Срезы бытия продолжение

Если говорить о какой-то конкретной стране, то сочетание и взаимодействие положительных и отрицательных волн и очагов создает в динамике, зависящей от каждого и от всех, некоторый неповторимый и строго характерный для данного общества рисунок (вернее, голограмму0, который и определяет истинную суть данного общества или страны, каким бы строем такая страна не именовалась, поскольку строй – лишь бирочка: он может передавать лишь тенденцию, вытекающую из экономики, но не суть, поскольку экономика тесно связана с человеческой природой – природой желаний.
Теперь попробуем проследить, как может меняться побуждающее начало всякой деятельности у отдельных людей и общества в целом в результате изменения психологического климата в стране. Мы уже доказывали, что основным побудительным началом деятельности человека является его эгоизм, причем проявление его может быть разноплановым. Кроме него существует и альтруистический побудитель общественной деятельности, но стимул этот у подавляющего большинства в настоящее время развит весьма слабо (я имею в виду относительно спокойную мирную жизнь, а не какие-то общественные катаклизмы сильно меняющие психологическое состояние отдельной личности и общества в целом. Можно предположить (если эволюция пойдет в нужном направлении), что в совершенном обществе далекого будущего акценты будут переставлены и основным побудительным началом для человеческой деятельности будет альтруизм. Мы уже говорили, что это будет «человечество разумное», где каждый элемент общественного организма должен будет понимать пути и цели человечества, а так же в его сознание прочно войдет понимание, что труд на благо других – если это принцип существования каждого человека – воздается многократно каждому, так как здоровое общество, основанное на всеобщей любви всех к каждому и каждого ко всем, максимально воздаст каждому за его труд.
Как же происходит изменение соотношений побудительных начал в результате воздействия различных процессов, происходящих в обществе и какой возможен путь для усиления альтруистического начала? Замечали ли вы, что у большей части людей рост эгоизма прямо пропорционален силе отрицательного воздействия на них и чем негативней действует на данного человека его окружение – прямо, опосредованно или через вещи, тем злее и эгоистичнее становится человек? Это вполне понятно, так как в человеке в данном случае пробуждаются древние инстинкты самосохранения и готовность к обороне – которые - как более древние – обостряют наше эго. Если такое воздействие продолжительно (на любом или всех уровнях), то это состояние становится привычным, что и определит в дальнейшем суть этого человека. В ответ он постарается отплатить тем же окружающим или хотя бы тем, которые от него зависят, и очаг зла будет разрастаться все сильнее и сильнее.
И наоборот, если воздействие окружающих в целом положительно, если человек в основном удовлетворен (хотя в случае привязанности к материальным благам и чувственным удовольствиям полное удовлетворение невозможно), то его эгоистическое начало как бы начинает дремать, и в случае продолжительно существования в таких условиях, в заметной мере дезактивируется. В таких условиях возникает подходящая ситуация для пробуждения скрытых альтруистических сил в человеке. Все мы знаем, что среднестатистический сытый и удовлетворенный человек добрее, чем голодный и неудовлетворенный. (Я тут не имею в виду патологических властолюбцев, так как если они занимают значительное положение в обществе и сыты материально, то, несмотря на это, они самые неудовлетворенные люди, так как стремление к власти и желание распространять свое влияние на других ненасытимо).
Все это с целым рядом оговорок свидетельствует о том, что в обществе богатом, способном максимально удовлетворить материальные запросы граждан, возникают благоприятные условия для пробуждения альтуистического начала у людей, и если в таком обществе будут всячески пропагандироваться и распространяться духовные учения, призывающие к любви (не обязательно Христианство), и давление карательных государственных органов будет минимальным, а правительство станет максимально считаться с общественными интересами, то в таком обществе создаются условия для постепенного перехода от «общества эмоционального» к «обществу разумному».
В настоящее время в некоторых странах создались условия для такого постепенного перехода, так как впервые в истории преобладающая часть общества в таких странах оказалась материально удовлетворена. Я имею в виду страны со спокойным психологическим климатом и минимальной преступностью, наподобие Швейцарии, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии и некоторых других, лишенных военной истерии стран-гегемонов.
Мне могут возразить, что в обеспеченном обществе человек становится рабом удобств, а, следовательно, и вещей, и все равно найдется достаточно поводов для возбуждения эго, и что всегда у кого-то материальных благ будет больше, чем у другого, что вызывает зависть, и что погоня человека за новыми чувственными удовольствиями бесконечна – и это ведет к созданию все новых и новых материальных благ, но и я не хочу сказать, что с достижением материального благополучия, человечество станет идеальным и все проблемы исчезнут – это, скорее, утверждают коммунисты. Нет, это лишь необходимый базис, с которого начинается истинный прогресс Человека – нравственно-духовный, и начинается он далеко не сразу после достижения всеобщего материального благополучия, скорее наоборот – создается впечатление, что человечество начинает деградировать от сытости, и сопровождается этот болезненный момент нравственным падением.


Рецензии