***

ГЛАВА  4


Михей  пошёл  в  7 – ой  класс.  Я  сходила    в  школу  заранее,  познакомилась  с  его  «классной»    учительницей, объяснила   своё   семейное  положение  и  попросила  дать  ему  немного  привыкнуть (не  тормошить  с  вопросами).  И  Миша  неплохо  вписался  в  новый  класс  -  имел  друзей,  влюблялся,  участвовал  в  разных  праздниках  и  событиях,  не    напрягая  учителей  грубостью  и  хулиганством.  А  вот  учиться  начал   хуже.  Стал  лениться,  посыпались  «тройки»,  увлёкся  роком,  гитарой  и  отдавал  этому  почти  всё  свободное  от  школы  время.  Дома  он  как –то  сразу  и  охотно  взял  на  себя  обязанность  заходить  после  школы  в  гастроном  и  приносить  хлеб  и  молоко,   выносить  и  вносить  коляску,  если  попрошу, посидеть  с  «брательником»,  пока  я  в    ванне  или  в  кухне,   выносить  мусор. 
Мы  с  ним  засолили  полную  макитру( глиняный  бочонок)   капусты.  Я  мелко  нашинковала  её,  пересыпала   сладкой  морковкой,  укропом  и  солью,  а  Михей  мял  её  своими  большими  сильными  руками  в  широкой    миске,  и  вдыхая  её  вкусный,  свежий  дух,   постанывал   от  удовольствия.  Потом  я  ставила  на  стол    тарелку   полную  сочных,  крепких  капустных  кочерыжек  и  все  приходящие  в  дом,  хрумкая  и  причмокивая,  съедали  их  с  большим  удовольствием.
 Миша   всегда  на  подхвате  во  время  купания  малыша, ( или  Ленка,  если  придёт  в  субботу),  выливает  ванночку (тяжёлая!)  после  чего  уходит  к  себе  в  комнату  или    к  приятелям.  Но  в  10  часов  дома.      
Однажды  я  положила  на  диван  выкупанного  и  завёрнутого  в  пелёнку  Дениску  и  Михей,  не  заметив  маленький  свёрток  с  «брательником»  чуть  было  на   него  не  уселся.  Сколько  было  «охов – ахов»,  а  потом  и  смеха.   
Он  с  интересом  разглядывал  малыша,  удивляясь  его   крохотным  частям  тела,  с  удовольствием,  одним  глотком  допивал  оставшееся  в  бутылочке  сцеженное  из  груди     молочко,  приходил  в  нашу  комнату  с  гитарой  и  торжественно  объявлял  -  Хочу  спеть  братану    свою  новую    песню.  Пусть  привыкает! -  и  ударял  по  струнам. Денис  косил  на  него  испуганным  глазом  и  начинал  орать.  Я  выталкивала  Михея  из  комнаты  и  он,  не  найдя  у  нас  признания,  закрывался  в  своей  комнате  и  включал    рок – музыку   на  полную  мощность. Он  тогда  интенсивно  рос  и  мужал,  немножко  писал  юношеские  стихи,  сумбурную  рок – музыку,  искал  друзей,  кумиров,   влюблялся  в  девчонок  своего  класса, не  забывая  отвечать  на  письма  девочке  Оксане  из  Мариуполя.
Я  как – то  раз,  сцеживая  молочко  после  кормления     на своём   столе,  увидела   прямо  перед  глазами   письмо Оксаны.   Так  как  оно  было  на  моём  столе  и  распечатанное, я  его  глазами  пробежала,  конечно   и  отнесла  Михею,  оправдываясь,  зачем   он  разбрасывает  письма  где  попало.  Он    страшно  возмущался  моим  преступным  любопытством  и   даже   не  разговаривал  со  мной  пару  дней.  Но  эта  история  имела  интересное  продолжение.  Оскорблённые  вмешательством   в  их  личную  переписку  «посторонних»,  они  с  Оксанкой  договорились  переписываться  на  английском  языке   и  к  Новому  году  у  Мишки  в  табеле  появилась  первая  «пятёрка» -  по – английскому. 
Иногда,  как  только  он  приходит  из  школы,  а    я    занята  на  кухне,  сую  ему  прямо  в  прихожей  свёрток  с  Денисом (ведь  потом  ему  тоже  будет  некогда)  и  прошу  погулять  с  ребёнком  во  дворе  полчаса,  пока  я  доварю  обед.  Михей  вздыхает,  но  обед  всё  равно не  готов  и  он   идёт    во  двор.  Через  несколько  минут  в  дверь  стучит  соседка  Вера  и  испуганно  сообщает  -  Света!  Ты  глянь,  шо  он  с  дитём  делает!  Забери   сейчас  же,  пока  не  уронил! -   Мы  подбегаем  к  окну.  По  двору  солдатским  шагом,  чётко  отмеряя   углы   длинными  ногами,     шагает  Михей.  Что – то  напевая,  он   перекладывает  свёрток  с   Денисом  с  подмышки  на  плечо,  затем  под  другую   руку  и  на  другое  плечо  и,  не  прерывая  песню,  марширует  дальше.  Мы  громко  стучим  в  стекло,  Михей,  наконец,  останавливается,  смотрит  на  нас,  делает  успокаивающий  жест  рукой  и  запихивает  «брательника»  за  пазуху.  Приходится  прервать  этот  «марш  на  плацу»  и  звать  братьев  домой  обедать.
Купаться  Денька,  как  и  все  детки  обожает.  Мы  купаем  его  уже  в  общей  ванне,  но  под  головку    поддерживаем.  – Мишка  видел  по  телевизору,  как  закаляют  младенцев  в  воде  и  полон  решимости  приобщить  брата  к  водному  спорту. -  Ма,    давай  будем  его  учить  плавать,  у  него  должен  сработать  инстинкт  самосохранения -  говорит  Мишка  и  неожиданно  убирает  руку   из – под  головки  малыша.  Денька,  захлебнувшись,  барахтается  в  ванне,  мы  за  руки,  за  ноги  вылавливаем  его,  скользкого  из  воды ,  он  обиженно  орёт  на  весь  дом,  я   ругаю  Мишку,  тот  виновато   целует  «брательника», вытирает  в  ванной  пол,  приносит  из  кухни  бутылочку  с  соком…   А  я   лишний  раз  убеждаюсь,  что  старший  мой  сынок  ещё  сам  мальчишка  и  рано  ему  доверять  всё,  как  взрослому.      

                ***

Из  письма  к  тёте  Нине:
«…………Спасибо  вам  за  посылочку!  Я  как   раз  мучилась  над  проблемой -  как  из  двух  старых  беретов  связать  один(разных  цветов),  а  тут  ваш  сюрприз!  Да  ещё  мой  любимый  серый  цвет.  Теперь  закажу  тёте  Любе  беретик  и  зима  мне  не  страшна!  А  из  кусочков  крепдешина  летом  сошью  себе  блузочку…
  Вчера  Лена  была  у  меня (суббота)  и  её  вдруг  «потянуло»  к  грузинской  поэзии.  Она сняла  с  полки  книгу  «Шота  Руставели»,  а   из  неё  выпал   конвертик  с  вашей  подписью.  В   нём   было  аж   25  рублей!  Я  не  знаю  тётя Ниночка,  как  благодарить  мне  вас  за  ваше  доброе  ко  мне  отношение,  за  терпение,  за  всё.  У  меня  есть  только  глубокое  уважение  к  вам ,  любовь  и  преданность.  Я  так  жду  от  вас  письма -  большого,  пусть  разгромного,  с  вопросами,  советами …Может быть  вы  больны  или  устали  и  до  письма  руки  не  доходят.  Я  всё  равно  жду  его  каждый  день…
А  мы  помаленьку  растём.   Денис  уже  весит  6  кг,  вырос  на  7 см.,  хватает  руками  игрушки,  всем  улыбается,  гулит,   как  будто  на  своём  языке  разговаривает,  стал  лучше  спать ночью.    …….
Появилась  у  меня  новая  болячка.  Ночью  отнимается  правая  рука.  Она  немеет,  и  я  просыпаюсь  от  ноющей  боли.  Я  прижимаю  её  к  себе,  как  Денечку  и  поскуливая,   хожу  минут  20 – 30.  И  ещё  стали  сильно  выпадать  волосы.  Короче,  «омолодилась»,  как  убеждает  медицина.  Днём  стараюсь  «урвать»  часок  сна,  но  не  всегда  удаётся.  Насчёт  пелёнок, кормления  -  режим  соблюдаю -  тут,  наверное,  привычка  и  ответственность,  а  в  остальном,  уж  как  получится,  насколько  хватит  сил.  И  что  интересно,  мне  помогает  мысль  -  если  бы  увидела    тётя  Нина -  очень  бы  расстроилась!  И  я  берусь  за  тряпку,  за  посуду,  за  печку.  Дважды  в  неделю  варю  большую  кастрюлю  борща  или  супа  «из  косточек »  делаю  котлеты,  жарю  картошку,  хек,  оладьи,  блины,  каши,   насолила  капусту  и  помидоры,  сварила  10  банок    варенья  из  абрикос.  Проживём! После  Нового года  буду  искать  подработку  на  дому.
Миша  в  новом  классе  уже  «свой»,  забегают  новые  друзья,  по  выходным  приезжает  Игорь  Купесок  с  гитарой  и   они  час -  два,  когда  малыш  не  спит   или  мы   с  ним  идём  гулять,   репетируют  что – то  громкое  для  своего  ансамбля  «МИГ» (Миша – Игорь). Мишка  стал  серьёзней,  хорошо  мне  помогает  по  дому  и  с  малышом,  но  «ветребеньки»  случаются.
Ленка  и  Валюха  от  Вас  в  восхищении,  передают  привет.  И  от  Миши  тоже…»
 
                ***

В  соседнем  доме  на  первом  этаже  в  1 – ой  квартире  на  две  недели  раньше  Дениса  родился  мальчик  Вова.    Отец  - шофёр  Гришка   Пожидаев( его  все  так  и  зовут  – Гришка),  мама -  маленькая  росточком,  худенькая  бледная  Валя,  трёхлетний  Алёшка  и  вот  Вовка.
Гришка    парень  весёлый,  «шебутной»  и  крепко  пьющий.  Валя  болезненная,   флегматичная,  с  ленцой,    и  в  доме  у  них  было  всегда  грязно,  неуютно  и  голодно. 
У  Вали  почти  сразу  воспалилась  грудь,  её  забрали  на  неделю  в  больницу  и  Гришка  приходил  ко  мне  каждое  утро,  забирал  сцеженное  в бутылочку   молочко  и  нёс  его  в  больницу  кормить  Вовку.  Так  мы    подружились  с  Пожидаевыми.  Вовка  родился  маленьким  и  слабым,    рос  и  развивался  медленнее  Дениса  и  я  имела  радость  отдавать  ещё  хорошие  Денискины  вещички  Вовке.  Тихий,  большеглазый  Вовка  все  детские  годы  главный  дружок – приятель  Дениса,  часто   днями  пропадал  у  нас  в  доме, пока  Валя  силком  не  уводила  его  вечером  домой.  А  той  первой   в  их  жизни  осенью  мы  с  Валей  часто  сидели  вечером  на  лавке  у  дома,   покачивая  в  колясках  своих  мальчишек,  рассказывая  друг  другу  про   то,  как  они  ели,  спали,  про  первые  зубки  и  проявления  сознания,  делились  советами  и  рецептами,  по  очереди  бегали  домой  помешать  кашу  или    развесить  мокрое  бельё.  Но  подругами  не  стали   -  просто    не  было  других  тем  для  разговоров.
Как  - то  ещё  в  осенние  каникулы  Ленка затащила  нас  троих (растёт  моё  семейство!)  к  себе  домой  -  показать  Дениса. Таня  с  Игорем  его  уже  видели,  а  мама  Лены  посмотрела,  даже  улыбнулась  и  выразила  одобрение  -  Хороший  малыш. –   Павлик  вышел  из  своей  комнаты,  внимательно  рассмотрел  Деньку,  и  глянув  на  нас  с  Ленкой  хитрыми  глазами,  вдруг  сказал  -  Дурочки  вы  две!  Вы  что  думаете,  что  никто  не  догадается,  кто  отец?  Я  вот  теперь  знаю. -   И,  глядя  на  наши  испуганные  лица,    добавил,  ухмыляясь  -  Но  никому  не  скажу.  Гад  буду! –
   
                ***

          Зима  задерживалась,  и  утра  были  по - осеннему  тихие  и  прохладные.  Я  просыпаюсь  рядом  с  малышом (  ночью  он  плакал  и  я  взяла  его  из  кроватки   к  себе).  У  меня  есть  ещё  несколько  минут,  чтобы  полюбоваться  им,  спящим.  Потом  он  открывает  ещё  мутные  после  сна  глазки, смотрит  на  меня,  дарит  мне  улыбку,   потягивается  с  удовольствием  всем  тельцем  и…пускает  вверх  тёплую  струйку.  День  начался!  Иду  поднимать  Мишу  в  школу.
Но  вот  хлопнула  за  Мишкой  дверь.  Денис,   возмущённый     моим  долгим  отсутствием  в  комнате,  выплюнул  в  знак  протеста  соску  на  пол  и  кричит  так,  будто  его  бросили  одного  на  необитаемом  острове,    и  я  подхожу,  наконец,  к  нему.  Комната  утром    похожа  на  поле  битвы  после  сражения  -  на  большом  столе  уже  вперемежку  баночки,  тюбики  с кремом,  ватки,  пелёнки,  подгузники  и  бутылочки  с  молоком (я  теперь  только  сцеживаюсь  из – за  трещин  на  груди).   На  полу  мокрые  пелёнки,  на  краю  стола    сухие,  на  стуле  мои  вещи,  сброшенные перед  сном,  игрушки  разбросаны,  полотенце  не  на  месте…Беру  своё  орущее  сокровище  на  руки,  подмываю  в  ванне  под  тёплой  водичкой,  целую  в  розовую  попку,  переодеваю  в  сухое,  делаю  быструю  уборку  в  комнате,  сажаю  малыша    в  коляску    и  мы  едем  в кухню    начинать    «делать     день».
   
                ***

Перед  ноябрьскими  праздниками  начали  красить  снаружи  наши  старые  двухэтажные  дома,  клуб,  менять  развалившиеся  мусорные  баки и  прибивать на  крышах  красные  флаги.
  В  обеденный  перерыв  бригада  женщин – маляров  собиралась  у  нашего  дома  и,   разложив  на  большом  теннисном  столе  кулёчки  с  едой  и    бутылки  с  кефиром,  обсуждали  свои  семейные  дела. 
-  Мой  Ванька  совсем  от  рук  отбился  -   жаловалась  низким  голосом   женщина  в  белой  косынке, -  курит,  стервец,  и  сигареты  в  рукав  прячет.  Я  боюсь  хату  спалит  к  ядреней  фене. Ведь   целый  день  без  присмотру.
 -  Это  потому,  что  безотцовщина! -  Строго  подводит  итог  её  товарка  в  чёрной  куртке, -   мой  Николай  Серёжку  отшлёпал  раз,  когда  тот  на  стройке  с  пацанами  костры  жёг,  и  теперь  он  со  двора  никуда.
-    Все  тут  же  соглашаются,  что  шлёпнуть  иногда  очень  даже  полезно  и,  главное,  помогает   быстрее,  чем  слова. Тихий,  тонкий  голос женщины  в  тёплом  платке  не  соглашается  с  таким   грубым   воспитательным  приёмом   
-  А  я  Васе  не  разрешаю  Настю  шлёпать. Хотя  она  упрямая   с  детства.   Она  же  девочка!  Вдруг  нарушит  ей  чего  в психике. -  Ещё  немного  поспорив  о  методах  воспитания,  женщины  убирают  кульки  и  бутылки  и  укладываются  сами  отдохнуть  тут  же  на  столе.    
-  Вот  кто – то  с  горочки  спустился. 
Наверно   милый  мой  идёт…
-  запевает  низким  голосом  Ванькина  мама. - 
На  ём  защитна  гимнастёрка,
 она  с  ума  меня  сведёт  -  подхватывают  остальные. 
Песня  крепнет   голосами  и  заглушает  гуленье  голубей  и  звонки  трамваев  в  конце улицы.  Я   выхожу   на  балкон  и  прошу  -  Женщины,  пожалуйста,  можно  чуть  потише -  у  меня  малыш  спит.-  Пение  прекращается,  и  женщины  расходятся   «по  объектам». А  пели  они  хорошо!
 
1983                ***

Прошедшим   летом  на  Белосарайке    Неля   познакомила  Лену  с  холостым (разведённым)  мужичком  Сашей -  шофёром   из  соседнего  села.  Простой,  работящий  Сашка  в  Ленку  влюбился  сразу. Он  приехал  к  нам  на  ул.  Оглоблина  в  ноябре,  привёз  кулёк  дорогих  конфет  детям,  мне  какую – то  вазу.  А  Ленке -  любимой  женщине -  отрез  красной  шерсти  на  платье. 
 Михей  временно    переселился     ко  мне  в  комнату  на  раскладушку  и  три  дня   «дым  стоял  коромыслом»,  стол  ломился  от  «явств», днём  приезжал  Игорь,  играл  домашний  ансамбль  «МИГ»,  Деньку  не  спускали  с  рук  и  в  доме  было  шумно,  сытно  и  весело.      
Потом  Саша,  как  Дед   Мороз  с  подарками  и  с  новым  отрезом  на  платье  для  Лены   явился  под  Новый  год.
Это  был  первый  Новый   год  в  жизни  Дениса,  и  мы  отметили  это  событие :  нарядили  ёлочку,  дарили  друг  другу  подарки,  Я,  Лена  и  подросшая  Татьяна  приготовили  вкусный  праздничный  стол, (Валюха  в  основном  мыла  посуду)  домашний  ансамбль  «МИГ»  играл  мелодии  по  «заявкам   слушателей»,  на  стене  сверкала  блёстками  новогодняя  газета  «Снежинка»  и  был  даже  маленький  самодеятельный   концерт.  Денис  Булик  под  псевдонимом  «Полперденчик» (тётя  Нина  ещё  летом  придумала)  был  «гвоздь  программы».   Мои  сыночки  приготовили  первый  свой  совместный  номер  -    шестимесячный  Денька  у  меня  на  руках   с  моей  помощью  бил  в  такт  кулачком  себя  по  пятке,  а  Мишка  играл  на  баяне  «гопак»  и  пел  -  Куй,  куй  чоботок,  подай,  баба,  молоток…».  Ещё   Михей     показал  чудеса  дрессировки  -  Дениса  опустили  на  пол,  он  по  команде  старшего  брата   подползал  к  нему  и,  задрав  вверх  лицо,  ждал  следующую  команду -  Мухтар,  к  ноге! -    Полперденчик   садился на  попку,  поднимал  руки  к  Мише  и  начинал  требовать   взять  его  на  руки.   Номер  прошёл  «на  бис».  Потом,  взяв  малыша   под  мышки  и  засунув  его  ножки     в  свои  туфли  45 – го  размера,  старший  брат   с  младшим  прошли  «круг  почёта».  Игорь  и  Миша  по  очереди  и  вместе  играли  на  гитаре,  мы  смотрели  праздничный  «Голубой  огонёк»  по  телевизору, пели  со   всей  страной  любимые  песни,  танцевали,  много  смеялись,  пили  «Шампанское»,  мечтали  и  желали  друг  другу  счастья.  Я  была  абсолютно  счастлива.
  Сашка   смотрел  в  основном  на  Лену  и  бормотал,  как  заклинание  - Какая  женщина!  Какие  люди! -  наверное,  в его  жизни  это    тоже  был   необычный  Новый  год -  никто  не  напился  пьяным,  а  всем  было  весело  и    хорошо. 
Он  потом  приезжал  каждый  месяц  на  день – два  и  всегда  привозил  что -  нибудь  вкусное    всей   нашей  компании  и  …отрез  на  платье  для  любимой  женщины (святое  дело!).  Летом  Лена  с  ним  гостила  у  Нелли  на  море,  но  потом  как - то   у  них  не  заладилось -  Ты  понимаешь,  Свет,  он  говорит  «велисапед» ! -  Ленка  округляет  в  ужасе  глаза.   Да  и  «отрезы  на  платье»  ей,  наверно  поднадоели.  Мы  его  потом  часто  вспоминали -  добрый  был  мужик!

                ***

 
 Пошила  я  Денечке  тёплый  «конверт»    из  своей  старой   цигейковой  шубки (ещё  с  Зеи)  и  уже  не  заворачиваю  его  в  одеяло,  идя  на  прогулку.  Перед  выходом   происходит  короткая  схватка -  я  изо  всех  сил  пытаюсь  засунуть  его  с  ногами  в  конверт,  а  Денька  молча  и  яростно,  весь  красный  от  неравной  борьбы  пытается  вывернуться  или    хотя  бы  схватить    что - нибудь    на  столе.  Побеждает  сильнейший!
Все  праздничные  дни  снова  было  «подношения  волхвов»  -  гости  шли  каждый  день,  хотя  и  в  меньшем  количестве,  чем в  июле.   Несли  подарки,  одёжки   Денису,  продукты.  Соседка    Люба  Грязнова,  смеясь,  мне  рассказывала  -  если  в  нашем  тихом  дворе  появляется  незнакомый  человек  и  начинает   рассматривать  номера  домов,  соседи    спрашивают  -  вы  к Свете?  и   указывают  мой  подъезд.   Снова с  полными  сумками  пришли (уже  в  последний  раз)  две  училки  из  школы,  рассказали  новости,  принесли  поздравительные   открытки  от  моих  детей ( уже  четвероклассников),  пришли  Ниночка,  тётя  Энна  и  Циля  и  подарили  конверт с    «денежкой»,  тётя  Люба  с  полной  сумкой   домашних  солений,  Фёдоровы  с  летней  коляской  для  Дениса. Пришли  посылочки  от  тёти Катюши,  тёти  Нины  и  от  Фани  Абрамовны…
Но,  подсчитав  всю  «наличность»,  я  поняла, что   больше  месяца  я  всё  равно   не  протяну  -  нужно  устраиваться  надомницей,  и  я  записалась  на  приём  к  депутату.               

  Самое  важное   начальство  нашего  города  находится   в  центре  города   на  небольшой  площади  с  фонтанами,  голубыми   ёлочками  и  клумбами  роз.  Само  здание  неинтересное  -  четырёхэтажный  кубик  из  стекла  и  бетона.  А  внутри    чистые,  тихие  коридоры,  с  красными  ковровыми  дорожками,  фикусами  в  кадках    и  золотистыми  табличками  на  дверях -  «первый  секретарь  комсомола»,  «зам.  секретаря»,  «адвокат  по  защите  прав  трудящихся»,  «секретарь  обкома  партии»( а  партия  у  нас  была  всегда  одна – коммунистическая),  «инспектор  по  трудовым  вопросам»,  «депутат  верховного  совета  Украины»  - вот  сюда – то   мне  и  надо!  За  дверью  большая  прихожая  с  секретаршей,  стрекочущей  на  машинке  и  ожидающими  своей  очереди  просителями  на  стульях  вдоль  стены.     Я  ещё  с  час  посидела  в  приёмной,  успокоилась,  «собрала  мысли  до  кучки»   и,  услышав  свою  фамилию,  храбро  шагнула  в    кабинет     большого  начальника.
Свою  просьбу  я  ещё  дома  отрепетировала  и  сократила  до  минимума,  интуитивно  чувствуя,   что  нужно  говорить  коротко,  конкретно,  не  напрягать  начальство  своим   бедами,  безысходным  положением  и,  желательно,   самой  предложить  альтернативу.  Поэтому  я   всё  написала    и  после  короткого  диалога,  чувствуя,  что  могу  сейчас  расплакаться  от  волнения,  подала  депутату  эту  свою  бумагу.  Он  прочёл,  внимательно  посмотрел  на  меня,    неожиданно  улыбнулся  и   как – то  мягко,  по – домашнему   сказал  -  Вы  отчаянная  женщина!  Мы  обязательно  вам  поможем.  Я  на  днях  договорюсь  с  фабрикой  «1 МАЯ».  Они  шьют  разные  мелкие  вещи – детские  трусики,  фартучки,  сумочки.  Недалеко  от  вашей  улицы   у  них  филиал.  Будете  приходить,  забирать  заготовки.  Удачи  вам!- 
И   действительно,  привезли  мне  домой    тяжёлую  фабричную  швейную  машинку,  которая  строчила  как  пулемёт  и  требовала  380  вольт. К  ней  установили  регулятор,  я  взяла  первую  партию  заготовок  для  сумок, подписала  контракт  с  фабрикой   о  надомной  работе  и  …. «влезла»  на  целых  полгода!
Дело  в  том,  что  условия  были  драконовские -  каждая  пошитая  мной    сумочка   в  магазине  стоила  4 рубля.  А  мне  за  работу  платили  12  копеек.  Чтобы  её  пошить – сделать  четыре   шва  по  бокам,  обстрочить  верх,  сделать  кант  по  всей длине,  прострочить  ручки  и  крепко  пришить  их  к  сумке -  мне  нужно  было  минут  15 - 25.
Ткань  было  из  тяжёлого  шёлка,  скользкая  и  липкая.  Нитки  сыпались  по  всему  дому, прилипали  к  одежде, падали  в  тарелку,  вылезали  из  швов.   Как  только  я  сажала  Деньку  в  кроватку,  засыпала  его  игрушками,  газетами,  его  любимой  маленькой   кастрюлькой   с  длинной  ручкой  и  садилась,  наконец,  за  машинку,   он  отчаянно  начинал  бунтовать.    Газета  с  криками  возмущения  рвалась  в  клочья,  соска  летела  в  другой  конец  комнаты.  Красный  от  плача,  держа  кастрюльку  в  руке,    Денька  вставал   в  кроватке  и,  размазывая  по  щекам  сопли  и  слёзы,  требовал  немедленно  остановить  это  громко  стрекочущее   железное  чудовище.  Ну,  утром  1 – 2  сумочки  я  всё же  умудрялась  сделать.  Когда  он  засыпал,  строчить  нельзя  -  будил  стук  машинки,  а  ночью  я  не  решалась  тревожить   соседей.  Короче,  урывками,  с  помощью  Миши  или  зашедших  проведать  гостей  я  зарабатывала   рублей  15  в  месяц. 
Я  думаю,  что  тот  депутат  не  знал  расценки  на  фабрике  «1МАЯ»  и  был  очень  доволен  своим  участием в  моей  судьбе.
Но  даже  эти  «  крохи»  помогали  мне  заплатить  за   квартиру (17 руб.)  А  экономить  в  еде  и  при  этом  накормить  3 – 4  едоков  я  давно  уже  привыкла  и  в  холодильнике  у  меня  всегда  стояла  большая  кастрюля  супа  или  борща,  в  сарае    мешок  картофеля   и  пару  десятков  банок  с  соленьями  и  вареньем,  на   балконе  стояла  макитра  с  солёной  капустой,  а  в  морозилке  «суповой  набор» -  такая  еда - выручалка   для  бедных  слоёв  населения.     Тщательно  очищенные  от  мяса  ещё  на  мясокомбинате   дешёвые  свиные  или  говяжьи  косточки  и  хрящики ,  из  которых  я  наловчилась  варить  не  только  бульоны,  но  и  делать  жаркое,  плов  и  рагу.  Из  дешёвых,  чуть  подпорченных  фруктов,  купленных    на  маленьком  поселковом  базарчике,  я  варила  компоты  и  кисели.  Туда   же   в  воскресенье  колхозники  привозили  недорогое  вкусное  сало (тонкое,  с  прожилками  мяса),  пахучее   подсолнечное  масло  и    бочку  с  квасом.  Мишка      с  бидоном   охотно    бегал   за  ним (очень дёшево – 12  коп. 1  литр)  и  выпивал  все  3  литра    за  воскресенье.   
Каждую  субботу  у  меня  с  утра  банный  день.  Приезжала  из  Чулковки  (шахтёрский  посёлок  на  краю  города,  где  жили  Артёмовы)  Валя  с  Виталькой,  привозила  в  клеёнчатой  сумке  кисло- сладких  яблок  «антоновка»,  с  яблони,  что  росла  у  неё  во  дворе,  кулёчек  своих   сухофруктов,  чёрных  вкусных  семечек  со  своего  огорода,  мочалку,  кусок  стирального  мыла  и  смену  белья  для  себя  и  Витальки.  ) Иногда,  когда  у  меня  не  было    приготовлено      «горячее»,      мы  с  ней    лепили  вечерами  и  варили   вареники  с  картошкой, поливая  их  свиными  шкварками  с  луком.       Полная  большая  миска  этого  украинского  деликатеса  уничтожалась  вся  полностью  за  один  присест  -   я  с  Валей,  Миша  с  Виталькой,  да  ещё  потом  подросший  Денька  с  дружком  Вовкой   Пожидаевым    подключались  или  кто -  нибудь  из  гостей.  Иногда  вспоминали  Зею  и  пекли  в  духовке  «кораблики»  -  картошку  с  салом.
Я  радовалась,  что  Валюхе  хорошо  у  меня,  и  я  знаю,  как    она  с  нетерпением  ждёт  выходные,    чтобы  помыться,  расслабиться  и  отдохнуть  в  моём  доме.
Моё  решение  родить  второго  ребёнка  Валя  не  одобряла,  смотрела  на  меня  с  удивлением  и  сочувствием.  Никогда  Деньку  не  «тешкала»,  не  целовала,  не  называла  ласковыми  именами,  как  Лена,   но  погулять  с   коляской    часок  во  дворе,  пока  я  шила  сумочки,  соглашалась. Ну,  что  поделать -  такой  она  была  человек -  неласковый  и  суровый. 
  Уже  тогда   стала  она   сомневаться  в  смысле  жизни,  как  в  способе  существования   и  в  справедливости  её  законов,     стала  всё  больше  замыкаться  в  себе,  мало  улыбалась,  очень  стеснялась  чужих  людей,  даже  Ленку  долго  называла  на  «вы». Уже  когда  все  в  доме  улягутся  и  угомонятся,  Вальку  тянуло покурить  и   поговорить  на   философские  темы -  о  современных  и  умерших  знаменитых  политиках,  о  Достоевском,  о  Бердяеве,  о  чудесах  в  природе… Она  всегда  оставалась  «книжным  человеком»,  много  и  системно  читающим  и  размышляющим  над  прочитанным  (  не  то  что  я  -  читающая  много,  но  не  задумываясь  и  плохо  запоминая),  но  романтичная  и  совсем  плохо  приспособленная  к  «борьбе  за  место  под  солнцем».   
Летом  я  устроила  Дениса  в  ясли  на  полдня  и  стала  искать  работу  в  школе.


                ГЛАВА  5



В  июле  приехал  в  Донецк    навестить  родню  Борис  и  пришёл  к  нам  в  гости  на  ул.  Оглоблина.  Михей  прибежал  за  мной  в  наш  гастроном  «Ударник»,  где  я  стояла  в  очереди  за  ливерной  колбасой  (тогда  она  была   из  требухи,  дешёвая  -  что  важно,    но  вполне  вкусная)  сообщить  эту  радостную  новость  и  мы,  купив  целый  кругляш  колбасы   и  захватив  ради  такого  случая  бутылку  «шипучки»,  спешим  домой.  Боря  стоял  на  балконе  и  басил  на  весь  двор   -  Привет,  ребята!  Света,  у  тебя  что,    Денис  пошёл  уже?!
-  Как  пошёл?  Он  же  только  вчера  топал  из  кухни  в  комнату,  держась  за  стенку! -  и  мы   c   Мишкой   взлетаем    по  лестнице   на  второй  этаж.  Возле  балконной  двери   присел   Игорь  и  от  него,  с  испуганными  глазами,  растопырив  ручки,     САМ   шёл  ко  мне  мой  малыш.  И  был  праздник  в  моём  доме!
 
                ***

Школа№  121,  где  было  два  свободных  места - учителя  и  воспитателя  в  группе  продлённого  дня,  оказалась  совсем  недалеко  от  дома,  сразу  за  заводским  парком  в  «частном  секторе» -  несколько  улиц  частных  одноэтажных  домиков  со  своими  садами – огородами.     Посёлок  скучный,  с  не  мощёнными  грязными  улицами,  местной  шпаной ( фонарей  нет  и  поздно  вечером    ходить     опасно),   с  маленьким  магазином   и  небольшой  школой – восьмилеткой (170  учеников). 
Из  Районо  направили  в  эту  школу  нас  двоих  -  меня  и  маленькую  росточком  круглолицую,  румяную,  похожую  на  репку    девушку  Таню  Филиппову.  Мы,  пока  ехали  с  ней  в  трамвае  из  Районо  на  встречу  с  директором  школы,  мирно  между  собой  договорились  -  Таня   пока  одна,  полна  сил  и  планов  берёт  1 класс.  Я -  «связана»  маленьким  Денисом,  ещё  пару  лет   поработаю  в  «продлёнке»,  а  там  видно  будет!
 Директриса   Лариса  Васильевна – толстая,  с  простым  улыбчивым  лицом   и  короткой  стрижкой  на  круглой  голове,  приняв  наши  заявления,  очень  удивилась,  что  мы  договорились  сами ,  без  конфликтов -  всё    же  я  буду  получать  на  25 рублей  меньше,  чем  Таня.
И   учебный  год  начался.   


                ***
                1984

Снова  школа!  В  12  часов  после  уроков  в  1  класс  к  Тане  собираются  на  «продлёнку»  дети  из  четырёх  младших  классов,  у  которых  «хата  на  замке»  или  «мамка  на  работе»   и  я   веду  их  сначала  мыть  руки  и  обедать,  потом  два  часа  гуляем,  потом  выполняем  домашнее  задание  и… домой!    Дело  для   меня  привычное  и  понятное.  Строгая  училка  Таня  даёт  мне  указания  на  сегодня   и  замечания  за  вчерашний  день.   Потом  складывает    в  большой  кожаный портфель  свои   планы, школьные  тетради  и,  стуча  каблучками,   уходит  домой.   Ей  24 года,  она  умненькая,  старательная,  аккуратная  и  очень  дисциплинированная.  Дома  её  ждут  любящие  папа  с  мамой - пенсионеры,  вкусный  обед,    своя, уютная  комната,    порядок   и  тишина.  Я  не  обижаюсь  на  её  замечания  (ведь  по  делу  же! ),   у  нас  с  ней   нашлось  много  общих  тем  и    интересов(  барды,  походы, книги…)   и   мы    хорошо  дружили    потом   ещё  несколько  лет. 
Ещё  очень  славная  женщина  в  школе -  Любовь  Георгиевна,  учитель  математики.    Крупная,  статная,  лицо  открытое,  с  карими  ласковыми  глазами  -  Господь  не  даром  такие  лица  раздаёт!  Она  постоянная  моя  утешительница,  но  всегда  держит  дистанцию  для  более  близкой   дружбы.  А  я  и  не  настаиваю.  Но  слушать    она    умеет  удивительно!

                Теперь  каждое  утро  у  нас  в  доме  начинается  с  Денькиных  слёз -    он  категорически  не  желает  идти  в  ясли.  Няня  с  трудом  отрывает  его  от  меня  и  я,  прячась,  убегаю  под  его  рёв.  Такой  оказался  «неколлективный»  ребёнок!  Только  года  через  два  смирился  окончательно.  Дома  у  нас  с  ним  полная  гармония -  стал  спокойно  спать  ночью,  давно  привык  к  горшку,  хорошо  ест,  начал  говорить,  около  часа  может  играть  сам. Пока  я  вожусь  на  кухне,   он  топ – топ  из  ванны  в  кухню,  из  кухни  в  комнату.  Я  радуюсь -  ребёнок  занят,  не  плачет,  ай  да   молодец!  Наконец  суп  готов,    я  иду  посадить  малыша  на  горшок  и  обнаруживаю: картошку  в  ванне,  лук  в  его  кроватке,  мыло  в  ведре  с  луком,  а  мячик   в  унитазе.

                ***

 Из  письма  к  тёте  Нине:
………………………………У  нас  с  Ленкой  куча  новостей.  Ну,  во – первых,   у  Лены  новый «хахаль»  Это  серьёзно!  Олег, 36  лет,  высокий,  лысоват,  говорит,  что    музыкант (играет  на  фоно,  чем  Ленку  и  покорил).  Пока  я  не  пойму,  что  за  человек,  в  основном  молчит,  но  вроде  бы  мягкий,  застенчивый. Лена  теперь  почти  у  меня  не  бывает -  все  свободные  часы  и  минутки  с  Олегом.  Её  дочка  Татьяна(  вы  знаете)  вышла    замуж.  Муж    Миша( 24 года )  заканчивает  политехнический, очень  славный   мальчик  -  просто  таких  не  бывает!  Так  что  мама  с  дочкой  обе  на  «волне  любви»  и  Игорь  по  выходным у  нас.  Сразу  с  порога   спрашивает с  надеждой  в голосе -  Тётя  Света,  а  мама  у  вас? -   И  услышав -    Нет. -  грустно  вздыхает  и  идёт  к  Мишелю  в  комнату.  Они  оба  репетируют  новую  программу  для  «МИГа»  и  готовятся  на  осенних  каникулах  «смотаться  на  5  дней  в  Москву  к  Андрюхе».  С москвичом   Андреем  Миша  подружился  ещё  в  походе  по  Кавказу  и  тот  пригласил  его  в  гости  -  показать  столицу.
 На   деньги, подаренные  на  день  рождения,   от  тёти  Катюши  и  Буликов  я  купила  у  соседки  ковёр  в  свою  комнату  и   в  комиссионке  приличный  костюм  для  Миши.  Вы  не  представляете,  какой  он  стал  большой – 1м 80см.!  Он  то  ласковый,  весёлый,  то  замкнутый  и  чужой.  Растёт!
А  подарок  Фани  Абрамовны  для  Дениса  - куртку  и  тёплые  штанишки   мы  уже  обновили  -  в  них  Деня  такой  нарядный  и  толстый.  Ей  и  маме  Любочки   я  тоже  пошила  и  отослала   фартучки  -  хоть  как – то  отблагодарить  за  их  доброту. А  что  я  ещё  могу?!
У  меня  всё  нормально -  дом – школа – дом.   Мы  вас  любим  и    по -  прежнему  ждём  в  гости.   
Я  и  мальчики».

Лена  ездила  в  Ригу  хоронить  любимую  тётку.  Она  умерла  в  сумасшедшем  доме  и  Лена  успела  с  ней  пообщаться  перед  смертью.  Та  в  минуты  просветления  ещё   дома   разложила  повсюду  для  любимой  племянницы  записки  с  объяснениями  -  что?   где?  когда?  Ленка  вернулась     домой  уставшая  и  грустная  с  какими - то  вещами,  посудой,  постелью  и  подарками  для  детей.  Даже  мне  перепала  пёстрая  льняная  скатёрка.

                ***
                В  кузов  грузовика  не  поместились  все  Ленкины  вещи  и  мебель.  Пришлось  оставить  узел  с  одеялом  и  ящик  с  посудой (зато  взяли  пианино  для  Олега).  Лена  с  Деней  на  руках  садится    в  кабину,  а  я,  Михей,    Игорь  и  зять  Миша  садимся  в  кузове  на  узлы,    матрас  и  едем  на  новоселье  -  Лена  переселяется  к  Олегу  в  какой – то  посёлок  на  краю  города.  Там  старый  двухэтажный  дом (типа  моего),  запущенная  квартира,  две  комнаты,  старая  мама  Олега,  которая  без  конца  улыбается  всем  и,  как  уверена  Лена,   её  ждёт  там  «счастливая  семейная  жизнь  с  любимым  человеком».  Она  ездила  теперь  уже  тремя  трамваями  в  свою  школу -  нужно  было  отдавать  долги  за  Танину  свадьбу  и  за  переезд,  поэтому вкалывала  до  конца  года  в  две  смены.

1985

На   Новогодний  вечер  мы  с  Михеем  позвали  Игоря  с  гитарой.    Он  пришёл  к  нам  днём  31  декабря  и  уселся  на  полу  в  большой  комнате  чинить    гирлянду  цветных  огоньков  на  ёлку.  Я  оставила  на  него  Дениса  и  побежала  в  гастроном  что – то  докупить    для  праздничного  стола. 
Я  уже  поднималась  по  ступенькам,  как  дверь  гастронома  открылась,  и  из  неё  вышел……..Юрочка  Рагулин!    От  неожиданности  как – то  потемнело  в  глазах  и  ошпарило  волной  стыда  за  себя -   какой  он  видит  меня  сейчас? – озабоченную  стареющую  тётку  (почти 40 лет!),  в  заношенном    перелицованном  тётей  Энной  пальтишке  с  её  же  потёртой старенькой  норкой  на  воротнике.  Крючок    вверху  вечно   рвал  петлю  из  ниток,  сапожки  прошлогодние,  со  стёртыми  каблуками,  на  голове  вязанный ,  теряющий  форму  берет,  а  в  глазах  тоска  и  испуг.   Кошмар!    
Но   Юрочка  скользнул  по  мне  равнодушно  взглядом  и  пошёл  себе  дальше.  Я  поняла  -  не  узнал!    В  полном  «растрёпе  чувств»  я  уже  направилась  к  двери,  но  неожиданно  обернулась  и  громко  позвала -  Юрочка! -  Рагулин  обернулся,  снова  скользнул  взглядом,  снова  не  узнал,  решил,  что  почудилось,  и  уже  хотел  идти  дальше,  но  вдруг  резко  повернулся  ко  мне  и  с  выражением  ужаса  на  лице,  прошептал -  Светочка!» -  Я  думаю,  что  если  бы  я  не  подошла  его  поддержать,  он  бы  упал  в  обморок.  Зато  я  уже  вышла  из  ступора  и  была  абсолютно  спокойна.
 -  Юрочка,  ну  что  ты  так  испугался?  -  перехожу  я  на  дружеский  тон. -  Ведь  15  лет  прошло,  жизнь,  знаешь,  не  балует.  Ну,  если  так  тебе  страшно  -  не  смотри  на  меня. 
А  я  рада  тебя  видеть  таким  же  румяным  и  подтянутым!  Ты  как  тут  у  нас   на  посёлке  оказался? -  И  Юра,   обретя   дар  речи,  смущённо  оправдывается,   что   плохо  видит,  потому  не  узнал (так  я  ему  и  поверила!),  Улыбаясь,  снимает  дорогую  шапку,  показывает  лысеющий  лоб,  как  доказательство   его  старения,    рассказывает  про  заболевшего  друга  в  нашей  больнице,  которого  он  пришёл  поздравить  с  Новым  годом.   Спрашивает  у  меня -  как  я?  Где  работаю?...  Мы  оба  осторожно  пока  обходим  главную  тему -  есть  ли  у  нас  дети  и  полная  ли  семья?     Я  решаюсь  пригласить  его  к  себе  в  гости -  ведь  другого  такого  случая  не  будет.   Юрочка,  немного  поколебавшись,  соглашается,  и  мы  идём  ко  мне  домой.
Прямо  с  порога  ко  мне  бросается  Денька  и  тащит  показывать  ёлочку  в  огоньках.      
Игорь бренчит  на  гитаре  у  Миши  в  комнате  и  кричит  оттуда,  что  ребёнок  хочет,   наверное, есть  и  он  дал  ему  хлеб.  Я  срочно  переодеваюсь в  новую  блузку,  сажаю  Деньку  на  горшок,  ставлю  греть  кашу, кормлю  его  и,  наконец,  сажусь  с  Юрочкой  пить  чай.
Он  уже  вполне  пришёл  в  себя  от  повторного  шока,  когда  понял,  что  у  меня  не  только  нет  мужа,  но  и  есть   ещё   второй  ребёнок.  Говорил  со  мной  спокойно,  рассказал,  что    работает  инженером  на  большом  заводе,  что  недавно  развёлся  с  женой,  есть  дочка  Света  6  лет.  Вспомнили  Катюшку  Туточкину,  вечеринки  в  политехническом  институте  и  уже  прощаясь   через  час,   Юрочка  как  -  то  задумчиво  сказал  -   Знаешь,  Свет,  ты  мне      очень  в    чёрном   платье  с  белым  воротничком  нравилась!  Такая  была  лапочка  кудрявая!  Я  очень  рад,  что  мы  увиделись!  С  Новым  годом! -  И  ничего  не  пообещав,     ушёл  в  свою  жизнь  уже  навсегда.
Эта  встреча  стала  для  меня  очень  важной  вехой  в  личной  жизни.    Я    поняла  это  уже чуть     позже.  Если,  увидев  меня,  пришёл  в  ужас   когда – то  любящий   меня  человек,  какие  уж  я  могу  вызывать  симпатии  у  противоположного  пола?!   Я  как -  то  внутренне  себя  легко  в  этом  убедила,    поставила  на  личной  жизни  «большой  жирный  крест»  и…  целых  15  лет  прожила  монашкой! 

                ***      
флешка


Рецензии