Их жизнь. В краю голубых озёр. Книга 3. Часть 28

    На нижнем снимке: стоят: Женя Федин и его жена Татьяна, сидят, слева: сёстры Анна и Мария, мама Жени. Кто-то из остальных женщин - мама Тани, точно не знаю.
               
   ...30 октября, мы уже собирались ложиться спать, увидели свет подъезжающей к нашему дому машины... Раздался стук в дверь. Я открыл, увидел приехавших тётю Марусю, Женю и Таню, его жену. Выглядели они как-то необычно... Очень серьёзные, молчаливые. Не было обычных Женькиных шуток, смеха... Поздоровались. Смотрю на Людмилку. Она начала бледнеть... У меня - тоже сердце колотится...
   -Что случилось? - Спрашиваем. Тётя Маруся подошла к Людмилке, лицо бледное, в глазах - слёзы, обняла её и говорит:
   -Людочка...милая...нет больше твоей...мамы... Тамара...умерла... - И заплакала...У Людмилки стали огромными глаза, на бледном, как мел, лице...
   -Что? - Прошептала она, не веря своим ушам. Потом схватила тётю Марусю за плечи и опять спросила: - Что?
   -Тамара...умерла... - опять повторила тётя Маруся... Людмилка начала сползать на пол...Я подхватил её, усадил на стул... Это сообщение было...Как поленом, по голове... Повисло молчание...
   -Кто сообщил? -Непослушными губами спросила Людмилка.
   -Аурика звонила. - Ответила тётя Маруся.
   -Как ...она...умерла?
   -Аурика сказала, что она шла в магазин, Володя, как раз, приехал из Даугавпилса... Возле 1-го детсада ей стало плохо...она прислонилась к стволу дерева, закрыла глаза...стала сползать на землю...Володя подхватил её...и всё...она...умерла...- Рассказала тётя Маша. - Людочка, собирайтесь, поедем к нам... Завтра - на поезд...
   В каком-то столбняке мы укладывали в чемодан кое-что из одежды, выбрали из холодильника продукты, сложили их в сумку...
   Уже по дороге Людмилка спохватилась:
   -Ой, надо же, директору сообщить! - Мы подъехали к дому Саши Федина. Там уже спали. Я затарабанил в дверь.  Вскорости в доме зажёгся свет, выглянул заспанный Саша.
   -Саша, дорогой! - Сказал я ему. - У Людмилки - умерла мама... Мы едем в Краславу... Пожалуйста, позвони моему председателю, скажи, что я уехал на похороны...
   -Да, да, конечно, не беспокойтесь! Я всё сделаю! - Забормотал Саша.  Потом подошёл к вышедшей из машины Людмилке:
   -Людочка...прими моё соболезнование...Ни о чём не беспокойся, на твой класс поставлю другую учительницу...Едьте, проститесь с мамой...Боже мой! Совсем недавно приезжала к нам! Такая приятная женщина! - Говорил Саша подрагивающим голосом. Людмилка стояла, как окаменевшая, только из глаз катились слёзы...
   Из квартиры тёти Маши позвонили в Краславу. Аурика, плача, рассказывала маме, как подъехала "скорая", как пытались оживить бабушку, но, не смогли....Потом сказала:
   -Мамочка, мы всё необходимое с Вилмаром сделаем, ты только деньги привези, сама знаешь, какое у нас положение...Мы гроб купим, поминки закажем...всё сделаем...вы, только, быстрее приезжайте!
   ...Утром мы сели в поезд, общий вагон, ни плацкартных, ни купейных, билетов не было... У Людмилки - опухшие от слёз глаза, чёрные круги под глазами, она не могла стоять, шаталась...Тётя Маша и Оленька, её внучка, поехали с нами.
   Я прошёлся по вагону, людей - как селёдок в бочке! Увидел молодого парня, подошёл к нему: - Сделай доброе дело, парень, уступи своё место моей жене... У неё мама умерла... Она на ногах не может стоять...Пожалуйста! - Мало ли...что у кого! - Буркнул парень, зло глянул на меня. - у меня ноги - не казённые! - Я почувствовал, как бешенство закипает в груди: - Не понимаешь... А жаль...- Вздрагивающим голосом я сказал ему - Я тебя...по-хорошему...прошу...пожалуйста! Будь человеком!- Видимо в моих глазах он увидел мало хорошего для себя, буркнул: -Ладно, веди её сюда! - Я привёл Людмилку, усадил её...
  Она прижалась спиной и головой к перегородке вагона, закрыла глаза...
   Приехали мы очень уставшие, только после половины пути более-менее стало свободно в вагоне... Вилмар встретил нас на вокзале в Краславе, на своей служебной "Волге" привёз домой.
   Вошли мы в нашу полупустую квартиру, после того, как мы увезли большинство  мебели. Встретили нас опухшие от слёз Аурика и Наташа, отец лежал на кровати в своей комнате, лицо белое, взгляд какой-то отсутствующий... Он с трудом сел на кровати...Людмилка подошла к нему, села рядом, обняла за плечи, прижалась лицом к его лицу: - Папочка...-Прошептала и заплакала...
   Он тоже дрожащими руками обнял её и заплакал, потекли слёзы по белым щекам.
  Вскорости приехали из Даугавпилса Людмила Николаевна с дочерьми и их мужьями. И с ними обнималась и плакала Людмилка. А потом все мы поехали в каплицу, на городское кладбище в Краславе, в каплице уже был установлен гроб с телом Людмилкиной мамы, и моей второй мамы, которая любила меня не меньше, чем моя родная мама, и которая, ещё совсем недавно, обнимала и целовала меня в посёлке Русский; которая, когда мы с Мишей вернулись в орловщину и разгрузились, плакала в телефонную трубку и говорила:
   -Господи! Как же так получилось, что ты приехал за мебелью, а я уехала в Москву? Робчик, миленький, как жаль, что я тебя не увидела!  - А я ей отвечал: - Ну, ничего, мамочка, ну что ты! Мы приедем с Людмилкой на Октябрьские! Увидимся, не плачь, уже скоро!...- Наверно, чувствовало её материнское сердце, что не суждено нам больше увидеться!
   ...Она лежала в гробу, молодая, красивая, будто уснувшая, смерть ещё не тронула её черты...64 года...ей бы ещё жить и жить!
   -Мамочка, что же ты нас покинула? Зачем? За что? - Спрашивала её моя Людмилка, и столько муки было в её голосе, что все мы заревели в голос...Она положила свою голову ей на грудь, гладила её лицо, мочила слезами мамину траурную одежду... А вскоре приехали Владимир с Аней и её дочерью Ингой, вошли в каплицу...
   ...Похоронили мы нашу мамочку на Дагдском кладбище, рядышком с могилами её родителей, было это 2 ноября...В день рождения её младшего сына Саши, они стояли с Зоей и Русланом, могила матери уже украсилась венками и цветами, стоял православный крест.  Сашино лицо мучительно исказилось, он изо всех сил пытался сдержать слёзы, но не смог: - Я больше не буду отмечать свой день рождения! - Заявил он. - Теперь этот день для меня навсегда траурный день! - На Людмилкин день рождения выпали похороны её дедушки, на мой день рождения выпали похороны её бабушки Натальи, на Сашин день рождения выпали похороны его мамы... Что это?
   ...Поминки отмечали в столовой колхоза "Бривиба", людей было очень много, мама много лет отработала в Дагдском роддоме, у многих дагдских женщин принимала их детей, считай, вся Дагда её знала...
   Итак: главный вопрос: что делать дальше? У отца после смерти жены совсем плохо со здоровьем, у Наташи - тоже не очень хорошо, в орловщину возвращаться она отказалась наотрез...
   Мы с Людмилкой вернулись в посёлок Русский, я пошёл к председателю: так,мол, и так - хозяйка требует освободить её дом...что нам делать? -Председатель ответил: - У меня нет свободного жилья! И с этими десятью домами, хрен знает, что будет! Строители забросили этот объект...да и,видимо, и сама их организация скоро рассыпется... И с нашим колхозом неизвестно, что будет...- Он опустил голову, уставился взглядом в пол...
   -Тогда нам надо возвращаться в Латвию, - после продолжительного молчания сказал я.
   -Тебе - виднее! - Буркнул председатель.
   -Поможете с машиной? - Спросил я.
   -Я тебя сюда привёз! - Впился взглядом председатель в мои глаза. -Бесплатно привёз!
   -Дайте машину! - Взмолился я. - Я оплачу дорогу.
   -Нет! - Рявкнул председатель. -И не приставай! Не до тебя! Это - мой окончательный ответ! Отпущу без отработки. Это всё, что я могу для тебя сделать. Свободен! - Вот такой был наш последний разговор с председателем...
   Людмилка отработала несколько дней в школе, плакала каждый день, возвращаясь домой, она вся была в мыслях там, в Краславе: " Как папа? Как Наташа?" И мы с нею решили, что она уезжает домой, а я остаюсь, буду искать машину для обратной перевозки нашего имущества.
   Несколько дней я безуспешно искал машину, в каких только организациях не побывал... Везде получал отказ...
   Позвонил домой и сказал Вилмару: - Ищи машину, сынок! Вы с отцом в Краславе многих знаете...Выручайте! За рейс деньги мама привезёт.- Людмилка уехала.
   Через несколько дней Вилмар приехал с грузовой бортовой машиной с длинным кузовом и с прицепом. Он её достал в Краславской Сельхозтехнике, руководителю этой организации Бартулю наша бригада делала крышу на его собственном доме и многие внутренние работы, может поэтому он пошёл мне навстречу и помог с машиной... За этот рейс Людмилка заплатила 2,5 тысячи рублей...Денег от проданной дачи почти не осталось...
   ...На следующее утро я пошёл на пилораму: - Мужики! Выручайте! Помогите загрузить имущество! - Они пришли в полном составе. Загружались мы до темноты. В прицеп загрузили картошку, морковь, свеклу, капусту, яблоки...
   В Латвию повезли и купленные в Орловщине кухонный гарнитур и секцию, что помогла нам приобрести Людмила Незнамова.- Спасибо тебе огромное! Ты - настоящий друг!- Отдал я мужикам всю водку, что была приобретена на водочные талоны, от всей души поблагодарил их, обнялись мы с ними на прощание, пожелали они нам благополучной обратной дороги, и мы расстались... Переночевали мы в Орле, у Вити и Тани Сорочкиных, сына дяди Вани и  тёти Лиды, точнее: у сына и невестки. Спасибо всем вам, наши орловские родственники! Вы очень помогли нам в те месяцы!
   ...Да, недаром у меня было плохое предчувствие! Предостерегал ангел-хранитель...А я пренебрёг его предостережением! И мамина сломанная рука не остановила...
   Приехали в Краславу, позвал на выгрузку всю свою бригаду... Навкалывались опять, пока разгрузились...Стекла много битого оказалось... Ну, да ладно, это-мелочёвка!   
   А на следующий день начались морозы. Вовремя мы вернулись, а то - хана бы нашей картошке-морковке... Успели выгрузить в подвал нашего гаража...
   ...Столько трудов! И всё - коту под хвост!
   И Людмилка, и я - оба- безработные... Людмилка плачет каждый день, вбила себе в голову, что это она виновата в смерти мамы...
   Наташа с 18 ноября три недели отлежала в больнице.
   Папа целыми днями лежит на кровати, смотрит в потолок, молчит...
   Вилмар, конечно, недоволен, наше возвращение отняло от него 4-х комнатную квартиру и гараж... Стал ленив, иногда - груб, иногда - выпивает... От золотого парня, каким он нам представлялся в начале, не осталось и следа... Оказывается, это была игра, очень искусная, какой актёр пропадает! Надо было добиться Аурики? Добился! А теперь-то, чего играть? Она - моя! Нас с Людмилкой, взрослых, поживших уже людей, повидавших многих и многое на своём веку, обвёл вокруг пальца, как детей!
   ..."Если бы мы не уехали, может быть, мама осталась бы жива!" -Повторяет Людмилка почти каждый день... И плачет... Я её разубеждаю, я так не считаю, это было наше совместное решение с её родителями. И в свой последний приезд в Орловщину она нас поддержала, ей очень понравились Звягинки, место, где мы должны были получить дом, она мечтала, какой сад мы разведём возле дома, вьющиеся розы посадим... На той шикарной чернозёмной  землице...
   ...Запись Людмилки:  25 декабря мне исполнилось 45 лет; 3 января -25 лет нашей совместной жизни с Робертом.  Мы с мамой мечтали, планировали, как, где отметим... Отметили...в слезах... Мама, мамочка, как ты мне нужна! Самый родной мой человек, что же ты оставила меня? Так рано? Каждый день молюсь за тебя, за близких. Мамочка, мы, ведь, встретимся, правда? там... Но, как я здесь, без тебя? На годы... до конца...без тебя? Мама, как мне жить? Не работаю... Роберт со 2 января работает, временно... и за копейки... Всё время я- дома... Всё время - в своём горе...
  Запись Роберта: Хочу рассказать о дорогих мне людях.
  Аллочка влюбилась в работника их организации, красивого мужика, женатого, который, как обычно это бывает, плакался ей, что живёт с женой без любви, что он хочет подождать, пока его дочь закончит школу...И, вот тогда... В общем, обычный трёп мужика, который ходит налево...
   А Аллочка, тоже, как обычно делают влюблённые женщины, ему верила...Он  ей дарил цветы, шептал ласковые, милые глупости, был нежен и обворожителен, был искусен в любви, нетороплив в своих ласках, Аллочка таяла в его руках, как свечка, познала, насколько может быть счастливой женщина в руках искусного любовника...
   Конечно, очень долго продолжаться это не могло...Владимир об этом узнал...
   Было всё, что обычно бывает в таких случаях: и крики, и битьё посуды, и оплеухи по её щекам, и напивался с горя Владимир до полного отрубона, и были жестокие оскорбления с его стороны, богата русская речь соответствующими выражениями...
   Алла заявила Владимиру: - Да, я люблю его! Я была счастлива с ним, как никогда не была с тобой! Ты никогда не думал обо мне, не делал меня счастливой! Ты сам только удовлетворялся и засыпал... А я - плакала в подушку... Я больше так жить не хочу! - Они развелись. Некоторое время ещё продолжали жить под одной крышей, справили свадьбу Анжеле, а потом он уехал к матери в Запорожье...
   Честно говоря, мне очень жаль Володю! Ко мне и Людмилке - он очень хорошо относился! Мы жили у них, когда я учился на сессиях в техникуме, Людмилка - когда училась на курсах повышения квалификации.
   Он заботился о семье, искал работу с хорошей зарплатой, детей держал в строгости. Когда он уехал, конечно, жить Аллочке стало намного труднее. Роман её с героем-любовником, спустя время, завершился, он нашёл себе новое увлечение, гораздо более молодое и длинноногое... В общем, всё - как обычно...
   Лидочкин Павел всё больше и больше стал увлекаться горячительными напитками, стал меньше следить за собой, заваливался спать потным и грязным после работы, один вид его пьяной физиономии приводил Лидочку в такое расстройство, что её начинало трясти...
   Лёня тоже , время от времени, выпивал, хотя прекрасно знал, что врачи ему это , строго-настрого, запретили...
   Маме моей от такой жизни её детей, тоже было не сладко, и моя орловская эпопея закончилась полным провалом, что тоже нелегко далось ей, и смерть сватьи Тамары добавила седых волос...
   17 февраля 92г.  Писала Людмилка.  У меня появился свет в окне! Меня пригласили в 3-ю школу! В Краславе, в ту, о которой я могла только мечтать! Дали 4-ый класс. Дети - очень хорошие! Отработала 4 дня. И...не перенесла , наверное нагрузку, этих дней и месяцев, свалилась: приступ остеохондроза, страшное головокружение, тошнота...
   3 раза вызывали "скорую". Теперь - постель, только что была сестричка, делала уколы. Завтра - опять врач. Головокружение сегодня немного легче. Господи! Как жаль, что заболела! Так хочу на работу! И так жаль, что работа - временная! Но, ничего, жизнь покажет, спасибо за то, что имею!
   Жизнь стала дороже раз в 15! А в кое-чём, и в 20! Билет от Краславы до Дагды, который в Советское время стоил 60 копеек, где мамина могилка и старенькая мама Роберта, теперь стоит 18 рублей.  Но и зарплату теперь Роберт принёс 3 тысячи 800 рублей.  И я должна получить полторы тысячи.  Теперешние цены:
    цены:                было                стало
   Масло слив.           3,4р.                150 р.
   Мясо                2-2,5р.                70 р.
   Яйцо кур.  10шт.   1,2р.                15р.
   Сыры                2,9р.                70р.
   Хлеб                0,18р.                4,2р.
   Б. батон                0,22 р.                3р.
   Квартира                34 р.                100р.
   Доехать до Риги на автобусе: было -6р., теперь -140 рублей. И всё труднее найти работу. Аурикину школу в конце учебного года закрывают. Янис Лайзан, учитель, теперь он - высокий чиновник, обещает помочь, но, как там будет, на самом деле...
   Папа немного окреп. Но, часто плачет... И я сама плачу, почти каждый день...как только вспомню мамочку...
   У Наташи - любовь...такая пылкая... уже разговоры о свадьбе... А ей - только 16! Такая же ранняя, как и Наташа Борозенцева...
   22 апреля 92г.  День рождения Ленина... Остался месяц моей работе в школе. Работала, считая дни, недели...Думая с ужасом, что они так быстро летят!  Мне уже ответили на мой вопрос:- Будет ли мне работа?
   -Нет, спасибо, Людмила Ильинична! Вы нам очень помогли! Даже своих не знаем, как обеспечить работой... Несколько учительниц возвращаются из декретного отпуска... Осталось 4 недели... Что дальше?
   Аурика уже подписала документ о сокращении.
   Вилмар приносит зарплату - 900 рублей. А только за газ мы платим - 350рублей, квартплата будет - около тысячи, свет - 1 киловатт - 1руб. Это - пока...
   Наташа заканчивает 11 класс. Очень много болела, запустила учёбу. И сейчас - в больнице... Здоровье - очень слабое. Учиться - негде... латышский знает плохо... Третья безработная...
      Дружит с парнем, водитель, попал под сокращение, устроился кочегаром, сезон закончился, опять сократили... А разговоры - о свадьбе... Что их ждёт? Вот такая ситуация дома... Вот мысли, от которых - трещит голова! Лопается сердце! Некоторые цены возросли в сто раз!
   С мая по всем организациям начинается сокращение и сдача латышского языка... Я тоже хожу на курсы.
   Наши соседи, с нашей площадки на 3-м этаже, уезжают в Белоруссию. С соседнего подъезда - уезжают в Россию.  А мы - уже съездили! На второй раз не хватит сил! Но и так, как жить? На что, жить? А всего несколько лет назад - Грамоты, уважение, статьи в газете... Сильный специалист!  Могла ли я подумать, что стану безработной? Что, ния, ни мои дети, никому мы не будем нужны?
   Аурика закончила 5-ый курс института, впереди - защита диплома... Высшее образование... А нужен ли будет в Латвии специалист по русскому языку и литературе? Бедные вы мои девочки! Как же вы будете жить? Что вас ждёт впереди?
   Очень болезненно идёт в душе перелом от социализма к капитализму... Мы к этому - не готовы, в нас всё ломается с треском, с хрустом, с криком... Меня спасает вера в Бога...
   Полгода я уже без мамы... Мамочка, любимый мой человек! Вынесла ли бы то, что переносим сейчас мы?
   24 июля 92г.  Писал Роберт.  Наши знакомые дали нам кусок земли на своём участке в 4 км от Краславы, автобусная остановка называется Песочки... Там, действительно, такой песок! Как в пустыне! Она требует регулярно вносить в неё навоз, плодородную землю, глину, и т.д.   Посадили мы там картошку, и всё, что обычно сажается на грядках (или - сеется), всю весну и лето мы там отвозились с Людмилкой, но, отдача была просто смехотворной! Единственно - редиска красивая уродилась!
   ...Однажды вечером, я поливал грядки... Подъехала легковая машина, "Жигуль", из неё вылезают: Людмилка, наш красавец Джерри, и высокий, крупный, чернявый мужчина, незнакомый... Подходят ко мне. Людмилка говорит: - Роберт, вот , мужчина искал тебя, говорит, что из Белоруссии приехал, попросил, чтобы он смог встретиться с тобой... Вот, привезла!  - Мужчина улыбнулся, протянул руку: - Здравствуйте! Меня зовут Ходырка Виктор Иванович.
  Я: - Здравствуйте! Роберт. Хотя, вы это уже знаете. Ходырка: - Мне порекомендовал вас Леонид Иосифович Олехнович... Как порядочного, честного человека... хорошего специалиста... Дело в том, что я ищу бригаду строителей... хочу построить дом для своей семьи, большой, двухэтажный... Это - недалеко отсюда, в деревне Бигосово, в семи километрах от латвийской границы... Леонид Иосифович заверил меня, что вы строите качественно и быстро... Хочу просить вашу бригаду взяться за эту стройку...
   Я: -Мне необходимо спросить о согласии каждого члена бригады. Мы, ведь, будем уезжать из Краславы на неделю? Так?  - Он кивнул головой. - Вы, может, чертежи захватили с собой?
   Он: - Захватил. Нулевой цикл почти готов. Вам надо будет только небольшое количество кирпичной кладки на нём сделать. Так, значит...первый этаж - кирпичная кладка толщиной два кирпича, второй этаж - облицовка кирпичом, внутри - газобетон; перегородки: первый этаж - кирпичные, второй этаж - каркас из брусьев, доска с двух сторон, внутрь засыпается керамзит; трубы дымовые и вентиляционные - из кирпича; укладка потолочного бруса - два яруса, крыша - тоже ваша, каркас из брусьев, обрешётка из доски, шифер - по рубероиду.
   Я: - Вы подробно объяснили. Чертежи оставьте. Мне необходимо подсчитать объёмы работ и зарплату. Да, ещё, ваш телефон запишите, могут возникнуть вопросы. Как только мы всё обсудим, я вам позвоню, хорошо?
   Вот так мы познакомились с Виктором Ивановичем Ходыркой...
   Согласились там работать, кроме меня: Василий и Михаил Шакели, сын и отец, Виля Дундур, Чесик Маткевич, мой сосед по нашему подъезду, со второго этажа.
   Уезжаем мы на неделю. Точнее - на 5 дней. В пятницу вечером возвращаемся в Краславу, рано утром в понедельник - назад, в Бигосово. Работаем с 8 утра до 7 вечера, практически - без перекуров, час на обед. По вечерам - отдыхаем, смотрим телевизор, валяемся после ужина на койках.
     Виктор Иванович - директор Верхнедвинского КБО (Комбината бытового обслуживания), его жена - Валентина Владимировна, миловидная женщина, работает  на заводе ветеринарного оборудования и инструмента в Бигосово. В Советские времена - это был завод Союзного значения!
   У них две дочери: Таня и Оля, учатся в Бигосовской школе.
  Познакомились мы также и с родителями Валентины Владимировны: мама - Нина Ивановна, папа - Владимир Иванович, Быковы, пенсионеры, исключительно обаятельные люди, души не чающие в  дочери и внучках, да и в зяте, на мой взгляд.  Живут они в соседних подъездах одного дома, пятиэтажного, невдалеке от школы.
   Сколько раз Нина Ивановна угощала нас разными вкусностями!  Не сосчитать!
   В Белоруссии всё намного дешевле, чем в Латвии, поэтому много продуктов закупаем там, везём в Краславу.
   На границе - уже пограничники, с обеих сторон, идут разговоры о визах, но, пока, только требуют паспорта и проверяют сумки...
   10 сентября 92г.   В один из вечеров я пошёл к Ходыркам, потому, что мы всё больше и больше говорили с Людмилкой о необходимости уехать из Латвии, потому, что всё больше и больше боялись за будущее дочерей... Надо было подстраховаться на совсем уже плохое развитие дальнейших событий...
   Аурика узнала об измене Вилмара и собрала его чемоданы.
   Наташа всё настойчивее говорила о свадьбе с Владиславом, её избранником... Работы у обеих нет, но и уезжать из Краславы тоже не хотят, очень выраженное желание пожить взрослой жизнью, без надзора родителей...
   Ну, вот, пошёл я к Ходыркам в гости. Валя, точно такая же хлебосолка, как и её мама, быстренько собрала на стол закуску, Виктор Иванович выставил бутылку водки, выпили по паре рюмок, закусили, разговорились...
   -Виктор Иванович, - начал я. - Вы уже знаете о нашем неудачном переезде в Россию... Так вот, мы с Людмилкой, всё-равно, хотим уехать из Латвии, Белоруссия выглядит намного стабильнее и надёжнее... В Латвии - всё ломают... А вот построят ли , хоть что-нибудь, кто его знает... Вы можете помочь нам в этом вопросе? - Ходырка задумался. Потом ответил:
   -Мы уже заканчиваем строителство двух индивидуальных жилых домов с хозпостройками... Это в деревне Опытная, 2,5 км отсюда, по дороге на Росицу... Один из них я, в принципе, могу выделить для твоей семьи. Второй дом будем выделять водителю нашей организации.
   Ты, вот что: завтра, после работы, прогуляйся на Опытную, (он рассказал, как туда дойти), увидишь после здания "Ветеринарный техникум"  - на фасаде надпись такая, хотя того техникума - уже сто лет нету...Увидишь перекрёсток двух дорог, за перекрёстком, напротив друг друга, стоят два дома, обложенные белым кирпичом и хозпостройки...
   Походи вокруг них, прикинь, в котором тебе больше бы хотелось жить... А второй дом отдадим Тарасевичу... Только, имей ввиду: тебе придётся устраиваться к нам на работу! Согласен?
   -Согласен! - Ответил я.
   4 октября.  Писала Людмилка.  Всё же, хватило сил ещё на один рывок! Мы с Робертом, с 24 августа, живём в Белоруссии, Верхнедвинский район, деревня Опытная! Это - 45 км от Краславы, в 2,5 км от Бигосово. Когда-то, после войны, на землях этой деревеньки была опытная станция, проводились опыты и эксперементы на овощной продукции, которая здесь выращивалась; и ещё здесь был ветеринарный техникум , который, спустя время, перевели в другой город. Вот так и получилось название - Опытная...
   ГЛАВНОЕ: Я - РАБОТАЮ! В средней школе, в Бигосово, у меня - второй класс! 24 ребёнка! Очень хорошие ребята! Вновь - любимая работа!
   Роберт строит дом человеку, который выделил нам дом для проживания! С хозпостройкой, с большим участком земли! Больше 40 соток! Обещал помочь с ссудой на дом! Если получим, сможем его выкупить!
   Перевезли папу, но он с нами пробыл только два дня, попал в больницу... Теперь, уже второй раз, опять в больнице, в Бигосово. Каждый день, после школы, хожу к нему... Папу мы не стали выписывать из Латвии, пусть хоть его пенсия поможет выживать нашим детям.
   Если им станет совсем невмоготу в Латвии, будет куда приехать, а мы здесь всегда найдём, что им покушать.
   У Наташиного Владислава месяц назад умерла мама, от рака, совсем молодой, в 50 лет. Отца у него не стало, когда он был ещё совсем маленький, есть у Славы старший брат, живут вдвоём с ним в родительском доме, в Краславе.
   Теперь наши девочки живут вдвоём в нашей 4-х комнатной квартире, в Краславе. Аурика пол-года будет получать безработные и дедушкину пенсию. Пусть поживут взрослой жизнью... Если что, наша дверь для них всегда открыта!
   И у нас здесь - много проблем: нет подвала, значит Роберту необходимо будет на кухне прорезать люк в подполье, чтобы мы могли там хранить все наши припасы на зиму... Земля на участке - бедная, Частью - песок, частью - глина... Не Орловский чернозём! Но, как говорится: "Были бы руки, и желание работать!" Нет дров на зиму. Роберт сказал: - Ничего, что-нибудь, да придумаем! - Значит, так и будет!
   Так ждала детей в эти выходные! День учителя! Не приехали... Зато наревелась по-праздничному!
   Цены на продукты: молоко покупаю в деревне, по 5 руб. за литр, мясо свиное - близко свиноферма - подсобное хозяйство КБО, по 80 руб. 1 кг, хлеб - 10 руб.
   Девочки собираются разменивать нашу квартиру на две двухкомнатные.
    22 января 93г.  Через месяц после последней записи - попала в больницу с сердечным приступом, увезли прямо из школы...  С тех пор не проходит и дня, чтобы оно меня не мучило... 2,5 месяца - на лекарствах... Неужели мне уже не очухаться, не подняться? А здесь же деревня, надо работать, а что я могу?
     Январь на дворе, а сегодня был гром, нет снега, идёт дождь, штормовой ветер. 
   А неделю назад ураган снёс часть крыши у нас, Роберту пришлось покупать шифер и ремонтировать крышу.
   Дом слабый, сборнощитовой, обложенный снаружи кирпичом, в сильный ветер - крыша и стены вибрируют...
   В ноябре Аурика помирилась с Вилмаром, , чему мы были очень рады.
   И ещё: разменяли девочки нашу квартру на две: двушку и полуторку, Наташе досталась похуже, 5 этаж, сырая полуторка. Слава Богу! У Аурики жизнь наладилась! У Вилмара - постоянная работа, живут дружно.
   Мучает, по-прежнему, Наташа, ни у неё, ни у Влада - нет работы, живут на дедушкину пенсию.
   Ходыркин дом бригада Роберта достроила, накрыли шифером крышу и ребята уехали в Краславу...
   Роберт сейчас работает мастером в КБО, у Виктора Ивановича.
   Недавно приехала Аурикина подруга Жанна Галилеева, со своим мужем Колей, тоже мучаются без работы, погостят у нас, хоть покушают хорошо...
   На работе у меня - всё нормально, защитилась на вторую категорию учителя, может, зарплата побольше будет... За декабрь начислили 8164 рубля...
   15 апреля 93г. Чистый четверг. Лежу в больнице. Сердце. Плохая кардиограмма. Прединфарктное состояние. Можно ли обновить сердце? Смерть мамы, два переезда, безработица детей... А Роберт? Поэтому, я должна жить! Надо найти способы окрепнуть! У меня такой муж! Любимая работа! Я хочу жить!..
   С 20 апреля визовый проезд! Мне поставили в паспорт  штамп: предупреждение...  С 3 апреля я была там последний раз!
   Теперь Роберту придётся покупать Белорусскую визу, чтобы выехать за пределы Белоруссии и въехать обратно. А мне - наоборот: я теперь, лицо без гражданства, а Роберт - гражданин Латвии, поскольку его мама - латышка, родилась в Латвии 16 мая 1916 года.  И теперь её внучки - гражданки Латвии! А я, их мать, лицо без гражданства! Парадоксы настоящего времени!
   Дети , пока, могут к нам приехать. Белоруссия ещё не ввела визовый режим. Но это не надолго, скоро и они введут! Где взять 20 долларов на визу, плюс ещё деньги латвийские на дорогу? Теперь Латвия - зарубежье! Кому это надо? Кому легче стало?
   Дети теперь за 2-х комнатную квартиру платят 3 тысячи, получая - четыре! Как жить?
   Началась сильнейшая инфляция: масло - 670 руб., яйцо, десяток - 180 руб., сметана - 120 руб., молоко - 25 руб., сыр - 400 руб., творог - 210 руб. Это - в Белоруссии. Но и зарплата будет в апреле - 20 тысяч, в марте была - 14 тысяч.
   Я опять болею после последней поездки в Латвию. Мама Роберта, совсем старенькая, еле ходит. Лёня - у него -рак, тоже еле ходит, стал очень худой, пожелтел, эгоистичный, злой... Маму - замучил... Лида - еле сводит концы с концами, получает 750 латышских рублей. Павел - пьёт. Дима - безработный. Их турбаза "Эзерниеки" будет закрываться, их жилой дом уже не отапливается, газа тоже нет. Лида будет переезжать в Дагду, к маме. Мама уже не может одна помочь Лёне...
   Могилка мамы...когда увижу её в следующий раз?
   Были на дне рождения у Алексея и Клары Дороховых, Алексей -  тоже безработный. Они - единственные, кто приезжает к нам в гости, в нашу деревеньку... Кого ни встречали в Краславе, все говорят одно и то же: - Не знаем, как жить, как платить за квартиру...- Безработных - больше половины города. МСО прекратило свою деятельность. Олехнович ушёл на пенсию, не в силах смотреть, что творится со страной...
   Теперь рукодство во 2-ой русской школе в Краславе - латышское, директор и завуч не сдали экзамен по латышскому языку...
   ...Вилмар так нагло себя вёл, даже ушёл из дома, когда мы приехали с Робертом. Ничего хорошего впереди Аурику не ждёт... Приехали на автобусе в Бигосово из Краславы, домой шли целый час, и опять я слегла...
   И, всё же, надо жить! Назло всем трудностям, надо жить!  Надо поправляться!
   Роберт мой очень постарел! Два раза по субботам заготавливал в Верхнедвинске горбыль, грузил его на прицеп, а в понедельник привозил его домой на тракторе. Горбылём и топимся. Переживём эту зиму, надо будет заготавливать дрова, чтобы успели высохнуть к следующей зиме...
   Но, есть у меня и радость: это - мой Бог! С которым я могу поговорить всегда. Есть моя работа. Есть дети, которые, как только узнали, что я опять в больнице, всем классом пришли навестить!
   В школе меня ценят. Даже директор, Мария Ивановна, приходила навестить. Была учительница, которая меня замещает... Уже три раза приходила Валя, жена нашего благодетеля Виктора Ивановича. Мы уже по нескольку раз были в гостях, и у них, и у Валиных родителей. Такие люди приятные!
   На улице - весна! Работы - море! Приезжают зятья, помочь Роберту с огородом и теплицей, надо срочно делать забор! Иначе коровы с ближней фермы пойдут прямо по грядкам, как уже было однажды!
   Надо строить гараж, чтобы ставить там мотоцикл с коляской. Пока он стоит в хозпостройке. Роберт расширил проём, поставил вторую дверь, чтобы мотоцикл проходил.
   Надо заводить курочек, кроликов, садить САД! Нашу МЕЧТУ!  Папа уже освоился, ему полегче, но, началась потеря памяти, становится бестолковый, беспомощный... Папочка, как тебя жаль!
   20 мая 93г.  Писал Роберт.  16 мая умер мой дорогой братик, Лёня...Вот нас у мамы уже и трое... Надо же! Какая ирония судьбы! Сколько дней в году! А умер Лёня - в мамин день рождения... Ещё одно совпадение дня рождения и похорон!
   Мама так ослабела за последние месяцы жизни Лёни, что мы боялись и за её жизнь... Она еле стояла на ногах во время похорон, старенькая, вся белая, её чёрные волосы совсем побелели! Я держал её под руку, шептал: - Мамочка! Держись! - Последний раз мы с мамой и сёстрами поцеловали его, последний раз взглянули в его лицо...
   Легла крышка на гроб, зловеще застучал молоток, вбивающий гвозди ... Как страшно слышать эти звуки! Вот за лопаты взялись мужики, первые порции земли громко бьются об крышку гроба...
   Прощай, БРАТИК! Ты столько мне помогал! И с переездом из Дагды в Краславу, и с обустройством на новом месте, сколько раз ты приезжал в Краславу, чтобы помочь мне строить дачу! А как красиво, даже элегантно, ты умел работать! Мне Людмилка сколько раз говорила: - Видишь, как красиво идёт Лёня? Спина - прямая, голова - гордо поднята! Учись у брата! Ты так красиво не умеешь ходить!- И на даче, когда мы вдвоём укладывали в стену кирпичи, она смотрела на нас и любовалась нами, и говорила мне: - Конечно, ты красиво кладёшь кладку, быстро, но Лёня... всё же, делает это красивее... Не могу объяснить, элегантнее, что ли?... -Прощай, мой дорогой брат! Да будет тебе земля пухом!
   Людмилка не смогла приехать на похороны. Чтобы ей теперь получить визу в Латвию, нужен загранпаспорт, она уже подала документы на него, но, пока он придёт... Так что, хоронили Лёню без неё...
   Она рассказывала, что в ночь, когда я уехал в Дагду, она уже задремала... И, вдруг, очень явственно, почувствовала его присутствие в спальне... Видимо, его душа прилетела проститься со своей первой любовью...
   Лёня, братик мой дорогой...как мне не хватает тебя!..

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/05/22/606
   


Рецензии
Да, много совпадений с днями рождения и уходом
близких. Светлая им память!
Трудный этап в жизни. Развалили единый
народ, сделали врагами…
Вот национализм и пошел в гору. Это все
от невежества и тупости.
Власть пришла к недалеким и любящим власть.

Татьяна Завадская   24.12.2023 12:56     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Танечка! Чрезвычайно Вам признателен! Столько текста читаете! А что может быть дороже для автора? Ни-че-го!!! Да, совершенно верно, рыба гниёт с головы, так и власть советская загнила и предала собственный народ. Роберт.

Роман Рассветов   24.12.2023 13:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 58 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.