Тайный муж

       К н я з ь  Г р и г о р и й  А л е к с а н д р о в и ч  П о т е м к и н*
                (Р а с с к а з  в  д и а л о г а х №5)

К а б и н е т  Е к а т е р и н ы II в Зимнем дворце. Слева дверь в покои, справа в Эрмитаж, через которую вход только избранным. Напротив нас выход в приемную. А л е к с е й О р л о в, выходя из кабинета, сталкивается с П о т е м к и н ы м. Метнув на него злобный взгляд, удаляется. Е к а т е р и н а, появившись из правой двери, идет навстречу Потемкину.

     Е к а т е р и н а. Ушел? Я порядком переволновалась, беседуя с ним… Сбежала успокоиться в Эрмитаж… Гравюры Рафаэлевских лоджий рассматривала, какие установлены в Ватикане. Хочу такие же у себя в галерее делать… Ну, здравствуй, батя! Почему так долго не ехал? Три недели не виделись, а кажется, целый год прошел.
     П о т е м к и н. Дом новый строю, а со старым не знаю как быть. Ломать или не ломать?
     Е к а т е р и н а. Строительство - болезнь вроде пьянства. По себе знаю. Начнешь – не остановишься. А старый дом не ломай, пригодится еще. О доме твоем мы еще поговорим. А сейчас ты мне скажи вот что. Английский посланник Гаррис добивается встречи со мной. Следует за мной, будто тень отца Гамлета. Ты скажи, что ему от меня нужно? Уж не прибить ли меня собирается? Или имеет сказать мне что-то новое?
     П от е м к и н. Да нет, все то же. О мирном договоре России с Англией печётся.
     Е к а т е р и н а. Ну, тогда это дело может и подождать.
     П о т е м к и н. В прошлую нашу компанию против турок из всех европейских держав только Англия не устраивала нам каверз. Другие страны исправно в сём упражнялись. Тем ли ей мы сейчас платим?
     Е к а т е р и н а. Я согласна хоть сейчас подписать договор с ними, если они будут действовать против турок в союзе с нами. Но такого желания от них что-то не видно.
     П о т е м к и н. Такого союзника днем с огнем мы не сыщем.
     Е к а т е р и н а. А если не сыщем, то лучше вообще быть без союзников, чем переметаться то туда, то сюда, как камыш во время бури. В прошлую компанию мы одни били турок – и ничего!
     П о т е м к и н. Не протянем Англии руку сейчас, на долгие годы наживем врага.
     Е к а т е р и н а. Мы не можем жертвовать жизнями российских солдат ради сохранения английских североамериканских провинций.
     П о т е м к и н. Заключив оборонительный союз, нам не нужно будет посылать своих солдат в Северную Америку.
     Е к а т е р и н а. Ни оборонительный, ни наступательный – только нейтралитет! В войне Англии с Северной Америкой Россия может быть только нейтральной!
     П о т е м к и н (надувшись). Я указал пользу вашему величеству. А вы делайте сами, как знаете.
     Е к а т е р и н а. Уж и обиделся. И слова тебе нельзя сказать. Уж больно разчванист ты стал. Москов! казак! гяур! Сделай веселый вид, а то и я обижусь. Благо есть повод… Ну, улыбнись, батенька!.. Ну, хорошо! Встречусь я с твоим Гаррисом, который, я слышала, где-то тут дожидается. Может, у Панина? Пойди, пригласи!

        Потемкин уходит. Через некоторое время входит Г а р р и с  входит
 
                (П р о д о л ж е н и е  с л е д у е т)

* С ним Екатерина тайно обвенчалась в 1774 году.


Рецензии