Битва Давида с Голиафом
Филистимляне вновь зашевелились поблизости от восточных границ израилевых. Они пришли примерно в то же место, где однажды потерпели поражение. Встали на горе перед долиной, ожидая, когда царь Саул со своим войском спустится в нее с противоположной гористой возвышенности.
Бой должен был произойти в долине. Однако филистимлянское и израильское войска опасались спускаться в неё первыми, дабы не оказаться в невыгодном положении. Долго стояли оба войска на противоположных горах, не предпринимая никаких действий.
Ситуация казалось безвыходной. Военачальники хорошо понимали, что первый, кто с войском спустится в долину, будет тотчас раздавлен поджидавшим его неприятелем, словно огромным камнем, брошенным с горы.
И так, в бездейственном противостоянии, проходили часы и дни. Наконец пришла счастливая мысль - решить дело единоборством двух богатырей из того и другого лагеря. Богатырем со стороны филистимлян был представлен Голиаф. «И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он – шести локтей и пяди» (Цар. 17: 4).(Локоть – длина руки от локтевого сустава до конца среднего пальца; пядь – ширина в три ладони.)
На голове его был тяжелый медный шлем, на теле – чешуйчатая броня из меди, на ногах – медные наколенники, в руках – копье устрашающей длины. Голиаф уже несколько дней дерзко расхаживал по долине, громко выкрикивая по адресу израильтян разные оскорбления и непристойности.
Израильский Царь Саул и полководец Авенир не могли найти ему достойного соперника. Стыд душил израильтян, сгоравших от позора и унижения. Так расхаживал нахальный великан-филистимлянин перед израильтянами сорок дней!
Давида в это время не было в армии. Он, как самый младший в семье, оставался дома. Мирно пас овец. Они, слушая звуки его гуслей, мирно пощипывали траву. Три брата Давида служили в войске Саула.
Иессей же, отец Давида был уже очень стар. Послав трех своих сыновей – Елиава, Аминадава и Самму, – он, естественно, беспокоился об их судьбе. Поскольку войско Саула, где находились его сыновья, стояло не так далеко от Вифлеема, то Иессей, отозвав Давида с поля, поручил ему отнести братьям сушеных фиников и десять хлебов, а их начальнику – сыру. «А заодно, – сказал Давиду Иессей, – наведайся о здоровье братьев и узнай об их нуждах».
Давид вышел из дома рано утром. К полудню подошел к армейскому обозу. Отсюда были хорошо слышны крики, шум и какое-то движение. Обозники объяснили ему, что войско, устав стоять в бездействии и стыдясь позора, намеревается вступить в сражение. Но дело это очень опасное, поскольку надо будет спускаться в долину.
Давид побежал к братьям, быстро нашел их, стал расспрашивать о здоровье и рассказывать о домашних делах. Вдруг он увидел великана, стоявшего в долине. Это был Голиаф. Он выкликивал себе соперника. Оскорбляя и понося при этом евреев.
И тогда Давид воскликнул: «Кто смеет так поносить народ Божий, и какая награда будет тому, кто победит Голиафа?» И ему сказали: «Тот кто убьет великана, того царь наградит богатством, отдаст за него свою дочь и дом отца его освободит от податей».
Давид не столько прельстился этой наградой, сколько хотел наказать дерзкого Голиафа за его насмешку над своим народом, и просил донести царю, что он желает сразиться с филистимлянином.. Однако старший брат Елиав, рассердившись, пригрозил отослать его тот час же домой к заждавшимся овцам и брошенным гуслям.
Ведь Давиду было тогда всего пятнадцать лет. Он был красив нежной полудетской красотой. Опытные воины лишь улыбались, наблюдая его забавный пыл. Давид казался им тем более смешным на фоне могучей фигуры, закованного в броню Голиафа.
И всё же о желании Давида, хотя и со смехом, рассказали царю Саулу. Тот, как гласит Библия, призвал к себе своего оруженосца и гусляра. Вероятно, царь тоже желал малость позабавиться над расхрабрившимся мальчиком. Но вот что он услышал?
«И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из-за него; раб твой пойдет, и сразится с этим Филистимлянином» (Цар. 17: 32).
И тогда Саул уже серьёзно, не насмехаясь, спокойно объяснил Давиду, сколь несоизмеримы его силы с мощью Голиафа, который не только силен, но и опытен невероятно в битвах многочисленных.
«И ответил тогда Давид Саулу: «Раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него, и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы, и поражал его и умерщвлял его.
И льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними…»(Цар. 17: 34-36).
Как ни странно это, но, возможно, полностью полагаясь на силу высшую, Саул вдруг уверовал в Давида. Он одел его в свои одежды, возложил на голову медный шлем, надел на него броню и препоясал мечом.
Как сказано в Библии, походил Давид сначала туда-сюда в своем тяжелом и неудобном наряде, чтобы попривыкнуть к нему. Однако не привык. Царская одежда с чужого плеча была ему слишком просторна и тяжела.
И тогда взял он пращу, выбрал из ручья пять гладких камней, положил их в пастушескую сумку. С ней он никогда не расставался. А затем быстро, спустившись в долину, направился навстречу филистимлянину.
Тот большими шагами ходил по им же протоптанной тропе, из конца в конец долины. За сорок дней под тяжестью тела гиганта и его вооружения тропа заметно углубилась. Голиафу уже надоело многодневное пустое ожидание, он перестал выкрикивать свои ругательства, голос его осип, а движения стали вялыми.
Он почти полностью разуверился, что кто-нибудь из этих трусливых евреев когда-нибудь выйдет ему навстречу. Когда Давид сбежал с горы, Голиаф как раз удалялся от него в противоположную сторону. Он мрачно смотрел себе под ноги, и бормотал себе под нос привычные ругательства.
Великан вначале даже не заметил Давида. Но тут израильтянские и филистимлянские воины, дотоле спокойно сидевшие и лежавшие на каменных террасах или скрывавшиеся за выступами скал и базальтовых обломков, вдруг поднялись, закричали и стали своими длинными копьями указывать на что-то, находившееся в долине.
Вот тогда-то Голиаф и обратил внимание на Давида. Он обернулся и увидел юношу, вернее, подростка, быстро шедшего по тропе ему вовслед. Мальчишка держал посох и пастушескую сумку.
Голиаф громко захохотал. Так вот кто, оказывается, решил с ним сразиться! Никогда ещё ему не было так смешно. Эхо долго, как гром, перекатывало повторяло раскаты хохота филистимлянина. Но вдруг Голиаф резко оборвал свой смех. Он неожиданно понял, что его жестоко оскорбили. И воин-гигант почувствовал горькую обиду.
Подлые и трусливые израильтяне, подумал он, в насмешку подбросили ему неразумного мальчишку, чтобы унизить и опозорить непобедимого богатыря и прославленного воина. Его подвигами известны от Мертвого моря до южного Моава.
И тогда он стал зло высмеивать Давида. Издевался над его рыжими волосами и хрупким телом. Особенно его возмутил посох. «Что ты идешь на меня с палкой!» - заорал он. «Разве я собака?» Но Давид, приблизившись на удобное расстояние, и спокойно ответил: «Всевышний уже отмерил тебе смертный час и ты должен немедленно начать готовиться к гибели».
Теперь Голиаф уже рассвирепел по-настоящему. Давид, однако, не стал с ним препираться. Он быстро достал из сумки гладкий камень с заостренным концом и вдел его в пращу. На склонах обеих гор воцарилась напряжённая тишина.
Великан, выпрямился во весь свой огромный рост. Высоко подняв меч и в ярости бросился навстречу Давиду. Он даже не смотрел на него. Не следил за движениями своего хрупкого противника. Невероятная злоба и ненависть ослепила его. Он даже потерял дар речи. Только длинная слюна свисала с его губ.
И тут случилось чудо невероятное. Давид, взмахнув пращой, выпустил свой камень, и он точно угодил прямо в середину лба великана. Голиаф мгновенно рухнул наземь.
Тогда Давид, подбежал к нему. Взял из его ослабевших рук меч и одним ударом отсек Голиафу голову. На горах снова началось движение, слышались приветственные клики, перемежавшиеся с воплями ужаса. Филистимляне, считая себя по уговору побежденными, спешно бежали, а израильтяне, спустившись в долину, приветствовали своего героя-спасителя.
Слава юного Давида после победы его над Голиафом обошла все земли. Царь Саул назначил его военачальником своих войск. Такого юного предводителя за всю историю Израиля никогда не было. Ведь Давиду тогда шел всего лишь шестнадцатый год.
Давид, в отличие от всех предшествующих героев Библии, живших, как мы знаем, и по девятьсот, и по шестьсот, и по триста или четыреста лет, прожил нормальную по своей продолжительности человеческую жизнь – всего лишь семьдесят лет.
Однако судьба, желая, возможно, вознаградить его за столь малый срок, насытила дни и годы Давида таким разнообразием событий, что рассказ о них мог бы занять целую книгу с увлекательным, порой до неправдоподобия авантюрным сюжетом.
Давид был мудрым царем, знаменитым героем и одновременно мрачным тираном. Он был вольным пастухом и талантливым поэтом, опытным полководцем и преданным оруженосцем, неутомимым любовником и государственным мужем.
В иудейской традиции считается, что из рода Давида должен прийти Мессия, который преобразит мир насилия и эгоизма в мир, где не будет войн, и вся земля наполнится любовью к Богу и к людям.
Победа над великаном Голиафом превратила Давида в типологический прообраз Иисуса, который поборол дьявола. Поединок с грозным великаном рассматривался как поединок Христа с антихристом. Вера в "сына Давидова" Иисуса стала центральным моментом христианства.
Древние сказания часто обретали сугубо современный и не связанный с религиозной символикой смысл. Так было и в ренессансной Флоренции. Для флорентийцев Давид стал национальным героем. В юном победителе Голиафа они видели символ своего города, который отстаивал независимость в борьбе с могущественными соседями.
Иудейскому царю Давиду посвящено немало произведений искусства разных эпох и поколений. Наиболее популярно изображение Давида как победителя Голиафа. Его образ использовался в пластике раннехристианских саркофагов, росписях в римских катакомбах, скульптуре собора в Реймсе.
К образу Давида обращались крупнейшие мастера современной цивилизации: скульптуры Донателло, Бернини, Микеланджело, а также великие живописцы Тициан, А.Поллайоло, Караваджо, Г. Рени, Гверчино, Н. Пуссен, Рембрант и многие другие. В художественной литературе сюжету поединка Давида с Голиафом посвящён ряд произведений. В том числе и стихотворение А.С. Пушкина:
Певец-Давид был ростом мал,
Но повалил же Голиафа,
Который был и генерал,
И, побожусь, не ниже графа.
Закончу эту легенду фактом историческим. Израильские археологи, ведущие раскопки в Тель-Цафит, недавно обнаружили развалины древнего города. По их мнению, это Гат (в русском переводе Библии - Геф). В Библии этот город упоминается, как родина великана-филистимлянина Галиафа, убитого Давидом во время единоборства.
Профессор Иерусалимского университета Арен Майер, руководитель раскопок, рассказал службе новостей "Аруц Шева", что последние находки в Тель-Цафит являются наиболее ценными. Он сказал: "... на месте раскопок прослеживаются поселения начиная от ханаанской эпохи. А вообще, здесь присутствуют остатки от многих исторических периодов. Сейчас мы работаем над филистимским слоем. Среди находок обнаружена надпись, содержащая ряд филистимских имен. В том числе и очень похожее на "Голиаф".
Свидетельство о публикации №212051600456
Юрий Николаевич Горбачев 2 25.11.2023 21:20 Заявить о нарушении