Проблемы инновационного развития экономики и их ре

Проблемы инновационное развитие предприятий и общества и их решения, через комплексную программу бережливого менеджмента. ФСА, ТРИЗ, бережливое производство.

Призывы отечественных лидеров к модернизации и инновационному развитию государственной экономики по большому счету уже набили оскомину. Разбрасываться лозунгами «За светлое будущее» - это одно. Да и кто же против?  Знать, как это сделать – это другое. ВУЗовская система подготовки отечественных специалистов – это уже притча воязыцах. Ну, а реализовать «правильные знания» (а где возьмешь?) на практике – это в Российской - то действительности -  из области «очевидного – невероятного». Очевидно, что модернизация и инновации экономике нужны. Невероятно - реализовать модернизацию и инновации в существующей государственно – олигархической системе. Зачем монополистам, олигархам – чиновникам,  модернизация и инновации? Они и так себя хорошо чувствуют. Ну, выделят им (чиновникам) из госбюджета народную денежку на инновации. Ну, дадут они эти деньги своим детям и внукам. Ну «попилят» они народную денежку между собой, прикрывшись, как фиговым листом, красивыми отчетами. Невольно вспомнишь русских классиков: «А что в России? Во-ру-ют».
Ну да ладно о грустном. Правители со своими холуями (чиновниками) - приходят и уходят, а Россия - была, есть и будет. И развиваться она будет, не благодаря, а вопреки правителям и их опричникам. Не буду вспоминать общепризнанные Российские авторитеты, такие как: Ломоносов, Менделеев, Циалковский… А хотелось бы напомнить о таких Российских авторитетах, как: Гастев, Альтшуллер, Соболев..., внесших огромный вклад в разработку программы повышения эффективности ф.х.д. отечественных предприятий. Ведь разработали, в условиях Советской действительности (извращенных законах экономики, нынешний пример: Белоруссия), программы комплексного применения ФСА (функционально – стоимостный анализ) и ТРИЗ (теория решений изобретательских задач), которые могли бы лечь в основу программы подготовки отечественных менеджеров. Нет, холуйское раболепие перед всем иностранным – это, наверное, у нас на уровне славянских генов. Подавай нам для повышения эффективности ф.х.д. предприятия, что – то иностранное, вроде: системы сбалансированных показателей (Каплана) или супермодного Российского увлечения «бережливое производство»  (TPS - производственная система Тойоты) – Т.Оно. А лучше всего, какое  ни будь программное обеспечение вроде ERP, MRP – вложил один раз денежку и сиди директор в кабинете, «кури бамбук» и не «парься». Компьютер сам управляет ресурсами. Так - то оно так, да «парятся» в основном исполнители, потребители этого продукта. И попробуй, скажи директору или собственнику, что впалили денежку на приобретение дорогостоящей программы понапрасну. Это все равно, что сказать им в лицо, что они идиоты, которых развели программисты, как последних лохов. Ничего, кроме проблем в традиционных организационно – управленческих системах предприятий такие инновации не привносят. Вспомнили бы хотя бы  главное правило «бережливого менеджмента»: «Не люди для технологий, а технологии для людей». А теперь о проблемах повышения эффективности ф.х.д. предприятий.
Комплексное применение инструментов и методов ТРИЗ, ФСА и «бережливого производства» для решения задач инновационного развития отечественных предприятий.
С точки зрения концепции ТРИЗ для решения данной проблемы необходимо сформулировать условия задачи, решение которой приведет к заданному внешней средой идеальному конечному результату (ИКУ). Для кого – чего формируются задачи инновационного развития экономики? Любую организацию, будь – то государственно - экономическая структура или структура предприятия  - можно представить в виде некоей системы. Где государственно – экономическая структура – это система, состоящая из множества подсистем отечественных предприятий, выполняющих различные функции для достижения количественно – качественных показателей государственной системы. В то же время, государственно – организационная система, является над системой для систем предприятий, в то время как система предприятий является надсистемой для учебно – воспитательных систем развития человеческих ресурсов государственного общества. Не буду пускаться в полемику, но очевидно, что все системы разбалансированы. Причем функции, составляющие каждую из перечисленных систем, разбалансированы внутри самих систем. Следовательно,  для решения проблем инновационного развития Российской экономики, лидерам необходимо не разбрасываться лозунгами, а составить некую «дорожную карту» в которой, будут четко сформулированы задачи, для некой идеальной социотехнической системы, решение которых позволит достичь конкретных количественно – качественных показателей государственной системы. В свою очередь  лидеры государственных функциональных подсистем, для решения задач системы, должны сформулировать свои задачи, для достижения конкретных результатов своих подсистем. Для решения этой задачи (повышения идеальности социотехнической государственной системы), концепция ТРИЗ предлагает рассмотреть два метода:
- развертывание системы – увеличение полезных количественно – качественных показателей за счет усложнения системы. Этот метод в основном используется при традиционном управлении системой предприятий и организаций. В результате применения этого метода: административный аппарат растет, затраты растут, качество выполняемых работ падает, сроки принятия решений и выполнения работ увеличиваются, моральный дух падает, система становится неуправляемой (законы Паркинсона), растет недовольство в обществе. Простой пример:
Директор традиционного предприятия или организации представляет собой надсистему функциональных систем предприятия. Эффективность работы системы предприятия, определяется эффективностью его управления независимыми функциональными подсистемами. Следовательно: эффективность работы предприятия полностью зависит от эффективности работы директора.
- свертывание системы – упрощение системы при сохранении или улучшении количественно – качественных показателей полезных функций. Создание эффективной (бережливой) будь – то государственной системы или системы предприятия, подразумевает упрощение системы за счет создания новых, простых систем.
Например:
Бережливое предприятие создается по принципу потока единичных изделий (материальных и информационных) по производству потребительской ценности в семействах продукции. По условиям ТРИЗ задача поставлена Потребителем. Напомню, основные концепции «бережливого» производства:
- качество,
- низкие затраты,
- короткие сроки,
- безопасность,
- высокий моральный дух сотрудников.
Для решения этой задачи все ресурсы предприятия, не зависимо от их функциональной принадлежности (маркетинг и продажи, конструктора и технологи, производство и финансы…), перераспределяются по потокам создания ценности в семействах продукции. Т.о. внутри системы предприятия, создаются новые полноценные межфункциональные системы (потоки) организации и управления по созданию большей ценности в семействах продукции для потребителя. Все сотрудники и оборудование распределены по потокам семейств выпускаемой продукции. Из перераспределенных по семействам продукции сотрудников создаются команды и назначаются лидеры. Эффективность работы команды оценивается по результатам работы потока. Директор управляет не функциональными подразделениями, а потоками. Эффективность потока зависит не от личных качеств директора, а от командной работы сотрудников этих потоков. Перед каждой командой согласно ТРИЗ ставится конкретная задача по повышению количественно – качественных показателей своего потока создания ценности. А вот тут проблемы:
1. Как директору и специалистам предприятий, перестроить свое мышление и поступки с ориентации на результаты, на организацию и совершенствование процессов и потоков?
2. Какие показатели взять для оценки эффективности потоков создания ценности в семействах продукции?
3. Как из разношерстной толпы разных специалистов, привыкших работать, отвечая только за результаты своего труда, создать единую команду, отвечающую за результаты командного труда по созданию большей ценности в семействах продукции?
4. Как научить сотрудников не создавать друг другу проблемы, а совместно решать возникающие в потоке проблемы?...
И вот здесь возникает главная проблема, которая относится к системе воспитания, обучения и развития человеческих ресурсов. Не секрет, что система образования этих вопросов не решает и не решит. О системах воспитания, нечего и говорить. Достаточно посмотреть на «звездунов» в политике, бизнесе, эстраде, всевозможных общественных деятелей…
 Все эти проблемы ложатся на плечи систем предприятий и организаций, т.е. ответственных собственников и директоров предприятий перед обществом. Согласно концепции ТРИЗ главной движущей силой развития, являются претензии (требования) общества к государственной системе, которые разделяются на 3 вида:
- претензии разрушающие – действия чиновников по отношению к бизнесу,
- претензии вытесняющие – действия конкурентов,
- претензии стимулирующие – действие систем предприятий, стимулирующие совершенствование государственной системы и системы образования.
В условиях Российской действительности директора и собственники вынуждены самостоятельно заниматься обучением и развитием ресурсов своих предприятий. «Спасение утопающих, дело рук самих утопающих». Но для того, что бы спасти себя, надо учиться, новым подходам организации и управления систем предприятий. Для того, что бы учиться,  нужна цельная, системная  программа обучения, охватывающая все категории специалистов, от директоров до рабочих. Есть ли такие программы? Кто – то скажет, да есть! Многие коммерческие и не коммерческие организации в т.ч. и зарубежные консультанты занимаются обучением и внедрением на Российских предприятиях системы «бережливого производства». На что, я, имея многолетний опыт работы в области разработки и реализации программ по созданию систем бережливого менеджмента, могу возразить.
Во – первых, система «бережливого производства» – это всего лишь одна из подсистем предприятия. Опять же согласно того же ТРИЗ, развитие одной подсистемы создает проблемы для других подсистем. От сюда и сопротивление руководителей других функциональных подразделений.  Спросите, что они внедряют? Отвечу – инструменты. Да, выглядит эффектно. Да -  надо.
Во – вторых, не системное обучение различным технологиям и методам, в основном относящимся к производству, не дает возможности увидеть и поставить задачи для создания полной системы бережливого предприятия. Примеры предприятий, которые давно занялись внедрением, так называемого «бережливого производства» и свернули эту деятельность из – отсутствия желаемого эффекта.
В – третьих, без системного обучения руководителей и собственников системе бережливого менеджмента, со стороны руководства никогда не будет поддержки новаторам или, как сейчас модно говорить, лин – менеджерам.
Что такое система бережливого менеджмента? Это:
Во – первых, комплексный подход к переводу предприятий из затратных систем «массового» производства, на системы бережливого менеджмента, включающий в себя подсистемы бережливого: маркетинга, планирования, финансов, разработки продукции и технологий, производства и продаж, развития человеческих ресурсов… Опять же, вновь создаваемой системой, необходимо учиться управлять – бережливое управление.
Во – вторых, для разработки этих программ необходимо использовать наиболее подходящие для системного подхода концепции: «бережливого производства», ТРИЗ, ФСА, причем ФСА, состоящего из трех направлений, таких как: технико – экономический анализ, анализ организации технологических процессов и научный метод решения проблем. Другие концепции…
В следующей части представлю вариант, комплексной программы по поэтапному переводу предприятия на бережливую систему менеджмента.


Рецензии
"И развиваться она будет, не благодаря, а вопреки правителям и их опричникам" - полностью присоединяюсь к этой мысли. «Спасение утопающих, дело рук самих утопающих» - тоже верно, но что делать, если все предприятия целой области не держатся на плаву? В силу разных причин, но результат одинаков. Процветают только предприятия нефтегазового комплекса. Качают "народное добро" за бугор. Только они уделяют внимание новым подходам в организации и управлении предприятий, а реального производства нет. Зато правительство, как и в любой "банановой республике", любит разглагольствовать об инновациях.

Владимир Демьянов   07.11.2012 12:07     Заявить о нарушении