Сказка Каменного города. часть 10. Упокоение

         Катя шла, размышляя над превратностями судьбы. Встреча с мертвыми красноармейцами ее действительно напугала. Но испугалась-то она не за себя, а за Гошку. Ей так захотелось защитить его от штыков, что она пробежала сквозь призраков. «Чисто материнский инстинкт» –  дала она определение своему поступку и вздохнула с облегчением.   
  – Гоша, не молчи, расскажи, что ни будь...
  – Тебя трудно чем-то удивить. Хорошо. В прошлом году мы ездили на «Хеха-Яха». Это река Богов в Канинской тундре. Там  рядом – плато «Сюрберта».
  – А, знаю. Танцующие статуи.
  – Я же говорил, тебя трудно удивить.
  – Я удивлена. – церемонно ответила девушка. – Но я их не видела, так что рассказывай.
  – Они стоят полукругом. Высокие такие скальные обломки. Близко мы не рискнули подойти. Говорят, они бегают только тогда, когда человек подойдет близко. Ну, чтобы не дать ему пройти за полукруг. И с другой стороны тоже не подойти. Так что там – тайна. Моих, хлебом не корми, дай к тайне приобщиться, но тут они рисковать не захотели. Мы издалека понаблюдали, потом ленточки повязали на лиственницу. Мама еще какие-то дары им положила и мы уехали.
  – По поверьям, это каменные люди, ждущие свои жертвы. Но они забирают только тех, кто стал мертвым изнутри. Кто забыл Законы Жизни и Смерти.
  – Это как в   «Аватаре», Эйва  сохраняет равновесие?
  – Да, похоже.
Вдруг Гоша остановился как вкопанный.
  – Ой. – пискнула Катя.
Они смотрели на траву перед ними и не могли поверить своим глазам. На траве виднелся отчетливый след от колес автомобиля. Когда они шли туда – его не было. С природой опять стало происходить что-то странное. Сначала исчез ветер, потом звуки. Наступило безвременье.
  – Только не это. – одними губами прошептал Гошка и вцепился в Катю, будто она могла исчезнуть. Слева мелькнула тень. Ребята оглянулись. К ним полным ходом, совершенно беззвучно, ехала упряжка оленей. Беззвучно мелькал кнут, олени беззвучно дышали открытыми ртами.
В нартах сидели люди.
  – Мамочка моя, профессор Ивановский…  – прошептала Катя.
  – Ты его знаешь?
  – Видела портрет в журнале. Он был у нас с  экспедицией. Исследовал семиликих идолов.
  – Это те ученые, которые идола в Питер  увезли?
  – Да, они. Лет восемь назад.
Упряжка остановилась. Четверо ученых с удовольствием выбирались из повозки. Видно было, что ехали  давно, так приятно им было размять ноги.
  – Здравствуйте, молодые люди. – приветствовал их профессор. – Ах, как же здесь красиво. А, вы, извиняюсь, кто будете?
  – Мы школьники из города. – вежливо ответил Гошка. – А вы ученые?
  – А как вы догадались? – удивился профессор.
  – Ну, тут могут проезжать только наши  и  нефтяники, или ученые. Извините, на нефтяников вы не похожи. А одеты, не как наши.
Профессор радостно захохотал.
  – Коллеги, посмотрите, какая разумная молодежь гуляет по ненецким тундрам? Восхитительно!
Две восхищенные девушки и один среднего возраста мужчина с улыбкой смотрели на ребят.
  – Мы к «Болванской» сопке правильно едем? – спросил профессор.
  – Почти. – ответил Гоша и вопросительно посмотрел на Катю.
И тут профессор помог Гоше. Он бросился к нартам, достал какой-то мешок.
  – Давайте устроим привал, чайку попьем. И олешки отдохнут…
Четверо ученых и каюр стали суетиться, организовывая чаепитие.
  – Катя, давай быстро, что было дальше. Я помню, они тоже погибли, но не помню подробностей.
  – Да какие подробности?  Померли все. Боги их наказали, вот  и продолжают маяться, ездят, ищут. Бедные души.
  – Что делать будем?
  – Ты думаешь, историю можно переписать? – удивилась Катя.
  – Попробуем? – озорно предложил Гоша.
Встреча с умершими восемь лет назад учеными, в отличии от предыдущей, с красноармейцами, не внушала ужаса.
  – Так вы едете к «Болванской» сопке? А с какой целью? – вежливо спросила Катя,  усаживаясь к скатерти- самобранке, которую расстелили научные сотрудники. Гошка сел рядом  по прежнему не отпуская Катину руку.
  – Мы изучаем семиликих идолов, молодые люди. – как детям объяснил профессор.
  – А это все ваша семья? – наивно поинтересовалась Катя.
  – Нет, что вы! – хором заговорили девушки. – Мы младшие научные сотрудники, учимся у профессора.
  – Тогда у вас ничего не выйдет. – авторитетно заявила Катерина и взяла рогалик со скатерки. – Тут недавно норвежцы приезжали, забрали идола в Норвегию, изучать.
Ученые слушали,  раскрыв рты. Гошка  поддакивая, кивал со знанием дела. Катя вручила  ему рогалик.
  – А на следующий год они вернулись, установили идола на место. И стали что-то замерять аппаратурой, которую привезли. Оказывается, дело не в идолах, а в магнитных полях. Вроде бы идолы стоят на пересечении таких полей. Вот почему они обладают силой. А в Норвегии только определили, что вырезаны они из лиственницы и все.
Катя облегченно вздохнула и победно оглядела приунывших ученых.
  – А самое интересное было потом. Об этом все газеты писали, скажи, Гоша…
Гошка с готовностью подтвердил.
  – Все. Все – писали.
  – Что писали? – не смог сдержать любопытства профессор.
  – Про старуху. – Катя замолчала, откусила рогалик и стала медленно жевать. Профессура терпеливо ждала продолжения.
  – Так вот, были эти норвежцы на «Болванской» сопке. И явилась им старуха, мать земли. Имя у нее ненецкое, я не помню. А вы знаете?
Ученые задумчиво молчали. Катя продолжила:
  – Надо узнать. Нехорошо. И старуха сказала, что тайну семиликого идола может узнать только семь-я, то есть – семеро родственников. Идол-то семиликий.  Другим  он не откроется. Хоть режь его. Только время зря потеряешь.
Каюр одобрительно покачал головой.
  – Да, хозяйка сказала.
И добавил что-то по-ненецки.
Профессору это показалось неубедительным.
  – Подумаешь, какая-то старуха сказала….
  –Вы что, профессор? – совершенно искренне возмутилась Катя. – Хотите повторить судьбу норвежцев?  Как можно верить в идолов и не верить в старуху? И терять время?
И тут профессор вскочил, покраснел и запричитал:
  – Друзья мои, как много надо изучить, магнитные поля, аппаратура, имя этой бабушки… домой, едем домой…..  Четыре миллиона лет эта сопка стояла, еще постоит…
Когда уезжающая упряжка вместе с учеными  растаяла в воздухе, Катя смеясь, упала спиной на траву, где буквально минуту назад лежала скатерка, стояли чашки и исходил паром чайник.
  – Ну, Катерина Сергеевна! – восторженно завопил Гошка. – Ну, Катька, ты даешь! Еще одна такая встреча и я  попрошу коленочку поцеловать.
  – Я не Маргарита… – хохотала Катя.
  – Ты круче! А ну, давай, признавайся, где была правда, где – ложь? 
Катя говорить не могла, ее душил смех. Гошка  тоже плюхнулся на спину.
  – Я и не знал, что у тебя такая буйная фантазия!
  – Я и сама этого не знала. – утирая слезы от смеха, призналась Катя. –  Это ты во всем  виноват. «Давай попробуем» – передразнила она парня. – И попробовали.
  – И получилось. – восторженно подтвердил Гоша.
Катя опять зашлась смехом.
Они лежали на мягкой траве и смотрели в высокое синее небо, по которому плыли легкие кудрявые облака, нежно розовые, нежно сиреневые… 
Было много всего: и неба, и облаков, и красок.  Ветер расшалившись, наполнил поляну густым и тягучим медовым ароматом.
  – Боже, как мне хорошо. – совершенно неожиданно заявила Катя. – Кругом привидения бродят, покойники ружьями машут, а мне так хорошо. Я сошла с ума, да?
  – Нет. –  уверено ответил Гоша. –  Покойников не было. Ни одного. Потому что покойник, это тот, кто обрел покой. Были только привидения. А ты, похоже, обрела уверенность, которой тебе не хватало. И тебе это идет.
  – Как ты думаешь, – вдруг став серьезной, спросила Катя. – Эти души, они… упокоились?
  – Ну, они же ушли. Открытым остается вопрос, зачем они тебе являлись?
  – Почему мне? Ты же их тоже видел.
  – Но, слушались они тебя.
Гоша перевернулся на бок и,  подперев голову рукой, глядя на Катю, тихо спросил:
  – Ты,…  ничего не хочешь мне рассказать?
«Хочу. Я так много хочу тебе рассказать. – думала Катя, глядя в высокое синее небо. – Ты даже не представляешь. Даже я не представляю. Я могла бы рассказать тебе все, все самые заветные мечты, и как я вижу мир и свое будущее. И как я люблю своих родных и,… мы знакомы всего два дня. Девять лет и два дня. Ты мне доверяешь, потому что ты, это ты. А я не знаю, доверяю ли я себе…»
  – Нет. – тихо сказала она вслух. – Я честно не понимаю, каким боком я причастна к этим призракам.
  – А к идолам?
  – Тем более.
Гоша озабоченно думал, возле губы пролегла морщинка. Катя осторожно протянула руку, кончиками пальцев провела по его щеке, по странной морщинке. Как же ей хотелось, чтобы он так не переживал. И как приятно было вот так легко дотронуться до него. Это новое для нее чувство было таким простым и естественным...
  – Почему ты такой бледный?
Гошка судорожно вздохнул.
  – Меланина не хватает  и сосуды глубоко под кожей.  Пойдем?


Рецензии
Конечно, фантастика, сказка...
Но написано увлекательно!
С уважением,

Элла Лякишева   02.10.2022 19:37     Заявить о нарушении
И только ненцы знают, что это не сказка, а просто исторические факты. Вообще, все построено на истории края и мифологии. Я ничего не придумала, кроме того, как это могло бы произойти, чем закончится. Приятно, что Вам интересно. С теплом, Мария

Мария Кравченко 2   02.10.2022 20:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.