Полет Александра Каманова

               
Рецензия на пьесу «Покрышкин снова в воздухе» - Елена ЗАХАРОВА, киновед и литературный критик, дипломант Всероссийской премии имени Людмилы Татьяничевой.

    Пьеса Александра Каманова о Покрышкине, который снова летит над городом, поначалу не кажется такой уж первичной по своему содержанию. Излюбленные народные герои нередко продолжали действовать и по ту сторону жизни. Вспомним Теркина на том свете из последней сатирической поэмы Александра Твардовского, шута Балакирева из знаменитого спектакля Марка Захарова по пьесе Григория Горина. Да и один из любимейших народом в годы войны лирических поэтов недаром задавался вопросом: «Если Бог нас своим могуществом после смерти отправит в рай, что мне делать с моим имуществом, если скажет он: выбирай!» (Константин Симонов).

    Но сейчас, когда у современных авторов зачастую именно форма выступает на первое место, когда «тема, идея, сюжет» уже утратили свое прежнее доминирующее значение, - ради чего, собственно, начинать разговор в уже знакомых вроде бы параметрах испытания жизни в условиях смерти? Кому он нужен, этот разговор? Старикам, которых, впрочем, загробный эксперимент автора несомненно будет раздражать? Или молодежи, от которой ускользнет основной смысл разговора, но появится новый повод «приколоться»? Я лично думаю, что и тем, и другим. Потому что драматургия пьесы построена на споре, на открытом диалоге между героями, притягивающем к себе и зрителей. Есть тут что-то и от популярных политических телешоу, как, к примеру, «Исторический процесс».

    Говорят, журналисты - рыцари факта. Факты у высокопрофессионального журналиста Александра Каманова тоже присутствуют, убеждают, доказывают. И все-таки это не журналистика, это подлинно художественное произведение, где каждый образ многозначен, прекрасный, богатый язык, много символических деталей. В образе Покрышкина представлен даже не один этот героический летчик, хотя  он, конечно, в первую очередь. Не только мужественные летчики Великой Отечественной. Это Герой всех времен и народов, назначение которого - быть героем и при сталинском, тоталитарном режиме, и во время страшной войны, и даже на том свете, когда  потомки безжалостно перемывают ему кости.

    Если сопоставить персонажей пьесы Александра Каманова с действующими лицами «Шута Балакирева», то бросается в глаза важное отличие: если герои петровского  и послепетровского времени полностью менялись и меняли свой стиль поведения в зависимости от исторических обстоятельств, то герои Каманова не меняются. В их присутствии меняется, вертится, мимикрирует сама история, выведенная в символическом образе Купальщицы. И на том свете, оказывается, есть осведомители, конформисты и есть такие вневременные герои, как Покрышкин.

     Еще в конце застойного периода на экран хлынула рефлексия всех видов, а действующий герой стал исчезать. Вместе с этим процессом стал исчезать и зритель из зала. Каманов возвращает герою право на поступок не только при жизни, но и на том свете. В невозможных, казалось бы, условиях. И пусть порой возникает ощущение, что лучше бы героям вообще бездействовать, так непоправимо для них складывается ситуация. Но они предпочитают действовать в любых обстоятельствах. Думается, именно эта человеческая черта  героического летчика Покрышкина привлечет к нему симпатии и современной молодежи.

     С огромным уважением к нашим летчикам эта вещь написана. И, может быть, заряжаясь от них творческой отвагой, драматург преодолевает условность остросовременной формы, которой  владеет мастерски. И пытается донести до читателя (надеюсь, со временем и до зала), казалась бы, неновую мысль о том, что в жизни всегда есть место подвигу. Но так ли уж смешна на самом деле эта мысль? И почему она сделалась смешной при жизни нашего поколения? А может, ее сделали такой «смешные» люди? То есть мы с вами... И то, что в пьесе это осмыслено по-новому, на фоне горьких, почти трагических раздумий героя и автора о смерти и посмертной славе, переплавляется в итоге в жанр трагикомедии. Только сама жизнь эту горечь может развеять.


Рецензии