Об авторах на Стихах. ру

Я об Алевтине Терпуговой и Вере Селезнёвой. Они живут в городе, называемом мегаполисом -
и город этот не ускользает от их внимания. Но пишут они о нём каждая по-своему.
Вот Алевтина (стихотворение "В городе Челябинск"):
Бульвары, где календула цветёт,
И лишний лист с дерев кружится в вальсе.
Стрижи взмывают с крыш. А у ворот
Танцуют трясогузки на асфальте…

Сколько уже сказано об опадающих листьях! У Алевтины же срывается с дерева ЛИШНИЙ лист.
Автор стихотворения проникновенно ощущает ценность островков природы в перенасыщенном
транспортом и гигантскими сооружениями городе:
В тиши газонов розовеет кашка,
...............................
Замедлю шаг, чтоб не спугнуть букашку...
Именно поэтому итоговое четверостишие взволнованностью души автора поднимает нас над банальным асфальтовым тротуаром и устремляет к высшему истоку:
И отрешусь от суеты сует,
Дивясь извечной щедрости природы.
Бесценной влагой льётся синий свет
Из родниковой чаши небосвода.

А вот у Веры Селезнёвой город совсем другой (стихотворение "Город"):
Знаешь, мне приснилось ночью вчерашней,
будто бы сердце забилось на главной башне.
Да, вполне можно представить, что сердце города в башенных часах...
Стихотворение построено как цепь образов, вытекающих один из другого:
Первый удар сердца вспугнул трамваи,
город запел, губы не разжимая.
Из ощущения вибрации звука от удара часов - "бум-м-м!" автору удалось создать образ города, поющего со сжатыми губами. Звук полетел, отскакивая от стен домов:
Слушали песню, песне той
    были рады
улицы для прогулок
     и для парадов.
Слушали закоулки
     и магистрали.
Эхом дома звонко
     в пинг-понг играли.
Получается, что Алевтина прежде всего видит город, а Вера слышит его.

С рождения городской житель, Алевтина Терпугова тем не менее знает названия растений, украшающих и разбавляющих городскую суету (стихотворение "Запах ветра"):
А в парке тимофеевка растёт.
Нещадно подвергается прополке.
Но золотятся пухлые метёлки
И снова колосятся каждый год.

Очень понятен финал этого стихотворения:
Живой росток сквозь городской асфальт
Всё к человеку норовит прибиться.
Элитных зданий каменные лица
Поверх голов глядят куда-то вдаль.
Живое тянется к живому. Владение техникой - вспомогательный процесс в жизни человека,
владение же словом - бесценный дар живой жизни. И этому пример стихотворение Веры
Селезнёвой "Детство". Оно тоже о лете, но здесь лето озарено солнцем и обрамлено грустью:

Дети ближе к земле –
вот и тянутся вверх.
Городские подсолнухи –
прочь сквозь асфальт.
Я такой же была,
и была я из тех,
кто хранит бирюзовую
в сердце печаль.
"Дети ближе к земле, вот и тянутся вверх" - не такое уж простое
выражение. Тянутся вверх, потому что душа стремится к всевышним пределам. И растения тянутся вверх: "городские подсолнухи прочь
сквозь асфальт". Да, пожалуй, растения ближе душе нашей, животные - телу...
В стихотворении "Детство" раскрываются три образа солнца. Первый -
городские подсолнухи, второй - теплеющие дома:
Небеса – далеко,
но залезь на чердак –
ты увидишь, как утром
теплеют дома,
улыбаются солнцу.
Поверь, это так...
Третий образ солнца - логово солнца, по пониманию автора, - ночное
солнце:
........................
что-то сонно урча,
на чердак спрыгнет кот –
весь довольство и спесь.
Это – логово солнца,
всегда по ночам,
очень за день устав,
оно прячется здесь.

Снег - верный спутник нашего бытия - воспринимается или как радостное обновление или как
неизбежная грусть. У Алевтины Терпуговой снег умиротворяющий (стихотворение "Под шорох
капели"):
Снег падал и падал.
Ему были рады….
Снег выбелил шишки
Чугунной ограды.
Набросил неслышно
Сквозные накидки
На серые крыши,
Скамью у калитки…

Восхищает естественность, с какой написаны эти строки! Это энергия душевного равновесия.
Чугунная ограда легко преображается, благодаря плавно опускающимся снежинкам.
Другие ощущения в стихотворении Веры Селезнёвой "Снег Чёрный квадрат". Здесь белого
снега в чёрном окне явно недостаточно для преображения. Здесь аналогия с чёрным квадратом
Малевича.
Как известно, в чёрном и белом заключена палитра всех цветов:
Мне запомнился город –
свет в каждом окне.
Налетела метель –
и огни превратились в снег.
Я открыла глаза –
а города больше нет.

Разноцветные звёзды
с небес улыбались мне.
Налетела метель –
и они превратились в снег.
Я открыла глаза –
а звёздного неба нет.

И ни звёзд, ни огней –
и как будто меня нет.
Те, кто в памяти жив,
вы зажгите в душе свет.
Сосредоточенность автора на понимании того, что чёрное и белое - две крайности, постепенно переходящие одна в другую, определённым образом выстраивает стихотворение.
Свет и разноцветность звёзд метель превращает в белый цвет, потом небо делается чёрным.
И когда всё становится чёрным ("и как будто меня нет"), лирический герой призывает зажечь в душе свет, после чего в чёрном окне появляется белый снег: "я открыла глаза -
в чёрном окне снег".
Да, много поэтов хороших и разных на Стихах.ру!


Рецензии
Вам лучше на крючок не попадаться. Хотя критика - это тоже самое шило, которое
подталкивает не делать ошибок.
Гладко только на бумаге,
Но в стихах есть и овраги.
С улыбкой!

Владимир Фомин 4   18.08.2015 09:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за отклик! Мне просто о своих друзьях захотелось написать - я ведь тоже стихи пишу.

Нина Шаламова   23.08.2015 10:50   Заявить о нарушении
Кто-то из моих друзей на прозе ру сказал: "Люблю думать на бумаге..." Это о нас.
С уважением историк-краевед

Валерий Ефимов   12.04.2016 10:17   Заявить о нарушении
Спасибо, Валерий Ефимов, за Ваше мнение!

Нина Шаламова   12.04.2016 10:24   Заявить о нарушении
Настоящая статья "Об авторах на Стихах.ру" отнесена к жанру литературоведения. Это странно. Литературоведение - это о произведениях. Об авторах - это анкеты.

Дан Берг   28.10.2018 17:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.