Зеленая кофта

       Вещи в эпоху тотального дефицита были не просто вещами. Они тяжело доставались и имели порой другую, нематериальную цену. Все приходилось не просто покупать, а «доставать». Переплачивать, долго искать, выстаивать в бесконечных скандальных очередях, брать не то что хотелось, а то что сегодня «выбросили». Приходилось знакомиться с нужными людьми, общаться с неприятными, но влиятельными товароведами, заносчивыми продавцами и полубогами –завмагами. Некоторым везло – у них в друзьях или соседях встречались директора баз и складов. Это была сказочная удача, что-то вроде трех орешков для Золушки.

     В Катиной семье таких родственников или друзей не было. С соседями тоже не подфартило. Рядом жил один рабочий класс и служащие непристижных профессий. Ни тебе продавцов знакомых, ни товароведов, никого. А одеваться хотелось. Старались покупать одежду и обувь в других городах, заказывали друзьям, которых отправляли в командировки по работе, просили знакомых привезти детские колготки ( абсолютный дефицит!), постельное и нижнее белье, блузки , юбки, пальто и стон души советской  -женские сапоги. Калоши и резиновые сапоги вроде были, а вот зимние кожаные – дефицитный дефицит. Хороший костюм – тоже дефицит. Каждая покупка –событие.

Как- то летом Катя с мамой отдыхали в пионерском лагере, то есть Катя отдыхала, а мама работала воспитателем. Ессентуки, мягкое тепло, буйная зелень, запахи незнакомых цветов, фрукты, поездки, веселое пионерское лето. Катин день рожденья выпал на конец смены. Мама была занята сборами детей и заполнением всяческих бумаг. Воспитательница другого отряда, заметив грустного ребенка взяла Катю за руку и сказала : « Поедем в город, купим тебе платье». Катя почувствовала себя настоящей Золушкой.  Поехали, но встретить платье не повезло. Платьев нужного размера не нашлось,  и вместо платья купили кофту. Теплую полушерстяную. Она была вывязана рельефными узорами – ромбиками, передние планочки были с красными и синими вставками, а рукава и спинка зеленые. На пуговицах. Нарядная, приятная на ощупь. Новая. И чудесным образом подходила к зеленым Катиным глазам и рыжим , выгоревшим на солнце непослушным волосам.

      Кофта была волшебная.  В ней было уютно.  Ее приятно было надевать, застегивать. Она носилась удивительно долго. И не снашивалась. Сначала Катя надевала ее подвернув рукава, там были манжетики. Прошло года два, манжеты пришлось отвернуть, руки росли. Катя росла вся. От макушки до пяток, тянулась вверх к солнцу как подсолнух. С кофтой расставаться не хотелось. Да и заменить ее было нечем. Катя уехала на Север. И кофта ездила туда с ней. Вернулась назад и Катя и кофта.  Эта кофта была как кожа. Как часть тела. Катя сама стирала и гладила ее с изнанки через марлю. Берегла. Но вот однажды с кофтой случилась неприятная история. Или не с кофтой, а с Катей.  По возвращению с Севера она пошла в прежнюю школу. Только вот класс был уже не совсем прежний, неподалеку закрыли одну школу  и добавилось множество новых учеников. Класс был наполовину чужой, новый.

       Однажды Катя забыла свою любимую кофточку в школе.  В кабинете биологи. А на следующий день не пришла, заболела. Кофточка все это время находилась в школе.  Когда Катя пришла, она ее не узнала. Грязная, пыльная, вся в дырках. Оказывается, пока Кати не было, одноклассники играли ее кофтой, бросали друг другу, скручивали в комок, пинали. Катя положила свою истерзанную кофточку в портфель. Хотелось плакать. Но она удерживала слезы на поверхности глаз, не давая им скатиться. Заметив ее каменное лицо, одна девочка удивленно спросила, что с ней. Катя не стала объяснять. Все в классе стали предателями и врагами. И те кто участвовал в этой игре, и те кто не помешал, не остановил. Это несправедливо. Это нечестно. Это очень жестоко.

       Катя чувствовала себя униженой и оплеваной. Но она была очень гордой. Плакать, ругаться и скандалить она не стала. Она выстирала кофту, зашила все дырочки и  перестала разговаривать в классе. Со всеми.Кофту в школу она больше не надевала. Она отдала ее бабушке. И старушка долго носила ее.

      В последней четверти,  на уроке труда Катя получила записку от Ёлки Агаповой. Там было: « Катя, ты очень хорошая, давай с тобой дружить». Это было так странно, получить записку от девочки, и так приятно. Катя не раздумывая подошла на перемене к новоиспеченной подружке.

     Очень хотелось дружить.


Рецензии

Когда у меня хорошее настроение, люблю играть с фразами, переделывать, переставлять с головы на ноги. Вот и эту фразу - "удерживала слезы на поверхности глаз" хочется повертеть. А то лезет в голову ехидная мысль - чем и как удерживала? Если покопаться в списке распространённых приёмов, можно найти что-то вроде "с трудом сдерживала желание расплакаться" или "была готова разрыдаться", или "слёзы были на подходе" и т.д.
Можно отказаться от расхожих штампов и оборотов, но тогда хорошо бы пояснить чем можно удержать слёзы )))

C улыбкой,

Людмила Гладкая   18.08.2015 19:28     Заявить о нарушении
Спасибо Люся. Тут действительно все немного сырое. И повертеть можно. Но я не могу редактировать тексты. Не могу войти на прозу ру . У нас ее блокируют. ЖЖ тоже. Я живу в Казахстане. У нас можно зайти на портал проза ру почитать. А вот кабинет автора не открывается. Я не могу ничего править. Через анонимайзер не открывается. Только чтение опять. Просто чтобы выложить тексты, мне приходится просить знакомых из России, говорить им пароль, чтобы зашли от моего имени и выложили.

Катерина Ландышева 2   17.08.2015 05:54   Заявить о нарушении
Катерина, а знакомые не могли сменить пароль? У меня было один раз, что я сидела с чужого компа и не нажала кнопочку "выход". И какой-то человек переделал пароль. Ладно хоть не хулиганил с текстами.

Людмила Гладкая   17.08.2015 11:22   Заявить о нарушении
нет у меня таких друзей в России. все дело в провайдере

Катерина Ландышева 2   18.08.2015 07:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.