Ностальгия

Глупая такая песня:
"Плыл по городу запах сирениииииии.
Да чего ж ты была красивааааааа.
Я твои целовал коленииииии.
И судьбе говорил: спасибооо!"
Как сейчас помню. Мне лет 10, сижу в самой большой комнате в родительском (теперь) доме, которую мы называли залом. Сижу на ковре с орнаментом, а по телевизору поет такой мерзковатый голосок. Фу! И , как тогда, по мне пробежали не самые приятные мурашки. Была бы я кошкой, у меня бы подшерсток встал вдоль позвоночника.
Сейчас везде цветет сирень. Только все ддругое. Город другой, мне уже давно не 10 лет, песню эту уже нигде не услышишь...
А вот вижу сирень, и сразу в памяти возникает этот дурацкий мотивчик...
И я сразу маленькая. Сижу в зале на полу. Что я там делала, в зале на полу? Играла в куклы, наверное, сейчас уж и не вспомню.
И в окна сквозь листву  пролезали солнечные лучи. Они располагались рядом со мной на полу, Или, наоборот, зелень отбрасывала тень? Как давно это было. Не помню деталей, а ощущения такие яркие. Как будто этот момент был только что, еще и минуты не прошло.
Окна зала выходили за двор. За окнами рос орех. И Абрикос. Квартира на первом этаже, там всегда было немного прохладно и всегда была тень. Но не темень. Просто приятная прохладная тень. И сквозь листву всегда проникало солнце. Поэтому дома были и свет, и тень. И это было так уютно. Нигде больше нет такого сочетания света и тени, как у меня дома...
Моя комната окном выходила в другую сторону, во двор, и уже под ним росла сирень. И весной она цвела и распространяла свой сиреневый запах вокруг себя так, чо до мего носа это запах неприменно доходил. Только тогда я об этом не знала. Только сейчас это понимаю. Ведь недаром теперь, учуяв запах сирени я сразу оказываюсь у себя дома маленькой.
А какие были вечера! Во дворе у всех жильцов дома, а их было 8 семей (два подъезда, два этажа, по две квартиры на этаж), у всех было по маленькому огородику и по беседке. И за двором напротив окон у каждой семьи был свой участок. На нашем как раз и росли орех с абрикосом. А во дворе по вечерам всной и летом все жильцы, наши соседи и наша семья, выходили на свои участки сажать, поливать, продергивать траву и т.д. А в беседках сидели соседские бабушки и дедушки. Дедушки играли в карты или домино, а бабушки обсуждали только появившиеся на телевидении мексиканские сериалы. А дети ( и я среди них) бегали по узким тропинкам между участками, срывали головки одуванчиков и колокольчиков, превращая их в юбки куколок и играли ими. Мы превращали струю воды из колонки во дворе в ручеек, по которому плыли листочки-лодочки, а по краям ручья росли незабудки. И мы носились со своими куколками по тропинкам вокруг беседок, бабушек и дедушек, или стрелялили друг в друга из водяных пистолетов (или просто из бутылок в дырочкой в пробке), и бежали со всех ног домой, когда мама из окошка звала ужинать.
А еще мы гуляли за двором. Наша улица была неасфальтирована, по ней можно было бегать босиком, как по песчаному пляжу. так мы и делали. По обе стороны дороги были учатки-огородики и домики. Почти все дома были частные, маленькие, и только наш и еще парочка таких же были двухэтажными 8-ми квартирными с общим двором. Наш двор всегда был самым уютным. Ни у кого больше не было полисадничков и беседок. У остальных были обычные дворы, как в других многоквартирных домах.
И я помню, как я бегу босиком по нашей дороге навстречу своей бабушке. Бабушка идет с остановки, она приехала на автобусе к нам в гости и несет тяжелую сумку с гостинцами. Бабушка тогда была такая молодая! Какая она была бабушка?!! Ей было-то лет 50 тогда...
Как в старом кино перед глазами картинка, как будто кто-то снимал меня тогда на пленку, а сейчас я просматриваю ее без звука: я бегу - ребенок, в шортиках и майке, с босыми ногами, по пыльной дороге, русые волосы ниже плеч развиваются, попадают на лицо, я убираю их рукой. Навстречу мне идет женщина. В очках, не очень высокая, с сумками в обеих руках, она улыбается, у нее кудрявые волосы, темно-русые. Она не может протянуть ко мне руки, потому что в них сумки. А я подбегаю к ней, обнимаю. Я ростом достаю ей чуть выше талии. Она ставит сумки на землю, обнимает и целует меня в макушку. Потом я бегу со всех ног домой и кричу маме с порога: бабушка приехала!
Это так живо стоит перед глазами. Но еще сильнее чувство. Я сейчас - тот самый ребенок, точь-в точь.
Это событие повторялось не раз. Бабушка приезжала и вместе с дедушкой. Тогда они шли вдвоем, оба с сумками и я бежала к ним обоим навстречу. Но я почему-то запомнила именно этот эпизод.
Когда я вспоминаю себя маленькой, я помню именно это: я бегу навстречу бабушке; комнату с солнечными бликами на полу; вечерний поливочный ажиотаж во дворе. И запах. Запах сирени. Цветущих плодовых деревьев. Запах мокрой земли. Запах вечера. Детства.

Я могу еще много вспомнить. Например , как ночью поют сверчки. Вы больше нигде не услышите, как они поют, кроме как в моем детстве у нас во дворе. И небо такое ночью вы больше нигде не встретите. Даже на море в ясную ночь. Только в нашем дворе такое звездное небо.
Еще могу вспомнить, как отмечали праздники прямо во дворе. Мамин день рождения. Прямо под окнами мы ставили большой стол. Над ним бвл разбит виноградник. Мы выносили еду из дома, и все было, как буто мы празднуем в квартире, только было это на улице. И соседи были там, и никто не ругался и не жаловался. Мы танцевали почти всю ночь. Были и бабушки с дедушками, и много родственников, и друзья родителей. А я была еще ребенком, но была вместе с ними заодно.
А еще я очень любила, когда нступали сумерки. Это мое самое любимое время весной и летом. Когда уже не день, но еще и не ночь. Когда воздух светится каким-то розово-сиреневым цветом. Когда асфальт остывает. В этот момент все цветы пахнут сильнее. Наступает прохлада. Потbхоньку запевают сверчки.

Самое интересное, что там, где стоит мой дом, в моем южном городе, все по сей день так же. Разве что, нет уже некоторых соседей и никто уже не играет в домино в беседках, но там так же растет сирень, так же поливают по вечем и сверчки поют ничем не хуже. Только все это уже не так. Чувтсва не те. Хочется прибежать, обнять все это, сказать: как давно мы не виделись, но мы снова месте! Но прибегаешь, а обнять некого, не узнаю никого. А если я узнаю, то меня - нет. И вроде смотрю, слушаю, все то же самое, а все не то. Просто я уже не бегу босиком по улице навстречу бабушке. Бабушке уже давно за 60, а дедушке за 70.
И в квартире все так же лежит на полу солнечный блик. И хочется туда с непреодалимой силой, до слез! А прихожу, там нет того, куда так хотелось. Как у Гришковца в "Как я съел собаку". Прихожу домой, а дома нет.

Зато есть сирень. И она каждую весну цветет, и всегда будет цвести. А пока есть она, я буду всегда возвращаться в свое детство. Поверите вы мне, если я скажу, что только сегодня полчаса назад я стояла в центре Столицы и нюхала куст сирени у всех прохожих навиду. Стояла и вдыхала аромат так жадно, что люди на меня оборачивались. Думали ли они, что я сумасшедшая, которая никогда не видела сирень? Не знаю. Я с каждым дуновением ветра ощущаша себя маленькой девочкой, бегущей босиком по песку. Я так живо все вспомнила! Вот вам машина времени!
Правда, песенка, действительно, дурацкая...
Плыыыыл пооо городу запах сиренииииииииииии
Доооо чеееего ж ты была красивааааааааааа.....
...


Рецензии
Елена, отлично у Вас получилось про воспоминания.
Я вот тут подумала: как хорошо, что мы способны мысленно возвращаться к своим прошлым впечатлениям. Это делает нас наполненными.
Все вмещает память - и сирень, и сверчков, и солнечные блики...
И мы благодаря своей памяти с каждым днем становимся другими.
Это замечательно.

Полина Рэй   22.05.2012 18:35     Заявить о нарушении