Из Америки за Любовью.. ЧастьIII -2

***               
Первое мое потрясение случилось в Мавзолее Яссауи, когда я нашла его надгробие и приблизилась к нему как можно ближе. Когда-то доступ к надгробиям был открыт для паломников, все прикасались к нему руками и, наверное, испытывали еще большее волнение, чем я, глядя на него через решетчатую оградку. Но даже само присутствие рядом с этим прохладным камнем вызывало смятение души и ощущение бесконечности времени. Я просто перестала ощущать реальную почву под ногами и растворилась с вечностью. Это длилось несколько минут, потом ко мне вернулось и дыхание, и нормальный поток мыслей, но осталось это ощущение мизерности бытия перед вечностью. Наверное, все люди, посещающие могилы, испытывают те же чувства, что испытала и я. Просто для меня это было еще и особо значимо: я отождествляла этот камень со всеми моими окружающими и благодарила того, кто много веков лежал под этим надгробием за то, что он был их предком, вселил в их души столько любви к ближнему и научил их быть теми, кем они сейчас есть!
Потом я вышла на пыльную дорогу города и бесцельно побрела по обочине. У меня оставалось еще целых шесть часов до обратного поезда. Хотя, цель-то у меня была: нужно было найти надежное транспортное средство для того, чтобы добраться до следующего мавзолея, но я вскоре поняла, что это священное место совсем не похоже на модерновый Алматы. Напрашивалась нелепая мысль, что такое значимое, священное место совсем забыто Богом. Хотя я была приятно удивлена, что дорога до мавзолея оказалась гладкой, как зеркало. Ехать на разбитых советских Жигулях мне совсем не хотелось, я ведь приехала только отдать дань предкам, а не свою жизнь. Минут через сорок я увидела приличный Фольксваген, его хозяин любовно домывал свою машину, и я сразу решила, что он меня и повезет. Когда я подошла к нему и увидела родимое пятно на его лице, еще раз убедилась в правильности своего выбора – этот человек помечен от рождения, не может он быть плохим! И не ошиблась. Мы провели вместе остаток дня. Этот мужчина средних лет оказался прямым потомком великого Яссауи, узбеком по паспорту, но с арабскими корнями, которыми очень гордился. Я даже не запомнила его имени, но полностью доверилась ему и ни на минуту не пожалела об этом: он оказался отличным проводником по священным местам.

***
Когда мы прибыли в Отрар, я вышла из машины и, почему-то, пошла налево, опять ощутив себя клубочком, который сам по себе катится. Величественное строение Мавзолея, вообще-то, было справа от машины. Я быстро прошествовала мимо гостиницы, библиотеки и каких-то зданий, выискивая сам Мавзолей. Вдруг молодой, смуглый казах в белой тюбетейке преградил мне путь и спросил, куда я так стремительно направляюсь. Я даже немного опешила: никак не ожидала такого внимания, “катилась” себе, куда глаза глядят и ноги несут. Он взял меня за руку и сказал, что мне надо идти с ним и что он мне все покажет. Мы зашли в здание библиотеки, сняли обувь и сели на коврик перед открытым Кораном. Он сказал, что должен дать мне “бата”, что означает  “молитвенное напутствие”. Я не стала говорить, что я его не просила, но он сам мне сказал, что мне надо далеко ехать и напутствие необходимо. Он прочел молитву, поколдовал вокруг меня и сказал, что от меня исходит сильное биологическое поле, что впереди мне предстоит дальняя дорога, что у меня есть взрослый сын, который живет вдали от меня. Все это было чистой правдой, но меня не удивила его способность все это видеть. Я верю, что люди, которые служат священным захоронениям и не такие способности имеют! Что меня больше удивило в нашей встрече, это сама встреча. Он будто ждал меня, хотя, возможно, это его работа. Еще больше удивил меня его последний жест, когда мы прощались: сначала мы пожали руки, затем он крепко обнял меня и поцеловал….прямо в губы. Поцелуй был быстрым, но очень шокирующим. Я не поняла в первое мгновение, гневаться мне или принять это за напутственный порыв. Позже этот эпизод вызывал у меня только улыбку при воспоминании. Ну, он же тоже человек, хоть и мулда! А, может, он передал мне поцелуй “сверху”?

***
Выбежав из библиотеки, я направилась через дорогу в сам Мавзолей. У ступеней стоял другой казах, более пожилой. Он подошел ко мне, попросил разуться и повел вовнутрь. По дороге он рассказывал легенду о том, как Арыстанбаб вызвался сохранить косточку от хурмы, которая олицетворяла исламскую веру, у себя за щекой на протяжении четыреста лет, чтобы передать ее представителю Казахского народа. Этим представителем оказался одиннадцатилетний мальчик Ахмет Яссауи, который подошел к нему на рынке и попросил отдать то, что он так долго хранил. По преданиям, так пришел на Казахскую землю суфийский ислам. В наше время это течение ислама, проповедующее аскетизм в религии, утратило силу. Но Туркестан от этого популярности у паломников не потерял. В народе говорят, что Туркестан – это маленькая Мекка, и что она какими-то путями связана с главной Меккой. Легенд, в общем, много. И за свое путешествие я услышала часть из них. Мне самой захотелось это узнать, хотя я – совсем не любительница истории. Но одно дело просто узнавать из книг, а другое – слышать это от прямых потомков и иметь возможность прикоснуться к этому самой.
Мой сын, к слову сказать, очень многому меня научил по мере своего взросления. Он намного раньше меня прозрел. Может оттого, что прикоснулся к Буддизму и культуре Востока еще на первых курсах колледжа, где он с первого курса изучал Японский язык и Востоковедение.  Да, и еще его занятия Тейк - Ван –До каратэ в школьные годы, думаю, во многом повлияли на формирование его философского мышления. Каждое лето, начиная с последнего класса школы, он самостоятельно путешествовал по Европе, а позже – по Японии. Из каждого путешествия он приезжал без особых подарков, что очень меня обижало. Я, следуя традициям общества, ожидала какой-то сюрприз из его путешествий. А он невозмутимо отвечал мне:
“ А какой тебе интерес от безделушки, которую я тебе бы привез из Италии или Австрии – не ты же посетила эти места, а я.” До меня вся суть этого дошла только там, у Мавзолея. Правда, был один случай, когда я отпарировала своему сыну его же оружием: он привез гладкий камешек с побережья Ниццы и гордо вручил мне. Я тогда вернула ему этот “подарок” почти что с теми же словами: “Ты же пробежался по этому побережью, тебе этот камешек и должен быть дорог”.

***
В Мавзолее события развивались еще более неожиданно. Мулда подвел меня к надгробию Арыстанбаба и стал рассказывать, что войти вовнутрь этого помещения никто не может, что можно только смотреть на камень через воротца, хотя сам в это время уже открывал навесной замок. Он сказал, что мне обязательно нужно войти туда и что он хочет провести обряд очищения со мной. Не знаю, было ли что-то написано на моем лице или все они умеют видеть сквозь людей, и знают, что кому требуется…
Он предложил мне лечь на ковер и начал перекатывать меня из стороны в сторону. Я периодически видела очень высокий купол Мавзолея с какими-то дырочками в нем, и мне казалось, что вся плохая энергетика улетучивается вверх и исчезает в этих дырочках. Потом он попросил меня подняться и опереться руками о надгробие. В тот момент по мне пробежала целая волна волнения: мне даже не верилось, что я на самом деле прикасаюсь к этой вечности. Тогда мне стало более понятно, почему людям нужно было прикасаться к надгробию – тебя просто охватывает экстаз от такой близости с бесконечностью! А вывел меня из этого экстазного ступора большой, ярко-зеленый, настоящий и живой кузнечик, который примостился на надгробии прямо между моими ладонями. Мне стало легко и весело, голова еще немного кружилась от перекатывания, и ужасно захотелось вернуться обратно к жизни и радоваться каждому ее дню. Мулда еще какое-то время рассказывал мне легенды, ведя через зал. Потом мы остановились посередине мавзолея и я, вдруг, увидела целую группу людей, сидящих в кругу и ожидающих моего спутника. Нас так далеко унесло от окружающих, что мне даже стало неудобно за то, что я отнимаю их время. Я быстро попрощалась, но он довел меня до порога, крепко обнял и отпустил. Не знаю, не понимаю и не хочу комментировать все, что приключилось со мной внутри Мавзолея: это что-то реальное и мистическое вместе, к тому же, я по натуре очень впечатлительная и эмоциональная (но, замечу, не фантазерка и никак не пытаюсь отметить свою какую-то особенность!).               


Рецензии