Правдивая история о Святополке. Эпизод 113. часть3

Лесь: Что чувствует братоубийца?
Станислав: Гибель всего живого. Крушение жизненных планов. Великая жажда, которую не можешь утолить.
Лесь: Исчерпанность?
Станислав: Все накладывает отпечаток- сотворенное зло и «послевкусие от зла»- важнее ведь не моральное осуждение и не всеобщее порицание, не то что чувствует изгой за то, что отвержен или подвергнут остракизму. Горький ведь тоже потоптался на теме Ларры, сказав, что он просто был отторгнут обществом пока не истощился до образа тени, и никак не мог принять смерть, потому что все усилия были тщетны и бесплодны- он желал себе смерти- но само его существование было наказанием-продлением его мук. Все это физическое- не возможность себя убить чужие крики и унижение и досада. Человек привыкает к своему изгойству- что не пускают на порог и подойти близко, швыряют предметы, плюют и бьют- это только физическое переживание. Скорее, здесь идет то, что ты поддался искушению и обману- а ничего не получил взамен- ты пожертвовал самым главным что у тебя было и не получил никакого удовлетворения-ты не самоутвердился. Ты начинаешь презирать уже сам себя- не то что люди тебя не принимают и не наказывают – а то, что ты согрешил не получив никакого эффекта. Ты сотворил зло-за которое не получил морального вознаграждения. Все разрушилось а ты не получил ничего-ни чувства успокоившегося мести, ни страха и боязни других и авторитета в чьих-то глазах-ты ничего не получил в себе для себя. Дело не в том, чтобы ты вызывал жалость или тебя кто хлопал одобряюще по плечу- ты сам себя обманул. Вот пример. Глупый, но все же пример. Ты пришел в ресторан и долго выбирал между двумя блюдами пытаясь сэкономить- одно блюдо стоило 360 рублей, а другое 310 рублей- ты выбрал то, которое стоило 310 рублей, чтобы сэкономить. Ты не любишь давать чаевые-но суммарный итог твоего заказа составил 950 рублей- и ты оставил 50 рублей чаевых. Ты обманул себя два раза- ты сэкономил на себе- потому что если бы выбрал блюдо за 360 – поощрил бы себя и не дал бы форы официанту утвердившись в своем «хамстве»- так ты украл у себя сэкономив на себе и проявив невиданную для себя щедрость. Есть поговорка-скупой платит дважды. Здесь важен сам принцип.  В той глобальной драме и истории не могло быть вообще никакой аргументации вовсе- здесь не могло быть победы как таковой –не могло быть никакого утверждения- ворованные деньги не принесут счастья, обрекая владельца на легкую добычу, он сам впоследствии становится легкой добычей. В ранжире твоих ценностей не остановится никаких лимитов которые бы заставили себя остановиться- ты слишком далеко заплыл за буйки. И ты ждешь кары, расплаты, она была бы закономерна и неизбежна, как герой пушкинского «выстрела»- ты бы всю оставшуюся жизнь ждал выстрела-был в готовности, мучении, страдании, горечи, желчи, самоотравляющей тебя, доставляющей только терзания. Угрызений совести нет потому что совести нет как таковой. Мир прежде большой и статный оказался таким хрупким на поверку. Летит в тебя занесенный бумеранг и Дамокловый меч- у которых рано или поздно настанет «звездный час» и свое «светопреставление».
Лесь: Ты ловко так ввернул сюда историю о Ларре.

Святой равноапостольный Владимир в свете этих историй и проекций виделся Лесю подобием  и земным воплощением элладского Зевса громовержца. Сильным, грозным, статным, всемогущим. Бесчисленное количество женщин, обольщая их в людской природе, не святого, а простого смертного человека- дети –плоды от союзов от разных женщин-суть полубоги от того, кто был для Киевской Руси аналогом олимпийца.. Принимал обольщая разные ипостаси Зевс-он превратился в  орла  и терзал печень Прометея, Ганимед, красавец, которого Зевсов орел (или сам Зевс в образе орла как свою традиционную ипостась) вознес в небо, чтобы он стал любовником и виночерпием). Да и Святополк- как Ларра Максима Горького из «Старухи Изергиль», сын женщины и орла (!). Он вырос вне людей, гордый, привыкший считать себя лучшим. Так и было со Святополком- он держался очень отчужденно и противопоставлял себя другим. «Ларра вступает в острое столкновение с племенем, откуда родом была его мать. Ларра убивает девушку, которая отказала ему. За это люди изгоняют его из своей среды и молят небо о наказании для гордеца. Небо услышало молитвы. Ларра наказан одиночеством и бессмертием. Он много раз пытался покончить с собой, но все было без толку. Теперь он превратился в скитающуюся тень, напоминающую о грехе гордости».

Снатислав: Все любят истории, военные байки, бульварные слухи,  все любят байопики, покопаться в чужом грязном белье, все любят откровения, сладкие притчи- в иносказательности которых каждый находит свое, вне канонического текста- как отступление от заданных и усвоенных правил. Все любят лиц с обложки. Особенно приковывают внимание какие-то отморозки, болванчики, преступники, не видящие иного способа преуспеть-желающие прославиться своими злодеяниями. «хорошими делами прославиться нельзя»- и нашего Святополка вписывают в эту парадигму. То есть он был движим желанием заявить о себе. Подмена понятий? Или мерило нашей эпохи- что мы считаем соответствующим нам-то и переносим на тех, кто был нам известен и нас интересует- что вчера, что год назад, что столетие, что тысяча лет назад-ведь ничего не меняется-та же кровь-борьба за власть-влияние-ресурсы-деньги и иногда, конечно, за любовь..


Рецензии