Портрет

Один из четырех залов пригородного ресторанчика был полон веселых молодых людей. Никто не обращал внимания на духоту, прокуренный голос исполнителя живой музыки, не отличавшегося особым талантом, и отвратительно поблескивающие при мерцании светомузыки багрово-красные стены. Разодетые нимфетки мило чирикали между собой, обсуждая последние новости чьей-то жизни, грациозно поднимались на высоких каблучках и кружились в танце со своими или чужими ухажерами. Часто не в такт, пропуская музыку мимо ушей. Они были уже достаточно пьяны, чтобы не замечать ни своих, ни чужих промашек.
Рядом с выходом из зала, спиной к стене, оперившись об нее локтями, стояла девушка. Ее растрепанные волосы цвета соломы, сильно выгоревшие на концах, почти желтые, свисали немного ниже плеч в творческом беспорядке. Впрочем, тот, кто ни помнит ее изначальной укладки, в жизни не догадался бы, что с прической что-то не то и этот ураган на голове вполне мог бы сойти за современный летний тренд.
Ее светлые сине-зеленые глаза скользили по залу, оценивая то одну, то другу пару, но в итоге всегда останавливаясь на тех, кто зажигал в самом центре танцпола. Это была молодая симпатичная пара, одна из тех, что встречаются где-нибудь на вечеринке из друзей, находят общие интересы и не хотят искать кого-то еще. На нем была белая рубашка, синий галстук в полоску, который от активных танцевальных па залетел на плечо, и черные брюки клеш. На ней синее платье футляр по фигуре, которое, впрочем, совершенно не стесняло движений. Эта пара была, пожалуй, самой трезвой из всех танцующих, их движения были четкими, они держали ритм. Если бы кто-то, кроме смотрящей девушки обратил на них внимание, а не был так увлечен собой или своей пассией, то мог бы взять положительный пример и поучиться двигаться…
Она стояла у стены уже давно, но никому совершенно не было до нее дела. Не сказать, что это девушка в зеленом платье и беспорядочной прической была совершенно, просто, как было сказано ранее, все были слишком одурманены.
Она была погружена в раздумья, но неожиданно их прервали. К ней подошел взрослый мужчина в строгом костюме. Лицо его пронизывала лишь пара неглубоких морщин, в карих глазах отражалась какая-то неведомая грусть и, вероятно, внушительный жизненный опыт. На лбу от духоты выступали капельки пота, а каштановые волосы, чуть длиннее, чем у большинства мужчин, были мокрые, будто он только что вышел из душа.
Он внимательно посмотрел на светловолосую девушку, легко улыбнулся, прикрыл глаза и чуть опустил голову в знак приветствия.
 - Молодежь развлекается, - медленно проговорил мужчина и встал спиной к стене, также как стояла девушка. – Почему скучаете?
- Я не самый лучший танцор, - улыбнулась девушка. Она отвлеклась от танцующей пары и, повернув голову, смотрела на незнакомца. – А вы из соседнего зала?
- Да. Там отмечают юбилей. Мой. Мне 50 сегодня.
- О, - протянула она. – Отчего же вы гостей оставили?
- Мои друзья уже настолько пьяны, что уже и не помнят, чей день рождения.
Девушка сочувствующе посмотрела на мужчину. Не хотелось бы ей отметить 50-летие в компании людей, которым все равно где ты и даже кто ты.
- Хочу выйти на улицу проветриться. Не находите, что здесь невыносимо душно?
Она кивнула. Мужчина быстрыми шагами направился к выходу. Немного помедлив, девушка двинулась за ним.
Соединив руки в замок за спиной, он стоял, покачиваясь вперед-назад, устремив взгляд в звездное небо. Она прошлась туда-сюда позади него и остановилась рядом. Украдкой взглянула на него, подметив, что лет двадцать назад он определенно был хорош собой, а затем посмотрела на звезды. Небо было безоблачным и сверкало сотнями ярких огней.
- С днем рождения, - тихонько сказала девушка.
- Спасибо, - улыбнулся он. – А что за праздник у вас?
- Помолвка. Друзей.
- За которыми вы наблюдали на танцполе? И давно они знакомы?
- Было так заметно, что я смотрела за ними? – смутилась она. – Они познакомились на дне первокурсника два месяца и два дня назад. Она моя лучшая подруга, мы пришли вместе посмотреть, кто поступил в наш университет. Он тоже пришел, - девушка грустно усмехнулась. – Она как раз рассталась с молодым человеком. Они были отличной парой, но, по неизвестной никому причине решили остаться друзьями. Ей было грустно и одиноко, а здесь он – такой милый и галантный. Так и закрутилось…
- А давно вы в него влюблены? – девушка изумленно посмотрела на мужчину. Она попыталась прочитать в его взгляде что-то, но не могла. Видимо он обладал намного больше проницательностью, чем молодая девушка.
- Два месяца и два дня… И зачем я вам это говорю?
- Потому что им никогда не скажешь, - усмехнулся мужчина. – Эх, молодежь. Они ведь даже не подходят друг другу.
- С чего это вы взяли?!
- Защищаешь подругу?
- Да… Она моя подруга и она счастлива. Она заслуживает счастья. Они красиво танцуют…
- Зачем ты мне врешь? – спросил мужчина и внимательно посмотрел ей в глаза. – Твоя подруга любит своего бывшего парня. В этом лишь находит утешение, а ты…
- А я по-настоящему в него влюбилась, - печально закончила девушка. – Но ничего уже не исправишь…
- Глупая ты. Чужое счастье, выходит, дороже своего?
- Да что я могу? У меня даже ни одного таланта нет.
- Прям таки ни одного? – ухмыльнулся он, подошел к девушке совсем близко и взял ее за руку. – Что-нибудь обязательно должно быть. Ты ведь не глупая девочка и если захочешь – найдешь.
- Мы давно на «ты»? – спросила она с усмешкой и аккуратно высвободила свою руку.
- Увидимся. Когда-нибудь, - сказал мужчина, спокойно отпуская ее.
Он неспешно развернулся, подошел к двери ресторанчика, но потом будто неожиданно повернулся и двинулся в противоположную сторону, туда, где была остановка такси. «Удачи!» - крикнул он, не обернувшись.
* * *
Один талант у нее все-таки был. Она рисовала. Давно, еще с начальной школы. Нигде не училась, не знала правил и не умела рисовать пейзажи. Зато портреты всегда получались превосходные. Ей удавалось уловить настроение, эмоции, изобразить характер человека…
Портрет молодоженов – разве это не отличный подарок к свадьбе? Отличный, показалось Подруге и Ему. Они приходили к ней по очереди из-за несовпадающего учебного графика. Садились на жесткую табуретку в маленькой комнате, напротив холста, за которым сидела Она. И позировали. Час, два, три. Пока модель и художник ни устанут.
Она аккуратно вырисовывала линии. Пыталась уловить каждую деталь, расставить акценты.
Хитрые зеленые глаза подруги. Ее аккуратно уложенные рыжеватые волосы до плеч, маленький носик и тонкие губы. Все гармонично на небольшом круглом личике. Она даже не особо рассматривала подругу, когда рисовала. Годы знакомства. Она знала ее как свои пять пальцев, все ухмылки, переливы настроения, каждую мимическую морщинку. Другое дело Он…
Она ждала каждого его природа, отсчитывала часы, минуты, секунды. Ей хотелось увидеть его, так близко, на это неудобной табуретке. Всего в двух метрах от нее. Так близко и так далеко. Он не ее. Он чужой. И никогда не сможет быть с ней, а она никогда не расскажет о своих чувствах…
Зато сейчас есть шанс – видеть его, разговаривать с ним, пока карандаш скользит по плотной бумаге. А большом холсте формата А2 появляется мужественный, высокий лоб, короткие темно-каштановые волосы, глубокие карие глаза, нос с небольшой горбинкой и вечно расплывающиеся в улыбке губы.
 Он не был склонен к грусти и депрессии. Он старался всегда улыбаться и  сохранять здоровый оптимизм даже в самых сложных ситуациях.
Ему было 24, он заканчивал университет. Жил один в двухкомнатной квартире, ему было одиноко. Однажды он твердо решил, что нужно найти хорошую девушку для будущей совместной жизни. И чуть больше двух месяцев назад он нашей ее на дне рождения. Он сразу почувствовал симпатию с ее стороны и решил не тянуть.  Отношения развивались стремительно и вот он уже жених, позирует подруге своей невесты для свадебного портрета.
Он до сих пор не знал, счастлив ли, любит ли свою невесту. Но ведь все люди женятся, заводят детей. Это нормально и так должно быть. Почему бы и ему не жениться?..
Первые несколько встреч они беседовали исключительно о подруге, о предстоящей свадьбе, медовом месяце и Его планах относительно семейной жизни. Но потом оказалось, что Она любит ту же музыку, что и он. А ее любимый фильм оказался его любимым фильмом. Они даже когда-то учились в одной школе и у них были общие преподаватели.
Так работа над портретом двигалась все медленнее, а узнавали они друг друга все лучше. Когда Она устава рисовать они шли пить чай и есть их общий любимый торт «Наполеон».
* * *
До свадьбы подруги оставался всего месяц, а Она любила жениха так, что не было сил смотреть на него, и теперь при каждой встрече в горле вставал болезненный комок.
Однажды она взяла еще один холст такого же размера и перерисовала его изображение. Оно получилось еще лучше, чем на свадебном портрете. Глаза были живее, они смотрели ласково и с интересом, будто хотят что-то спросить.
Она поставила зеркало напротив холста.
Шесть часов она пыталась уловить собственные эмоции. Как можно натуральнее изобразить волосы цвета соломы и сине-зеленые глаза. Они были вместе – Он и Она, на этом портрете. Это был только ее портрет, который они никогда и никому не покажет.
Через пару дней он был закончен, в то время как на свадебном оригинале еще оставались белые пятна. Будущие молодожены были слишком заняты подготовкой, чтобы позировать.
Она дорисовала ему классический галстук-бабочку, а себе – переливающуюся фату с мерцающими стразами.
* * *
Она шла, чеканя шаг по залитой светом улице. Теплый ветер раздувал волосы. Она прикрывала глаза, чтобы насладится дыханием лета.
Неожиданно для себя самой она остановилась. Возле банкомата в очереди из трех человек последняя фигура показалась ей подозрительно знакомой, но где она видела этого мужчину, девушка не помнила.
Она подошла как можно ближе, чтобы разглядеть его получше. Взрослый мужчина в строгом костюме. Пара неглубоких морщин, карие глаза, заостренный нос. Тот самый 50-летний незнакомец из ресторана.
Казалось, он знал, что она подойдет и был раз вновь ее встретить.
- Здравствуй, - поздоровался мужчина. – Как там твоя любовь?
- Меньше чем через месяц женится на моей лучшей подруге… Зато я нашла свой талант.
- Ммм…- протянул мужчина. – И какой же?
- Я рисую портрет. Портреты. Подарю им в день свадьбы. Раньше времени не показываю.
- А мне можно взглянуть?
* * *
Одинокой девушке приводить домой малознакомого взрослого мужчину было совершенным безумием. Но она не чувствовала от него ни малейшей угрозы, не обижалась и не смущалась. Она просто согласилась показать свои рисунки.
- Красиво, - мужчина вертел в руках свадебный портрет. – Только подруга здесь явно лишняя. Ты должна быть на ее месте…
Он заметил второй холст, который Она успела убрать только за диван.
- Вот оно что, - протянул мужчина. – И ты, конечно, не хочешь показывать это ему?
- Как вы себе это представляете? – разозлилась она. – Он женится на моей лучше подруге! И очень скоро! Что изменится, если он узнает о моих чувствах? Либо он будет со мной, и я потеряю подругу, либо он останется с ней, но она все узнает, и я все равно ее потеряю! А я не хочу этого, понятно?
Из сине-зеленых глаз градом хлынули слезы. Руки затряслись, как во время припадка. Она упала на колени перед мужчиной и опустила голову. Ее передергивало из стороны в сторону, она хотела успокоиться, но не могла. Будто бес, какой-то дракон вселился в нее, причинял невыносимую боль и не собирался останавливаться.
- Что вы сделали со мной?! Зачем вы говорили мне все это тогда, у ресторана?! Зачем?!
Он опустился на колени напротив нее, взял ее за руки и посмотрел в заплаканные глаза.
- Я пытался помочь, - тихо сказал он. – Я когда-то потерял свою любовь, она вышла замуж за моего лучше друга. А сейчас ее уже нет. И, возможно, признайся я ей тогда, все было бы иначе…
- Я не мужчина, - захлебываясь слезами, произнесла она. – Все ситуации разные. Не думайте, что вы самый умный. Не думайте, что можно расчесать всех под одну гребенку!
- Хорошо, - спокойно ответил он. – Мне уйти?
Он молча встал и направился к выходу.
- Нет, постойте, - тихо позвала она. – Я не хотела обидеть вас. Прошу, останьтесь. Мне сейчас нужен кто-то, с кем можно поговорить… Конечно, если вы не заняты.
- О нет, - улыбнулся он. – У меня нет абсолютно никаких дел.
* * *
Мужчина оказался владельцем сети маленьких книжных магазинчиков, разбросанных по всему городу. Если сложить их общую площадь, то получится огромный торговый центр, так что его можно было даже назвать крупным предпринимателем. Почему он не построил хотя бы один гигантский книжный, никто из его друзей не мог объяснить. Это было ведомо лишь ему одному, и он не намерен был делиться своими мыслями с окружающими.
Один магазинчик, самый маленький и особенно любимый владельцем находился совсем близко от ее дома. Она стало часто заходить поболтать с мужчиной, ведь здесь он предпочитал работать сам. Она помогала расставить книги на полку, наводила порядок в канцелярии или вытирала пыль. Ей нужно было дело, чем-то занять свои мысли пока все это не закончится, пока Он и Подруга наконец-то не станут мужем и женой…
- И как я раньше без тебя обходился, - подмигнул мужчина. Она стояла на стремянке и расставляла по алфавиту книги на верхней полке. – Здесь был такой кавардак, я вечно ничего не мог найти. При всей любви к этому магазину, владелец и руководитель из меня получается намного лучше, чем продавец и служащий.
- Так почему бы тебя не нанять сюда кого-нибудь?
- Кажется, мы вдвоем неплохо справляемся. Только ты отказываешься брать деньги за свою помощь и это неправильно.
- Считай что это акт доброй воли. Я не бедствую. Поверь, если мне понадобятся деньги, ты будешь первым, к кому я пойду за помощью, - улыбнулась Она.
Она уже не помнила, когда они перешли на «ты». Просто в обществе этого взрослого человека ей было легко и спокойно, на какое-то время она могла отрешиться от своих проблем и навязчивых мыслей о Нем.
- Что случилось с той, которую вы любили? – неожиданно для самой себя спросила Она.
- Я уже говорил тебе, - мужчина стол  ней спиной, он что-то перебирал в кассовом аппарате, но после ее вопроса руки перестали слушаться. Он присел на стул. – Она вышла замуж за моего лучшего друга. А потом умерла.
- Отчего?
- Он, - голос мужчины дрожал. В глаза заблестели слезы, но он подавил их и не позволил эмоциям вырваться наружу. – Он много пил и как-то на празднике ему, пьяному, показалось, что я слишком активно оказывал ей знаки внимания. Он знал, что я был неравнодушен к ней, но тут ему показалось, что и она заинтересовалось мной. Он выпил больше обычного и ночью, когда они уже вернулись домой, он ударил ее, очень сильно. Она упала и ударилась головой. Друг вызвал скорую сразу же, но было поздно, ее не смогли спасти.
- Сочувствую, - тихо сказала Она. Девушка спустилась со стремянки и положила руку ему на плечо. – Это было давно?
- Да, это было очень давно. Я был таким же, как Он. А она была такой же, как ты. Вы с ней похожи. Потому я и подошел к тебе в тот вечер, в ресторане. Ты напомнила мне о ней. Она никогда не танцевала, всегда стояла также тихонько у стены и заинтересованно разглядывала других. Но в твоих глазах я увидел интерес совершенно иного рода. В них была любовь и разочарование…
* * *
Около 11 часов к ней забежала подруга. Ей не терпелось обсудить все подробности украшения зала к предстоящей свадьбе. Как разложить приборы, развесить плакаты, кого цвета и сколько шариков должно быть, как расставить таблички с именами гостей, чтобы поблизости не оказались люди, которые друг друга терпеть не может. Каждую мелочь необходимо было обдумать, принять решение и записать в большую тетрадь формата А4, которую подруга специально приготовила и подписала на обложке – «Наша свадьба».
Она делала вид, что слушает подругу очень внимательно. Улыбалась, иногда кивала и вставляла эпитеты типа «гениально», «потрясающей», «великолепно». Когда подруга спрашивала совета, Она чесала голову, предлагала пару никудышных вариантом и останавливалась на простом ответе: «Тебе лучше знать».
Девушки смотрели каталоги и листали свадебные журналы, а когда время стала доходить три Подруга соскочила с мечта и стала судорожно упаковывать все свои богатства.
- Тебя что, оса ужалила?
- Я совсем забыла о времени, мне надо бежать, - затараторила Подруга, не оборачиваясь. – У меня свидание в три.
- Свидание?! С кем? – выпучила глаза Она.
- Можно подумать ты не догадалась, - ехидно улыбнулась подруга и исподлобья взглянула на застывшую в недоумении девушку.
- Неужели с ним… С твоей первой…
- Ага, ага, первой и последней. Хм…
- А как же Он?! Ты не любишь его?! У вас ведь свадьба!
- Ну почему же. Я его тоже люблю… эм… вроде бы. Я не знаю, - с улыбкой пожала плечами Подруга. – В любом случае к свадьбе все готово: платье куплено, ресторан заказан, гости приглашены. Куча денег на это ушла, между прочим! Ничего отменять я теперь уж точно не буду. Стану счастливой и красивой женой. Я ведь не обещала быть верной женой, - лукаво подмигнула девушка.
- Ушам своим не верю, - открыла от удивления рот русоволосая девушка и уставилась на подругу.
- Не надо смотреть на меня с таким осуждением, дорогая. Я не собираюсь постоянно ходить налево. Мне просто нужно немного погулять перед самым важным событием в жизни. А ты постарайся занять жениха подольше, Он часа в четыре будет у тебя. Ну, рисуй медленнее или предложи посмотреть фильм. У вас, кажется схожие вкусы. А меня просто воротит от того, что он смотрит…
* * *
Она лежала на кровати, раскинув руки в стороны и уставившись в потолок. В голове крутились последние фразы подруги. Это было не столько больно, сколько обидно. Ведь все могло бы быть совершенно иначе, все были бы счастливы. Если бы только…
В дверь позвонили. Он стоял на пороге и приветливо улыбался своей ослепительной улыбкой.
- Я заметил, - сказал Он, - что твои кисточки уже совсем плохи. Вот, принес новый, - он протянул ей деревянную коробочку новеньких кистей.
- Спасибо, - насколько возможно весело поблагодарила она. – Я обязательно воспользуюсь ими в будущем. Но коней, как известно, на переправе не меняют, так что твой портрет я допишу старыми кистями.
Около двух часов ушло у нее на окончательную доработку портрета. Последние штрихи и все готово. Она весело смотрит на свою работу и крайне довольна результатом.
- Могу я взглянуть?
- Конечно, нет! – с жаром возразила она. – Ты что, это же подарок вам на свадьбу, даже не вздумай смотреть на него. Весь сюрприз испортишь!
- Ладно, - ухмыльнулся он. – В качестве компенсации за возбужденное любопытство я могу надеяться на чашку чая?
- Это без проблем, - ответила Она. – Только не вздумай смотреть. – Она строго посмотрела на него, пригрозила пальцем и отвернула мольберт к стене.
Через пару минут она вернулась с двумя полными чашками и обомлела.
Он стоял в дверном проеме, возле кладовки и держал в руках второй портрет. Тот, что был предназначен для нее. И только для нее.
- Как это понимать? – в его голосе слышались странные нотки. Это был коктейль из гнева, недоумения, смущения и возмущения.
- Я не… Ты…Ты не должен был его видеть… Как ты?
- Кладовка была приоткрыта, - он нервно зашагал по комнате взад и вперед, бросая на нее косые взгляды. – Я увидел там какой-то холст, хотел взглянуть на то, что ты еще рисуешь.
- Ты не должен был…
- Да я уже понял! – вскрикнул он и посмотрел на нее. От этого испепеляющего взгляда таких красивых и любимых глаз ей стало жутко. – Что мне теперь делать? Ты хоть понимаешь, что я женюсь на твоей лучшей подруге?! Я должен рассказать ей все…
- Нет! – она взмахнула руками, будто хотела его остановить. – Ты сделаешь ей больно!
- А ты уже сделала, когда рисовала это, когда… Когда влюбилась в меня.
- Ты хочешь, чтобы ей было больно? – тихо спросила Она. – Мы ведь никогда не будем вместе, никто об этом не узнает. Хочешь, я уничтожу его? Не говори ей, прошу! Ты защитишь ее…
- Защищу… Да что ты знаешь о защите, - проговорил он сквозь зубы, затем резко двинулся с места, открыл входную дверь и вышел на улицу.
Он отошел от дома на пару метров, она выбежала вслед за ним:
- Я защищала тебя! Ты хоть знаешь где она сейчас?! Развлекается с другим! Отрывается перед свадьбой!
Он остановился посреди дороги, резко развернулся и уже раскрыл рот, чтобы крикнуть что-то в ответ…
Визг тормозов. Огромная фура на бешеной скорости пролетела мимо Нее, она развернулась, стараясь не сбить стоявшего на дороге человека, но увернуться было невозможно…
Больше Она ничего не помнила и не видела. Только через несколько секунд, как в тумане, зазвучал голос медсестры скорой помощи: «Вы в порядке?», а в нос ударил терпкий запах нашатырного спирта. Она отрицательно покачала головой и опустила голову на колени. Вокруг был шум и суета. До нее доносились обрывки фраз, вопросы полицейских, комментарии очевидцев и это страшное сообщение врача: «Время смерти 17.52».
* * *
Спустя два месяца Подруга вышла замуж за свою первую любовь.
Как долго она горевала о погибшем женихе сказать невозможно. Может быть месяц, может две недели, а может и того меньше. По крайней мере, все, кто знал девушку достаточно хорошо, увидели в ее глазах яркий огонек надежды на нечто очень хорошее, сразу же, как только она получила известие о Его кончине…
Она решила сжечь оба нарисованных портрета.
Первый, предсвадебный, по просьбе Подруги, чтобы не было лишних напоминаний. Второй, свой, она резала ножом с особой жестокостью, топталась на нем ногами и громко кричала, что этот жалкий клочок бумаги сломал ее жизнь. Затем она собрала останки второго портрета, взяла первый подмышку и отнесла на пустырь, где вместе с Мужчиной они развели костер и бросили туда портреты. А пока краски плавились в огне, а бумага тлела, они молча пили из маленьких рюмок коньяк и каждый думал о чем-то своем.
Она вспоминала последнюю встречу с Ним, вспоминала, почему так плохо закрыла дверь в кладовку и винила свой вспыльчивый нрав за случайно брошенную пару фраз, которая, возможно, стоила Ему жизни…
Мужчина стоял на шаг позади нее. Он рассматривал растрепанные волосы цвета соломы, сильно выгоревшие на концах, вспоминал зеленое платье, в котором увидел ее впервые и сравнивал со старым свитером и потертыми джинсами, в которые она была одета сейчас. Он определенно находил ее силуэт в этой простой одежде еще более элегантным. Его переполняло желание заглянуть в глубокие сине-зеленые глаза, взять ее за руку и сказать, что все будет хорошо.
А так как произошедшее много лет назад научило его, что нужно не мечтать, а действовать, он исполнил свой намерение.
Она внимательно вглядывалась в красивые карие глаза немолодого мужчины и чувствовала теплоту его руки поверх своей. Другой рукой она крепко обхватило его запястье так, чтобы даже при желании он не смог от нее освободится. Он легко улыбнулся, кивнул головой, и в этот момент Она почувствовала, что все действительно может быть хорошо…


Рецензии