Примечания. Жизнь первая. Альрик
2. Кронтин – сын крона (титул, подобный королю), кронтина – дочь крона, кронта – жена крона.
3. В Огненных землях было непринято воспитывать детей из семьи крона в обстановке поклонения и неприкосновенности – напротив, обращаться с ними настоятельно требовалось так же, как с обычными детьми. Считалось, что это способствует нормальному развитию личности. Также не принято было изолировать ребенка от детей более низкого рода. Единственное, о чем кронтинам постоянно напоминалось – о чести рода
4. Традиционно в огненных землях дом (даже самый бедный) делился на мужскую и женскую половины, например, в женской половине была комната для рукоделий, гостиная, а в мужской кабинет/мастерская и гостиная. Ход на другую половину представителю противоположного пола не запрещался, но, если в гостиную войти было нормой, вход в кабинет считался проникновением в личное пространство и не приветствовался. В богатых домах традиционно в центре располагалась общая спальня супругов, а из нее вели в разные стороны двери на женскую и мужскую половину.
5. Герид в северной части Андрии – посол, дипломат высокого ранга.
6. Зиида - крепость крона в Огненных землях
7. Заха?б — фортификационное сооружение в средневековых крепостях, укрепление, защищавшее крепостные ворота. Как правило, представляло собой длинный, узкий коридор, соединяющий внешние крепостные ворота в башне с внутренними воротами, ведущими внутрь крепости. Захабы русских крепостей имели 20—40 метров в длину, 3—5 метров в ширину и могли располагаться как снаружи крепостных стен, так и внутри. Очень часто захабы имели один или несколько поворотов для замедления движения атакующих при прохождении захаба.
Кроме собственно функции дополнительной защиты ворот, захаб также являлся и оборонительной ловушкой — прорвавшись сквозь внешние ворота, атакующие оказывались в тесном, не просматриваемом извне коридоре, под перекрёстным огнём защитников крепости, и, как правило, истреблялись либо несли значительные потери.
8. Земелин - человек, работающий на земле, крестьянин. Общеупотребимое во всей Андрии слово.
9. При имянаречении лучшим выпускникам Зеленой Гавани дарили мечи из знаменитого булата с простой рукоятью. По стали вьется девиз Зеленой гавани: «не стремись делать добро, старайся не делать зла» - на одной стороне, «помоги, если тебя об этом просит твоя совесть» - на другой и на перекрестье с внутренней стороны : «будь верным своему слову и своему сердцу».
Эти мечи – по-настоящему редкая и ценная вещь, лучше всяких рекомендаций говорили о своих обладателях. Меч нельзя было ни украсть, ни отдать добровольно, ни передать по наследству – во время имянаречения он привязывался к душе своего хозяина намертво и хоронили эти мечи обычно вместе с их хозяевами. Как говорили умные люди, теоретически завладеть мечом мог человек, в ком покоилась та же душа, но переродившаяся, но о таких случаях было неизвестно.
10. В Андарии ребенок проходит три стадии взросления – 7 лет, когда у тех, кто отмечен силой пробуждаются слабые признаки дара – их как раз хватает, чтобы научиться самой простой волшбе, но недостаточно, чтобы ребенок причинил себе или другим вред. Следующий этап – в четырнадцать, когда дар открывается примерно наполовину, и последний, день, когда веды (а в некоторых странах и люди) считаются совершеннолетними – 21 год. Тогда дар открывается полностью. Единственное исключение – женщины и полулюди. У женщин дар может стать более сильным когда она становится матерью. Полулюди взрослеют позже, поэтому дар может не открыться полностью в 21, а постепенно усиливаться до 25 лет.
11. После посвящения и имянаречения юноша считался уже не учеником, а членом Зеленой Гавани. Членство присваивалось пожизненно. Любой мог приехать в Гавань и жить столько, сколько потребуется. И после имянаречения сбрасывались маски – ученик мог назвать свое настоящее имя, рассказывать о своей семье и стране. Значение тайного имени знал только глава школы, проводивший обряд. Однако само имя не скрывалось. Почему значение имени, которое давалось на нераспространенном мертвом, однако не секретном языке, раскрывалось и могло навредить его обладателю только если он говорил о нем сам – было неизвестно, но таково было свойство всех имен, дававшихся по обряду.
12. По старинной традиции, ко времени описываемых событий сохранившейся только в высокородных семьях, имена сыновьям давали отцы, дочерям – матери.
13. Мира - уважительное обращение в Андрии к замужней женщине. Не зависит от титула и общественного положения.
14. Солнечник – амулет, который делается для новорожденного в Огненных землях. Представляет собой символическое изображение солнца, может выглядеть по-разному – зависит от местности, от мастера и пожеланий родителей. Мать особым образом заговаривает его. У солнечника обязательно есть семь лучей, на которых с внутренней стороны написаны пожелания новорожденному, как правило надписи содержали пожелания (подкрепленные несложными наговорами) о здоровье, верных друзьях, взаимной любви, проклятия врагам, например у Альрика одним из пожеланий было: «предавшему – смерть». Делались они обычно из долговечных металлов и сплавов. Как правило девочкам доставались серебряные солнечники, юношам золотые. Но в целом материал определялся достатком семьи. Иногда солнечники украшались драгоценными камнями. Например у кронтины Ксанты центром солнечника был крупный изумруд – от сглаза. У Альрика солнечник был сделан из редкой и очень дорогой зеркальной стали – из нее в Дарии делали оружие. Мечи из зеркальной стали стоили баснословных денег и в знатных родах передавались по наследству, потому что зеркальная сталь не портилась от времени – пролежав несколько столетий в земле, меч оставался таким же, как и в день своего рождения. Крон Сигвальд, пожелал, чтобы у его сыновей обереги были именно из этого вечного металла, поскольку золото казалось ему неподходящим, а что-то менее дорогое не позволяло положение.
15. Государственные люди. Так в Андарии называли тех, кто служил при министерствах, ведомствах и т.п.
16. Угурат – офицерский чин в Андарии. Примерно равен полковнику.
17. Темно-коричневый – цвет траура. Женщины покрывали волосы серым платком.
18. Хати – длинная, до колен а порой и до земли верхняя накидка из плотной ткани или замши свободного кроя с широкими рукавами без пуговиц или застежек, ее крася скреплялись на уровне груди двумя завязками. Была показателем высокого статуса и богатства человека. Украшалась вышивкой, иногда камнями. В особо выдающихся случаях была украшена настолько, что могла стоять сама по себе.
19. Нечто вроде сканирования организма с помощью дара.
20. Болванкой называли деревянные или железные учебные мечи.
21. Раны залечить ведовством было можно, рана полностью заживала, оставляя за собой только свежий шрам. Но это было чрезвычайно болезненно для лечащего.
22. В Огненных землях крона посвящали на служение стране.
23. Дух самоубийцы – злой дух. Посланник не приходит за ним и он постоянно бродит по земле. Когда никем не управляется практически безобиден. Но если найдется кто-то, кто сможет подчинить себе его – дух может творить страшные вещи. Это колдовство относится к запрещенному. Сотворивший его автоматически приговаривается к смертной казни и любой, обнаруживший нарушение запрета имеет право убить его.
24. Резка – монета. Они были прямоугольными – из металла делалась узкая полоса, которую разрубали на равные части и клеймили. Название и форма монет распространена во всей Андарии. Каждая страна чеканит собственные монеты, но в соседних странах в обращении встречались монеты соседей.
25. Любой из выпускников Зеленой Гавани мог вернуться в нее и жить там неограниченное время. Такова была традиция. Многие воины, так и не обретшие своего дома, но потерявшие молодость и здоровье жили в Гавани, по мере сил помогая школе.
Свидетельство о публикации №212051800928