Италия и я. часть 2. рим. день первый

     Боже! Я в Риме! Впрочем, не совсем. Долго еду на автобусе по огромному городу-аэропорту, долго иду по залам аэропорта, наконец, вижу табличку с названием нужного мне туроператора. "Меня зовут Франческо", - представился стройный молодой человек с хохолком. Когда все собрались, он отвел нас в автобус, а сам убежал. Через некоторое время Франческо привел еще двоих пассажиров. Обнажив веселые хищные зубы, Франческо расхохотался: "У нас маленькая неприятность: у двоих пассажиров пропали чемоданы". Наши туристы сделали скорбные лица и сочувственно зашумели, а Франческо продолжал хохотать! Вот такие они, итальянцы - у них совсем другое отношение к неприятностям, даже к таким как смерть. Ну утопил неаполитанец "Конкордию" - бывает. Главное, как в своё время сказал один политический деятель, чьи подопечные случайно сбили пассажирский самолет другой страны, "не надо делать из этого трагедию". Видимо он (Кучма) тоже итальянец, или "чисто конкретно" неаполитанец.
     И мы поехали в Рим! Глубокое кобальтовое небо, по сторонам - похожие на соцветия брокколи силуэты пиний. "А теперь я расскажу Вам о Риме, - многозначительно начал Франческо, - В Риме есть Испанская лестница и район, где можно поесть настоящей итальянской пищи. Там же можно хорошо отдохнуть и развлечься. Ещё у нас есть такие люди - цыгане. Но вы, главное, не беспокойтесь". На этом рассказ о Риме завершился, и Франческо (даже имя подходит как нельзя лучше - "французик") стал весело болтать с водителем.
     Когда мы вошли в гостиницу, было уже за полночь. Ужин нам выдали сухим пайком, и мы разбрелись по номерам. И вот наш номер. Господа! "Чтоб я так жил"! Двухэтажный апартамент, отделанный сверкающим красным деревом. Тяжёлые полосатые в стиле ватиканских гвардейцев шторы. И это всего лишь три звезды! Представляю, что будет в четырехзвездочных, то есть даже не представляю.
     Утром я надела расплющенные старые туфли, взяла все необходимое и приготовилась к многочасовому походу.
     Сначала в плане был Ватикан. До него мы доехали на метро. Метро - просто подземка, без дворцов и излишков, зато есть граффитти и прочая гадость. У ворот Ватикана топталась очередь, но вскоре мы вошли. Признаться, я, конечно, ожидала чего-то грандиозного, но чтоб так... Нет, я не о Соборе Святого Петра. Я о Сикстинской Капелле. Ради нее можно приехать в Италию, прийти, увидеть и улететь обратно. Да, все с детства знакомо - эти руки, взгляды, даже трещины. Но почувствовать возможно только здесь. Даже этот синий фон, который вовсе не кажется ярким. А чудовищная высота помещения! Хочется взлететь и парить, или наоборот -  лечь на пол и смотреть, и поражаться. Другое творение Микеланджело, которое я мечтала увидеть - Пиета (в Соборе Святого Петра).  А ведь будучи молодым парнем делал! Необъяснимо, как невозможно объяснить гениальность.
     Уже изрядно уставшие, мы, оценив на расстоянии величие и мощь Мавзолея Адриана (Сан-Анджело), дождались автобуса №7 и начали загружаться. Я, как всегда, вошла последняя и, проскользнув мимо слишком толстой для итальянки тётки, уселась на свободное место. Вскоре раздался крик на русском: "Я тебе потолкаюсь! Я тебя щас так толкну!". Оказалось, что толстая попыталась влезть в сумку одной из наших старушек-путешественниц. Позднее старушка-путешественница с возмущением показывала мне расстегнутую молнию на своей сумке и с упреком говорила: "Я посторонилась, чтобы вы прошли, а вы пролезли на свободное место! Вот в это время она меня зажала, а мужик (оказывается там ещё мужик помогал) отвлекал!". Моя подруга Ксюша даже высказала предположение, что я в сговоре с этими римскими цыганами, и мне ничего не оставалось, как признаться, но зато я её успокоила и пообещала, что в следующий раз возьму в долю. В общем, мы хохотали, а старушка гневно косилась в нашу сторону.
     Выйдя из автобуса, мы побежали по улицам Рима, немножко покрутились на Piazza Navona, мимо Palazza Madama к Пантеону. Ну это, я вам скажу, сооружение! Высотой с девятиэтажный дом. Шестиметровые стены, пришлепнутые куполом с девятиметровой дыркой посредине. По краям купол сделан из смеси кирпичей и бетона, а ближе к центру - из пемзы и бетона - прообраз пенобетона. Эдакое суровое строение вроде бункера, а внутри - простор, мягкий свет, ощущение легкости всей конструкции. Слева место упокоения Рафаэля с маленьким скульптурным портретом - очень трогательным в этой громадине. Вот его тонкий профиль - профиль гения, умершего, как это часто бывает, в 37.
     "Вот с этого балкона мать Наполеона наблюдала за прохожими - старушка любила посплетничать. А когда мы выйдем на площадь, все обычно говорят "Ух ты!" или "Ого!"", - предупредила нас Татьяна, наш гид по Риму. Да, и правда "ух!" - сногсшибательное, с имперским размахом нечто беломраморное, огромное, многоколонное. "Обычно сравнивают с пишущей машинкой или со вставной челюстью", - продолжила Татьяна. Но я почти не слушала - я уже видела Колонну Траяна, скульптурные портреты Августа, Юлия Цезаря и вдали - Колизей, и стремилась туда всей душой. Широкую дорогу здесь проложил  Мусоллини для организации факельных шествий, наблюдал за ними со своего балкона, смотрящего на Форум Траяна. Странно,что нет памятника Мусоллини. Ведь ничего особо кровавого не творил, евреев не преследовал, боролся только с коммунистами (и правильно делал). А наш Ильич? Полстраны в крови утопил (лучшую половину!) - до сих пор по всей стране в бронзе тысячи Ильичей шагают, стоят, сидят. 
     Справа открылась потрясающая картина: развалины Римского форума, вдали - Palatino, холм, застолбленный Ромулом после убийства Рэма. Вот он, этот холм, символически вспаханный основателем Рима, и я могу подняться на него, осмотреть с его высоты вечный город - невероятно! "Я должна туда попасть. Кончится экскурсия и я пойду именно туда", - решила я, прислушиваясь к начинающим ныть ногам. Когда мы подходили к Колизею, я обнаружила, что моя подруга исчезла, и сказала об этом Татьяне. "Да что вы переживаете?! - удивилась Татьяна (тоже, значит, итальянкой стала), - взрослый человек, никуда не денется. Гуляйте по Риму, когда ещё вы сюда приедете?". И правда, когда?      
       


Рецензии