О дедушках, колхозе и, увы, репрессиях

Бабушка у меня была, а вот деда я видел только на увеличенном "патрете". Красивый был дед, с усами, в военной форме - красивый, хоть без наград и с чистыми погонами, но он мне нравился. Знал я о нем немного, только то, что звали его Моисеем Ивановичем, о том, что нашу хату он построил и яблоню он "щепил" в тот год, когда женился на моей бабушке и ушел на войну. Потом я вычислил, что событие это произошло не позже 1913-го года. Яблоня эта жива-здорова и сегодня, но о ней в другой раз и обязательно. Тем более, у неё юбилей скоро.

.

На этом можно было и закрыть тему - нет и нет деда, у других и отцов не было. Но тема оказалась...не знаю, как и назвать, "интересной" не подходит. Можно "странной", но это если смотреть на нее из сегодня, а тогда это было настолько обычным, что и говорить не стоило. И не говорили - так было лучше и уж спокойней в любом случае.

.

Вы поняли, о чем не стоило говорить? Говорили, конечно, точнее, проговаривались - в колхозы "загоняли", это слово, из оказавшейся впоследствии неплохой, песни, не хочу  выбрасывать. - Кто же знал, что в колхозе будет жить лучше, чем единоличником -вздыхала иногда бабушка, пересчитывая когдатошних волов и коней и по привычке называя некоторые колхозные поля "нашими".

.

Собственно, дед получил свое не за "куркульство" - в таких хатках куркули не водились.

За "язык" - не идешь сам в колхоз и ладно, но других не отвращай. Самое трагикомичное, что "сел" он с подачи моего деда по матери, Тимофея - этот был председателем то ли комбеда, то ли сельсовета. О том, что они стали сватами, дедушки мои так и не узнали, во всяком случае на этом свете - дед Моисей умер от дизентерии под Бахмутом на соляной шахте, соседка баба Секлета рассказала, когда оттуда возвратилась. Что там было, не скажу - баба Секлета в той ватаге была кашеваром - наверное, то, что называли "принудиловкой". А дед Тимофей не узнал потому, что вскоре и сам отправился в места еще более отдаленные, как я понял за "перегибы" при коллективизации, где и исчез бесследно.

.

В общем, справедливость восторжествовала, но дедов от этого у меня не прибавилось...На момент их ухода им было лет по сорок-сорок пять, вполне еще могли меня повоспитывать.

.

Чтобы не возвращаться к теме репрессий в нашей семье, сразу о подобном с мамой, Анной Тимофеевной. Тоже довольно смешно, простите, но на трагикомедию это не тянет, а без смеха вспомнить невозможно.

Я просто воспроизведу  разговор - мой и матери.

==Мама, за что ты так любишь Сталина? Он же деда моего посадил, да и ты сидела?

.

==Сынок, деда твоего посадил не Сталин, а твой дед, мой отец...

....а меня посадил кум В., когда был председателем колхоза. Я не была "под немцем", эвакуировалась, поэтому назначили меня кладовщиком в колхоз. А я вышла замуж за твоего отца и расписалась старой фамилией, вот и получила "за халатность". А Сталин наоборот - он меня амнистировал, годовщина смерти Крупской была, а у меня был ребенок до года - ты. Так что спасибо Сталину и тебе, Ваня. Да мы там и не сидели - мы детский садик строили. (Где, не спросил).

.

Добавлю, что халатность была одним "эпизодом дела" - были там еще и излишки ячменя в кладовой около двух центнеров - это мне уже отец сказал.

.

Отец, кстати, был в партии с войны, никто его не исключал  и о выговорах-взысканиях не помню. Хотя, конечно, если бы были "сигналы", то непременно были бы и последствия.

.

С кумовьями В. дружили наши родители и, хотите верьте, хотите нет, но так получилось, что между нашими семьями  и сейчас отношения кумовские, уж и не скажу в каком поколении.

.

Зачем я это пишу? Уже говорил - моим внукам хочу оставить нематериальное наследство.


Рецензии
Зачем я это пишу? Уже говорил - моим внукам хочу оставить нематериальное наследство.

Иван Москаль   28.02.2016 16:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.