Прощай, Родина

Синопсис к фильму  - «Прощай,  Родина»

Жанр: военный, детектив, сериал

Именно так: «Прощай, Родина» в годы  ВОВ  солдатская молва окрестила  артиллеристов ближнего боя. По статистике после танковой атаки в строю оставалось не больше четверти личного состава  батареи.

В основе киносценария лежит подлинная история героического подвига советского солдата - артиллериста.  Старший сержант Николай Сиротинин, один прикрывая отступление своей части, на три часа остановил продвижение  танкового батальона Вермахта (59 танков).   
В этом бою девятнадцатилетний мальчишка подбил 11 танков,7 бронемашин, 57 солдат и офицеров противника.
Немцы, поражённые храбростью русского солдата, похоронили  его с воинскими  почестями.

Июль, 1941 года. Советские войска с боем отступают на Восток.
Танковые колонны немцев рвутся к Москве.
Артиллерийская батарея под командованием лейтенанта Павла Синицына получила приказ, занять оборону на западной окраине города Кричева.
Несколько дней пути отделяют батарею до пункта обороны, находящегося на границе Белоруссии и России.
Четыре 76-ти миллиметровые  пушки устало тянут заморённые  лошади.
Изматывающий марш, под испепеляющим солнцем,  сказывается на боевом настроении артиллерийской батареи.
Жажда – это первое испытание, которое ждёт молодых и необстрелянных бойцов.  Последний глоток из своей фляжки, лейтенант отдаёт красноармейцу, потерявшему сознание.  И снова -  в путь.
Вечером, на привале, у небольшого озерца красноармейцы приводят себя в порядок. 
Рядовой Сеелкин  подшучивает над старшиной Дзюбой, призывая его искупаться в прохладной  воде, зная наперёд, что последний плавает как топор.
Старшина  лишь  отбрёхивается от рядового, спокойно покуривая на бережку.
По приказу лейтенанта,  старшина выставляет боевое охранение  и высылает двух бойцов к дороге.  Рядовые  Шамаев и Перепёлкин заступают в дозор.
Скудный запас продуктов на исходе, и Дзюба уговаривает лейтенанта выдать из «НЗ» последние сухари и рафинад.
Ночной костёр  освящает лица красноармейцев, которые хрустят сухарями и пьют чай с сахаром. Они счастливо улыбаются, как дети, получившие по конфете.
Тем неожиданней сейчас звучит вопрос из уст  младшего сержанта Савушкина: «Почему Красная Армия отступает, и где товарищ Сталин?».
Детские лица красноармейцев в один миг меняются, становятся строгими и жгучими. На них снова легла тень войны, о которой они словно забыли.
Неожиданный вопрос застаёт лейтенанта врасплох. Он молчит.
Старшина спешит на помощь своему командиру, и назначает Савушкину  четыре наряда в не очереди.  К чести лейтенанта, он находит простые и  такие нужные слова, чтобы подбодрить своих бойцов.
На рассвете, где-то вдали слышится канонада боя.
Лейтенант поднимает тревогу во вверенном ему подразделении.
Артиллерийский обоз выходит на дорогу.      
Впереди, на некотором удалении от батареи, идёт разведка во главе со старшиной. Все тихо. Колонна продолжает движение.
Через час лейтенант в бинокль наблюдает железнодорожный мост.
На мосту стоят несколько часовых в красноармейской форме.
Не вооружённым глазом заметно, что совсем недавно здесь был бой.
Лейтенант раздумывает, и ещё раз наводит объектив бинокля на солдат, стоящих в охранении.   Что-то в облике этих солдат, лейтенанту, кажется, подозрительным.
Рядовой Мышкин, стоящий за спиной лейтенанта, видит красноармейцев, и бежит в сторону моста. Лейтенант не успевает, задержать Мышкина.
Высадившийся немецкий десант, переодетый в форму красноармейцев захватил мост, и занял оборону до прихода своих частей.
Немцы принимают Мышкина за дезертира, который решил сдаться на милость победителя.
Красноармеец стоит в растерянности на мосту, только сейчас понимая, что попал в западню. Мышкина фотографируют как «трофей», но рядовой успевает выхватить фотоаппарат и засветить плёнку. Немцы избивают Мышкина.
Лейтенант, развернув два орудия, открывает огонь по противнику.
Красноармейцы отбивают мост.  Хоронят Мышкина и других советских солдат.
Перед уходом лейтенант приказывает повредить полотно железной дороги и взорвать  разводные стрелки.
Артиллерийская батарея уходит все дальше и дальше. Постепенно она растворяется в большой колонне людей и машин, которые двигаются  на Восток.
К штабу 4 танковой  дивизии направляются два мотоцикла, один с коляской, и открытая легковая машина. В легковой машине сидят четверо: шофёр,  полковник, его ординарец и обер-лейтенант.
Машина быстро едет по дороге, по которой ведут колонны военнопленных. Окрылённые первыми  победами, обер-лейтенант и ординарец радостно предвещают скорое падение Москвы и окончание блицкрига.
Полковник не разделяет всеобщего ликующего мнения.  Как профессиональный военный, который воевал с русскими ещё в первой мировой войне,  он скептически относится ко всему происходящему. Но не тяжёлые потери, который несёт его танковый батальон, приводят в уныние полковника, а сама война на уничтожение, которая беспощадно ведётся  зондеркомандами «СС»  и полицией  гестапо.
Полчаса назад полковник случайно  присутствовал при карательной акции, которая проводилась по распоряжению циркуляра фюрера, по уничтожению комиссаров и евреев. Полковнику не удалось остановить это варварство и сейчас он корит себя, что промахнулся, когда стрелял в  командира зондеркоманды.
Артиллерийский обоз движется по старой варшавской дороге.
Неожиданно с неба пикирует несколько самолётов.  Люди бегут в рассыпную.Сначала лётчики сбрасывают бомбы на колонну беженцев. Затем расстреливают её из пушек и пулемётов.
Артиллерийскому обозу удаётся скрыться в лесу.
Потери батареи: первый ездовой, рядовой Безруков и старшина Дзюба.
Личный состав батареи пытается привести себя в порядок.
Настроение и вид у бойцов подавленный. Батарея молча хоронит убитых.
Неожиданно в расположении батареи выходят двое.
Впереди идёт человек с поднятыми руками вверх.
Это Вениамин Шилов.  Бывший царский офицер.
За ним  следует политрук, который держит Шилова на прицеле.
Политрук принимает Шилова за немецкого диверсанта, и пытается его расстрелять перед строем.
Лейтенант останавливает это беззаконие и допрашивает Шилова, как у него в вещмешке оказалась немецкая тушёнка.
Шилов  рассказывает правдивую историю, которая  подтверждается недавним боем  батареи с немцами и,  лейтенант отпускает Шилова на все четыре стороны.
Теперь настала очередь политрука предъявить свои документы, а главное объяснить, что он делает один в лесу и где его воинская часть?!
Красноармейцы с недоверием смотрят на политрука, считая его трусом.
Чтобы не обнаружить батарею, лейтенант решает вести её по лесной дороге.
Политрук присоединяется к батарее и неуверенно плетётся за ней.
К батарее  прибивается до двух десятков гражданских лиц, которые, не смотря на риск, чувствуют себя в  относительной безопасности под защитой красноармейцев.  Они же, и спасают двух женщин, которых  пытаются изнасиловать пятеро заключённых, бежавшие из разбомблённой  тюрьмы.
На лесной поляне происходит кровавая стычка между ними.
Четырёх  зеков удаётся нейтрализовать, но пятому вступившему в единоборство с Сиротининым  удаётся бежать.Начинает смеркаться. Батарея останавливается на ночной привал.
Лейтенант ломает голову, чем ему кормить бойцов и штатских.
Рядовой Шамаев предлагает своё решение, и по приказу лейтенанта закалывает единственного жеребёнка.
Варёное мясо усмиряет животный голод беженцев и военных, кроме  Кутикова, который  углубился в лес в поисках своего любимца. Ездовой до беспамятства любит лошадей, может быть поэтому, несмотря  на свой преклонный возраст, вместе с ними и отправился воевать.  Через несколько минут, ездовой подходит к костру и понимает страшную правду.       Кутиков бросается на Шамаева, пытаясь его задушить.  Лишь после того, как ездовой узнает, что приказ исходил от лейтенанта, он унимается, и тяжёлой поступью  уходит к лошадям.
В штабе дивизии   полковник получает новый приказ к 17 июля выйти к городу Кричев, и взять его сходу.
Танковый батальон, усиленный ротой пехоты на бронемашинах  и мотоциклах начинает движение.  Не встречая,  сколь ни будь сильного сопротивления, немецкая колонна все дальше углубляется на восток.
Дорожный указатель ясно указывает, что до города Кричева осталось 35 километров.  Танковый батальон останавливается, в виду нехватки горючего.
Перед железнодорожным мостом, на западном берегу реки, под парами стоит эшелон с цистернами.  В них горючее для танков.  Этот тот самый мост, который с боем прошла батарея лейтенанта Синицына. На мосту меняют железнодорожные рельсы. Восстановительные работы ведёт  немецкий дорожный батальон.
Немцы торопятся, как можно быстрее открыть путь.
На четвёртый день марша, батарея  входит в деревню Сокольничи, которая находится в пяти километрах от  города Кричева. Неожиданно дальнейшее продвижение вперёд артиллерийского обоза останавливается.
Перед узким мостом через реку скапливается большое число людей и техники.
Батарея  лейтенанта Синицына занимает оборону в деревне Сокольничи, давая шанс отступающим войскам, успеть укрепиться на западной окраине города Кричева.  После того, как была  выбрана оптимальная позиция для ведения огня батареи из засады, красноармейцы вкапывают орудия  и маскируют их.
Чтобы избежать жертв со стороны гражданского населения, лейтенант решает лично предупредить об опасности хозяев дома, стоящего вблизи батареи.
Здесь лейтенант снова встречает Шилова, который харчуется у  одинокой солдатки.
Лейтенант выстраивает в шеренгу  всех оставшихся  бойцов. В ней стоят: рядовые Шамаев, Савушкин, Сеелкин, Перепёлкин,  Баландин, сержант Сиротинин, трое ездовых и политрук.
Лейтенант оглядывается на Шилова, одиноко подпирающего старый забор, и предлагает ему добровольцем вступить в ряды Красной Армии.
Шилов не раздумывая, соглашается. Он зачислен, заряжающим во-второй артиллерийский расчёт,  под командованием сержанта Николая Сиротинина.
В ночном дозоре стоят двое: Кутиков и Шилов.
Одна из молодок крутит хвостом перед Шиловым, и он оставляет свой пост до утра.
Слышится гудок паровоза. Паровоз медленно проезжает, по только что отремонтированному мосту.  Теперь он мчит на всех парах до ближайшей станции, на которой эшелон поджидают пустые бензовозы и грузовые машины с железными бочками.
Колонна бензовозов в сопровождении охраны, двигается к танковому батальону.
Ночью, к расположению батареи кто-то подбирается по-пластунски.
Какое-то время таится.  Крадётся дальше. Неизвестный приподнимается из-за высокой травы и под лунным светом, можно хорошо разглядеть его черты.
Это расписной пятый зек. Он наваливается на Кутикова, убивает его ножом и захватывает два карабина.
Ничего не подозревающий Шилов на утренней зорьке торопится на свой пост.
Он замечает Кутикова, который, как ему, кажется, мирно спит.  Шилов пытается разбудить ездового до утренней поверки, и слегка толкает его. Кутиков сваливается на бок. 
Шилов пытается его приподнять. Затем смотрит на свои руки, которые, оказываются, в крови.                К батарее подходят красноармейцы, лейтенант и политрук. Несколько красноармейцев накидываются на Шилова, считая его убийцей ездового. Бьют. Лейтенант пытается допросить Шилова.
Шилов упорно молчит, понимая, что  на этот раз ему никто не поверит.
Политрук решает расстрелять Шилова на глазах у всей деревни. Зачитывает приговор.
Неожиданно к лейтенанту подбегает молодка, божась всем на свете, что Шилов всю ночь провёл с ней. Лейтенант отменяет приговор политрука, по вновь открывшимся обстоятельствам по делу.
В батарею пребывает гонец с вестью от капитана Демьяненко, что дорога свободна, и можно двигаться в сторону Кричева.  Тем более что по точным сведениям советской авиаразведки танковая колонна заправилась и движется на Кричев. Лейтенант выстраивает личный состав батареи. Рассказывает о тяжёлой сложившейся обстановке. В виду большей убыли личного состава батареи, лишь один боец артиллерийского расчёта, должен занять оборону, завязать бой, а затем скрытно отойти к основному месторасположению батареи.
Сержант Сиротинин вызывается добровольцем,  прикрывать отход своих товарищей.
Батарея уходит.
Танковый батальон  немцев подходит к окраине села. Впереди мотоциклы, затем танки и  бронемашины. Вся дорога до горизонта заполнена немцами.
Кажется, что танковой колонне не будет, конца.
Сиротинин заряжает подкалиберным снарядом пушку. Долго наводит прицел на немецкий танк, который вот-вот должен проскочить мост. Сиротинин открывает огонь.
Первым же выстрелом танк подбит. Горит. Встал намертво.
Сиротинин  снова резво заряжает, наводит прицел на танк, замыкающий колонну. Выстрел. Снаряд разрывает гусеницу танка.  Этим выстрелом Сиротинин отсекает колонне путь назад. Николай берёт осколочный снаряд и стреляет по бронемашине. И снова попадание. Из машины выбегают горящие солдаты. Сиротинин стреляет быстро и метко, поэтому у немцев складывается впечатление, что огонь ведёт целая артиллерийская батарея.
Засечь расположение батареи немцы не могут.
В немецкой колонне начинается паника. Пехота залегла за бруствер дороги, не в силах определить координаты батареи. Танки пытаются укрыться. Сползают с дороги, чтобы развернуться и рассредоточиться. Глубоко увязают в раскисшей почве. Танки ведут беспорядочный огонь по селу, надеясь вслепую уничтожить батарею.
Лейтенант, после того как батарея успела занять позицию, как заворожённый смотрит на свои часы. Полчаса, отведённые  Сиротинину, чтобы он прикрывал, отход батареи давно истекли.  Синицын решает самому отправиться за своим бойцом.  Но и оставлять батарею, лейтенант не вправе.   Шилов  упрашивает лейтенанта, разрешить ему скрытно подойти к Сиротинину и помочь ему. Политрук возражает. Лейтенант колеблется какое-то время, но развязывает руки Шилова, и направляет в деревню Сокольничи.
Немцы окружают Сиротинина.  Они решают захватить русского живым.
Тут же несколько немцев сражённые карабином сержанта падают замертво.
Один из немцев бросает гранату. Раздаётся взрыв.  Оглушённый Сиротинин встаёт, автоматически берет снаряд. Подходит к пушке.
Заряжает. Прицеливается. Стреляет. Автоматная очередь в спину Сиротинина прошивает его насквозь.   Немцы открыто подходят к батарее.
От своего бессилья что-нибудь изменить, Шилов падает на землю, хватает её руками, сжимая до белых костяшек свои кулаки.
Полковник приказывает похоронить Сиротинина как героя. Немцы выгоняют из домов местных жителей,  и возле  бывшего сельсовета устраивают митинг. Женщины плачут, думая, что немцы будут мстить. Но немцы ошеломлены русским героем и подавлены своими потерями.                Полковник замечает в толпе местных жителей Шилова. Он узнает в нем капитана царской армии, с которым виделся в последний раз под Брест-Литовском в 18 году.
Полковник предлагает Шилову вступить в доблестные силы германской армии, которая, как и он, борется с красными.  Шилов  принимает предложение.
Ординарец готовит стол для встречи  старых знакомых, как в бывший сельсовет входит, тот самый зек, который зарезал Кутикова.  На плече он несёт два карабина. Чтобы подтвердить свои слова, зек решает на месте показать Шилову и ординарцу, где он убил ездового. 
Шилов в деталях слушает рассказа уголовника, который даже показывает нож, которым ему удалось «замочить краснопёрого».  У Шилова больше не остаётся сомнений, поэтому тем же самым ножом, капитан царской армии убивает зека.
Прихватив  с собой «языка», Шилов  спешит  на батарею. Испуганный ординарец рассказывает лейтенанту о подвиге Сиротинина, вскользь, касаясь и прошлого Шилова.  Политрук узнает о  белогвардейском прошлом Шилова.
Немцы наступают на Кричев.  На пехоту и артиллеристов обрушивается авиация.
Затем следует танковая атака немецкого батальона и моторизированной роты.
Танки открывают огонь.  За ними движется пехота противника.
Красноармейцы отстреливаются. Пехота противника залегла. Танки приближаются. Артиллерийская батарея открывает огонь по противнику и поджигает  несколько танков и бронемашин. Немцы отходят. Первая атака отбита.
Лейтенант подсчитывает потери. Полностью уничтожен расчёт первого орудия. Рядовые: Перепёлкин, Савушкин и Шамаев погибли. Прямое попадание снаряда.
Немцы, перегруппировавшись, снова идут в наступление. Раздевшись до трусов, в касках и сапогах, пьяные в дымину завоеватели, начинают психическую атаку. Танки издали поражают пулемётный огонь советской пехоты.
 Не выдержав  психологического натиска, советская охота начинает отступление.
Шилов заставляет пехоту занять исходные рубежи. Ездовые присоединяются к батарее лейтенанта Синицына. Батарея осколочными снарядами сбивает спесь с немцем, и они бегут. Немцы несут тяжёлые потери. Но и личный состав красноармейцев тает на глазах. Лейтенант Синицын ранен в живот. Его чудом успевают отправить с передовой в тыл, до следующей атаки немцев.
Третья атака немцев  захлёбывается.
После  этого боя,  у последнего уцелевшего орудия остались  в живых  Шилов и политрук.  Но даже сейчас, видя капитана царской армии в бою, политрук не может отделаться от колебаний в верности Шилова.
Немцы снова атакуют. Политрук заряжает. Шилов наводит на цель. Стреляет.
Немцы продавили советскую пехоту и двигаются на батарею. Неожиданно танки и пехота немцев останавливаются. Отстреливаясь, пятятся назад.
Политрук оборачивается назад. Видит, что им  на помощь, с марша спешат советские танки и пехота. Свежие  войска контратакуют с марша.
Пехота занимает позиции, только что захваченные немцами.
Последним снарядом, выпущенного  из немецкого танка Шилова убивают. Политрук на руки подхватывает  капитана.  Трясёт Шилова.
Сквозь дым и гул боя, слышно, как шепчут уста политрука:  «Ваше Благородие…. Как же так?! Господи, где ты?».
С 17 июля и до 15 августа советские войска насмерть стояли на этих рубежах. Умирали, но не сдавались.


Рецензии