Таёжные истории-7. В волчьей яме

*****
(Журнальный вариант. В небольшом сокращ.)

   ОТ АВТОРА

   Эти истории таёжного цикла можно читать и по отдельности, без продолжения.
Я просто разбила его на части.
   Их объединяют только главные герои: Галина и Сергей.
   Но, чтобы лучше понять содержание, начните с первой, "Медвежий террор" – http://www.proza.ru/2012/04/15/1453 – и дальше... если не пропадёт интерес! 

   ИСТОРИЯ СЕДЬМАЯ

   В ВОЛЧЬЕЙ ЯМЕ
               
Шумит дремучая тайга.
                А жить в тайге – совсем не шутка!
                Морозы страшные, пурга,
                От воя волчьего так жутко!..*
               
***               
                "Погружусь в шелестящий листвы разговор -
                Буду слушать тайгу бесконечно,
                Чтоб понять и принять необъятный простор,
                Тот, что душу врачует навечно."
 (Н.Шубина)
               
   ПРОЛОГ

   Наверное, женившись на нанайке, немолодой уже и некрасивой, Сергей, сам-то красавец-богатырь, не раз наблюдал любопытные взгляды и интерес к ним с Галиной со стороны разных людей, особенно пришлых, не местных – таких, как я, например.
   А я и не особо скрывала это!
   
   Видимо, поэтому однажды он спросил у меня, когда я осенью гостила у них:

   —Вам, наверное, тоже интересно, как это я, русский, женат на нанайке? Так Вы ж не забывайте, что мама-то у меня – тоже не русская, а тунгуска, эвенка** то есть! Значит, и я наполовину не русский!

   И, помолчав, добавил:

   —А если бы не моя Галина, меня бы уже, может, и в живых не было!..

   —Ой, как интересно! Расскажите-расскажите, Сергей! – сразу загорелась я, поняв, что ЭТА его история не хуже тех, предыдущих, будет.

   —Да... Было дело!.. Чуть не погиб я недавно, незадолго до Вашего приезда!..
   
   И Сергей поведал мне эту историю.

Глава 1
   
   Было начало сухого и тёплого октября, вовсю ещё полыхавшего буйным разноцветьем красок, припасённых царицею Осенью. Как считают приморцы, золотая осень в Приморье – самая золотая в мире и самая шикарная! (И я с ними согласна!)
   
   Утро в тот день выдалось тихое, ясное, свежее.
   Синева небес была спокойна, и тайга, как ласковая кошка, жмурилась от тепла и нежного солнечного света, насыщала воздух запахом хвои, неспешно опадающей листвы и пьянящим ароматом спелого хмеля и лимонника, длинными тонкими душистыми лианами вьющегося по деревьям и кустарникам.

***   
   
   Сергей вышел пораньше с двумя новыми собаками – восточносибирскими лайками: чистокровными, хорошо выдрессированными, сильными и приученными к таёжной охоте.
   Не пожалев денег и купив их довольно дорого, он говорил, хвастаясь красавицами и умницами лайками перед друзьями:

   —С ними хоть куда! Не то, что на белку и соболя – на кабана пойдут! А то и на медведя! Они никого не боятся!

   Да и отец, помнится ему с детства, говорил:

   —Без лайки, сынок, в тайге делать нечего! Золотая собака! Она и соболя выследит, и с волком схватится – не струсит, не предаст своего хозяина! Да и на медведя испокон веков тут у нас только с лайками и ходят! А вообще, запомни: хорошая собака для охотника больше, чем помощник. Это настоящий друг, всегда выручит, не предаст! Береги их, корми хорошо!

   ...В этот раз молодой муж Галины вышел из старого (ближнего) зимовья, где он вёл обычную свою подготовку к охотничьему сезону, на поиски хитрющей чертовки – черно-бурой лисицы, которую давно упорно выслеживал и никак не мог поймать. Он знал уже почти все её ходы и выходы и поставил там капканы с приманкой.
   
   «Куда она от меня, бестия, денется!?» – думал он, уверенный в том, что сегодня наконец-то обязательно найдёт её.
   Уж очень ему хотелось своей Галине подарок сделать – шапку из чернобурки! А то у всех районных модниц есть, а она, верная жена охотника (как сапожник без сапог!), в обычной, песцовой ходит, старенькой уже совсем!

   —Справим тебе и шапку, и на пальтишко воротник кинем! – пообещал он ей, твёрдо уверенный, что на этот раз без лисы домой не вернётся. Мужское дело – данное слово держать!
   
***   
   
   Назойливые и особо злые от предчувствия холодов и скорой гибели мошкА и комары кружились над ним чёрно-серым облаком, но закрытые мелкой сеткой-накомарником голова и шея Сергея были для них неуязвимыми, а собаки уже давно привыкли ко всякой летающей и кровососущей твари и не обращали на них внимания. Обычно эта нечисть так густо  только перед дождём летает, но на дождь было совсем не похоже: на ясном небе ни облачка, и Сергей решительно углубился в лес на поиски лисицы.
   Надо же наконец поймать эту хитрую бестию! Или он ей, твари четвероногой, так вот просто уступит, сдастся?!?


Глава 2
   
   Поиски лисы сильно затянулись. Но возвращаться в старое зимовье пока не хотелось.
   Сергей шёл и мысленно разговаривал-рассуждал – сам с собой, по привычке:

   —Щедра-то как нынче тайга на ягоду, грибы да орех! Есть чем таёжным жителям кор­миться. Белки много, значит, и соболь будет. Пушнины, должно, возьму в этот год хорошо! Медвежьих, кабаньих следов тоже полно, расплодилось зверьё. С мясом будем зимой!

***
   
   Ближе к полудню и без того ленивое уже осенью солнце вдруг совсем спряталось.
   Небо, как хамелеон, быстро меняло цвет: из яркого, сине-голубого, почти как летом, становилось свинцово-серым, а местами – даже пугающе чёрным.

   Откуда-то сверху налетел злой ветер, и огромные вековые деревья сразу встревожились, зашумели, стали угрожающе раскачиваться, сопротивляясь его порывам.

   Небо вдали уже перечёркивали высверки молнии, гром приближался с необыкновенной  быстротой.
   И вот он уже грохотал прямо над их головами, пугающе грозно и бесцеремонно вторгаясь в осеннюю таёжную тишь.
   
   Сергей понял: с океана приближается сильная гроза, возможно, тайфун или циклон идёт, в который лучше не попадать и на воде, и на суше, и вообще – вдали от дома.
   Но до зимовья ещё далеко, не успеет дойти! Он вспомнил, как дед говорил, что всегда страшно боялся бушующей тайги в грозу, что тайга кормит, но не даёт расслабиться – держит в страхе, будто показывает, что она здесь главная, а не человек.
   Отец рассказывал Сергею, что дед (храбрый охотник!), застигнутый такой грозой, падал на землю на каком-нибудь открытом месте, закрывал голову, смиренно и исступленно молился… и ждал, когда закончится гроза. Ничто не могло заставить его поторопиться и добежать до зимовья, лесной сторожки или шалаша!

   ...Грозовые тучи, как чёрной шапкой, накрыли тайгу внезапно. Сразу удушливо запахло земляной прелью и сосной, всё живое попряталось и замолкло – тревогой пахло в воздухе.
   И вот из тяжёлых туч вдруг начал с бесшабашной атакой хлестать, словно вырвавшись на свободу, ливень. Холодный поток обрушился внезапно, стеной, как из огромной, бездонной небесной бочки.

   И Сергей, не видя ничего вокруг, потерявший тропинку, затерянную теперь в обильно опавшей от ураганного ветра и дождя листве, уже не разбирая дороги и не обращая внимание на метки, забыл про свою обычную осторожность и заспешил где-нибудь укрыться, боясь попасть под вырываемые с корнем вековые деревья. Так погиб когда-то его дядька, двоюродный брат отца, тоже таёжный охотник, как и все мужчины в их роду.
   
Глава 3
   
   И вдруг Сергей почувствовал, что земля под ним куда-то проваливается…

   Что это? Неужто старая волчья яма!?..

   Он же знал о ней давно, видел всегда предупреждающие метки (так делают здесь таёжные собратья-охотники), а вот сейчас совершенно забыл, пытаясь уйти от урагана сам и спасти собак.

   «Вот дурень-то я! – ругал себя Сергей. – Непростительная оплошность для опытного таёжника!..»
   Но, видно, «и на старуху бывает проруха» – как часто, бывало, шутил отец, подтрунивая над совсем молодой ещё тогда женой, что-нибудь не так сделавшей ненароком.
   
   Вот и он оплошал вдруг!.. Испугался грозы!..
   
***
   
   Стремительно падая в яму, Сергей сильно зашиб руку, ещё хранившую страшные следы от когтей того медведя-шатуна, убитого им: он тогда всё-таки успел зацепить Сергея.
   
   Охотник застонал от боли и услышал, как одновременно откликнувшись, жалобно заскулили и залаяли две его молодые лайки. Они смотрели на него откуда-то сверху и не могли понять: куда это вдруг так быстро исчез их хозяин?!..

***   
   
   Яма эта, надо сказать, была кем-то давным-давно уже сооружена да на совесть: вырыта в твёрдом грунте и укреплена брёвнами, пока не сгнившими, поэтому края её не осыпались и она всё ещё глубокая – метра два, не меньше. Но при таком, почти тропическом, ливне она, как колодец, быстро наполнялась дождевой водой.
   
   Сергей, в сердцах чертыхаясь и проклиная себя за неосторожность, попытался вылезти. Но не тут-то было!

   Он опирался на свой карабин и упирался ногами в стены ямы, но это ему никак не удавалось. Пораненная рука ныла, холод сковывал ноги, когда он несколько раз срывался и падал в воду, постепенно достигавшую колен.
   Теперь его уже не спасут утеплённые и непромокаемые, мягкие и удобные ичиги, специально для холодов купленные недавно в райпо!..
   
   Голод тоже давно не давал покоя, не помогали и орехи в кармане, ещё остававшиеся кое-где на кустах и собранные им попутно.
   А хлеб он давно уже съел, поделившись по-братски с лайками.


Глава 4   
   
   И тогда Сергей решил: надо отослать одну старшую лайку, по кличке Ласка, за помощью.
   
   «Домой!» – это слово его собаки хорошо знали, как и многие другие его короткие охотничьи слова-команды. Надо дать знать о себе Галине: кроме неё помочь ему будет некому, в посёлок ведь лайка не побежит. Да и дорогу к старому зимовью легче найти, она здесь была уже однажды летом: показывал ей своё временное таёжное пристанище.
   
   И его верная умница Ласка, словно поняв, что на неё теперь все надежды, беспрекословно подчинилась приказу хозяина и стремглав помчалась к Галине по знакомой и видимой теперь только ей одной лесной дороге, уже не обращая внимания на хлещущий по ней холодный дождь.
   
   Другая лайка, Лиска, тоже хотела броситься вслед за подругой, но строгий окрик Сергея остановил её. Она жалобно скулила и заглядывала в яму, словно вот-вот прыгнет туда же.
   И прыгнула бы, если б он позволил! Хозяин же там!

***
   
   ...Огромный поток воды лился и лился с неба, словно там открылся какой-то огромный шлюз.

   А потом ливень прекратился так же внезапно, как и начался.

   Воды в волчьей яме было уже почти по пояс. От сковавшего его холода Сергей не чувствовал ни рук, ни ног, но из последних сил держался. Он боялся упасть и захлебнуться в грязно-мутной воде и поэтому усилием воли приказывал себе: «Не расслабляться!» И даже шутить пытался: «Терпи, казак-горе-охотник, атаманом будешь!»

   Но каких усилий это ему стоило, терпеть!..
   
***
   
   Время шло, а Ласки с Галиной всё не было. Неужто не добежала она до дома?
И вторая лайка, Лиска, давно что-то голос не подавала – видно, убежала куда-то и забилась, прячась от холодного ливня.

   Значит, помощи ждать больше неоткуда?!?
   
   Сергей с тоской смотрел наверх, уже не пытаясь вылезти из скользкой ямы. Ноги совсем не держали его, он их уже почти не ощущал. Только бы не упасть! Только бы не упасть!..


Глава 5
   
   И вдруг Сергей явственно услышал лай своих собак, правда, не такой весёлый и звонкий, как обычно, а будто слегка охрипший, простуженный.

   Потом где-то совсем рядом раздался такой знакомый женский голос, зовущий его.
 
   —Галина! Пришла! Молодец, Ласка, привела всё-таки! – обрадовался Сергей.
 
   И уже из последних сил позвал жену:
 
   —Галя-я-я! Я зде-е-есь!
 
   Но, видимо, таким хриплым голосом и очень тихо позвал, что она его не услышала сразу.

   Тогда, найдя в себе ещё силы, он крикнул как можно громче:
   
   —Галя-я-я! Я зде-е-есь! Сюда-а-а! – и закашлял громко и надрывно.
   
   И она услышала!

   Сергей увидел, что Галина осторожно подошла к яме и с опаской заглядывает вниз.
   
   А он, уже не говоря ни слова, только смотрел на неё и… глупо улыбался, хотя ему было сейчас вовсе не до улыбок.
   Да и стыдно, что так глупо попался в яму, как новичок какой!..
 
***
   
   Цепким женским взглядом, сразу оценив обстановку и поняв, что медлить нельзя, Галина без лишних слов и обычных своих бабских причитаний наклонила небольшую  берёзку, растущую недалеко от волчьей ямы, и с трудом, изрядно намучившись, опустила её верхушку вниз, придерживая ствол телом.
   
   Сергей делал несколько попыток выбраться по дереву, но замёрзшие руки и ноги совсем ослабели и перестали слушаться.
   И он снова и снова падал в холодную воду…
   
   В конце концов, стиснув зубы и до крови прикусив язык, он с помощью Галины (и откуда только в ней столько силы взялось, такой маленькой и худенькой!) смог выбраться из ненавистного, скользкого и холодного, водного плена этой страшной волчьей ямы.

***
   
   ...Наверху было мокро после ливня, но Сергей, и сам весь уже мокрый, этого не ощущал. Он в изнеможении лёг на землю и блаженно вытянул занемевшие и заледеневшие ноги.
   Ему не хотелось ни двигаться, ни говорить. Силы иссякли, всё болело...
   
   А тайга, успокоившаяся, будто обновлённая и помолодевшая, вздыхала могучей грудью, уже приходя в себя после сражения с ураганом.

***   

   Галина сидела рядом и молча гладила мужа по спутанным, мокрым и грязным волосам.

   И Сергей, открыв глаза, вдруг впервые увидел, как его смелая жена... плачет! Молча, беззвучно глотая слёзы!..
   
   Даже собаки притихли, жалобно заглядывая ей в лицо и всё время пытаясь его облизать.
   
   —Ну вот, и так сыро, а ты ещё... воды добавляешь! – попытался пошутить Сергей, обняв Галину и гладя её по мокрым волосам, выбившимся из-под такого же промокшего насквозь платка.


Глава 6   
   
   Быстро вечерело. На чистом, умытом ливнем небе появлялись первые робкие звёздочки.
   Как всегда осенью, в тайге сразу резко похолодало, от мокрых деревьев и травы потянуло сыростью и прелью.
   Надвигалась длинная таёжная ночь.

***
   
Поддерживаемый Галиной, Сергей медленно и молча брёл к зимовью. Идти им очень мешали сучья, огромные ветви и кое-где поваленные деревья.
   Замёрзшие и проголодавшиеся собаки бежали впереди, весело перепрыгивая через препятствия и радуясь близкому жилью, а значит, отдыху, теплу и еде.
   
   И вскоре там уже горела старенькая керосиновая лампа, а в печке, быстро и ловко разожжённой шустрой Галиной, уютно потрескивали и приятно запахли смолой дрова...

***
   
   Сергей, переодевшись в сухое, лежал на широком топчане, сооружённом им когда-то вместо старого, ветхого уже и узенького, а Галина сноровисто (как и всё, что она делала!) уже варила похлёбку из того, что нашла в гостеприимной охотничьей избушке.
   Она накормила мужа и собак, а потом, уложив его, быстро поела сама. И, не попив чаю, прилегла рядом с Сергеем, согревая его большое и сильное тело своим маленьким, но таким горячим.
   
   «И что бы я без вас, моих милых спасительниц, делал?!..» – с умилением, совсем ему не свойственным в обычной обстановке, проговорил Сергей, крепко прижимая к себе маленькую и хрупкую, но такую храбрую и сильную Галину и обеих собак, уже обсохших и примостившихся, как обычно, сбоку, рядом с хозяином и тоже согревающих его своим теплом.

***
   
   ЭПИЛОГ

   
   Уехав из Приморья домой в свой родной Узбекистан, я больше никогда не встречалась с моими такими далёкими и такими близкими таёжными друзьями – Галиной и Сергеем.
   Переписка наша быстро прервалась, когда начались тревожные события, приведшие к распаду недавно огромной и великой страны СССР.
   Да и личная, семейная жизнь у меня не складывалась, поэтому не до них уже было!..
   
   С тех пор прошло много лет... Много воды утекло!..
   Возможно, кого-то из них уже и нет в живых, как и многих героев этих необычных историй: ведь, когда я познакомилась с русским охотником и нанайкой Галиной, она была примерно одного возраста со мной нынешней...
   
   И сегодня я благодарна судьбе, потому что, не будь тогда, во Владивостоке, той нашей встречи с ней, – простой и скромной дальневосточной женщиной, – не появились бы на свет эти мои таёжные истории-байки, многое в которых сегодня даже мне кажется  уже... неправдоподобным.
   
   
   Примечание

   *Мои стихи

   **Эвены /по-старому тунгусы/ – один из восьми коренных народов Хабаровского края, проживающий на северных его территориях – на побережье Охотского моря и в таежных районах. Издревле занимаются мелкотабунным пастушеским оленеводством, охотой и рыболовством, ведут кочевой образ жизни.


© Ольга Благодарёва, 2012

N.B.!

   Это произведение, как и все остальные, имеет авторское свидетельство
и защищено Законом "Об авторском праве".
   Никакая его часть не может быть скопирована и использована в любом виде без письменного согласия автора и обязательного указания на источник цитирования!
   ЗДЕСЬ публикую в сокращ.

P.S.
   
   Если что не так, вы уж меня простите, дорогие читатели: кое-что забылось за давностию лет, кое-что... присочинили тогда герои этих таёжных историй-баек (их фамилии и имена изменены, и любые совпадения чисто случайны!) Да и я... – тоже!

   Иногда у меня спрашивают: А будет ли ещё продолжение этих, таких увлекательных, полуфантастических историй?
      
   Пока не знаю! Вполне возможно, когда-нибудь и напишу ещё про этих удивительных, свободных и счастливых людей (охотников и рыбаков) и про эти суровые таёжные края, где мне посчастливилось побывать и по которым я часто тосковала, вернувшись в южную городскую суету.
   И грущу сейчас, вспоминая милое и славное Приморье, где осталась частичка моего сердца, моей души!..
   Долгие месяцы я наслаждалась увлекательным процессом создания этой таёжной повести о сильных и мужественных людях, о настоящей любви и верности и до сих пор чувствую себя... как бы опустошённой... Да и не удивительно: половину души ведь в неё вложила!

P.P.S.

   И ещё.
   Многие читатели и мои знакомые, друзья спрашивают, напечатала ли я книгу по этим рассказам.
   Книгу целиком – нет (дорогое это удовольствие!). Публиковала отдельные рассказы в женских газетах и журналах, а ещё в газете "Удивительное рядом".
   Я написала к/сценарий и посылала на конкурс, проводимый еженедельником "Амурский Меридиан" для к/к "АМЕДИА-фильм" (за хороший приз!), но пока – ни ответа, ни привета!
   Мне уже несколько человек сказали, что кто-то его присвоил и денежки за меня получил! Ну, не знаю-не знаю! Сейчас можно ожидать чего угодно! – такие нечестные все. Хотя... НЕ все, слава Богу!
   Но это всё – ерунда! Я писала не для денег или славы, а скорее – для себя, моих родных и для моих друзей-читателей!
   Им нравится, и это радует. Спасибо, что читали мои рассказы! – и ЗДЕСЬ, и найдя в Инете.
 
!!!

   См. историю-8 (просто отдельный рассказ из этого цикла): "Медвежья рыбалка".
  http://www.proza.ru/2019/04/27/251               

   
   СПАСИБО за КРАСОТУ автору фото!


Рецензии
Как жалко, что это последний рассказ про Галину и ее супруга! Но зато самый мощный! Так все это представилось мне - боль, холод, ожидание, а потом она пришла! И помогла, и обогрела! В общем, расстрогали Вы меня, Ольга этой историей! Браво!👍 С наступающим Рождеством!🎄 Яна Ч.

Яна Чингизова-Позднякова   05.01.2024 08:44     Заявить о нарушении
Добрый день, Яночка!
Рада Вам!
Спасибо сердечное за прочтение и тёплые отклики на "мои" истории!
🤗👍👏🌞❤🌹
!!!
Но эта - НЕ последняя в цикле:
- там ещё 2 есть!
Правда, уже без Галины.

Ольга Благодарёва   05.01.2024 10:12   Заявить о нарушении
Ой, и вас всех - с наступающим светлым праздником Рождества Христова!
Будьте здоровы и счастливы!
🎄🎁🎆🙏🙏🙏

Ольга Благодарёва   05.01.2024 10:15   Заявить о нарушении
Спасибо большое! Да, цикл еще не закончила читать, я помню!😉 Яна Ч.

Яна Чингизова-Позднякова   05.01.2024 18:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.