Студенчество

    
Лев Толстой был граф. Он крестьянствовал, учительствовал и очень любил Максима Емельяновича Горького. Танцуя польку, он бил офицеров локтями в лицо и говорил, «Прочь, господа».
      Профессор славистики Жан-Жак Дюран молча смотрел на экзаменующегося по русской литературе студента. В амфитеатре гулкого зала Сорбонны стояла тишина. Слышно было гудящих под потолком мух. «А что у вас с французским языком?» - спросил профессор. «Чего», - испуганно и нервно дернулся студент. «Парле ву франсе», - милым домашним тоном поощрил его Дюран. Было заметно, что с каждой минутой он всё больше располагается к этому невзрачному неуклюжему подростку. «Хау мени стренч май шоп», - надеясь, что угадал, выпучился на профессора экзаменующийся и, глядя в немигающие глаза Дюрана, протянул документ для отметки. Профессор обратился по-французски к членам комиссии: «Кто есть это фуфло с обезьяньей мордой?» Он уже не считал нужным держаться в рамках приличий. «Самородок из провинции», - неохотно отвечали ему и отворачивались от искаженного ненавистью лица Жан-Жака Дюрана. В зале погас свет, но студент успел заметить руку профессора, схватившую чугунный канделябр. Потом в полной темноте он стал ощущать тяжелые удары по голове. «Не надоть, не надоть, - кричал студент, - я сам уволюсь…»
     Проснувшись, Вовченя понял, что громко кричал во сне. Под окном собралась толпа пьяных подростков. Вовченя лежал, скрючившись на раскладушке, закрывал руками голову и боялся широко открыть глаза. Подростки плевали в форточку, стараясь попасть в Вовченю.


Рецензии