Закопал и вынырнул

Автор: M. Bruk   
10.05.2012 20:55
В тексте Торы можно встретить глубокие конструкции в которых «встречаются» пары проявлений важного аспекта.
Когда нужно вскрыть очень глубокую тему, ее демонстрируют на двух примерах-историях.
Эти истории внешне очень разные и иногда читатель может сам не заметить связь между ними. Но когда мудрец — комментатор Торы сопоставляет эти два сюжета, становится видным множество интересных идей и подходов.
Мы разберем одну из таких пар. Нужные нам детали — описаны не в самом тексте Торы, но в мидрашах, которые обогащают сюжет ценными моментами.

Тема - «использование и влияние Б-жественного Имени».
Рассмотрим первый сюжет. Когда Моше вышел посмотреть на то, как работают евреи в рабстве, он увидел как египтянин бьет еврея. Сказано в Торе, (Шмот 2:12), что Моше «... убил Египтянина и скрыл труп в песке». Мидраш добавляет нам подробности и говорит, что Моше убил Египтянина, произнеся особое Имя Б-га.
Вторая история: Перед выводом евреев из Египта у Моше была особая миссия. Он должен был найти и достать саркофаг с телом Йосефа, чтобы вынести его с собой из Египта.
Мидраш сообщает нам, что саркофаг был спрятан на дне Нила. Моше взял золотую табличку. На одной стороне он написал фразу «Бык, встань» (Бык — это знак Йосефа), а на другой стороне — написал специальное Имя Б-га. И кинул Моше эту табличку в реку и саркофаг всплыл и подплыл к Моше.
Мидраш не обязательно воспринимать буквально. Подобные истории имеют также мистический, символический и психологический смысл.

Мы видим две истории в которых есть общий ключевой элемент - Моше использует Имя Б-га для реализации своей задачи.
Обычный читатель (даже знакомый с этими мидрашами) может и не заметить этой связи. Поэтому у Торы в течение истории было множество комментаторов, которые совместными усилиями «подметили» для нас важные идеи и связи.
Воспользуемся этой связкой и посмотрим какие аспекты нам вскроются при сравнительном анализе.
Мы можем увидеть противопоставление.
В первой истории — Моше опустил (закопал в песок) тело Египтянина.
Во второй истории — Моше поднял (заставил вынырнуть из воды) саркофаг с телом.
Египтянин в первой истории — был «отъявленный злодей», Йосеф — во втором сюжете — архетип Цадика (Праведника).
Эти схемы — раскрывают великое правило жизни: «Уйди от плохого, возьми хорошее».
Можно увидеть развитие этих тем.
Труп Еиптянина Моше закапывает в песок.
На духовном уровне это можно понять следующим образом.
Если зерно закопать в Землю, оно прорастет. Если закопать в песок, ничего не вырастет, так как песок — инертный по отношению к жизни.
Можно это проинтерпретировать, что Моше «заморозил» плохое, чтобы оно не давало рост.
Вода в которой находился саркофаг Йосефа — символизирует жизнедавание.
Вода пробуждает. Песок консервирует.
Есть еще любопытные развития этих историй.
Говорят другие мидраши, что убитый Моше Египтянин перед этим обманным путем имел близость с еврейкой и от этого родился весьма одиозный персонаж. Говорится о нем (Ваикра 24:10) «Вышел сын Египтянина... и оскорблял и проклинал имя Б-га...» И далее (Ваикра 24:23) «И вывели проклинающего за пределы стана и забросали камнями... как Б-г повелел Моше».
Мы видим две интересных связки. Сын «проклинал имя Б-га», а его отец был убит с помощью имени Б-га.
И еще - отца закопали в песок, сына забросали камнями.
Можно сказать, что от меньшего зла рождается большее зло — и мы его не просто «закапываем в песок», но и «заваливаем камнями», чтобы оно не могло «подняться» внутри нас.

Еще интересный момент. Историю с Египтянином рав Кордозо объясняет интересным способом.
Он говорит, что Египтянин — это часть личности самого Моше (выросшего во дворце фараона). И образно говоря Моше «убивает египтянина в себе». Моше меняет свою идентификацию.
Как советский еврей — считал себя советским, но не евреем. А «пробудившись», он «убивает в себе совка» и пробуждает еврея.
Во второй истории идет речь о пробуждении внутри нас праведника (Йосеф-цадик), который «всплывает из глубины реки» и активируется в нашем внутреннем мире.

Мы получили «рецепт» правильного жизненного пути.
Мы должны с Б-жественной помощью - «деактивировать» в себе негативные качества и «засыпать/завалить» их (песком или камнями). И мы должны сделать, чтобы внутри нас проявлялось праведное начало, чтобы мы смогли реализовать свою миссию на земле.


Рецензии