КинОкрошка. НЕ ЦАРЬ

КинОкрошка


Эссе, заметки, рецки, споры о КИНО


«Царь» («Иван Грозный и митрополит Филипп», 2009)

Режиссер Павел Лунгин, сценарист Алексей Иванов (IV), оператор Том Стерн, композитор Юрий Красавин.

В ролях: Пётр Мамонов, Олег Янковский, Юрий Кузнецов, Рамиля Искандер, Александр Домогаров, Настя Донцова, Александр Ильин (младший), Вилле Хаапасало, Алексей Франдетти, Иван Охлобыстин, Алексей Макаров, Александр Негодайлов, Анвар Халилулаев, Андрей Невраев, Андрей Бронников, Максим Денеш, Алексей Ильин, Александр Лобанов (III), Александр Макаров, Игорь Марычев, Тимофей Савин, Олег Соколов (III), Юрий Соколов, Виктор Стрельченко, Эдуард Федашко и др.

Сначала хотел хреначить по глупостям. Потом понял: их слишком много и можно обидеть. Допустим, заблуждающегося.
Решил чисто и просто, по ляпо-ходу кино-фантазии…

Сперва, честно, прибалдел от Мамонова. Ну, перепрыгнул, гад, и «Такси-Блюз», и, тем более, «Остров» (сразу скажу, для меня второй фильм – водичка, она давно и сразу размыла т.н. «ОСТРОВ» - а РОВ, он остался и, как всегда, на вОСТоке)…

Но где-то с 20-й минуты затосковал: роковой солист клонировал одни и те же фразы, позы, жесто-мимификации: бум-бум, тук-тук, в итоге что? Правильно, Иван Грозный из палаты № 6, допустим, в больнице Кащенко. Классический идиот. Его соседи: Борис Годунов, Малюта Скуратов, Шкирята Бериев, просто С. У. Воров, Гриша Потёмкин-Распутин, иногда самоопределяющийся как «броненосец на рельсах», и Екатерин первый, он же второй и Великий  (мужская ж палата, не забывайте, ибо там на антресолях приблудный некто Ксеркс).

Я же, грешным делом, учася на истфаке, другим его, Ивана Грозного, помню и даже поныне слушаю прекрасный двойной виниловый гигант «Стихиры Ивана Грозного» в исполнении Мужского вокального квартета под управлением Игоря Воронова (в кино что-то подобное мелькнуло, а?!).

Теперь: вау! Поньяли, сей «шизик» был выдающимся композитором 16 века? Ну-ка, на вскидку, мне его европейских аналогов? К слову, они у меня тоже есть все в виниле: Лассо, Букстехуде, замечательная серия  «Про-музыка» конца 1980-х… Вам понятен предмет спора? Или вы будет мочить Ивана Грозного валентно (без амби)?
 
Ну, так, может, в таком случае, разберём его литературный талант (или «не-талант»), в коем он исторически превзошел Андрея Курбского и коему посвятил свои исследования сын академика Отто Юльевича Шмидта СЕРГЕЙ, доктор исторических наук (а кроме него: профессоры Зимин, Скрынников и т.д.)? Некто лягает нахрапом и хрюком, а я тут, пардон, всего лишь монографией по злой и невежественной морде!
 
Или вам, граждане громкодрессанты, нравится просто громко дрис…ть? Так, боже ж мой, я Вас не вызываю на дуэль. Я просто кидаю клич: любой, кто готов поглумиться над великим монархом Земли Русской Иоанном Грозным, приглашается на честную историческую само-бранку - без двойных стандартов!

По количеству убитых, как было отмечено тут и задолго до ТУТ, наш «сверх-кровавый государь» всей своей грешной жизнью уступил совершено бесцветному Карлу 9 Валуа, за одну ночь Св. Варфоломея уложившему мертвецов не на одну пару сундуков более «Ивана Грозного, за свою жестокость прозванного Васильевичем» (это еще одна, без шуток, историческая объективка западных хронистов и переводчиков).

Не удержусь и таки приведу одну, честную и циническую зрительскую фразу: «"Царь" - очень сильная драма. Даже с исторической точки зрения Грозный всегда был неоднозначной личностью: настолько противоречивой, что некоторые историки до сих пор считают, что Иван Четвертый был не один, а как минимум двое - этакий удачливый Григорий Отрепьев... ВПРОЧЕМ, ЛИЧНО ДЛЯ МЕНЯ, КАК ДЛЯ КИНОЗРИТЕЛЯ, ЭТО НЕ ИМЕЕТ РОВНО НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ. Если я иду в кино, я жду от фильма нескольких вещей: интересного сюжета, хорошей актерской игры, удачной операторской работы».

Заявка и показательна, и репрезентативна. Потому что я сразу спрашиваю:
- Ваш папа педофил?
- Ваша мама шлюха?
- Вы – сам тот самый убийца, который стоил жизни Михасевичу (Чикатило)?
- А ваша кисанька дочка, случаем, не даун?
- Думаю, вам это безразлично, ибо, «ЛИЧНО ДЛЯ МЕНЯ, КАК ДЛЯ КИНОЗРИТЕЛЯ, ЭТО НЕ ИМЕЕТ РОВНО НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ»? Молодца…
- Ай, вах-вах! Вам стало обидно? Вам?! Отчего бы? Вопрос: но ведь и Грозного сняли так же паскудно и завирально, а вы только что распинались, мол, это реникса, это же просто искусство!? Про него, Грозного, можно? Про вас никак? Про его жен и дитяток можно? Про ваших - хрен?!
 
Таки кто вы по сравнению с Грозным? Нешто возмущены искажением личной биографии?
 
ВОЗМУЩЕНЫ!

Ну, поняли чего-нибудь? Либо вы не поняли, что значит искажение роли даже малой (всего лишь вашей) личности? Поняли! - ну тогда и про Большую скумекайте!  Если же нет, то исполать вам, то бишь палата № 6, ведь вы там, может быть, сам пан директор из кабачка «13 стульев», а при наличии авоськи – аж пани Моника до кучи.

Без шуток, если вам так обидно за себя (оболгали, гады!), представьте, какой урон истории наносит столь же вольно-копытное вольтижирование на биографии ГРОЗНОГО, одного из реально величайших и универсальнейших творцов истории?

Все знают, что Сибирь ему якобы принес Ермак. Это предмет спора. Не предмет другое: что-что, а Ливонская война не была шапкозакидательством. Судите: при Иване население России достигало 6,5-8 миллионов. Ему в Ливонской войне  (Швеция, Польша, Дания, не считая Крыма и Турции), противостояло втрое больше!

В кино Лунгина перед нами не Гений, коему мы обязаны Державой, и даже не Маньяк или Фанатик, а придурок.

По счастью, ни в кино, ни в жизни не дали ему "грохнуть" сына своего:
«После того, как в 1990-х годах провели исследование захоронений московских великих княгинь и цариц, был выявлен факт отравления той же СУЛЕМОЙ матери Иоанна Васильевича, Елены Васильевны Глинской (умерла в 1538 году), и его первой жены Анастасии Романовой (умерла в 1560 году).

Это свидетельствует о том, что царская семья на протяжении нескольких десятилетий была жертвой отравителей. Данные этих исследований позволили утверждать, что царевич Иоанн был отравлен. Содержание яда в его останках во много раз превышает допустимую норму. Таким образом, советская историческая наука опровергает версию об убийстве царем Иоанном Васильевичем своего сына. Миф о сыноубийстве создан иностранцами. Кто же автор клеветы на Ивана Грозного? Имена этого сочинителя и его последователей известны. Их вымыслы — лишь звенья в цепи лживых измышлений о нашем великом прошлом» (http://zapravdu.ru/content/view/249/36/)

Что до Новгородского погрома, то апелляция к «злым фактам» подчас и подчистую игнорирует законы логики:  «Крайне интересный факт. Особенно если учесть, что всего два года назад, здесь якобы было поголовное истребление мирного населения. Царь решается оставить всю казну Руси, в церковных подвалах под охраной каких-то «500 человек в смену» и уезжает. Давайте подумаем, был ли он сумасшедшим, чтобы так понадеяться на город где якобы тысячами топил подо льдом женщин, матерей с детьми и т.п. Нелишне будет напомнить, что Новгородцы даже во времена Орды, однажды уничтожили хорошо вооруженную охрану ордынских «послов» (более тысячи человек) и самих послов, расценив их присутствие как угрозу для Новгорода. Это произошло в 1374 году (еще до Куликовой битвы), когда ханов боялись и князья возили дань, и получали право на княжение. И этот свободолюбивый народ, присоединенный к Московии дедом Иоанна IV, стерпел бы «убийцу», «тирана» и «злодея» в своей земле? Пусть раньше якобы имело место неожиданное нападение. Сейчас же русский царь привез семью, казну и оставил, вероятно, не более тысячи тех самых опричников. Ответ один – нет, не стерпел бы» (http://zapravdu.ru/content/view/236/36/).

Что до кино-массовки, ей богу, опричники, князья, бояре, крестьяне в этой картине «стилистически» перемешались в одну харю (рыло) с единым западловским акцентом:  «слышь, братан». Но это не Сленг 16 века. Это простуженный сЛУНГ бандюков 1990-х! Иначе говоря, литературно это - полный швах и голимый примитив, он же швальный восторг тех, кто только такое из мировой культуры и помнит, интерполируя на все эпохи! Да ты для начала почитай трехтомник В. Костылева про Ивана Грозного!

Олег Янковский? Сыграл на своем уровне, без придыханий. Но Филипп личностно уступал Ивану. Он авторитет Нравственный. Зачем микшировать историю? Каждому свое! А то "филькины грамоты" живёхонько зарыли, а всякие бредни за Ивана Грозного не только по-новой вспомнили, но и "позиционировали, педалировали, педофилировали"...
 
А вот Скуратов тут показан наиболее реалистично. Он был прогнут, чтоб спастись, и искал простора. Простор был найден на поле битвы. Малюта сгиб героем... Может, и вынужден был так себя вести. Остальные мужики и бабы – из кинишки за вампиров и мнимо-языческий секс. Особливо, лысый экс-претендент в экс-президенты…

Иван Грозный для России сделал гораздо больше того, за что Лунгин втоптал его в Грязь…

Самое непонятное: почему «мы» так любим гноить своих и возвышать чужих?

Посмотрел, возмутился, ответил.

18.05.2012

Использована репродукция картины Н. Неврева "Кончина митрополита Филиппа" (1898).


Рецензии
прочитал с большим интересом! ссылку скопировал, потом гляну. фильма, правда, не глядел. Пол

Пол Унольв   19.05.2012 16:23     Заявить о нарушении
Я тоже как-то пропустил. Даже видеоплейер отказывал его прокрутитьь. В три захода осилил по ноуту.

Владимир Плотников-Самарский   20.05.2012 10:21   Заявить о нарушении
То есть не видеоплеер, а ДВД.

Владимир Плотников-Самарский   20.05.2012 10:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.