Правдивая история о Святополке. Эпизод 113. часть4

Лесь: А если еще присовокупить Танталовы муки и еще немного Сизифовых мук- извечную невозможность насытиться и напиться и извечную невозможность видеть завершенное строительство  и результат и плод своего труда- бесконечное мучение недостижения и неутоления- вот в какой коктейль нужно было поместить нашего героя Святополка. Слишком бы просто для него бы было погибнуть от некоей загадочной болезни – «расслабеша кости» на нейтральной полосе. Да, помучился. Но смысл в другом это неверный чересчур дословный и буквальный перевод, «если Бог хочет наказать человека, то он лишает его разума» смысл не в психической болезни-это слишком узкое понимание этой метафоры, это слишком ограниченное ее понимание, что свидетельствует о вашей собственной невежественности  и неэрудированности. Так и в пустыне «между чехи и ляхи»- все книги про Святополка можно выбросить только потому, что тот, кто написал, что это событие смерти произошло на границе между Чехией и Польшей- свидетельствует о воинствующем дилетантизме, на котором построены все их «ретвиты и репосты». Нежелание думать, анализировать, мыслить, обобщать находить ключи и устанавливать фактическую истину по путанному и загадочному делу.
Станислав: что ты имел в виду под буквальным толкованием «если Бог хочет наказать человека, то он лишает его разума».
Лесь: Люблю заниматься подстрочным цитированием. Впервые эллинская языческая мудрость встречается в дошедшем до нас фрагменте трагедии неизвестного древнегреческого автора: «Когда Божество готовит человеку несчастье, то прежде всего отнимает у него ум, которым он рассуждает». Имеется латинский вариант: «Quos Deus perdere vult dementat prius» (Кого Бог хочет погубить, того он сначала лишает разума).            
Правильно  и четко понять мысль, приведенную в этом афоризме, помогают слова неизвестного греческого поэта, которые приводит афинский оратор Ликург (390 - 324 гг. до Р.Х.) в речи против Леократа: «Когда гнев богов постигает человека, то прежде всего божество отнимает у него здравый смысл и дает превратное направление его мыслям, чтобы он не сознавал своих ошибок». Как видим, нет никаких оснований к любой душевной  и умственной болезни, и именно к пострадавшему Святополку применять данное изречение. Наказание заключается не в самом факте лишения разума, а том, что, лишившись разума, человек может сделать какой-нибудь неверный шаг, ведущий его к гибели. Святополк страдал манией преследования, о чем свидетельствует летопись. Но проблема была не в самой болезни и не в болезни как расплате за грехи. Проблема была в том, что дальше не спасения не выхода для него не было-а это почище страдание Танталовых и Сизифовых мук.
Простое противопоставление людей на разумных и на лишенных разума, характерное для языческой философии, полностью преодолено в христианстве. Богооткровенная новозаветная религия мерилом всего ставит не разум, а святость, которая доступна всем: больным и здоровым, разумным и немудрым. Священное Писание ясно и определенно различает состояние отсутствие (или ослабление) разума как болезнь и безумие как слепое и безрассудное отрицание Бога. Текст 13-го и 52-го псалмов убеждает, что Слово Божие безумие отождествляется с безбожием: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс.52:1). Такое состояние, в котором живет большинство людей, является по-настоящему трагичным. Душевная  или умственная болезнь, постигшая человека, живущего с верой, - не трагедия, а крест (1).
Станислав: Видишь- все вещи хороши  только в теории- в первоисточнике- какие интерпретации преодолело одно высказывание- от причинной связи ошибок человека и расплатой за это тяжелой болезнью- до невозможности руководить своей судьбой.
Лесь: все дело в расчете на последствия, возможности и умении просчитывать закономерный итог своих действий и предприятий. Именно так закладывается мина замедленного действия –которая рано или поздно прорвет, как пороховая бочка, и мы ужаснемся-сначала это вряд ли заметно-такие вещи, как границы, проведенные по территориальному, А не по национальному признаку-потому что у всех народов разные ареалы расселения- это все равно что резать по живому-когда люди тянутся к друг другу и хотят сохранить свою общность. Также как и утвержденный порядок престолонаследия- в котором кто-то почувствует себя изгоем и рано или поздно, оставшись не в удел возьмет себе в руки оружие и начнет свой путь лимитчика и отверженного. Сколько таких князей-лимитчиков, изгоев, самозванцев будет потом которые будут мстить за кривды и неправды, потому что любое решение или закон не могут учесть интересы поголовно всех и устроить-удовлетворить каждого человека, как частность чего –то общего. Всегда были и есть исключения из правил и были и есть люди которые шли против правил и потом переписывали эти самые законы. Пока жив человек и есть его природа нет ничего незыблемого. Видно когда-то на небесах были написаны роли чтобы мы могли потом в них сыграть- братоубийство, игра в мщение, игра в переписывание истории, игра в закон об исторической правде, игра в Судислава- чья жизнь как картошка- «или съедят -или посадят». Все это какие –то схемы. Конструкции, известные давно-на которые просто жизнь расфасовала героев- расположив их всех как элементы в системе Менделеева- где каждому было отведено уготованное место. Сам рок, судьбина и Божий промысел всех определил.

Использованы материалы: иеромонах Иов (Гумеров).


Рецензии