Моя беседа с Алексием Вторым

Это было несколько лет назад. Кто-то из знакомых, случайно сказал мне, что по пути в южную резиденцию, которая тогда ещё строилась, Патриарх
Всея Руси Алексий Второй сделает остановку, чтобы попить воды из источника Святая ручка. Скорее всего это был чиновник из местной мэрии, которого надо было проконсультировать по ряду вопросов, чтобы
встречающий его мэр не попал в просак при общении с его Святейшиством. Что я и сделал. Но потом вспомнил, что именно в этот день я буду ехать из Краснодара после очередного арбитража и могу не только увидать патриарха, но и поговорить с ним.
Когда-то, во время моей учёбы в Москве, у меня была возможность послушать проповедь патриарха, который был до Алексия - Пимена. Это был толи 1975, толи 1976 год. Я шёл к метро Новослабодская со своей землячкой и обратил внимание, что к церкви, расположенной недалеко от метро стекается много людей и предложил девушке свернуть и зайти в
собор. Она согласилась. И мы влились в этот поток верующих и прихожан. Когда до входа в церковь оставалось метров 50, нас остановили два молодых человека. Один был ростом поменьше и всё время молчал, второй был повыше, в пиджаке, белой рубахе и галстуке, в тёмных очках. Когда он поворачивал лицо, то как бы он не старался скрыть хорошего и свежего фингала, эта метка его боевых заслуг всё равно выглядывала наружу. Он спросил у меня : куда и зачем мы идём? Я ответил, что хотим послушать Пимена( мы уже знали о проповеди от прохожих), но молодой человек, представившись членом оперотряда(в Новороссийске таких почему-то называли презрительно хамсюками) объявил нам, что не может пропусть нас, так-как девушка одета в
брюки. Я подумал, что спорить с ним бесполезно, тем более он прав, да и фиолетовый синяк под глазом чётко говорил мне, чем может закончиться моё препирательство. Мы недолго посовещались и пришли к единной мысли, что это не судьба. К полному удовлетворению молодых блюстителей морали мы развернулись и ушли общаться друг с другом в другое общественное место - кафе. Изредка я вспоминаю этот случай и всё время жалею, что не смог послушать Пимена, ведь он был ещё и хорошим оратором.
В этот раз я поступил умнее. Я позвонил нашему батюшке - отцу Георгию и попросил у него благословения. Он сказал мне, что поскольку по административному делению земля принадлежит Новороссийску, там будет наш мэр, но это церковные владения Крымска и там будет отец Сергий: подойди к нему. Что я впоследствии и сделал.
Я приехал из Краснодара часа за три до встречи. Там уже находились несколько человек в милицейской форме в чинах, бродили и в штатском. вначале всё было как всегда просто и хаотично. Потом подъехал автобус с молодыми священнослужителями. Почему-то их стали проверять металлоискателем. Они все были в рясах и мне, стоящему в тенёчке и наблюдающему эту картину было просто забавно. Некоторым совали этот аппарат даже между ног. Потом подъехал целый автобус с рядовыми сотрудниками и их рассосредоточили практически в кустах по близости, чтобы никого не было видно. Подъехала и наша съёмочная группа. Ко мне подошла девушка- корреспондент и попросила организовать интерьвью с Крымским батюшкой - отцом Сергием. Потом всех блуждающих и пьющих воду посетителей, а так же жителей посёлка Неберджай, который находится поблизости оттеснили просьбами как можно дальше от источника воды и часовни. Я остался стоять практически один, как неопознаный ещё предмет. Вот тут ко мне и подскочил какой-то товарищ в штатском. Вы кто такой, спросил он? А вы кто, спросил я? Он сказал, что является начальником какого-то антитеррористического отдела при каком-то солидном заведении. Ситуация была щекотливой, так-как я не значился ни в одном из солидных списков. Но в этот момент, как раз к месту, подбежал какой-то солидный милицейский чин и сказал спецу, что это наш и не трогай его. У меня отлегло на сердце. Потом меня попросили убрать подальше мой мерс S-класса и я его завёл в кусты.
Связь у ментов стала работать всё напряжённее и через 10 минут перед источником появился кортеж патриарха. Практически пустая площадка перед источником наполнилась новыми людьми из машин кортежа. Появился и наш мэр, стоящий до этого поодаль. Подошёл и мэр Крымского района с отцом Сергием, который и был главным принимающим человеком. Я стоял рядом и мне было видно как он волновался. Подкатил мерседес с символикой его Святейшества. Патриарху помогли выйти из машины и отец Сергий дал пожать мерам руку Алексия Второго. На этом их общение с главой нашей церкви было закончено. Отец Сергий пригласил его Святейшество испить воды из источника. Как сейчас помню, он сказал ему, что вода очень сильная и пить её надо разбавляя простой водой. Алексий с удовольствием отпил воды из поднесённого ему стакана и в этот момент где-то рядом раздался высокий и резкий звук разбивающегося графина. Можно себе представить как эти звуки отозвались в душах ФСОшников и чиновников. Наступила короткая пауза, потом чьё-то неуклюжее объяснение и со словами, что посуда бьётся к счастью, церемония встречи продолжилась. Один молодой батюшка поднёс к патриарху маленькую девочку и он благословил её. Я стоял рядом, но передо мной был охранник, который почему-то в один момент отступил вправо и я оказался один на один с патриархом. Мне показалось, что наступила пронзительная тишина. Молодым священникам перед встречей не рекомендовали, мягко говоря задавать вопросы его Святейшеству, меры стояли за спиной у Алексия, а он смотрел на меня и чтобы пауза не затягивалась, я стал рассказывать о том, как и кто здесь построил часовню, после того, как меня представили его Святейшеству. Я бы с удовольствием попросил благословения у патриарха, оно мне было как нельзя кстати, но за его спиной стоял наш мэр, главный среди тех бесов, которые не давали мне строить театр. Стоял, как тот хамсюк, который не дал пройти мне на проповедь к Пимену. И я из соображений политкорректности( чтобы не поднимать скандала) промолчал о своём, хотя моё может быть и есть то самое общественное, а совсем и не личное. Ведь театр, это тоже духовность. Патриарх задавал мне вопросы о том сколько греков живёт в окрестностях, как строили и тому подобное... Я на всю жизнь запомнил его проницательный взгляд и умные, ясные глаза.
Не перегружая своим рассказом, в надежде, что когда-нибудь расскажу ему и про первую часовню, и про тех, кто строил вторую, я закруглился и в тот момент, когда приглашал Алексия зайти внутрь, почувствовал толчёк локтем в рёбра. Мне не надо было приглашать его святейшество пройти в церковь, так как мне говорили, что ему будет тяжело подниматься по ступенькам и надо быстрее ехать. но я сказал и не жалею об этом. Показывая путь рукой его Святейшеству, я повернулся боком, увидал недовольное лицо охранника, который, видимо и саданул меня под ребро сбоку. Алексий прошёл в часовню, постоял там и на выходе благословил всех кто стоял у него по пути к машине. Среди них был и я. Через день мой мер дал интервью местному телевидению. Он очень внимательно слушал мою беседу с патриархом и на вопрос корреспондента, о чём они говорили, исправно рассказал всё, что я говорил его Святейшеству. Поэтому я и не стану повторться. Потом я написал на компьютере письмо Алексию, но так и не закончил его, поэтому не отправил. Думал, что жизнь долгая и я успею ещё это сделать. Но не успел, суета сует. Сегодня мы с моим адвокатом проезжали мимо поворота на Святую ручку по пути из Краснодара, где по совпадению выйграли ещё один процесс в борьбе за театр, как и тогда, когда я встречался с его Святейшеством, но приехав домой узнал о горе. Много добрых слов будет ещё сказано об этом человеке и в эти дни и потом. Я бы сказал тоже, ведь после короткой встречи с ним, я смотрел на него уже совсем по другому - просто как на близкого мне человека...


Рецензии