну, тогда, как в известном анекдоте, не вторник, а "фторнег".
Среда? Да, пожалуй среда, потому что послезавтра - пятница...
Четверг? Непонятный для Барабинска день. Тьфу ты, чёрт. Сегодня ещё четверг. Репетиция пятницы.
Пятница? Конечно, мои дорогие! Барабинск - это пятница! Курятся мангалы рядом с гаражами, льётся пиво в прозрачные стаканы, подкрадываются к неприхотливой закуске наглые воробьи и голуби. Женщины, позабыв про борьбу полов, присоединяются к своим сильным половинкам, семейно радуясь еженедельному празднику Пятницы.Рядом стоят счастливые вымытые автомобили,под которыми прохлаждаются сытые коты и вечно голодные собаки. Все разговоры  - о работе, все ругательные номинации - о несправедливости руководства, все восхищённые тосты - о том, какие умницы и красавицы наши жёны. Лучащиеся от земного счастья, тостуемые богини жертвуют на продолжение банкета...
А суббота? А суббота - это снова на работу, и это вы, 10 "М"!
- Не сбивайте человека с мысли! - возмущается Валерия Золотова, отрываясь от телефона. О, литература! Могуче твоё искусство, если можешь ты оторвать магнетический взгляд от монитора Самсунга.
- Вот это да! В жизни многое бывает, когда литература помогает! - рифмует Кирилл Молодцов. Странность его граничит с гениальной проницательностью героев Лескова и Достоевского. Таких людей слушаются животные, грозные тётки в столовой и душевнобольные.
- Давайте про меня!- голосом Левитана включает своё радио Антон Столбовой. Мир для него каждый день - радостный, неожиданный и по-хорошему смешной. Смех раскрывает перед ним тайну добра: душу можно дарить легко и свободно, как конфетку маленькому ребёнку.
Воскресенье? Этого священного дня Барабинск ждёт вот уже более 125-и лет. Дождётся ли?
11
                Мой рассказ о родной земле

А вы знаете, ребята, что когда-то, давным-давно, в незапамятные времена на этом самом месте, где вы сейчас учитесь, сидите за партами и читаете этот роман, шумел бескрайний океан? Сейчас вместо него царит на сибирских просторах обширная степь с древним татарским названием Бараба. О чём говорит её название и имена
Барабинской земли?
Бараба… Звучит, как песня, но не человеческая, а птичья. Вы думаете, это случайно? А вот и нет. В разных тюркских языках звукоподражательное слово бараба означает «сойка». Эта маленькая птичка с ярким оперением очень распространена в южной Сибири и Барабинской лесостепи. Пение сойки  - набор резких звуков и подражаний другим птицам и человеку. Сойка легко повторяет стук топора, похожий на ба-ра-ба. Ой, посмотри, куда она полетела? Давай за ней!
Вот летит наша путеводительница над трассой с речным названием Иртыш. По одной из версий, этот гидроним означает «пробивающий землю». Кстати, река Иртыш – граница Барабы. Как всё символично вокруг нас, как всё наполнено древней историей и живым смыслом! Река-дорога пробивает нам путь вслед за звенящей сойкой по родным просторам.
Поворачиваем налево и видим деревеньку с говорящим названием Красный Пахарь.     В 70-е годы прошлого века здесь мечтали совершить прорыв в сельском хозяйстве и освоить зону рискованного земледелия. Топоним буквально означает «лучший пахарь», тот, кто добился выдающихся достижений в своём жизненно важном для страны труде.
Следующий населённый пункт – Круглоозёрка. Скажи нам, сойка, правда ли рядом есть круглое озеро? На самом деле, все озёра круглые! В чём тогда смысл названия деревни? Сойка подсказывает нам: куда ни глянь, вокруг одни озёра и болота. Ах, вот оно что! Круглоозёрка – это «кругом озёра». Как точно смотрели на мир наши предки, справедливо отмечая, что не земля окружает воду, а вода землю!
Километров за 40 от Барабинска село с татарским названием Зюзя. Это слово есть и в русском языке, во фразеологизме «как зюзя пьяный», где зюзя – пьяный, мокрый, грязный. Татары называют этим словом мокрое, топкое место – приозерье или болото. Спрашиваем местных жителей, и действительно, когда-то Зюзю со всех сторон окружали озёра и болота, и она была похожа на остров. Прощай, остров Зюзя! Нам нужно лететь за нашей барабой-сойкой дальше!
На берегу голубого озера-океана стоит деревня Квашнино. Неужели и это название от водяного и сырого слова, например, квашня? Но жители деревни разочаровывают нас. Квашня или Квашнин – прозвище (фамилия) первопоселенца. А вот по поводу названия главного озера Барабы – Чанов – ни у кого сомнения нет. Чан – «сосуд больших размеров». Как даёт чан жизнь и пищу семье, так и Чаны – источник жизни и силы для Барабы. А, значит, и для нас с вами, ребята!
12
          Когда ты будешь ценить то, что у тебя есть, а не жить в поиске идеалов,
                тогда ты по-настоящему станешь счастливым.
                Ф. Ницше
Барабинск учит ценить то, что есть. Он делает нас по-настоящему счастливыми.
Цените детей, потому что ради них мы живём в нечеловеческих условиях, но всё равно остаёмся людьми.
Цените родителей, потому что они отказались от всего ради вас.
Цените супругов, потому что они скрашивают вам одиночество даже тогда, когда выносят мозг.
Цените любовников и любовниц, потому что они ломают порядок вещей, доказывая: непредсказуема жизнь…
Цените друзей и подруг, потому что любовь драгоценна, а дружба бесценна.
Цените соседей, ведь только кажется, что их нет, а на самом деле они ещё как есть!
Цените коллег по работе, потому что нет ничего банальнее и прекраснее служебного романа, товарищ Новосельцев и Людмила Прокофьевна!
Цените земляков. Вас связывает святое.
Цените Родину. Она этого заслуживает, а мы – ещё должны заслужить.
Цените и любите Барабинск. Сегодня, когда, помимо самых разных горестей, несчастий и недостатков, нас в угол загнал коронавирус, наш город даёт нам крышу над головой, надежду и те самые родные стены, которые помогают.
Цените счастье. Оно здесь и сейчас. И у него есть имя. Девять букв, вобравших в себя грохот весеннего грома, рыбалку, звуки заводящегося мотоцикла, сигнал уведомления от любимой женщины, а потом – точно такой же – от нелюбимой, стук сердца, бульканье водки через дозатор прямо в длинную красивую стопку, шум колёс по подмёрзшему весеннему асфальту, радость и муку, ведь именно они слагаемые настоящего счастья.


                13
                Ожиданьем рыбалки взволнованы,
                Мчим к мечте под названием Чаны.
                (Вячеслав Пулин. «Кто придумал такое название?»)

Как никто не знает точной этимологии слова Сибирь, так и мы, проведшие всё детство и юность на берегу лазурных от блеска воды, неба и счастливых глаз Чанов, не знаем точного ответа на вопрос «Что обозначает слово Чаны?».
Согласно краткому словарю западно-сибирских топонимов И. А. Воробьёвой, Чаны обычно объясняют через тюркское чан – «сосуд больших размеров».
С географической точки зрения, Чаны – это озёрная система плёсов, соединённых протоками и мелководными участками. Чаны образованы тремя крупными плёсами (широкими водяными пространствами – частями одного водоёма): Чиняихинским, Тагано-Казанцевским и Ярковским.   
Остров Чиняиха – особое для истории Западной Сибири место. В 1928 году омский археолог Варвара Левашова руководила на острове вскрытием двух курганов и обследованием расположенного здесь городища. На острове до сих пор находят фрагменты детских глиняных игрушек, которые имеют ряд особенностей: они сжаты по вертикали, ручки прижаты и сложены на животе. Чиняевская игрушка появилась в XVIII веке как народная память о необычных существах, якобы обитавших на островах озера Чаны.
Даже непосвящённого в тайны этимологии читателя поражает фонетическая близость слова Чаны и Чиняй.  Достоверно известно, что жилища и курганы, раскопанные на острове Чиняиха, – татарские, построенные и насыпанные барабинскими татарами, обогатившими гидронимами и топонимами всю близлежащую местность. Также на ум приходит фамилия Чиняев, распространённая среди татарского населения Новосибирской области. Неужели мы максимально приблизились к разгадке слова Чаны?!
Исследование этимологии фамилии Чиняев, действительно, открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далёком прошлом населения берегов озера Чаны.
По одной из версий, фамилия Чиняев принадлежит к старинному типу персонимов, образованных от личного прозвища (самый распространённый и продуктивный тип образования русских фамилий). Прозвище Чиняй образовано от старинного глагола «чиниться», то есть «важничать, упрямиться». Подобным именем могли наградить упрямца, не желающего слушать советы других. Следует признать, что здоровое упрямство, на самом деле, отличительное качество сибиряков.
Другая версия считает слово Чиняй финно-угорским по происхождению (как и слово Сибирь). Среди потомков финно-угров – мордвы – распространено личное имя Чиняй, производное от мордовского чине (звучит почти одинаково со словом Чаны!) в значении «запах, аромат».
Каждому, кто хотя бы один раз в жизни побывал на берегу Чанов летом, купался в ласковых водах этого западно-сибирского моря, знаком непередаваемый запах, распространяющийся вокруг этого водоёма. Он чем-то сходен с запахами травы и тины, солёной воды и болота… Сладковато-горьковатый аромат и вкус родной Земли…
Чиняем называли человека, занимавшегося выращиванием цветов или простого заготовителя сена. Хорошо известен сибирякам запах знаменитого разнотравья вокруг бассейна Чанов в Барабинской степи.
Не менее интересна и привлекательна своей простотой этимологическая связь слова Чаны и мордовского чинь («солнце, солнечный»). Во многих языках детей называли именами небесных светил. Прозвище Чиняй мог носить особенный человек – открытый, добродушный, справедливый, всеми любимый и почитаемый. Все перечисленные эпитеты подходят и к нашему любимому, по-настоящему солнечному озеру Чаны! Остаётся только вспомнить, как ослепительно, подобно солнцу, сияет оно в момент появления на горизонте после долгого пути к освежающей влаге и силе этого могучего водоёма!
С точки зрения системности западно-сибирских топонимов и гидронимов в частности, самой достоверной кажется этимология тюркского происхождения.
Татарское имя Чиняй происходит от старинного Чинакай, образованного в свою очередь от монгольского слова чино – «волк» с уменьшительно-ласкательным тюркским аффиксом –кай. Получается, чинокай (о > а в диалектах под влиянием аканья) – «волчонок».
Рядом с островом Чиняиха находится объединённый теперь с ним остров Заячий, что может служить косвенным подтверждением нашей гипотезы.
Волк у многих тюркских народов издревле символизировал дерзкую силу, смелость и хитрость. Кроме того, волки живучи и выносливы, и поэтому носитель такого имени, по мнению наших предков, вместе с именем Чиняй приобретал эти качества.
Старинная русская примета, говорящая, что встретить волка – к величайшему счастью и добру, – восходит к суевериям тюркских народов.
Итак, нам до конца не известно, что скрывается за гидронимом Чаны, однако совершенно очевидно то, что этот вид топонима наделён многогранной семантикой и не ограничивается простым названием большого сосуда.
               
                14

                Большая страна, большие мечты
                Гимн РДШ

Птица счастья, по имени РДШ, прилетела в Барабу и свила себе гнездо. И вылупились под солёным барабинским солнцем настоящие РДШ-овцы!
Что такое РДШ?
Официально - Российское Движение Школьников.
Специально - Родители, Дети, Школа.
Актуально – Ребята, Девушки,Шип-шип.
Реально – Равенство, Детство, Шамбала.
Трудно поверить в такое количество совпадений, но в деревне Юный Пионер Барабинского района, в детском оздоровительном лагере "Зёрнышко" пробилось сквозь плотный сибирский снег и выросло барабинское движение школьников - молодых, красивых, талантливых и очень-очень разных. Они поют, танцуют, мечтают, но, самое главное, на какую-то важную секунду осознают, что они – часть большой страны, часть великой мечты...
Все девушки в РДШ - богини, а бог у них один – Андрей Андреевич Милоянин. Младший лейтенант. Капитан Михасёв. Учитель. Лидер. Актёр. Ах, горячо! Так и должно быть, пока молодой, всегда молодой, вечно молодой...
Они являются, как в стихотворениях Пушкина, но не мимо, а прямолётные виденья. Прямо в сердце каждого из нас. Маша Болдырева. Ирина Малявина. Александра Берилко. Три сестры РДШ. В Барабинск! В Барабинск! В Барабинск!
У верных друзей – имя Андрей! Андрей Мыцык – ты лучший. Перекопав все словари, раскрыл секрет внутренней формы твоей замечательной славянской фамилии – "чистый человек". Только так. Истинно так.
В далёкие советские годы, вместе со всем Барабинском, со всем Советским Союзом дети мечтали о главном - о равенстве. РДШ – миг равенства. И даже не миг, а короткие, но вечные мгновенья (прямолётные виденья!)творческих событий, общероссийских мероприятий и умопомрачительных профильных смен. Неслучайно сначала кажется, что на смене самый главный – вечный ребёнок Егор Дагаев. Потом вдруг думаешь: "Нет. Вот она! Вот она! Елена Викторовна!". Потом вдруг все и всё закрутились вокруг золотой (в прямом и переносном смысле!) Ирины Александровны. А вот и Евгений Эдуардович Гутов - в центре, как подобает лидеру и директору, с праздничным символичным тортом, осыпанным искрами фейерверков и эмоциями детей...
А потом в заключительном опусе Дениса Алексеевича среди главных звучит каждая фамилия, каждое имя, каждая секунда участия в движении главных, первых и будущих людей.Равенство - путь от Свободы к Братству.
Детство. Парадокс, но дети бегут от него, стараясь быстрее повзрослеть, а взрослые забывают истину "Будьте как дети...". Без запятой, без сравнений. Хорошо и точно написано у А. Т. Твардовского:
И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только была да канула,
А есть и будет с тобой.
Детство всегда с тобой. На этом и основано РДШ. Родитель - это ребенок. Учитель - это ребёнок. Семья, Школа и Страна – три царства детей. Иначе зачем это всё?
Бродит призрак Николая Рериха, жаждущего таинственной Шамбалы. Так давайте же направим его!
55.35709 северной широты.
78.35697 восточной долготы.
Барабинск.
Школа номер "три".
И оттуда, вместе с очередной профильной сменой – прямо в Юный Пионер. Поворот мимо знаменитого памятника Быку - символу 2021 года. И вот оно – "Зёрнышко", РДШ, счастье, Шамбала...
Добро пожаловать!
15

                Люди, не волнуйтесь!
                Всем надо быть в форме,
                Всем надо Новый Год встречать.
                Ирония судьбы
Любимые женщины уходят, а он приходит всегда! У Нового года есть традиция. Каждое 31 декабря он ходит в баню, а потом сразу к нам – в Барабинск!
С чем сравню я этот любимый россиянами, сибиряками, барабинцами и отдельно барабинками праздник?
По словам Пушкина, на свете счастья нет, а Новый год – есть! Поэтому он то самое несуществующее, но вполне реальное счастье.
Целый год, 365 дней очарований и разочарований, встреч и разлук мы можем как-то вдруг, невзначай, искренне простить за один счастливый день в году. Это – Новый день. Это – Новый год. Это здорово!
Тонким снегом покрыт в этот волшебный день Барабинск. Он девственно чист, несмотря на собак и нечистоплотных разбрасывателей прошлогоднего мусора по улицам. И он снова, после ста с небольшим лет истории, новый.
«Богом забытое место». Странное выражение. Барабинск после Нового года – место, о котором вспомнил Бог, архангелы и все святые. Утренняя барабинская берёза в кроткой интимно-белой бахроме и есть ангел, прощающий нас.
БарАбинск. НадЕжда. Ударения падают на второй слог. И это возможно. Нужно только повЕрить. 
Время дарить подарки. Они сближают барабинцев. Например, А подарила Б варежку для душа. Намыленная рука скользит в ней по телу. Новогодняя нежность.
И палка один раз в год стреляет. В новогоднюю ночь в Барабинске стреляет всё. Ночное небо расцветает всеми красками радуги и дарит счастье весёлым людям, выпустившим сотни тысяч рублей на воздух. Секунда праздничного бабаха переворачивает внутри оливье, прошлогоднюю тоску и шампанское, разбавленное сожжённой записочкой с самым сокровенным желанием. Тысячи разных слов, превратившихся в газированный прах, выражают одну простую мечту. Пусть всё будет по-новому, по-другому, по-счастливому. По любви.
               
                16
                Неоконченный роман...

Романы заканчиваются, а Барабинск - никогда. Проходит любовь, резиновые китайские помидоры не вянут, и мой город стоит в дождливом ноябре стеной плача по всему тому, что было и прошло. А Барабинск не проходит, не уезжает со своей станции, ждёт нас и наших детей в гости.
Я стою на мосту, в коричневой кожаной куртке,рядом с маленькой старшей дочерью, которая уже очень большая. Барабинск не уплывает из под наших ног, гудит поездами, пахнет копчёной рыбой, надеется на продолжение рода, страны, жизни и XXI века...
Нескучно и негрустно, есть кому подать руку - и уже хорошо. Жизнь не обманывала – врали люди, а я всегда смотрел на мой город, проговаривал его по слогам в минуту жизни трудную и хотел вернуться. Барабинск - это "Здравствуйте!",расставанье не для нас.


(Продолжение следует.)
 


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.