Вигилянскому

Уважаемый Господин Вигилянский,

Хочу получить ваш совет. Несколько раз видел вас в телевизоре, слушал вашу супругу, и наполнился, в результате, доверием, как к человеку образованному и объективному.  Можно было обратиться с вопросом, например, в духовную семинарию. Но, боюсь, священники расценят мой вопрос как ересь и не станут отвечать по существу.

Я – верующий человек, и таковым себя помню с раннего детства. Я глубоко верю в существование Бога как высшей силы, создавшей и контролирующей наш грешный мир. Эта вера только усиливается с возрастом, и находит подтверждения в повседневной жизни и моей профессиональной научной, и творческой деятельности.

В январе текущего года, после долгих размышлений, я принял таинство православного крещения, отдав долг традиции моих предков,  обретя внешние символы моей внутренней веры, и подав пример своим детям, внукам и родственникам. 

Многолетняя научная деятельность давно приучила меня к алгоритму работы - четкому и ясному пониманию предмета исследования, определению задач, методов, анализу результатов. Многие годы и с большим удовольствием я занимаюсь интереснейшими задачами электричества, магнетизма, измерениями физических величин.

Я совершенно согласен с позицией церкви, соблюдаю, по мере сил, положенные правила. Есть священник, крестивший меня, с которым я поддерживаю близкие и открытые отношения. Но по мере моей недолгой еще церковной практики я почувствовал наличие вопроса, на который нельзя получить ответ.  На мой взгляд, не определены основные понятия, используемые церковью – Бог, Троица, Святой дух и другие. Что это такое?  Как можно призывать к вере в то, что не имеет определения? Как можно верить в то, что не определено?

Ответы есть, но они имеют совершенно непонятный для меня вид:
• «Святой Дух – сама любовь…»
• «Бог – бесконечность, он везде…»
• «Царствие небесное находится в сердце…»

Что это значит? Как понять – «царствие – в сердце…». Это невероятно. И такие ответы имеют массовый характер как от священников, так и от прихожан.  Я не понимаю и раздражаюсь. Никто не объясняет. Действующие священники не могут ответить на вопрос – «Что это такое? Как выглядит? На что похоже, хоть приблизительно? Где находится, ну хоть примерно?». Почему не ответить? Непонятно. Это можно сделать четко, ясно и красиво. Я не вижу  здесь неразрешимой проблемы. Допускаю, что ответы есть, но я их не знаю. И добиться ответа не могу.  Я ученый, и  я не привык к определенности. Я хочу четких определений.

Лично я прекрасно знаю – во что я верю. На мой взгляд, можно дать требуемые определения. В прилагаемой статье сделана такая попытка. Можно обсуждать литературные достоинства статьи, достоверность выдвинутой гипотезы, даже её новизну. Но почему этот вопрос не доведен до четкого понимания в официальной церкви – для меня непонятно.   Символ веры  тоже читал, согласен. Но и там нет ответов на простой вопрос – «А что же это такое?»

У меня растут внуки, четверо, от полутора до 11-ти лет. Все крещеные. Скоро у них начнет просыпаться самосознание. Проявится активный интерес к окружающему миру. Уверен, что на мои разговоры о вере внуки совершенно разумно начнут спрашивать: «Дед, а что это такое?». А времена нынче строгие: нет определения – нет предмета!

Итак, мои конкретные вопросы звучат так:
1. Есть ли определения основных понятий христианства?  Строевые священники и прихожане ответа не знают, я проверял.
2. Где можно опубликовать приложенный материал, и нужно ли это делать с позиций церкви? Мои обращения к религиозным журналам («Фома» и др.) ответов не возымели.

С уважением,
Раб Божий Михаил, Васильев сын


Рецензии