Баба Харитоня, глава вторая

  Были у бабы Харитони две подружки: Супруненчиха, тоже оставшаяся без мужа, и Вера Петровна, у которой был муж, прошедший всю войну - Егор Иванович. Иногда подружки собирались на бабушкином крыльце и было непонятно о чём они говорят: то молчат, задумавшись, то вдруг смеяться начинают, ну как девчёнки малые.
  А Иван Яковлевич иногда угощал подруг своим свойским вином, при этом приговаривая:"Эх! Нет на свете ни радости вечной, ни печали бесконечной...А теперь и выпить не грешно, чтобы стало жить смешно!.." А бабушки в ответ:"Рюмкой - звяк, вилкой - бряк!.. А! Давай Егор Яклич, коли вина для нас не жалко!" А сами хохотали...

  Потом шло обсуждение, чего в вине Егора "Яклича"  "не хватат", потом опять смех, а затем начинались песни: тихонечко, грустно, да так слаженно,будто это пластинка играет... 

   Иван Яковлевичу доставалось: как возьмутся над ним шутить трое подруг, пойдёт от них, замашет руками как от пчёл назойливых. Но собирались подруги обычно всё-таки у бабы Харитони: самая доброжелательная и гостеприимная была она. Да и за советами все шли к ней, вроде просто она рассуждала, но авторитетно что ли.

  А вот в кино ни баба Харитоня, ни её подружки не ходили: видно важнее было обсудить новости, которые "сорока на хвосте" приносила, да успеть с домашним хозяйством управиться, когда ж тут ходить куда-то; хорошо ещё, что подружки жили по-соседству, окна их домов "смотрели друг на друга".
   
   Много у бабы Харитони было родни: помимо детей с их семьями, двоюродные, троюродные, сводные братья и сёстры; родные брат и сестра  её мужа, которых она, собственно, воспитала, т.к. выходила замуж за Прокопия Васильевича с "довеском" - Николай Васильевич, тоже прошедший войну от начала до конца и Ираида .

   У последних были тоже семьи, и все постоянно приходили, приезжали  к бабе Харитоне в гости.

   Зимой у бабы Харитони в коридоре всегда  были холщовые мешки с морожеными свойскими пельменями: в Сибири ведь оттепелей не было; и вот  в любое время баба Харитоня была готова к приходу или приезду гостей. Лепили пельмени про запас тоже целыми семьями: за разговорами, шутками, глядишь 200-300  штук за вечер налепят. 

  А по субботам у бабы Харитони -банный день, топила баню она, а мыться приходили все сыновья со своими семьями. После бани в доме бабы Харитони было шумно, за ужином собиралась вся её большая семья.

   А банька-то  топилась по-чёрному:  напаришься, обязательно отдых нужен был. И баба Харитоня рада была видеть всех у себя дома. Дочки вот жили далеко: как вышли замуж, одна в Алма-Ате жила, другая - на Украине. Видела баба Харитоня  их только летом, когда те приезжали со своими  семьями в отпуск. Тут уж настоящий праздник был: всё самое хорошее и   вкусное приберегалось к их приезду. Каждый вечер подолгу гости и хозяева  сидели на большой веранде за чаепитием...

   Так всю свою жизнь баба Харитоня прожила, посвятив её целиком и полностью своим близким, и никогда ни о чём другом она не мечтала. В то время, когда кто-то решал какие-то философские проблемы, она спокойно переносила все невзгоды своей непростой  жизни, и делала всё что могла, чтобы порадовать своих родных близких и дальних родственников.              


Рецензии
очень хорошие и добрые правдивые строки удачи вам

Данила Васильев   24.05.2012 19:35     Заявить о нарушении