Самый богатый

В Греции, в Клазоменах жил философ, который принял христианство. Был он небогат. Имел одного лишь раба, которого тотчас отпустил на свободу, как только крестился у местного епископа.
Любители мудрости этого города собирались на агоре для ученых бесед. И когда, однажды, они обсуждали достоинства различных философских школ, главным образом сравнивая стоиков и эпикурейцев – наш философ, которого звали Калистратом (в крещении – Христовулом) выступил вперед и заявил, что лучшая из всех философий – христианская. И, когда его спросили, почему он утверждает такое, он сказал, что христианская философия дозволяет вести благой образ жизни и доставляет все возможные блага.
Тогда его оппонент, богатый горожанин Алкмен, спросил у него, является ли богатство благом?
Калистрат отвечал, что «да, является».
– Тогда, почему ты беден – спросил Алкмен – ведь философы бедны не потому, что не могут с легкостью стяжать богатство, но потому, что не считают богатство благом.
– Я богат – сказал Калистрат – и легко могу стать самым богатым гражданином Клазомен.
– Так стань им! – воскликнул Алкмен, под одобрительные возгласы присутствующих.

Вскоре после этого Христовул (он же Калистрат) продал все свое имущество, включая дом в городе,  построил хижину за городом, в пустынном месте, и стал жить там в полном одиночестве. Во время долгих размышлений о бренности мира он вырезал из дерева образы Девы, Спасителя и всех апостолов, включая Иуду, потому что жалел последнего. Он развесил эти образа по стенам хижины, и удовлетворенно сказал сам себе: «вот, теперь я стяжал все возможное богатство».
Через путников, проходивших мимо, Калистрат возвестил городу, что он – самый богатый человек Клазомен.
Вскоре к нему пришел Алкмен и, увидев бедную хижину, в которой не было ничего кроме самодельных икон, спросил: «Где же твое богатство? Где ты его прячешь?»
– Всё моё богатство при мне, – сказал Калистрат.
– В таком случае, я намного богаче тебя  – возразил Алкмен – и, следовательно, наша стоическая философия лучше христианкой.
– Ты не богаче, ты сатаняче.
– Что это значит? – спросил Алкмен.
– То, что мое – от бога, а твое – от сатаны.
Алкмен оскорбился и ушел.

Вскоре разбойники, скрывавшиеся в горах, прослышали, что в пустыне живет самый богатый гражданин Клазомен, и решили ограбить его.
Они пришли к Христовулу и, увидев, что в хижине ничего нет, стали пытать его разными пытками, дабы узнать, где тот прячет свои сокровища. Он же говорил им, что богатство его не от мира сего. Не добившись ничего, они надругались над ним и над образами, и ушли ни с чем.
Тогда избитый, истерзанный Христовул воскликнул:
«Всем радоваться! Поистине, пришел князь мира сего и не нашел ничего своего, и богатство мое осталось при мне».


Рецензии