Драма Appolo-13

До сих пор американцев будоражут сенсации и "открытия", что высадка на Луне- блеф,
срежессированный в голивуде в глубокой тайне с участием самих космонавтов(сродни доводов,
что 11 сентября 2001г- осуществлён спецслужбами США, чтобы развязать войну с Бен Ладаном)
Доводы, даже специалистов, доказывающих,что никакой высадки не было и быть не могло-
(этому даже посвящён убедительный,пока смотришь, научный ф-м) рассыпаются позднее созданным ф-ом о полёте Appollo-13- когда весь мир впрямую дни следил за драмой возвраще-
ния астронавтов на Землю(не говоря о 6-кратных задокументированных посещений Луны и
официальных бюджетных затратах на программу Апполон в сумме 135 млд.дол.)
О высадке американцев на Луне 21.7.69- кому повезло- услышали по радио, дотошные могли мелким шрифтом прочесть в одной строке на задворках центр. газет, а подробности узнать под вой глушилок(не в пример- запад по радио и в печати сообщал о всех успехах СССР в космосе, начиная со SPUTNIC_ ставшим международным названием; зато о катастрофах NASA нам сообщали во всех  подробностях- можно было и на вражьи голоса не напрягаться)...
С каким напряжением следили люди за разыгравшейся на глазах космической драмой, шансы на
спасение с обеих сторон и, наконец, счастливое приводнение в океане!

ИЗ ИНТЕРНЕТА

http://ru.wikipedia.org/wiki/-13
Аполлон-13 Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 
Полётные данные корабля
Ракета-носитель Сатурн-5 SA-508
Стартовая площадка Космический центр Кеннеди комплекс 39А, Флорида, США
Запуск 11 апреля, 1970
Длительность полёта 5 дней 22 часа 54 минуты 41 секунда
Масса командный модуль 28945 кг
лунный модуль 15235 кг
NSSDC ID 1970-029A
NORAD ID 04371
Полётные данные экипажа
Членов экипажа 3
Позывной «Одиссей»
(командный модуль)
«Аквариус»
(лунный модуль)
Фотография экипажа


слева направо: Джеймс Ловелл, Джон Суайгерт, Фред Хейз
 
Связанные экспедиции
Предыдущая Следующая
 Аполлон-12  Аполлон-14
 
«Аполло;н-13» (англ. Apollo 13) — пилотируемый космический корабль. Единственный из серии Аполлон, на котором произошла серьёзная авария во время полёта на Луну.

 Старт
Старт ракеты Сатурн-5, миссия Аполлон-13Старт корабля успешно состоялся 11 апреля 1970 года в 13 часов 13 минут CST со стартового комплекса LC-39 космического центра Кеннеди[1]. За стартом с космодрома и прилегающих окрестностей наблюдали более 100 тысяч человек. Первые двое суток полёта «Аполлона-13» прошли без особых происшествий.

 Авария
Однако на третьи сутки полёта, 13 апреля 1970 года, когда корабль уже пролетел 330 тысяч километров, на корабле произошёл взрыв кислородного баллона и выход из строя двух из трёх имеющихся батарей топливных элементов, которые обеспечивали электроснабжение отсека экипажа командного модуля («Одиссей»). Джеймс Ловелл доложил в Хьюстон о случившемся и отметил, что из двигательного отсека истекает газ, вероятно кислород, и создаёт импульс, который накреняет аппарат. В результате этой аварии высадка на Луну стала невозможной, а жизнь самого экипажа оказалась под угрозой.

 
Хьюстон, у нас проблемы
Свайгерт и Ловелл докладывают о взрыве на корабле 13 апреля 1970
Помощь по воспроизведению
В Центре управления полётом был создан штаб по руководству спасательной операцией. «Аполлон-13» продолжал свой полет к Луне по свободной траектории, поскольку только после её облёта (выполнив гравитационный манёвр) он мог лечь на обратный курс. Также инженеры заключили, что нельзя включать главный маршевый двигатель. Он мог быть повреждён и взорваться при попытке запуска. Посадочный двигатель лунного корабля не был спроектирован для длительной работы, для остановки, разворота и разгона корабля. После аварии командный модуль экипажа корабля «Аполлон-13» был отключён в целях экономии энергии, необходимой при посадке на Землю; и было принято решение использовать ресурсы лунного корабля («Аквариус» («Водолей») — состыкованной посадочной и взлётной ступени), которых, по расчётам, при строжайшей экономии должно было хватить для возвращения на Землю. Сначала экипаж увидел, как в космосе истекает струёй кислород. В Центре управления отдали команду на отключения 2 топливных элементов, надеясь остановить утечку из двух баллонов с кислородом. Результат оказался противоположным. После этой попытки два баллона из четырёх быстро опорожнились, возможно из-за повреждения труб. Командный модуль (он же спускаемый аппарат) мог работать на собственных химических батареях только 15 минут. Астронавты срочно записали все главные параметры на компьютере в журнал полёта и полностью его выключили. Из Центра управления полётом последовала команда двум членам экипажа перейти в кабину лунного модуля. В основном блоке, в котором остался только Джон Суайгерт, были отключены все бортовые системы.

 Первая коррекция траекторииМежду тем требовалась коррекция траектории полёта. Маршевый двигатель, предназначенный для этого, включать было опасно. Он мог оказаться повреждённым и, кроме того, для его запуска необходимо было израсходовать ресурс химических батарей командного модуля. Оставалось надеяться на двигатель посадочной ступени лунного модуля, но он был рассчитан всего на одно длительное включение.

14 апреля в 8 часов 42 минуты 43 секунды двигатель посадочной ступени лунного модуля был включён на 34 секунды для первой коррекции траектории. Однако, этой коррекции оказалось недостаточно, так как расчёты показали, что аппарат вышел на такую траекторию полёта, которая закончится посадкой в Индийском океане около острова Мадагаскар, где не было поисково-спасательных средств США (пять кораблей и 47 самолётов, выделенных для спасения астронавтов, были сосредоточены только в Тихом океане и в северной части Атлантики). Полет по такой траектории был нежелателен ещё и потому, что занимал относительно много времени, и ресурсов лунного модуля могло не хватить.

 Вторая коррекция траекторииЦентром управления полётом было принято решение об ещё одной коррекции траектории корабля. 15 апреля, в 2 часа 40 минут 31 секунду (по Гринвичу), была подана команда на включение двигателя на 4 минуты 23 секунды. Коррекция траектории прошла успешно, но через некоторое время уточнённые расчёты показали, что корабль пройдёт мимо Земли на расстоянии примерно 165 километров и выйдет на орбиту с высотой апогея несколько сот тысяч километров. Полёт по ней занял бы слишком много времени, и астронавты неизбежно погибли бы. Нужно было в третий раз включать двигатель для ещё одной коррекции.

 Кризис систем жизнеобеспеченияВ 5 часов 30 минут содержание углекислого газа в атмосфере лунной кабины повысилось до опасной для жизни астронавтов величины. Патроны поглотителя углекислого газа не были рассчитаны на столь длительную работу. Было принято решение подключить поглотители, расположенные в отсеке экипажа командного модуля. Однако в этом отсеке нельзя было включить вентилятор, направлявший на поглотители потоки воздуха, поскольку это уменьшило бы и без того скудные запасы энергии. Кроме того, сменные поглотители командного и лунного модулей были невзаимозаменяемы. Центром управления полётом рассматривались различные варианты, велись эксперименты. Наконец, выход был найден, и о нём сообщили экипажу. Астронавты отсоединили от своих скафандров два шланга. Один из них они протянули от вентиляторов в лунной кабине к входу поглотителя в отсеке экипажа, а второй — от выхода поглотителя в лунную кабину. Для сборки и крепления шлангов к поглотителю в ход пошли пластмассовые мешочки из-под пищи, бумага и липкая лента. Это оригинальное и весьма изобретательное решение дало положительный эффект — содержание углекислого газа стало быстро уменьшаться и достигло вполне приемлемых величин.

В 23 часа 10 минут появился сигнал о перегреве одной из химических батарей. На Земле немедленно провели моделирование ситуации, но тревога оказалась ложной — батарея работала нормально, из строя вышел температурный датчик.

Газ, истекавший из двигательного отсека, закручивал корабль и затруднял наведение на Землю остронаправленной антенны. Связь с кораблём резко ухудшилась. По распоряжению руководства НАСА, был включён в работу американский радиотелескоп, расположенный в Паркса (Австралия). 16 апреля, незадолго до третьей коррекции траектории, повысилось давление в одном из баллонов с гелием. В результате сработал предохранительный клапан, и выходящий газ стал закручивать корабль с довольно большой скоростью. Правда, запасов гелия было достаточно, чтобы обеспечить запуск двигателя для коррекции, но вращение затрудняло её проведение.

 
Астронавты в Лунном модуле, миссия Аполлон-13, 15 апреля, 1970Недостаток энергии на борту привёл к нарушению теплового режима. Поскольку электрообогреватели включать было нельзя, температура в кабине начала падать и достигла 11 °C. Появился водяной конденсат, в кабине стало сыро. Экипаж, лишённый жизненного пространства, не имел возможности двигаться и стал замерзать. Астронавтам казалось, что в кабине холоднее, чем это было на самом деле. Они передали на Землю, что температура на корабле составляет всего 2—4 °C.

 Третья коррекция траектории16 апреля в 4 часа 31 минуту 28 секунд двигатель лунного модуля был включён ещё на 14 секунд — была проведена третья коррекция траектории. Однако измерения показали, что угол входа аппарата в атмосферу Земли хоть и попадает в допустимые пределы, но не оптимален. Требовалась ещё одна, четвёртая по счету коррекция.

 Четвёртая коррекция траекторииНа этот раз Центр управления полётом принял решение воспользоваться двигателями системы ориентации лунного модуля, с помощью которых можно было немного изменять угол входа корабля в атмосферу. Четвёртая коррекция была проведена 17 апреля в 12 часов 52 минуты 51 секунду и прошла успешно. Двигатели ориентации отработали 22 секунды. Расчёты показали, что корабль приводнится в приемлемом районе.

Отстыковка двигательного отсека (сервисного модуля) и коррекция увода спускаемого аппаратаПосле этого экипажу предстояло провести ещё несколько ответственных операций, в частности, выполнить отстыковку двигательного отсека от корабля. Если бы не авария, то эта операция была бы вполне заурядной, но в сложившихся условиях были опасения, что могли быть повреждены пиротехнические устройства, служившие для разрыва связей между двигательным отсеком и отсеком экипажа. Кроме того, двигательный отсек после его отделения обычно уводился с помощью вспомогательных двигателей, которыми теперь также нельзя было воспользоваться. Наконец, освобождённый от двигательного отсека корабль, представлявший собой нерасчётную связку отсека экипажа и лунной кабины, мог оказаться неустойчивой в динамическом отношении системой, стабилизация которой могла вызвать серьёзные трудности.

 
Поврежденный двигательный отсек «Аполлона-13» после отделенияПосле отработки различных вариантов на Земле было принято решение развернуть корабль на 45 градусов по отношению к направлению своего движения. Затем с помощью двигателей системы ориентации лунного модуля сообщить импульс по оси корабля так, чтобы он начал перемещаться вперёд двигательным отсеком. После этого необходимо было осуществить подрыв пиротехнических устройств, и с помощью двигателей системы ориентации корабля придать ему импульс в противоположном направлении (фактически пятая и шестая коррекции). Корабль и двигательный отсек в результате разойдутся в разные стороны. Несмотря на сложность процедуры, в 13 часов 14 минут 48 секунд двигательный отсек благополучно был отделён от корабля. В 13 часов 28 минут после увода отсека астронавты получили возможность его рассмотреть и сфотографировать.

Картина была ужасающей — целая панель корпуса длиной около четырёх метров и шириной свыше полутора метров оказалась вырванной взрывом, было повреждено сопло маршевого двигателя, у остронаправленной антенны образовалась своего рода свалка повреждённого оборудования. Служебный отсек был полностью выведен из строя взрывом.

Отделение лунной кабины
Следующей операцией было отделение от отсека экипажа лунной кабины. Эта процедура также была нештатной. Однако она была благополучно проведена по схеме, аналогичной отделению двигательного отсека в 16 часов 43 минуты. На тот момент в кабине оставалось всего около 20 килограммов воды и 15 килограммов кислорода. На период посадки ряд стран, в том числе СССР, Англия и Франция, объявили радиомолчание на рабочих частотах экипажа.

 Приводнение
Приводнение спускаемого аппарата, миссия Аполлон-13, 17 апреля, 197017 апреля в 17 часов 53 минуты 45 секунд отсек экипажа «Аполлона-13» вошёл в земную атмосферу, а в 18 часов 07 минут 41 секунду благополучно приводнился в 7,5 километрах от УДК «Иводзима (англ.)». Все члены экипажа «Аполлон-13» были спасены и доставлены самолётом в Гонолулу на Гавайские острова. Астронавты и наземные службы Хьюстона за проявленное мужество и исключительно высокопрофессиональную работу были награждены высшей гражданской наградой США — «Медалью свободы».

 Некоторые итоги полётаПолёт продемонстрировал трудности и опасности космического полёта и этим сделал ещё более весомыми успешные полёты кораблей «Аполлон-11» и «Аполлон-12».

Обеспечение благополучного возвращения экипажа после такой серьёзной аварии расценили как крупный успех, продемонстрировавший широкие возможности кораблей «Аполлон», эффективность наземных служб в аварийной ситуации, высокую квалификацию и мужество астронавтов.
В связи с необходимостью модификации кораблей «Аполлон» старт корабля «Аполлон-14» был отложен на пять месяцев.

Интересные факты
Старт «Аполлона-13» состоялся в 13 часов (местное время Флориды UTC-6) 13 минут со стартовой площадки № 39 (трижды 13) 11 апреля 1970 года — сумма цифр в дате 11.04.70 даёт число 13, а сама авария произошла 13 апреля;
Возможно, после этого инцидента в американскую разговорную речь вошла фраза Свайгерта: «Хьюстон, у нас возникла проблема» (англ. Houston, we’ve had a problem[3]). Сегодня эта фраза иногда звучит в варианте Houston, we have a problem — именно так она была озвучена в фильме, снятом по мотивам событий, причём в фильме её произносит Ловелл;
По событиям экспедиции было снято несколько кинокартин, наибольшую популярность получил одноименный фильм.

фото из интернета
Поврежденный двигательный отсек «Аполлона-13» после отделения


Рецензии