Родина Суриковых деревня Барыково под Торжком
(История Чуриловской волости Новоторжского уезда и Липенской волостки Вышневолоцкого уезда Тверского края в связи с изучением родословной моих предков крестьян Суриковых и церковнослужителей Сретенских)
Глава 2
История Новоторжского уезда, Чуриловской волости и нескольких ее деревень
2.4 Деревня Барыково, Горощина и другие
Суриковы происходят из деревни Барыково Новоторжского уезда Тверской губернии. Деревня Барыково расположена примерно в 20 км. к западу от Торжка в километре от древней Осташковской, называемой также Загряжской, дороги на возвышенном левом берегу реки Осуга. Загряжская дорога грунтовая улучшенная, проходима круглогодично и по ней в настоящее время курсирует пригородный автобус Торжок-Горощино-Рудниково-Таложня. Название Барыково через "а", принятое в настоящее время, в досоветских изданиях, Метрических книгах и Ревизских сказках встречается наряду с названием Борыково через "о".
По данным переписей 1625, 1678, 1710, 1716 и 1719 гг. деревня носила название Боровиково. По материалам 2-й ревизии за 1745-й год (Переписные книги на помещичьих крестьян Ржева-Володимерова уезда Чуриловской волости за 1745 год) она уже имела двойное название: Боровиково в записях, касающихся владений двух помещиков, Волконского и Нарбекова, и Борыково в сказках, относящихся к владениям третьего помещика, Лихарева. В 1762 году во время проведения 3-й ревизии (Переписная книга Ржевского уезда по Горышенской, Чуриловской, Репочевской и Сонской волости) она уже пишется везде как Борыково. Иначе говоря к 1745 появился второй вариант названия деревни, Борыково, а в 1762 году произошло полное утверждение этого названия, сделавшее его более коротким и удобно произносимым. Название Боровиково несомненно происходит от слова "боровик", которое и в старину (Поликарпов, 1704), и в наше время означает белый, боровой гриб. Очевидно, на месте деревни прежде был бор или поляна в лесу, обильная белыми грибами. Позднее здесь появилось поселение, сохранившее в своем названии память о старых находках. Сосновых боров вокруг деревни по берегам Осуги много и сейчас. Местные жители до сих пор производят название Борыково от слова "бор", которое несомненно является корневым в названии Боровиково.
В 1678 г. деревня Боровиково, также как и сельцо Подолнево с деревнями Степанково и Горощино, которое тогда носило название Новгородченная, было "записано за стольником князь Борисом княж Васильевым сыном Горчаковым". При этом в деревне Боровикове Горчакову принадлежало 4 двора, один крестьянский и три бобылских, а всего в указанных четырех селениях Горчаков владел 27 дворами, в которых проживало 115 душ мужского пола. Любопытно, что в деревне Новгородченной у Горчакова было 8 дворов карел, включенных по переписи в число бобылских. Без них Горчаков владел 19-ю дворами. Впрочем, в Книге перечневой итогов переписи 1717 г. за Горчаковым записаны только 19 дворов. Как знать, не стоит ли за этой разницей записей в Переписной и Перечневой книгах попытка Горчакова явочным порядком приватизировать свободных переселенцев-карел!
По-видимому, появление деревни с названием Новгородченная связано с переселением православных карел из Новгородской Карелии, отошедшей к Швеции по Столбовскому мирному договору 1617 г. Кроме Корельского уезда (Кексгольмский лен), Россия отдала также Ижорскую землю (Ингрия или Ингерманландия). По данным Орлова (Прибалтийско-финские народы, 1995) переход карел в Тверской край начался в 1646 г. Во всяком случае по данным переписи 1625 г. деревни Новгородченной еще не существовало, она появилась позднее, но до 1678 г. В 1710 г. те же дворы (19) и крестьяне (117 мужского и 97 женского пола, а всего 214 человек) перешли по наследству к внуку Бориса Васильевича Горчакова князю Василию Андреевичу Волконскому. В 1717 г. уже Андрей Иванович Волконский владел там же 20 дворами, в которых проживало 122 человека мужского и 77 женского пола, а всего 199 человек. Следовательно деревня Горощино существует не менее 320 лет, претерпев изменение названия Новгородченная - Городчина - Горощино. Впрочем, история названия этой деревни, наверное, по-сложнее. Дело в том, что в оригинале писцовой книги Леонтья Скобельцына 1624-1625 гг. по Ржева-Володимерову уезду (РГАДА, фонд 1209, опись 1, часть 1, дело 373) я нашел отсутствующее в копии (РГАДА, фонд 1209, опись 1, дело 834) упоминание о пустоши Горошина в составе имения Новощенова, включавшего деревни Подольное, Степанково и Боровиково. По сведениям писца Загряжского (РГАДА, фонд 1209, опись 1, часть 1, дело 372) именно в 1646 г. на территории этой пустоши, которая правда уже называется Горотчина, поселилось несколько крестьян. Одновременно с этим на территории пустоши Слугиной в это же время начали селиться семьи карел. К 1678 г. эти два поселения по-видимому слились в единое, получившее название Новгородченная. Однако память о старом названии пустоши Горотчина видимо поспособствовала тому, что Новгородченная со временем стала Горотчиной и далее Горощиной.
Деревня же Барыково существует по меньшей мере с 1625 г., т.е. уже 375 лет. В то время она входила в состав поместья, предоставлявшегося на прокорм дворянам, находящимся на службе московского царя. По данным Писцовой книги Леонтья Скобельцына (1625) первоначально Боровиково вместе с Подольным и Степанковым было отдано "немчину Митусу Кенитцову", затем перешло к Исаку и Михайле Спешневым, далее к князю Василию Михайлову, сыну Лобанова Ростовского, после которого оно вошло в состав поместья Николая Никитина сына Вельяминова. В конце 17 века она принадлежала князю Горчакову, а в начале 18 в. числится за Волконскими. С этого времени все поместье становится наследственной вотчиной. В 1745 г. к Волконскому присоединяются в качестве владельцев статский советник Алексей Кириллович Лихарев, который имел в четырех уже указанных селениях 72 крепостных мужика, в том числе 14 в Боровикове, а также дворянин Нарбеков.
В 1762 г. деревня Борыково еще входила в состав Чуриловской волости Ржева-Володимерова уезда Тверской губернии. В 1782 г. она уже перешла с той же волостью в Новоторжский уезд (Ревизские сказки ... Новоторжского уезда за 1782 год). По церковному ведомству Барыково принадлежало к Михаило-Архангельскому приходу. Помимо Барыкова Горчаков, Лихарев, Волконские и Нарбековы владели крестьянами и землями в трех соседних селениях: сельце Подольнево, несколько лет назад прекратившем свое существование, и деревнях Горощине и Степанкове. Вместе с Барыково они составляли группу взаимно связанных в своем развитии и судьбе населенных пунктов.
Волконские - знаменитый княжеский род, происходящий от князя Михаила Всеволодовича Черниговского, потомка Рюрика (Волконские, Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон, 1993). Двое князей Волконских погибли в Куликовской битве. Волконские состояли в родстве со многими известными людьми России. Дед Л. Н. Толстого носил фамилию Волконского. Волконские состояли в дальнем родстве и с князьями Горчаковыми, также являвшимися потомками Рюрика по линии князей Черниговских (Горчаковы, Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон, 1993). Кстати Б. В. Горчаков (годы жизни 1653-1687) был окольничим и воеводой, а его отец Василий Андреевич в 1637 г. воеводой в городе Ржеве Володимеровой (Голицын, 1912). Отметим еще, что в роду Горчаковых одним из самых знаменитых был товарищ Пушкина по Царскосельскому лицею Александр Михайлович Горчаков, ставший дипломатом, министром иностранных дел Российской Империи и канцлером с титулом светлости.
Дворяне Лихаревы происходят от знатного татарина, выехавшего к Великому Князю Василию Дмитриевичу. Он получил при крещении имя Ананий, а в миру прозвище Иван Лихарь (Бобринский, Дворянские роды..., 1890). Среди Лихаревых значится поручик Федор, погибший при взятии Нотебурга в 1702 г. Наконец, Нарбековы – дворянский род, происходящий от выехавшего из Большой Орды к Великому Князю Василию Васильевичу Темному мурзы Абрагима, принявшего крещение и пожалованного вотчинами (Нарбековы, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1897). От него происходят дворяне Нарбековы и Державины. включая поэта Г. Р. Державина. Нарбековы служили стольниками, воеводами и в других чинах. Дьяк Потап Дмитриевич Нарбеков по поручению Московского государя осуществил в 1625 г. первое статистическое описание города Торжка. Род Нарбековых пресекся в 1-й половине 19 века.
В 1745 г. во время проведения 2-й ревизии князю Петру Ульянову Волхонскому в четырех селениях, Подольном, Степанкове, Горощине и Боровикове, принадлежало 146 крестьянских душ мужского пола, в том числе в Боровикове 42 души мужского пола. Поручику Лейб-гвардии Преображенского полка Ивану Володимерову Нарбекову там же принадлежало 83 крестьянина мужского пола, в том числе в Боровиково 29 мужиков. В 1762 г. по данным 3-й ревизии Волконским в указанных четырех селениях принадлежало 363 крепостных крестьянина, в том числе 97 крестьян в Барыково, а поручику Александру Володимерову Нарбекову 196 крестьян (113 мужского пола), в том числе в Борыково 69 (34 мужика). В 1782 г. во время проведения 4-й ревизии у Волконских в Барыково было 137 крепостных, а у Нарбековых 56 (9 семей) крестьян обоего пола. Практически столько же крепостных было у этих помещиков в Барыково в конце века, в 1795 г. (5-я ревизия): у Волконских 144 и у Нарбековых 52 (8 семей). Война с Наполеоном оставила горестный след в судьбе Барыково: несколько мужчин ушли в армию и ополчение и не вернулись. В 1813-1814 гг. вслед за войной 1812 г. в деревне отмечена повышенная смертность среди крестьян, видимо из-за голода. В результате в 1816 г. по данным 7-й ревизии у Нарбековых в принадлежащих им 8 семьях осталось только 40 крестьян.
В последующие годы крепостные и земли Нарбековых, а возможно и Волконских были куплены с аукциона в Московском опекунском Совете гвардии подполковником Михаилом Николаевичем Балкашиным. После перевода крестьян из Подольнева, Степанкова и Горощины в деревню Барыково уже в 1845 г. она стала полностью принадлежать Балкашину. Это обстоятельство подтверждено картой, оформленной по результатам межевания (Материалы генерального и специального межевания, РГАДА, фонд 1364, опись 502/2, Карта Новоторжского уезда Б 177, Барыково). Меня потрясло, что среди тех, кто ознакомился с картой, оказался, по-видимому, мой предок, сделавший такую запись: "К сему плану доверенной подполковника Михайлы Николаевича Балкашина крестьянин его Петр Филимоновъ Суриковъ руку приложил." Почерк записи хороший, грамотный, чем-то похожий на почерк моего отца. Иначе говоря, фамилия Суриков существовала у крестьян подполковника Балкашина уже к 1845 г.
Балкашины древний русский род бояр Великого Новгорода. В старину писались также как Балакшины или Болкошины. Происходят от Василия Балкашина, который в 1475 г. был боярином в Новгороде. Данила Васильевич Балкашин был убит в зимнем казанском походе 1550 г. и его имя, наравне в другими, вписано в синодик Московского Успенского собора на вечное поминовение. В смутное время воевода г. Михайлова Рязанской земли Михайла Балкашин пристал к ворам русского государства, за что был выдан государю Михаилу Федоровичу повинившимися казаками. Семен Михайлович Балкашин, ярославский дворянин, ранен под Смоленском в 1634 г. Иван Балкашин был дьяком в судном дворцовом приказе с 1665 по 1668 г. (Дворцовые разряды, том 3, 1852, с.839). Балкашины в 17-м веке разделились на шесть ветвей: 1/ Ильи Гавриловича, владевшего в 1628-1629 гг. поместьями в Зубцовском уезде, 2/ Наума Томиловича, получившего в 1683 г. вотчины в Ржевском и Зубцовском уездах, 3/ Филиппа Максимовича, пожалованного в 1671 г. вотчиною в Зубцовском уезде, 4/ Ивана Яковлевича, владевшего в 1625 г. поместьями в Ржевском уезде, 5/ новгородского городового дворянина Никифора Васильевича, владевшего в 1649 г. поместьем в Новгородском уезде, и 6/ Якова Гавриловича, верстанного поместьем в 1678 г. в Верхоломовском уезде. Правительствующий Сенат утвердил в древнем дворянстве потомство только Филиппа Максимовича, записанного в 6-й родословной книге Тверской губернии (Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон (в 12 томах). Биографии. М, 1991, т.1, с 620). Не менее 18 Балкашиных (Болкошиных) упомянуты в Столбцах Московского стола за 1678 г. (Указатель к столбцам Московского стола, ЦГАДА, фонд 210, ук. 347). Восемь Балкашиных владели населенными имениями в 1699 г. (Российская родословная книга, часть 4-я, Спб, 1857, с.261; Энциклопедический словарь Брокгауз -Ефрон, том 2А, с.812-813). По данным Веселовского С.Б. (Ономастикон, 1974) с Балкашиными связан ряд других дворянских фамилий: Меликовы (Милюковы), Блохины, Третьяковы, Папины.
По данным межевания к деревне Барыково относилось 187 десятин удобной земли, а также сенные покосы, лес, дороги и прочие неудобья, а всего 293 десятины земли. Сама деревня с огородами, гуменниками и коноплянниками занимала 11 с лишним десятин. В это время и вплоть до 1917 г. деревня входила уже в состав Никольской волости Новоторжского уезда. В период проведения последней 10-й ревизии в 1857 г. в Барыково имелось 24 двора, в которых проживало 208 крестьян обоего пола. После отмены крепостного права в 1861 г. происходило интенсивное деление семей с небольшим ростом населения: в 1884 г. в Барыково было уже 44 двора с 233 крестьянами (Сборник статистических сведений по Тверской губернии, 1889). В настоящее время в деревне сохранились примерно те же 40 домов. В Барыково родился Николай Павлович Комаров, советский государственный деятель. Его настоящее имя Собинов Федор Евгеньевич. Брат Ф.Е. Собинова Ефрем был председателем первого колхоза в Барыково. Племянница Ф.Е. Собинова Александра Ефремовна вышла замуж за сына Ивана Максимовича Сурикова Петра Ивановича. Таким образом Собиновы и Суриковы состоят в родстве. У Ефрема Собинова был еще сын Борис, сын которого Николай Борисович Собинов живет и сейчас в Барыково.
Комаров родился 23 декабря 1886 года. Окончил три класса церковно-приходской школы в селе Архангельском (ныне Красное) рядом с деревней Барыково. В 1902 г. начал работать рабочим-металлистом в Петербурге. В 1905 г. вступил в партию эсеров. С 1909 г. в РСДРП. В 1911 г. стал членом подпольного Выборгского райкома РСДРП Петербурга. В 1912 г. закончил четырехклассное училище, учился два года в вечернем техническом училище. В 1914 г. стал жить по паспорту умершего рабочего Комарова Н.П. В 1915 г. введен в состав Петербургского комитета РСДРП. В 1916 г. арестован и до февраля 1917 г. содержался в Крестах (название тюрьмы). Участвовал в октябре 1917 г. в штурме Зимнего дворца. После Октябрьской революции стал членом Выборгского райкома РСДРП. Исполнял обязанности председателя Выборгской районной думы. В 1919 г. стал руководителем особого отдела Петроградской Губчека, а с августа 1920 г. председателем Петроградской ЧК. Участвовал в подавлении Кронштадского васстания в 1921 г. На 10-м съезде РСДРП в 1921 г. стал членом ЦК, оставаясь в его составе в последующие годы. В апреле 1921 г. стал секретарем исполкома Петрогубсовета. Активно участвовал в борьбе с оппозицией Зиновьева. В 1925 г. секретарь Северо-Западного бюро ЦК РКП(б). В марте 1926 г. избран председателем Ленинградского городского и губернского исполкомов. В начале 1930 г. переводится в Москву, где в июле 1931 г. становится народным комиссаром коммунального хозяйства РСФСР (Кутузов, 1976). Член Президиума ВЦИК, член ЦИК СССР. В 1937 г. расстрелян, посмертно реабилитирован.
Свидетельство о публикации №212051801479
Наталья Кузнецова 6 27.05.2013 14:46 Заявить о нарушении
Игорь Суриков 27.05.2013 17:33 Заявить о нарушении