социология

Термин «социология» происходит от латинского societas – общество и греческого logos – учение.  Буквально это означает – наука об обществе.
Термин введен О. Контом в «Курс позитивной социологии» т.4 1837

Предпосылки возникновения
Философские концепты представлений об обществе, начиная с Платона, Аристотеля.
Революции 19 столетия во Франции, Германии.
Формирование государств-наций.
Развитие и достижения в области естественных наук.


Объект исследования
Определенная часть окружающего мира, в том числе социального, существующая независимо от нашего сознания.
Он может быть собственным у каждой науки, а может быть и один для многих наук, которые исследуют его отдельные стороны, грани, выделяя свой предмет исследования.


Объект социологии
Это совокупность социальных отношений и взаимодействий, объединенных в различные формы социальной организации – группы, институты, организации, общности.

Общество как целостная социальная реальность; общество как эмпирически данная реальность; целостное развитие и функционирование общества; объективные социальные явления; социальные организации; социальные институты; социальные взаимодействия; социальные явления; социальные процессы; социальные отношения; социальные общности; социальные субъекты.

Объект социологии
Это совокупность социальных отношений и взаимодействий, объединенных в различные формы социальной организации – группы, институты, организации, общности.

Общество как целостная социальная реальность; общество как эмпирически данная реальность; целостное развитие и функционирование общества; объективные социальные явления; социальные организации; социальные институты; социальные взаимодействия; социальные явления; социальные процессы; социальные отношения; социальные общности; социальные субъект

Предмет исследования
Устанавливает границы изучения объекта, его исследовательскую предметную область.
Предстает как совокупность категорий и понятий, при помощи которых описывается объективная реальность.
Предполагает выделение для исследования одних свойств объекта и абстрагирование от других.

Предмет социологии
начиная со времен официальной науки, неоднократно менялись представления об ее научности и ее критериях, в следствии чего постоянно ускользал предмет исследования


Радикальные перевороты
Первый - связан с именами Дюркгейма и Вебера. Каждый из них противопоставил «априорной» науке об обществе Конта свою версию эмпирической социологии.
Второй - связан с опытом построения немарксистской социологии, с одной стороны, и феминологической социологии, с другой.
Третий – связан с развитием и влиянием синергетических концептов.

Три типа научности
классический (ньютоновский);
неклассический (эйнштейновский)
принципиально новый. Соответствующий переходу от Нового к новейшему времени (постмодерну).

Модель трех основных методологических подходов в социологии по Л.Ньюману

Основная цель социологии
Дать рациональное объяснение поведения социальных субъектов и определить механизмы решения социальных проблем.

Социологические исследования основываются на трех принципах
Принцип эмпиризма, означающем, что теоретические положения и выводы подтверждаются данными, полученными с помощью специфических социологических методов;
Принцип объяснения или теоретического обоснования полученных опытных данных, эмпирических фактов и обобщений;
Принцип свободы от ценностных суждений, т.е. независимости, объективности выводов

Структура социологического знания:
Двухуровневая:
    теоретическим и эмпирическим уровнями знаний (Ф.Знанецкий, В.Зомбарт, О.Нейрат) или, в другом варианте, так называемой макро- и микросоциологией (Дж.Морено, Дж.Гурвич, Т.Парсонс).
Треуровневая:
-  эмпирическое знание (методы и методология исследования),
- теории среднего уровня  Р. Мертон (теоретические концепты на базе эмпирических данных – социология города, социология молодежи, самоубийство и т.д.),
- общая теория социологии (общество и общность, теория воспроизводства общества, теория социальных систем и т.д.).

Хронологическое начало социологии
с «момента», когда этот предмет фиксируется в потоке гуманитарного знания. Датируется с акта официального провозглашения О.Контом, придумавшим сам неологизм из слов двух различных языков – социология.
сдвиг на более позднее время, начиная с работ Дюркгейма и Вебера, когда наука получила развитие эмпирического инструментария исследований.
перенос в глубь веков сначала к ближайшим, а потом и более отдаленным предшественникам Конта. Возник вопрос о существовании доконтовской, неофициальной истории социологии. Социологическое знание, по существу, долгое время накапливалось, так сказать, анонимно, когда теоретическое строгое изучение общества не связывалось еще научной общественностью с термином – и даже понятием – социология.


Этапы развития социологии
Первый этап развития социологии и датируют 40—80-е гг. ХIХ в. Позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер) и марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс).
Второй этап с 90-х гг. XIX в. до 20-х гг. ХХ в. Эмиль Дюркгейм (1858–1917) – автор функциональной теории. Макс Вебер (1864–1920) - германский социолог, основоположник «понимающей» социологии, которая, по его словам, понимает социальное действие и пытается причинно объяснить его течение и результаты.
Третий этап 20—60-е гг. XX в. Толкотт Парсонс (1902–1979) внес вклад в развитие структурного функционализма. Чарльз Райт Миллс (1916–1962) создал «новую социологию», положившую начало критической социологии и социологии действия в США.
Четвертый этап с середины 1960-х гг. Р. Мертон – «среднего значения теории», Дж. Хоманс – теория социального обмена, Г. Гарфинкель – этнометодология, Г. Мид и Г. Блумер – теория символического интеракционизма, Козер – теория конфликта и др.



МЕТОДы
Позитивистский метод
Изучение общества при помощи принципов и методов, используемых естественными науками.

ключевые слова: Эволюция, Прогресс, Законы развития общества
Ключевые фигуры: О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.
Дальнейшее развитие: универсальный эволюционизм (нелинейные теории)

О.Конт (1798-1857): "закон трех стадий"
Первая (теологическая) стадия характеризуется господством религиозно-мифологического сознания, объяснением причин и сущности вещей посредством сверхъестественных факторов.
На второй (метафизической) стадии, наступившей в 14 в., люди по-прежнему стремятся постичь первопричины и сущности, но теперь объясняют их при помощи абстрактных понятий, оторванных от реальности.
Третья стадия (позитивная), начавшаяся в 19 в., кардинально отличается от первых двух: ученые, наконец, отказываются от бесплодного поиска причин и сущности вещей (эти вопросы являются неразрешимыми, так как их нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть), а вместо этого изучают объективные законы, которые выявляются на основе наблюдений, сравнений и экспериментов.
Г.Спенсер (1820-1903)
опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений.
Общества, как и биологические организмы, развиваются в «форме зародышей» и из небольших «масс» путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы.
выделил два типа общества: «военное», в котором сотрудничество людей в достижении общей цели имеет принудительный характер, и «промышленное» с добровольным сотрудничеством.
Общество как социальный организм состоит из трех главных систем: «производящей средства для жизни», «распределительной», «регулятивной». Последняя включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе.

Э.Дюркгейм (1858-1917)
социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами.
 Общество возникает при взаимодействии отдельных индивидов, но после своего возникновения оно живет по своим собственным законам, которые влияют на поведение людей.
Элементами этой действительности выступают социальные факты, которые существуют независимо от индивидов и доминируют над ними, то есть оказывают на них принудительное воздействие.
различал материальные социальные факты (закон, бюрократия) и нематериальные (культура, социальные институты).
Центральная проблема - социальная солидарность. Солидарность базируется на разделении труда. Существует два исторических типа солидарности.
Первый тип — механическая солидарность, или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт. Этот тип солидарности наблюдается в архаических обществах.
Второй, более развитый тип солидарности был назван Дюркгеймом органическим. С возникновением разделения труда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме.
основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа.
Аномия — это негативное отношение индивидов к нормам и ценностям, преобладающим в обществе, результат разрушения солидарности.


Структурно-функционалисткий метод
Ключевые слова: структура, система, культурные границы, кодовый язык.
Ключевые фигуры: Г. Спенсер, Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон.

Дальнейшее развитие: Культурный функционализм
Малиновский – институты культуры рассматриваются как непосредственное выражение человеческих потребностей.
Радклифф-Брауна – общество как саморегулирующийся организм, потребности которого удовлетворяются основными социальными институтами.
Структурная антропология Леви-Стросса
      Смысл его антропологии в анализе деятельности людей по выборке понятий, в исследовании характеристик человеческого разума. Анализ мифологии, природа первобытных классификаций.
Структурный марксизм Альтюссера
      Идеология и политика являются условиями существования экономики. Тезис идеологического аппарата государства.
Критическая теория Фракфуртской школы
      Называли свой метод имманентной критикой. Доминирующей темой являлась тема перерождения социальных идеалов Просвещения в узкую и дегуманизирующую «технологическую рациональность».
Культурный марксизм
       Возвращение к молодому Марксу, приверженность к гуманизму – идеям освобождения человечества от всех форм эксплуатации, доминирования или подавления, акцент на значимости человеческого начала в социальных отношениях.

Т. Парсонс (1902-1979)
Теория социального действия. Подсистемы социального действия:
биологический организм (индивидуальное психологическое состояние человека, включая инстинкты и биологические потребности, влияющие на поведение человека).
система личности («Эго»): мотивационная структура индивида; организм и система личности вместе образуют «базисную структуру» и представляют собой совокупность индивидуальных потребностей и диспозиций (целедостижение как удовлетворение потребностей).
социальная система — совокупность образцов поведения, социальное взаимодействие (интеракция) и социальные роли (интеграция).
система культуры — культурные ценности и социальные нормы, необходимые для стабильного функционирования общества.

Социальный порядок.
 Нормативный порядок включает: социальный порядок и социальные нормы (неизменные правила, которыми руководствуются большие массы людей в силу приданного нормам легитимного статуса).
Социальный порядок возникает под воздействием 2-х процессов:
Тенденции социальной системы к самосохранению.
Тенденции к сохранению определённых границ и постоянства по отношению к среде  (гомеостатическое равновесие).

Социальные системы. Имеют структуру с взаимосвязанными уровнями: индивид - группа (коллективы) — институты — общество в целом. Каждому из этих уровней соответствует свой тип иерархии: технический, «менеджериальный», институциональный и социетальный.
На социетальном уровне социальная система организуется в виде слияния 4-х подсистем: экономической (функция — адаптации), политической (функция — целедостижение), «фидуциарной» (функция — латентность) и «социетальной общности» (функция — интеграции).

Р. Мертон (1910-1947)
Основными понятиями теории структурного функционализма Мертона являются «функция» и «дисфункция». Функции — по Мертону, те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде. Дисфункции — те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде.
Три условия, входящие в требования функционального анализа Р.Мертона:
Функциональное единство
Функциональная универсальность
Функциональная обязательность (принудительность)
Ввел понятие «латентные функции».
рассматривал структурный анализ как естественное развитие функционального, дополняющее, хотя и не заменяющее

Социометрический метод

«социальные системы являются притягательно-отталкивающими, нейтральными системами, включающими не только объективные, внешние проявления отношений, но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне»
Ключевая фигура Дж. Морено.
Дальнейшее развитие в рамках Чикагской социологической школы.

Дж. Морено (1889-1974): теория малых групп
С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Диалектико-материалистический метод

позволяет исследовать социальную действительность во всем ее многообразии, единстве и противоречии, количестве и качестве, отрицании нового старым.
Ключевые фигуры: Г. Гегель, К. Маркс, В.И. Ленин.

К. Маркс (1818-1883)
характеризовал свою концепцию как "материалистическое понимание истории" и утверждал, что ключом к постижению человеческой культуры и истории является производственная деятельность, труд.
Классовое противоречие
Общественно-экономическая формация
выделяет три общественных формации: первичную (община), вторичную (античность, феодализм, капитализм) и третичную. Первичная и третичная формации основаны на общественной собственности. Третичная формация и называется коммунизмом.

М. Вебер (1864-1920)
три типа легитимации власти (господства):
рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний;
традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией;
харизматический, основанный на вере в сверхъестественную святость, героизм, гениальность. или какое-то иное достоинство властителя и его власти, не подлежащее точному определению или понятному объяснению.
теория рациональной бюрократии, связанной с первым типом власти. В своём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебисцитной вождистской демократии» и разнообразные формы «демократии без вождя», цель которой сведение к минимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности и разделения властей.
теория "идеальных типов". Идеальный тип фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме.
четыре типа социального действия:
целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;
ценностнорациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха;
аффективное — определяется эмоциями;
традиционное — определяется традицией или привычкой

Феминологический метод

Ключевые фигуры: Э. Гуссерль, А. Шюц.
Отказались от идеи автономии социального мира от человеческой субъективности, от идеи причинной обусловленности сознания. «Авторский» доступ к содержанию своего сознания и своих интенций. Тезис «социальное конструирование» реальности.
Конструкты двух уровней: в жизненном мире и в социальных теориях.
Дальнейшее развитие в теории «социальной повседневности».

Э. Гуссерль (1859-1938)

Основой познания является очевидность (непосредственное созерцание). Гносеологическое исследование должно быть беспредпосылочным, то есть должно основываться только на очевидно усматриваемом, отказаваясь от всяких предварительных теорий.
Привилегированное место в составе сознания отводится чувственным созерцаниям (восприятиям, представлениям и т. д.) как основополагающему элементу, лежащему в основе всех остальных переживаний сознания (ценностных, волевых и пр.).
«Посредством аналогизирующего восприятия для меня появляется Другой (то есть отличный от меня субъект)»

А. Шюц (1899-1959)

Основное внимание уделял созданию философского фундамента социальных наук.
задача состояла в необходимости понять процесс становления объективности социальных феноменов на основе субъективного опыта индивидов. Шюц показал, как неизбежная ограниченность и специфичность индивидуального опыта преодолеваются благодаря свойственным повседневному взаимодействию идеализациям ("тождества объектов" и "взаимозаменяемости точек зрения"), в силу действия которых складывается стандартизованная типологическая структура восприятия объектов, личностей, мотивов деятельности в повседневной жизни.

Ж. Бодрийяр (1929-2007)
Ввёл понятие гиперреальность как развитие марксистского понятия надстройка. Основа гиперреальности — симуляция. Единицами гиперреальности являются симулякры — знаки или несамотождественные феномены, отсылающие к чему-то другому, а потому симулятивные.
Бодрийяр развил учение о трёх порядках симулякров: копии, функциональные аналоги и собственно симулякры. К третьему порядку симулякров он относил все современные феномены, включая деньги, общественное мнение и моду. Они функционируют по принципу символического обмена.
Современную эпоху Бодрийяр называет эрой гиперреальности — надстройка определяет базис, труд не производит, а социализирует, представительные органы власти никого не представляют. Современную эпоху характеризует чувство утраты реальности. Последним бастионом реальности становится смерть («смерть, пожалуй, единственное, что не имеет потребительной стоимости»). На смерти основана любая власть и экономика. Но в этом случае смерть выступает не сама по себе, а как фантазм (представление). В искусстве Бодрийяр видит критическую и терапевтическую функции по возвращению реальности.


Этапы процесса исследования

Определение проблемы
Обзор литературы (кто и в какой мере, как и на какой методологической основе, какие результаты)
Формулирование гипотезы
Разработка исследовательского проекта (цели и задачи, методологический базис, операционализация понятий, выбор метода/ов исследования, разработки инструментария и плана исследования)
Проведение исследования
Интерпретация результатов
Написание отчета по результатам исследования
Публикация

Методы исследований

Включенное наблюдение
Опросы
Документальное исследование
Эксперименты
Интервью
Жизнеописание (Биографический метод)


Включенное наблюдение

Исследователь живет вместе с группой или сообществом, которые он изучает.
Опасности:
Чувство одиночества;
Нежелание членов группы или сообщества говорить о себе откровенно;
Физическая опасность (криминальные структуры)
Первыми были антропологи-исследователи, мореплаватели географы (Фрэнк Г. Кашинг 1870 Нью-Мексика, Николай Николаевич Миклуха-Маклай 1871 г. Новая Гвинея

Опросы

Субъекты отвечают на ряд утверждений или вопросов анкеты или интервью.
Два вида:
- Стандартизированный
Открытый

Генеральная совокупность – подразумеваются люди, находящиеся в фокусе исследования.
Выборка – часть генеральной совокупности, отражающая целое.
Репрезентативная выборка – группа исследуемых индивидов типичная для населения в целом.


Виды выборки

Случайная выборка
Неслучайная выборка
Основного массива (60-70%)
Квотная выборка – отбирается определенное количество респондентов (не менее 4-х) по ряду признаков
Целенаправленная выборка – отбираются типичные элементы по установленным критериям и т.д.

Позитивные оценки
Ответы легче учитывать и анализировать;

Позволяет исследовать большое количество людей

Негативные оценки
Создает видимость точности результатов (поверхность ответов, готовая модель видения проблемы исследователя);
Шанс высокого уровня отказов.


Документальное исследование

Систематическое использование печатных и рукописных материалов в работе (публичные и частные записи).
Вторичный анализ данных – зафиксированных результатов исследования – полученных другими учеными.


Позитивные оценки
- Позволяет расширить временные, географические рамки исследования.


Негативные оценки
Достоверность информации;
Различия в методологии сбора и обработки статистических данных


Эксперименты

Призван выявить причину и следствие в строго контролируемых условиях.
Стратегии нейтрализации внешнего влияния:
Чтобы быть уверенными в том, что они выявили правильную причину, исследователи тщательно контролируют другие факторы, способные вмешаться в эксперимент и повлиять на результат.
Разделение субъектов на экспериментальную и контрольную группы.

Хоторнский эффект

Изменение поведения субъекта, вызванное простым осознанием того, что его изучают.
1930-е гг.
Западная электрическая компания

Позитивные оценки
Можно контролировать степень влияния тех или иных переменных;
Эксперимент легче повторить другим исследователям.

Негативные оценки
Многие аспекты социальной жизни не могут быть перенесены в лабораторию;
На ответы участников эксперимента может оказать воздействие ситуация эксперимента.


Интервью

Четкого различия между методом опроса и методом интервью нет, поскольку там, где вопросы задаются непосредственно по опроснику, исследователь фактически интервьюирует респондента.
Разновидности:
Структурированное интервью
Свободное


Жизнеописание

Состоит из биографического материала об определенных индивидах, обычно в их собственном изложении.
Жизнеописания не обязательно охватывают все сферы жизни индивида, или даже важнейшие ее аспекты.
Самая известная работа В.И. Томаса и Ф.    Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» пять томов, опубликованных 1918-20 гг.




Личность и общество

Человек
представляет собой многоуровневую систему (биологическую, социальную, психическую), стороны которой фиксируются при помощи частных понятий.

Личность
это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности «общения».

Индивид
это отдельный человек, единица человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества, разума, воли, потребностей, интересов, ценностей и т.д.


Структура личности

Психоаналитическая теория
    З. Фрейда:
ОНО – это сфера подсознательного и бессознательного;
Я – сфера сознания, определяющая компонент личности, управляющий ее контактами с внешним миром;
Сверх Я – это сфера интериоризированной культуры: освоенные индивидом социально значимые нормы, стереотипы и т.д.


Сорокин
Личность обладает многоплановой
   мозаичной структурой, в которую могут входить 
   следующие элементы:
Качества, позволяющие личности взаимодействовать с другими людьми;
Индивидуальные и социальные потребности личности и механизмы их удовлетворения;
Знания, навыки, позволяющие оптимально выполнять заданные функции;
Задатки и способности к различным видам деятельности;
Ценности и принципы, которыми руководствуется личность в процессе жизнедеятельности.


Теория «зеркального Я» Ч. Кули:
Представления о том, как нас воспринимают другие;
Представления о том, как они реагируют на наше поведение;
Представления о том, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей.

Символический интеракционизм
     Дж. Мида:
I (self) - импульсивная неупорядоченная тенденция психической жизни индивида, почти аналогичная фрейдовскому, бессознательному.
Me - усвоенные человеком установки (значения и ценности), обобщенную оценку индивида другими людьми.


Социальная структура личности

характеризует как «внешнюю», так и «внутреннюю» соотнесенность человека с социумом:
«внешняя» соотнесенность выражается в системе социальных статусов и моделей ролевого поведения;
«внутренняя» соотнесенность
    представлена в субъективно
    осмысленных позиций и ролевых
    ожиданий.


Концепция социальных ролей

Социальный статус характеризует 
   место (положение) личности в   системе социальных отношений в соответствии с ее рангом или конкретными правами/обязанностями.
Социальная роль включает
   в себя нормативные требования
   и нормативные ожидания
    участников взаимодействия.

Диспозиционная структура личности

Психологическая теория диспозиций
принадлежит Г. Олпорту:
Каждый человек обладает уникальным набором черт, во многом определяющим его поведение в различных ситуациях. Следовательно, человек демонстрирует определенное постоянство в своих действиях, мыслях, эмоциях независимо от течения времени, событий и жизненного опыта;
Каждый человек уникален. В мире невозможно найти людей абсолютно идентичных друг другу.

В социологии основателями диспозиционной теории личности считаются В.И. Томас и Ф. Знанецкий.
Ввели понятие «аттитюд» (установка). Выражающее направленность человека на тот или иной вектор поведения.


Парадигма социального поведения

состоит в понимании поведения человека как соответствующей реакции на определенные внешние стимулы. Особое внимание акцентируется на проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения.


Бихевиоризм

Теория чистого психологического бихевиоризма (Р. Бёгесс, Д. Бишелл). Эта теория представляет одну из форм психологического редукционизма.  Она сводит социальное поведение к поведению психологическому и использует для его описания биологические и психологические понятия.
Теория социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау). Здесь индивид рассматривается как организм с биологическими потребностями, ищущий вознаграждения. Предполагается, что индивид в поисках вознаграждения способен производить неосознанные и рациональные расчеты соотношения "затрат и вознаграждения" при нахождении своей линии поведения. Содержание теорий социального обмена основано на формальной разработке и уточнении установок утилитаризма.


Этнометодология

Представители данного направления считают, что, вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет (или должно) протекать это взаимодействие, причем представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения. Отсюда программное положение этнометодологии: "Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении".


Теория интеракционизма

Социальное действие следует изучать с позиций "актера", деятеля, т. е. вжиться в его роль и смотреть на мир и ситуацию действия в соответствии с его оценками и толкованиями. Индивид - центр социального мира. От исследователя ускользают важнейшие социальные факторы,  которые влияют на действия людей, но непосредственно не постигаются ими, не входят в состав повседневных мотиваций действия.


Теория социального конфликта

Существование общества определяется конфликтом, в основе которого лежат конкуренция и эксплуатация.  
Конфликт  понимается не только как борьба классов, но и как "конфликт" различных социальных групп –
   этнических,
   профессиональных
   и т. д.


Ценности, оценки и ценностные ориентации в структуре социологического знания

Разнообразие социальных ценностей

Моральные
Этические
Идеологические
Политические
Религиозные
Экономические
Эстетические и т.д.


Важнейшая функция социальных ценностей

играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий.
Социальные ценности могут служить мерилом оценок:
что предпочитается в наибольшей степени;
что считается нормальным, правильным;
что не одобряется, порицается

Отношения между культурно предоставляемыми ценностями

Во-первых, ценности распределяются по степени их общественной значимости и важности в определенную иерархическую структуру (более или менее высокого порядка, более или менее предпочитаемые).
Во-вторых, отношения между ценностями могут быть гармоничными, взаимно подкрепляющими, нейтральными, антагонистическими, взаимоисключающими.


Система ценностей

структурирует, упорядочивает для индивида картину мира.
Благодаря выявлению системы ценностей можно определить:
природу человека, его идеал личности;
картину мира, восприятия и понимания природы;
место человека, его роль в системе мироздания;
отношение человека к человеку;
характер общества, идеал общественного устройства.

Социальные нормы

Нормы – это абстрактно сформулированное правило, предписание.
Социальные нормы не расчленены в общественном сознании на цели и средства, они существуют в виде стереотипов (стандартов поведения).

Культурное правило
с его двумя разновидностями – нормами и ценностями – представляет собой самый малый, простейший элемент ценностно-нормативной системы.
 Интеграция правил происходит вокруг определенной сферы общественной жизни, подлежащей регулированию.

Структурирование ценностно-нормативной системы в рамках одной культуры

Проблема универсализации или партикуляризации правил касается возможности их применения в различных институтах.
Следует разделять межкультурную универсальность норм и межинституциональную универсальность


Социальная роль

набор ценностей и норм, связанный с определенной социальной позицией, приписанный этой позиции и требуемый от каждого, кто эту позицию занимает.
Существует множество правил, которые определяют действия человека в рамках каждой его единичной роли, тем более в совокупности нескольких ролей.


Внутренне несоответствие норм приводит к:
Антиномии
Амбвивалентности
Конфликтам в рамках одной роли
Конфликтам ролей
Напряженности

Подсистемы в общей ценностно-нормативной системе общества
Обычаи
Нравы
Право


Обычаи
широкая шкала правил, сопутствующая нам в повседневной жизни.
Рефлекторный автоматизм, с которым мы подчиняемся обычаям, формирует наш  этноцентризм, убеждение в естественности наших обычаев и удивление по отношению к другим.

Нравы
опираются на моральные нормы.
Они затрагивают интересы других людей, вторгаются в сферу их автономии и свободы.
Моральные нормы касаются фундаментальных отношений между людьми. Они менее всего конвенциональны, ибо выражают императивы коллективного образа жизни представителей определенного людского рода.
Нарушение моральных требований и запретов вызывает гораздо более резкую реакцию общественности, нежели соблюдение или несоблюдение обычаев.

Право
Для него наиболее существенным является не содержание регулирования, а способ этого регулирования.
Не формируется спонтанно, а устанавливается государством.
Формулируется в письменном форме, публикуется и систематизируется в кодексах.
На стаже права стоит особая система санкций, специально созданных для этого органов правоохраны и правопорядка.


Социальный контроль
Нравы и обычаи – основные правила повседневной жизни.
Соблюдение или нарушение правил социальной жизни вызывает соответствующую реакцию со стороны окружающих, которая принимает форму либо поощрений, либо наказаний.
Санкции образуют систему социального контроля.


Мода
близка обычаям, касается сравнительно поверхностных проблем.
Меняется сравнительно быстро, но в период когда она царствует, она обретает монопольные права и категорически диктует требуемое поведение, унифицируя общество.
Это целенаправленное явление в отличии от спонтанности обычаев.


Целостность и конфликтность ценностно-нормативной системы

По мере эволюции и развития общества образцы и общественные правила усложняются.
Интеграция культур делает все более частыми контакты между культурами, усиливая их  взаимодействие, взаимовлияние и перемешивание.
Ускорение социальных процессов приводит к  изменениям стиля жизни в пределах человеческой жизни.


Формы противоречий в ценностно-нормативной системе

Аномия.  Когда нормативная система утрачивает стабильные внутренние связи и их заменяет хаос (Э. Дюркгейм).
   Специфическое расхождение между утвердившимися в данном обществе ценностями и институционализированными нормами
(Р. Мертон).
Нормативная антиномия.  Конфликт между нормативными подсистемами, морали и права.
Культурный диссонанс. При смене социального строя существование двух культур: старой и новой.


Общее учение об установке Д.Н.Узнадзе
Иллюзия объема.
Иллюзия силы давления.
Иллюзия слуха.
Иллюзия освещения.
Иллюзия количества.
Иллюзия веса.
Установка как основа этих иллюзий.



Установка

представляет собой устойчиво доминирующее психологическое состояние, которое связано с межличностными и личностно-общественными отношениями, отношением к труду и т. д.
Социальные установки в определенной степени регулируют межличностное взаимодействие: присутствие других людей “включает” в действие сложный комплекс установок по отношению к взаимодействию с другими людьми в разных видах деятельности.


Социализация. Девиация


Социализация

это процессы, посредством которых отдельный человек становится полноценным членом социальной группы (П. Штомпка).
социальный опыт, охватывающий всю жизнь, благодаря которому индивиды развивают свой человеческий потенциал и усваивают культуру (Дж. Масионис).
процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился (Э. Гидденс).


Теории развития людей
Эволюционная теория Дарвина.
               
                Бихевиоризм (Джон Уотсон) – корни человеческого поведения не в наследственности, а в воздействии окружающей среды. Современные приверженцы теории не так категоричны: реализация индивидом того или иного врожденного потенциала зависит от факторов окружающей среды, создающих возможности к его развитию.


Социальная изоляция

Существует та точка, установить которую со всей определенностью нельзя из-за малого числа изученных случаев, после которой изоляция в младенческом возрасте вызывает необратимые нарушения в развитии.


Осмысление социализации

Ж. Пиаже: четыре стадии когнитивного развития
 сенсомоторная стадия – уровень человеческого развития, когда индивиды воспринимают мир только чувственно.
дооперациональная стадия – уровень развития человека, когда индивиды впервые начинают использовать языковые и другие символы.

стадия конкретных операций – уровень человеческого развития, когда индивиды впервые воспринимают причинные связи в своем окружении.
   стадия формальных операций – уровень развития человека, когда индивиды мыслят абстрактно и критически.

Л. Колберг: моральное мышление – способы, которыми индивиды оценивают ситуации как правильные или неправильные.
Доконвенциональный уровень – правильность приравнивается к тому, что приятно.
Конвенциональный уровень – определение правильного или неправильного с точки зрения родителей и согласованности с культурными нормами.
Постконвенционный уровень – оценка выходит за рамки норм своего общества, соотносят с понятиями независимости и справедливости.

К. Гиллиган: гендерный фактор –
представители двух полов используют различные стандарты правоты.
 мальчикам свойственен подход справедливости, они опираются на формальные правила.
девочкам свойственен подход заботы и ответственности, когда ситуация оценивается с прицелом на личные отношения.


Агенты социализации

Семья
Школа
Группы равных
СМИ


Ресоциализация
- радикальное изменение личности заключенного путем тщательного контроля над окружающей средой (И. Гоффман).
Мир тотального института – условия, в которых люди изолированы от общества и ими управляет персонал администрации.

Девиантность
осознанное нарушение культурных норм.
; ни одна мысль и ни один поступок не бывают девиантными по природе; они становятся таковыми лишь по отношению к определенным нормам; последние повсюду разные поэтому отличается девиантность.
; люди становятся девиантными, когда оказываются таковыми в глазах других.


Э. Дюркгейм: функции девиантности

Подтверждает культурные ценности и нормы.
Реакция на девиантность уточняет границы морального.
Реакция на девиантность способствует социальному единению.
Побуждает к реализации социальных изменений.


Теория напряжения Мертона
Избыточное проявление девиантности оказывается следствием определенных общественных порядков.
Институционализированные средства:
;Конформность – преследование традиционных целей одобренными средствами.
;Инновация – использование нетрадиционных средств для достижения культурно одобренной цели.
;Ритуализм – невозможность оказаться на вершине успеха с помощью нормативных средств.
; Ретретизм (путь изгоя) – отказ от культурных целей и от средств.


Девиантные субкультуры
Криминальные субкультуры – обеспечивают людей знаниями, навыками и другими ресурсами для преуспевания нетрадиционными способами.
Ретретистские субкультуры – выпасть за рамки общества из-за злоупотребления алкоголем и другими наркотиками.
Конфликтные субкультуры – к насилию подталкивают фрустрация и жажда почета.
Делинквентная субкультура – достоинствами объявляются те качества, которые у них есть; поведение, на которое они способны.


Рецензии