Идеальная синева
(в обсуждении темы, охватывающей не только одноименный роман Чака Палански).
Автор, творя и создавая, так или иначе, привносит свое видение, свой почерк. Он нередко трансформирует первооснову до неузнаваемости, наполняя смыслом прежде тупиковые линии эволюции сюжета, заставляя блеснуть то, что прежде было погружено в тень и сокрыто во мраке.
Но только тот творец может называться истинным «отцом» своего детища, кто сможет в своем поиске дойти до предела, разрушить границы и добиться полного и окончательного совершенства. Тогда появляется совершенная грусть, неотфильтрованное отчаяние, безграничная паранойя – рождается «Perfect Blue».
Уже в своей дебютной работе, Кон Сатоси не ограничился лишь ролью акушера-гинеколога по отношению к роману Такэути Ёсикадзу, шагнул в иные плоскости, охватывающие пласт шире, чем просто сумасшествие одного человека. Перед вниманием зрителя предстает скорее безумие социума, взращенного на индустрии развлечений, и это отнюдь не брутализм ситуациналистов, стремящихся в своем авангардном арт-хаусе расширить порог рвотного рефлекса.
Смелое решение, для человека впервые выступающего в качестве режиссера-постановщика, не правда ли?! Получив карт-бланш от «Mad House» на переработку литературного источника Сатоси не стал/не смог/не захотел ограничивать игры своего воображения. В результате в построении фильма неоднократно срабатывает схема «матрешки» - фильма внутри фильма, на «голубом экране» - выраженные акценты на приватных кадрах жизни Мимарин, сценах преследования, насилия над телом и духом, и в результате - телепостановка массового, коллективного психоза.
Времена меняются, Интернет со своими «home page» дотягивается до всех и каждого. Почти также близко, как одержимый фанат, папарацци и смутные сомнения героини в успешности ее новой кино-карьеры. Поп-идол в 90-е уже не приносит баснословной прибыли, а может это просто Мими надоело вытанцовывать песни, пока фанаты приходят на концерты с одной целью - поразмять языки и кулаки.
И пока она успокаивающе шепчет в телефонную трубку: «Ах, мама ты ничего не понимаешь в этом бизнесе…», что она сама знает о диких джунглях целлулоида и раскрученном виниле масс-медиа - где всё продается и всё покупается – мечты, иллюзии, кошмары. Только то, что имидж позолоченного идола - начинает душить ее. Пока это только дискомфорт в ярком свете ослепляющих софитов, затем легкая асфиксия, теперь уже у зрителя - от слов ее продюсера, обращенных к сценаристу: «Пожалуйста, используйте Мими чуточку больше».
Постепенному распаду личности Мимимарин «вне и на экране», смотрящему удивляться не стоит. Поражаться можно только неиспорченности Мими, доселе не проходившей подобных этапов кастинга - иллюзия, мастерски навязанная Сатоси, которая подкарауливает наивность зрителя настырнее назойливого фаната.
Вера в значимость своей роли, в жизни, кино-карьере, рейтинге успеха - иногда это входит в привычку… как видеть повсюду косые взгляды, мертвых рыбок в аквариуме и всплывающие «брюхом кверху» иллюзии остаться незапятнанной. Шаг «с левой ноги» на съемочную площадку - оборачивается клаустрофобией, сны похожие на действительность перетекают в исповеди чужого сумасшествия, монологи трансформируются в галлюцинации, а факты криминальной хроники пожирают последние надежды на уединение.
Все сходят с ума по-своему, вот только диагноз - на всех один. Даже зритель из стороннего наблюдателя чужой меланхолии постепенно превращается в проводника безумия. Паранойя - как бредовая переработка жизненных впечатлений при сохранении формальной правильности мышления, она - главная Актриса, она диктует роли и расставляет статистов перед вездесущим оком кинокамеры, оживляя стойкий, систематизированный бред преследования, ревности и убийства.
В главной роли умопомешательство, а вовсе не прелести и ужасы шоу-бизнеса, и даже не судьба Киригоэ - только Отчаянье, блюзовое одиночество и потеря жизненного ориентира. Делирий от глагола deliriare — «сходить с ума, бредить», буквально «быть выбитым из колеи (de — «из» + lira — «борозда, колея»), фанаты шокированы сменой имиджа и неистово возмущены переменами, Мимимарин смущена переменой амплуа и галлюцинирует, потеряв шаткую опору успешности под ногами.
"Идеальная синева" вышел фильмом предельно острым по части обрисовки конфликтов, предельно детализированным в натурализации насилия, физического и психологического. Фильм призван шокировать, он способен не раз, и не два обмануть, любовное признание рвануть не слабее взрыв.пакета, полицейская мигалка может оказаться детской игрушкой, вот только приравнять его к снаффу, и лишать его художественного смысла явное заблуждение.
«Perfect Blue» затуманивает и искажает сознание, декорации сменяются где-то за спиной у вероятного зрителя, одна роль перетекает в другую с далеко идущими последствиями. Потому не догнать Мими настоящей, ехидной Мими прошлой, эта погоня безрезультатна, разве можно дотянуться до чужой мечты, победить кошмар, не просыпаясь?!
Делирий улыбается в каждом отражении, подкарауливает в каждом темном переулке, засел в друзьях, расширяет границы сна до уровня тотальной паники, глобальной социофобии.
Страх - как явление недовольства с нынешним положением вещей в «Perfect Blue», безмерно разрастаясь, он захватывает правых и виноватых, растет и увеличивается в широком диапазоне. Тут и опасение не оправдать возложенных надежд и обязательств, боязнь собственной иррациональности, испуг от вероятной амбивалентности, и под конец, как всепоглощающий и неконтролируемый, животный ужас.
Статичное оцепенение и подмены одной сцены с похожими, но все же, с иными словами,уступает место «дробному» срывающемуся монтажу, суета на съемочной площадке только трамплин к очередному нервному срыву, сам зритель готов усомниться в крепости своего рассудка. В одну и ту же воронку снаряд не попадает, но это в мире, где «хорошим девочкам» на каждом углу улыбается успех, а не квазимодо на полставки.
Совершенство без изъянов – всегда только обман, красивая ложь глянцевых журналов, мертвая красота постеров, оживить которую может лишь шизофрения фаната. Идеализация, даже ИДОЛИлизация – маниакально упорная религия ущербных духом, ей мало просто фанатизма до самозабвения и подмены действительного желаемым, ей нужны человеческие подношения и людские жертвы.
Терминальные стадии фанатизма заносят в медицинские справочники, субклинические – холят СМИ и лелеет индустрия развлечений, на ней зарабатывают миллионы и растят преданных детей общества потребления.
Подчас «Идеальная синева» безжалостно острым, как лезвие ножа, методом вспарывает потаенный, внутренний мир своих героев, беззастенчиво и грубо обнажает изнанку смятенной души. Страшный сон сменяется лентой чрезвычайных происшествий, а сомнительный успех новым укором в глазах бывших поклонников, и равнодушным безучастием бывших подруг Мими Киригоэ.
Зыбкие границы реальности яростно трещат под напором нереализованных амбиций и потаенных страхов. Сторонние наблюдатели вмешиваются в происходящее, главные герои безропотно прыгают в зубатую пасть безумия.Персонажи, вызывающие подозрения, и жертвы/виновники происходящих событий спешат сменить друг друга в убийственном гонке жизни «на показ». Что есть плод больного воображения, и когда фобии предостерегают о реальной опасности - предстоит разобраться только к финалу, пройдя витиеватый путь подозрений и зловещих догадок.
Кто виновник и кто убийца - типичная дилемма в триллерах и детективах, в фильме Сатоси гораздо важнее разобраться, что есть факты кошмарной действительности, а что патология болезненно-реалистичных галлюцинаций и плен навязчивых состояний.
P.S. «Все прекрасно понимают - роль актрисы не проста, Джоди–Как-Ее-Там, тоже делала такое. И вы делали, делаете, будете делать? Начинаются съемки, и вы дышите глубже, словно убили человека… ах, это не вы – это кто-то, на вас похожий, конечно, ну какие могут быть сомнения в вашей испорченности, я хотел сказать невиновности, так кто следующий…гм, в смысле, ваша следующая роль?!».
Свидетельство о публикации №212051900374